Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различие первого и второго проектов идеального государства Платона↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мачин И. Ф.
М37 История политических и правовых учений: конспект лекций.
— М.: Юрайт-Издат, 2007. — 208 с. — (Хочу все сдать!) ISBN 978-5-94879-81 1-0
Непосредственной сдаче экзамена или зачета но любой учебной дис-циплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент дол-жен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компью-терным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффек-тивному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или за-чету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого про-сто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой зада-чи применительно к курсу «История политических и правовых учений».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государст-венного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам юридических вузов.
УДК 32 ББК 66.1я73
© Мачин И. Ф„ 2003
ISBN 978-5-94879-811-0 © ООО «Юрайт-Издат», 2007
www.infanata.org
1) логической основы, объединяющей мифологию, фи-лософию (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рациона-лизм и др.), религию, науку (психология, биология, социо-логия и др.);
2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхож-дения государства, суверенитета государства и др.);
3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логично вытекает из его учения. На основании исследования программной части полити-ческого или правового учения можно причислить указан-ное учение к тому или иному направлению (школе) полити-ческой или правовой мысли: социологической школе права, школе юридического позитивизма, политическому рефор-мизму или радикализму и др.
Зачем будущим юристам изучать историю политических и правовых учений?
Этот курс — своего рода школа плюрализма политичес-кого и правового мышления, а такое мышление соответ-ствует основам открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное пони-мание политико-правовой действительности.
Этот курс предоставляет студентам возможность позна-комиться с различными конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений позво-лит студентам обнаружить также устойчивость и повторяе-мость некоторых политико-правовых проблем на протяже-нии веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений — значит сделать еще один шаг вперед к пониманию сущности политико-правовых явлений.
Источником знаний о политико-правовых учениях про-шлого и настоящего служат исторически значимые полити-ко-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:
• произведения, которые повлияли на мировоззрение со-временников авторов этих произведений и оказали значи-тельное воздействие на развитие последующей политико-правовой мысли. Например, работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего «Утопию» (XVI в.); идеи Аристоте-ля, высказанные им в работе «Политика» (IV в. до н.э.),
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.
Содержание политических и правовых учений опре-деляется темами, выбранными различными авторами для осмысления. Нетрудно заметить, что в их выборе суще-ствует некоторая закономерность. На этот выбор оказывает влияние определенная социальная среда (экономическая, культурная, политическая, правовая). Эта среда может су-щественно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения раз-виваются неравномерно. Примерами интенсивного разви-тия политической и правовой мысли могут служить учения греческих софистов (V в. до н.э.) и французских просвети-телей (XVIII в.).
На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что по-скольку в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, то «политический союз был началом всего». Это нашло соответствующее от-ражение в политической мысли древних греков: «Госу-дарство представлялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древ-ности». Этому тезису Чичерина вполне соответствует, на-пример, представление Платона о том, что государство воз-никает в силу очевидности общественного разделения труда. Аналогичное понимание связи между греческой
в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым, в милитаризованной Европе, всегда готовой всту-пить в войну, концепт государства главным образом разви-вался в направлении идей силы, могущества, и, следователь-но, господства над индивидами национального сообщества». Подтверждением этого вывода Мальберга являются, напри-мер, определение государства Энгельса, для которого госу-дарство выступало орудием господства одного класса над другим, или определение государства, предложенное М. Ве-бером, для которого государство сводилось к монополии на легитимное применение физического насилия.
Итак, можно сделать вывод, что для лучшего понимания обусловленности политико-правовых учений социальной средой большая роль принадлежит социологии знания.
Когда и где впервые стал читаться учебный курс «Исто-рия политических и правовых учений»?
Впервые в России курс «История политических уче-ний» стал читаться в 60-е гг. XIX в. в Московском уни-верситете. Б.Н. Чичерин издал «Историю политических учений» в пяти томах (1869—1902). В этом курсе рассмат-ривались не только политические, но и правовые учения. Следует заметить, что в Англии и США издания, в какой-то степени подобные пятитомному изданию Чичерина, появились лишь в начале XX в. (в Англии — работа Кар-лайлов (R.W. et AJ. Carlyle) «История средневековой поли-тической теории на Западе» (1903); в США — трехтомник Данинга (W.D. Dunning) «История политических теорий» (1902—1920)).
В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права. В Казани Г.Ф. Шершеневич из-дает «Историю философии права» (1896), П.И. Новгород-цев в Москве — «Историю философии права» (1897), в Санкт-Петербурге Н.М. Коркунов — «Историю философии права» (1898), в Киеве Е.Н. Трубецкой печатает «Лекции по истории философии права» (1901). В этих курсах также рассматривалась и политическая проблематика.
Эти книги по истории политических учений и по исто-рии философии права представляют собой истоки совре-менного отечественного учебного курса под названием «История политических и правовых учений». Автор книги «Анархия: государство и утопия» считает, что только «минимальное государство» является един-ственным типом государства, который можно оправдать, поскольку «минимальное государство» не нарушает прав индивида. Функции такого государства сводятся исключи-тельно к защите от насилия, воровства, обмана и проведе-нию в жизнь договоров. При этом государство должно быть невосприимчиво к социальным проблемам и к про-блемам защиты окружающей среды. Свободное общество, по Нозику, не допускает установления «моделей распреде-ления», так как это ведет к вмешательству в права челове-ка. Государство незаконно присвоило себе право обогащать одних за счет других. Нозик критикует также факты ис-пользования государства для своих целей различными мощными экономическими группами. По мнению Нозика, «минимальное государство», обладает следующими досто-инствами:
• рассматривает нас как индивидов, права которых нельзя ни нарушить, ни использовать в качестве средств или орудий других людей; оно видит в нас личности и за-щищает наше достоинство;
• является «минимально желаемой целью» людей, «жаждущих политической власти и манипулирования госу-дарством или желающих экономических выгод».
Современный немецкий правовед О. Хеффе скептичес-ки относится к теоретической позиции, которой придержи-вается Р. Нозик. Хеффе отдает предпочтение концепции социального государства, так как считает, что модель ми-нимального государства нереальна для современных разви-тых стран. Он считает, что если минимальное государство предполагает признание гражданских и политических прав, то оно не может не заботиться о создании экономи-ческих, социальных и политических условий для их обес-печения. Согласно логике Хеффе именно социальное госу-дарство является условием минимального (правового) государства.
Обращаясь к концепции социального государства, мы сталкиваемся с новой проблемой — какой смысл вкладыва-ется в само понятие «социальное государство»? Что такое социальное государство: государство «всеобщего благоден-ствия», которое должно обеспечить людям право на «стрем- что в ФРГ много сделано для создания социального госу-дарства (в ФРГ действует Социальный кодекс, который со-стоит из 10 томов).
2. Каким должно быть совершенное государство?
Можно ли существующие сейчас в мире государства или хотя бы одно из них охарактеризовать как «действитель-ность нравственной идеи», «шествие Бога в мире» (Ге-гель)? Если утвердительно ответить на поставленный воп-рос, то теряет свое значение рассмотрение вопроса о праве индивидов на сопротивление государственной власти. Если ответ отрицательный, то становится правомерным вопрос о формах возможного или допустимого сопротивления госу-дарственной власти. В рамках истории политической и правовой мысли можно встретить аргументы в пользу убийства тирана (Фома Аквинский, Ж.-Ж. Руссо), револю-ции (А.Н. Радищев, декабристы, К. Маркс), а также ар-гументы противников использования этих радикальных форм сопротивления государственной власти. Так, И. Кант был противником революции и возлагал надежды только на проведение правительством своевременных реформ, а Б. Констан разработал концепцию мирного гражданского неповиновения.
3. Что такое демократия?
Ж.-Ж. Руссо представлял себе демократию без поли-тических партий, выступив теоретиком непосредственной демократии. Может быть, в XXI в. следует согласиться с позицией Руссо и отказаться от политических партий, дея-тельность которых небезупречна, а сами они могут пред-ставляться ненужными формированиями, вторгнувшимися в отношения между гражданами и государством? Но в дан-ной ситуации граждане будут вынуждены связывать свои ожидания и запросы исключительно с государством, став его «функциональными винтиками» (О. Конт, Э. Дюрк-гейм), а государство превратится в тоталитарное.
Следует ли в XXI в. признать более приемлемым проти-воположный тезис некоторых авторов, согласно которому демократия немыслима без политических партий? Это так называемая представительная демократия. Английский правовед Э. Берк (1729—1797) называл партию «группой людей, объединившихся на основе некоторых специфиче-ских признаков, разделяемых ими, дабы в своих единых Руссо о непогрешимости общей воли народа таким обра-зом: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это, то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззаконной. Руссо этого не понял».
4. Можно ли сделать выбор между демократией и тех-нократией? Имеет ли эта проблема однозначное решение?
Технократия — это такая форма осуществления власти в государстве, которая предполагает управление обще-ством профессионалами, учеными. Эта идея высказывалась Платоном, который считал, что в идеале править в государ-стве должны философы. Технократические идеи высказы-вал в Новое время П.Ж. Прудон. Применительно к совре-менному западному государству можно представить реализацию данного идеала через упразднение парламента (одного из институтов демократии) и передачу законода-тельной власти академии наук. Насколько приемлемой для граждан будет ситуация, когда они будут вынуждены под-чиняться законодателям-академикам, которые никак от са-мих граждан зависеть не будут?
Можно допустить другой, компромиссный вариант: по-высить число ученых, выбранных в качестве народных де-путатов в парламент. Но тогда не окажется ли прав Ф. Ниц-ше, который в работе «Человеческое. Слишком человеческое» писал: «На долю ученых, которые становятся политиками, выпадает обыкновенно комическая роль быть чистой со-вестью эпохи».
5. В чем заключается проблема прав и свобод человека?
Проблема прав и свобод человека — это проблема прав человеческой личности как таковой, безотносительно к возрасту, половой принадлежности, наличию гражданства, происхождению и др. Существование такого рода прав и свобод человека было впервые обосновано теорией есте-ственного права. Согласно этой теории за любым челове-ком признаются основные права, которые выводятся из его природы (животной, божественной, разумной). Уже неко-торые древнегреческие софисты оспорили институт раб-ства, обосновав естественное равенство людей. Софист Антифонт, например, полагал, что по природе греки и вар-вары равны. В дальнейшем некоторые представители есте-
Тема 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения, начиная с V в. до н.э.
Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительное разнообразие об-щественной жизни в государствах-полисах (в Афинах су-ществовала демократия, в Спарте — аристократическое правление; в ряде других полисов — олигархические ре-жимы), а также многочисленные государственные перево-роты, междоусобные войны (самая масштабная — Пелопо-несская война (431—404 гг. до н.э.)) — все это привело Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегречес-кие государства-полисы утрачивают свою независимость.
В условиях использования труда рабов свободные греки получали возможность участвовать в политической жизни и реализовывать свои интеллектуальные потребности. На-чинают формироваться политико-правовые учения, кото-рые в дальнейшем окажут значительное влияние на разви-тие западной политико-правовой культуры в целом.
С древнегреческой политической и правовой мыслью связаны первые попытки осмысления таких явлений соци-альной жизни, как право и государство. Наиболее яркое воплощение они получили в теориях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия. ков западного релятивизма, согласно которому не суще-ствует абсолютной истины, а есть лишь мнения. Протагору принадлежит мысль: «человек есть мера всех вещей, — су-ществующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Основные работы: «Антологии», «О государстве». Этиработы не сохранились, но о них известно по преданиям.
Содержание политического учения. Протагор излагаетсвое политическое учение в форме мифа. Об этом мифе мы узнаем из диалога Платона «Протагор». Участники диало-га — Протагор и Сократ, которые ищут ответ на вопрос: можно ли овладеть искусством управления государством-полисом? В ходе дискуссии Протагор не только обосновы-вает возможность научиться государственному управле-нию, но и доказывает заданность демократии как формы полисного правления. Протагор сообщает, что согласно мифу в какой-то момент в недрах земли началась лепка живых родов, включая и человеческий род. Греческие боги Прометей и Эпиметей должны были наделить представи-телей всех живых родов средствами для выживания на по-верхности земли. В качестве этих средств у людей перво-начально оказались огонь и кузнечное ремесло — дар Прометея людям, хотя и украденный им у богов. Однако вскоре стало понятно, что этих средств людям недостаточ-но для того, чтобы жить в обществе. Стоило людям со-браться вместе, как они сразу начинали «обижать друг дру-га», расселяться и гибнуть. Зевс, обеспокоенный тем, как бы не погиб весь человеческий род, дает Гермесу поруче-ние наделить людей чувствами стыда и правды, которые стали бы «украшением городов». Гермес уточнил у Зевса: каким образом следует дать людям стыд и правду — каж-дому или только некоторым? На что Зевс ответил: «Всем, пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи им от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества».
Отсюда Протагор делает заключение, что «всякому подо-бает быть причастным» к таким добродетелям, которые по-зволят каждому человеку понять, что такое полисная спра-ведливость, а «иначе не бывать государствам». Тем самым в 399 г. до н.э. Платон был его учеником. После смерти Со-крата покинул Афины, посетил Египет и Южную Италию. В 389—387 гг. до н.э. на Сицилии Платон попал в рабство. Когда друзья, собрав деньги, решили выкупить его, хозяин от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу — Академию. Эта школа просу-ществовала около 1000 лет. Платон изобрел будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. На все пос-ледующие века Платон смутил человеческую цивилизацию своим рассказом об Атлантиде — таинственном материке, 12 тысяч лет назад располагавшемся за Гибралтаром и по-гибшем, погрузившись в море «в один день и бедственную ночь».
Логическое основание политико-правового учения.
Объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным.
Сущность человека — это душа, которая имеет три на-чала: разумное, яростное, вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют добродетели: муд-рость, мужество, умеренность.
Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвер-тую — справедливость. Справедливость заключается в том,чтобы делать то, что предназначено каждому природой.
Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы».
Содержание политико-правового учения. Первый про-ект идеального государства как воплощение вечных идейправды и добра изложен Платоном в диалоге «Государ-ство»: «Мы лепим в нашем воображении государство счас-тливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыс-лительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
—> разумному началу соответствует совещательное; —> яростному — защитное; —> вожделеющему — деловое. Меры по обеспечению устойчивости государства-поли-са. Философы и воины должны посвятить свою жизнь ис-ключительно служению общему благу государства-полиса. Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной се-мьи. «Прежде всего никто не должен обладать никакой ча-стной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».
Средства для существования философов и воинов по-ставляет третье сословие. Жены и дети у философов и вои-нов общие: «...Пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Пла-тону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.
Итак, в институтах семьи и частной собственности Пла-тон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу. Воины нуждаются в особом воспитании:
—> из поэзии Гомера, Эсхила Платон предлагал исклю-чить «сетования и жалобные вопли героев»;
—> будущие воины не должны лгать собственным прави-телям. Только «правителям государства надлежит приме-нять ложь как против неприятеля, так и ради своих граж-дан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».
Форма правления государства, необходимая для перехо-да к идеальному государству. Платон считал тираниюединственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тирани-ческим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, спосо-бен к учению, мужествен и от природы великодушен...».
«Если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого време-ни. Хочет ли он приучить своих граждан к добродетель-ным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».
Платон неоднократно посещал Сицилию по приглаше-нию тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Одна-ко реализовать свой проект на Сицилии Платону не уда-лось. Демократический компонент включает:
1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом со-зыва очередных и внеочередных народных собраний;
2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.
Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночное со-брание», деятельность которого не зависит ни от каких ор-ганов. Он имеет верховную власть в государстве.
Таблица2.2
Содержание политико-правового учения. Правовое учение.
Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал сле-дующие характеристики закона: • закон есть не что иное, как некое установление разума
в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;
• закон относится к тому, что составляет основу челове-ческих поступков, поскольку для них он является прави-лом и мерилом;
• любой закон направлен к общему благу;
• закон вызывает движение к цели.
Классификация законов. Следует различать четыре видазаконов, три из которых представляют собой иерархию:
1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный боже-ственный закон, рациональный проект Бога, который зна-ком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божествен-ного слова и адресован твари внимающей.
Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рас-смотрению трех важнейших проблем. 1. Церковь и государство.
А. Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские пра-вители отрицали это право, ссылаясь на Священное писа-ние: «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также от Бога). Фома предлагает различать три элемента государ-ственной власти:
• сущность;
• происхождение; • использование.
Сущность государственной власти установлена Богом,доказательством чего служат слова апостола Павла: «Су-ществующие власти от Бога установлены». Происхожде-ние государственной власти может быть и незаконным(насилие, подкуп). Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.
Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и ис-пользовании ее тем или иным правителем.
Б. Фома решает вопрос разграничения компетенции светской и церковной власти. Он высказывает идею авто- что согласно природе вещей править должен один, по-скольку: —> во Вселенной единый Бог;
— > среди множества частей тела есть одна, которая дви-жет всем, — сердце;
—> среди частей души главенствует одна — разум; —> у пчел один царь.
Согласно жизненному опыту также должен править один: провинции и города-государства, которыми управля-ет не один, одолеваемы раздорами. Господь говорит уста-ми Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество пастухов ис-портили мой виноградник».
Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (нео-томистская теория права Ж. Маритена) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах чело-века (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не мо-жет посягать государство, принимая lex humana.
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII ВЕКА
XVII в. в Западной Европе — это время ранних буржуаз-ных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободитель-ной борьбы Голландия освободилась от ига феодальной Ис-пании, которое тормозило развитие капитализма. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640— 1649 гг. и «Славная революция» 1688—1689 гг.).
XVII в. — это время становления юридического (есте-ственноправового) мировоззрения. Основные компонентынового мировоззрения — это понятия естественного права, естественных законов, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих поня-тий рациональным образом, т.е. без ссылки на божествен-ное право, многие философы обосновывали права и обя-занности индивидов, и пределы власти государства по отношению к индивидам.
XVII в. — это век Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, наиболее ярких представителей рационалис-тической школы естественного права.
XIX ВЕКА
Тема 16. ПОЛИТИЧЕСКИЕ Мачин И. Ф.
М37 История политических и правовых учений: конспект лекций.
— М.: Юрайт-Издат, 2007. — 208 с. — (Хочу все сдать!) ISBN 978-5-94879-81 1-0
Непосредственной сдаче экзамена или зачета но любой учебной дис-циплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент дол-жен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компью-терным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффек-тивному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или за-чету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого про-сто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой зада-чи применительно к курсу «История политических и правовых учений».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государст-венного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам юридических вузов.
УДК 32 ББК 66.1я73
© Мачин И. Ф„ 2003
ISBN 978-5-94879-811-0 © ООО «Юрайт-Издат», 2007
www.infanata.org
1) логической основы, объединяющей мифологию, фи-лософию (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рациона-лизм и др.), религию, науку (психология, биология, социо-логия и др.);
2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхож-дения государства, суверенитета государства и др.);
3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логично вытекает
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.016 с.) |