Политико-правовое учение Иеремии Бентама 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Иеремии Бентама



 

Иеремия Бентам (1748—1832) — английский философи правовед.

 

Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западномобществе мировоззрением становится либерализм. Либера-лы считали, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.

 

Биография. Родился 15 февраля 1748 г. в семье лондон-ского адвоката. Уже в раннем возрасте обнаружил тягу к чтению (начал заниматься латынью, будучи четырехлетним ребенком). Поступив в 13-летнем возрасте в Оксфордский университет, он уже через два года получил диплом бака-лавра права, а в 18 лет стал магистром. По окончании уни-верситета посвятил себя научной деятельности. Первая на-писанная Бентамом книга увидела свет в 1776 г. («А Fragment on Government»). В 1785 г. Бентам приехал в Рос-сию, где написал свою первую работу по экономике в фор-ме писем. Умер 6 июня 1832 г. Умирая, Бентам завещал свое тело науке; его тело было вскрыто в присутствии дру-зей; голова была мумифицирована; реконструированный скелет и восковая маска были облачены в его собственную одежду и помещены в вертикальный футляр со стеклянной лицевой крышкой; и то и другое хранится нынче в коллед-же Лондонского университета.


 


Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стремится к наибольшему счастью, а государство не долж-но мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всеце-ло предоставлена самому индивидууму; главное же назна-чение правительства должно состоять в ограждении инди-видуума от страданий».

 

Государство способно оградить индивидов от страда-ний, законодательно закрепив за ними фундаментальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопасности, чести, собственности, право на получение помощи в случае нужды». Только таким образом, считал Бентам, правительство может выполнить свое предназначе-ние: «Наибольшее счастье возможно большего числа чле-нов общества — вот единственная цель, которую должно иметь правительство».

 

Законодатель должен посредством сочетания наказанийи поощрений направлять поведение человека к достижению собственной пользы. Тем самым в обществе достигалось бы «наибольшее счастье наибольшего количества людей».

 

Пределы законодательного регулирования. Бентам счи-тал, что право частной собственности — одно из фундамен-тальных прав индивида, а сама частная собственность — благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправомерного посягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. Такие дей-ствия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права индивида — безопасности. Бен-там исходил из того, что «неравенство есть естественное условие человеческой жизни. Абсолютное равенство есть абсолютная невозможность».

 

Однако он допускал законодательное ограничение сво-боды завещаний и антимонопольное законодательство как способы достижения более равномерного распределения собственности в обществе.

 

Бентам считал, что законодатель не должен посягать на такой принцип гражданского права, как свобода договоров: «Да будет общим правилом, что свобода в договорах долж-на быть неограничена».

 

Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентамсчитал, что право — это всегда выражение воли государ-


 


сут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбужде-ния в отношении них уголовных дел.

 

Исполнительная власть принадлежит должностным ли-цам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

 

Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали боль-шое влияние на западную политико-правовую мысль и юридическую практику. Его идеи легли в основу ряда ре-форм права в Англии. Правовые взгляды Бентама повлияли на становление школы юридического позитивизма в Анг-лии (Дж. Остин), они были знакомы также М.М. Сперанс-кому и декабристам.

 

13.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана

 

Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) —французский политический деятель. Представитель идей-ного течения либерализма.

 

Эпоха. Якобинский террор времен Великой французс-кой революции (1789—1799 гг.) и военный деспотизм На-полеона I подтолкнули мыслящих людей к осознанию зна-чимости гарантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Конста-на, в рамках которого он стремится обосновать принципы конституционного государства, где свобода индивидов ог-раждена от произвола государства.

 

Биография. Родился в Лозанне, куда семьи его будущихродителей эмигрировали из Франции по религиозным при-чинам. Получил домашнее образование. В тринадцатилет-нем возрасте он пытался поступить в Оксфордский уни-верситет, но не был принят по причине столь юного возраста, позднее окончил Эдинбургский университет, в котором сформировались основы его представлений о сво-боде. Испытал на себе влияние теории Адама Смита и практики британского конституционализма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.007 с.)