Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Политико-правовая мысль

Поиск

В РОССИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА

В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа-вие всегда связано с политическим отчуждением населе-ния, которое не имеет никаких политических прав.

 

В России в это время было крепостное право, которое распространялось на огромную массу крестьян. Крепост-ное право препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оцени-вали крепостное право как архаизм, как причину отстава-ния России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос-ледовательный и двойственный характер, Павел I, с одной стороны, отменил некоторые привилегии дворян и ограни-чил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых

 

и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поруче-нию готовились проекты по этому вопросу.

 

Такое положение дел приводило к росту социальной на-пряженности в России.

 

Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус-ское общество того времени: «Дворяне страшились кресть-ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави-тельство боялось обоих».

 

В этот период в России сформировались два направле-ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперан-ский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин


 


основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразова-ний, составляют понятия свободы: личной и политической.

 

Под политической свободой Сперанский понимал воз-можность, которая закреплена законом: «участия всех госу-дарственных классов... в действии законодательной, судеб-ной и исполнительной власти».

 

Политическая свобода должна быть ограничена цензами: —> имущественным. Политическая свобода должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, и не должна быть предоставлена «народу рабочему», слу-гам, ремесленникам, которые не обладают достаточным

 

«разумом» для участия в законодательной деятельности; —> культурным.

 

Противоположностью политической свободы является политическое рабство, когда воля одного лица является за-коном для всех.

 

Под гражданской свободой Сперанский понимал воз-можность обладать личными и имущественными правами:

 

> собственности; —> заключения договоров;

 

> на уплату налогов, установленных только согласно закону;

 

—>подвергнуться уголовному наказанию только по ре-шению суда.

 

Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры купли-продажи, писал следующее: «Но какую достоверность име-ло бы сие право, если бы закон политический не определил вообще, что всякая собственность есть неприкосновенна...».

 

Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политическая: «Никакая свобода не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической».

 

В России того времени, считал Сперанский, не было по-литической свободы, а свобода гражданская носила огра-ниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов


 


проходят три ступени и в конце концов приходят к консти-туционному правлению:

 

—> первая ступень — феодальная раздробленность госу-дарств Запада;

 

—> вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу-дарств Запада;

 

—> третья ступень — конституционное правление. Сперанский утверждал, что первым государством, кото-

 

рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государ-ствам, находящимся на второй ступени политического раз-вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам «октроирует» (подарит) Конституцию народу.

 

Сперанский предлагал построить новое здание россий-ской монархии «на столпах разума и законов». Основой по-строения такой монархии могла быть только теория разде-ления властей: «Нельзя основать правление на законе,если одна державная власть будет и составлять закон, и ис-полнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судеб-ную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».

 

Сперанский предлагал провести разделение законода-тельной, исполнительной и судебных властей на четырех уровнях:

1)волости;

2)округа;

 

3)губернии; 4) империи.

 

Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни-тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор-ганом судебной власти должен стать Судебный сенат.

 

Государственная дума должна принимать законы. Одна-ко за императором сохранялись огромные полномочия в за-конодательном процессе. Император мог наложить абсо-лютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Государственную думу предполага-


 


11.2. Политические и правовые взгляды декабристов

 

Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатскойплощади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста-ми. С этого момента начинается освободительное движе-ние в России.

 

Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой-ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ-ление против самодержавно-крепостнического строя. Они действовали на основе разработанных программ переуст-ройства России. Эти программы готовились в недрах тай-ных обществ, действовавших в условиях усиления цензу-ры. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816г. Затем в 1818г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После самороспуска «Союза благо-денствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное об-щество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев и «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель.

 

Никита Михайлович Муравьев (1796—1843). Биография. Родился в Петербурге, его отец был воспита-

 

телем царевичей Александра и Константина. Учился на ма-тематическом факультете Московского университета. С нача-лом Отечественной войны 1812 г. ушел с факультета в действующую армию в возрасте 16 лет. 14 декабря 1825 г. непосредственно в восстании не участвовал, но был аресто-ван и приговорен к 20 годам каторжных работ. Впоследствии вышел на поселение. Похоронен в Иркутской области.

 

Павел Иванович Пестель (1793—1826).

 

Биография. Родился в Москве, в семье крупного чинов-ника. Учился в Германии, затем в семнадцатилетнем возра-сте с отличием закончил Пажеский корпус. Участник вой-ны 1812 г. За мужество был награжден шестью орденами. На Бородинском поле фельдмаршал Кутузов наградил его золотой шпагой с надписью «За храбрость». Вместе с рус-ской армией дошел до Парижа. По свидетельству совре-менников, был одним из самых образованных людей свое-го времени. 13 декабря, в канун восстания, был арестован по доносу предателя. 13 июля 1826 г. повешен в Петропав-ловской крепости.


 

 



 

 

Восстание декабристов стало самым значительным фак-том политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего раз-вития России.


мьей не поселился в графстве Сюррей на юго-западе Анг-лии, где и прожил до конца жизни.

Логическое основание политико-правового учения.

Джон Остин испытал на себе влияние:

 

• политических идей Томаса Гоббса (суверен как лицо, не ограниченное никакими законами);

 

• правовой теории и философии утилитаризма Иеремии Бентама (право как повеление суверена).

 

Основная работа: «Определение области юриспруден-ции».

 

Содержание политико-правового учения. Юриспру-денция как точная наука. Остин разграничивает этику, ко-торая имеет дело с моральными категориями, науку о зако-нотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного

 

в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию. Юриспруденция изучает право, которое «является пра-

 

вом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».

 

Юриспруденция как точная наука должна дистанциро-ваться от доктрин естественного права, смешивающих по-нятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко сме-шивается с категориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть с категориями, которые могут обозначаться надлежа-щим или ненадлежащим образом широким и расплывча-тым выражением: "право"».

 

Понятие позитивного права. Остин считает, что право,являющееся предметом юриспруденции, — это право, «ус-танавливаемое политически господствующим для полити-чески подчиненного».

 

Это право Остин называет позитивным правом: «"пози-тивное право" (positive law),... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».

 

Под позитивным правом Остин понимает приказы, ус-тановленные сувереном: «Для члена или членов независи-мого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».


 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.235 (0.009 с.)