Реалистическая школа права в США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реалистическая школа права в США




 

Эпоха. Реалистическая школа права возникла в 20-е гг.XX в. и имела популярность между двумя мировыми вой-нами. Ее появление связано с расширением судейского ус-


Содержание политико-правового учения. Ллевелинпризнает наличие норм права («бумажных норм», содержа-щихся в законах и прецедентах), но считает, что суд может принимать их во внимание или игнорировать. Уверенности норма права не дает.

 

Ллевелин сводил понимание права к правоприменитель-ной деятельности и ее результатам: «Действия, относящие-ся к сфере споров, являются сферой права. И люди, кото-рые осуществляют это действие, например судьи, шерифы, клерки, тюремщики или адвокаты, являются официальны-ми выразителями права. То, что эти официальные лица ре-шают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право».

 

Фрэнк Джером (1889—1957) — американский юрист, с1940 г. был судьей Апелляционного суда США второго ок-руга.

 

Логическое основание правового учения: сплав психо-логии, философии прагматизма и социологии, — через призму судейского опыта.

Основная работа: «Право и современное сознание».

Содержание правового учения. Свою концепцию ха-рактеризовал как «конструктивный скептицизм». Для Фрэнка характерен «скепсис по отношению к фактам», которые будет учитывать судья при рассмотрении дела: «доказательствами служат устные и противоречивые пока-зания, что и происходит в большинстве судебных процес-сов». Фрэнк имеет в виду показания свидетелей. Свидетели, как и все люди, склонны заблуждаться: «часто ошибаются в отношении того, что они видели и слышали, либо в своих воспоминаниях об увиденном, либо в пересказе своих вос-поминаний на суде».

 

Психологические портреты судьи и присяжных. Судья,как и присяжный, могут иметь предвзятые мнения, зачас-тую бессознательные, не известные им самим.

 

Эти предвзятые мнения могут быть в отношении адво-ката или в отношении одной из сторон процесса.

 

Они могут носить характер расового или религиозного неприятия.

 

У присяжных и судей могут быть бессознательные сим-патии и антипатии по отношению:

 

—> к женщинам (незамужним, рыжим или брюнеткам); —> мужчинам с низким голосом;


годы увлекался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, рели-гиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католическое вероисповедание. Книга Фомы Ак-винского «Сумма теологии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании. Многие годы Маритен посвятил преподавательской и политической дея-тельности: читал лекции не только во Франции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 г. — профессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет — посол Франции в Ватикане. В 1948—1960 г. — вновь в Принстонском университете. Сыг-рал важную роль в процессе обновления французского ка-толицизма. Умер в Тулузе (Франция) в 1973 г.

 

Логическое основание политико-правового учения. Пра-вовое учение Фомы Аквинского и философские учения XX в. (экзистенциализм и др.). Вслед за Фомой Аквинским Маритен считал, что естественное право восходит к вечному божественному закону (lex aeterna), который является иде-альным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что небожественно, но со-гласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону».

 

Основные работы: «Права человека и естественный за-кон», «Человек и государство», «Моральная философия», «Интегральный гуманизм».

 

Содержание политико-правового учения. Понятие ес-тественного права и проблемы его познания. Маритен по-ставил перед собой цель — вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.

 

Маритен дистанцируется от понимания естественного права школами:

 

—> юридического позитивизма. Для представителей этой школы (Дж. Остин и др.) естественное право представляет-ся лишь метафорой;

 

—> рационалистического естественного права. Для пред-ставителей этой школы (начиная с Г. Гроция) естественное право — это реальность, открытая для своего понимания человеческим разумом.


церон, апостол Павел, Августин, Фома Аквинский, Гроций и др. В этом ряду мыслителей Маритен особо выделяет Фому Аквинского, признавая тот факт, что «он один постиг суть дела в целостном и последовательном учении, кото-рое, к сожалению, было сформулировано посредством не-достаточно четких терминов».

 

Неписаная форма естественного закона создает существен-ную сложность в его познании. Маритен считает невозмож-ным априорно и во всех аспектах определить «нормы чело-веческого поведения посредством декретов, которые, как счи-талось предписаны Природой и Разумом, но в действительно-сти сформулированы произвольно и искусственно».

 

Такой подход, связанный с искусственной систематиза-цией и рационалистической переработкой естественного права, впервые встречается в трудах Гуго Гроция, во время пришествия «математического мышления». Действитель-но, математическими аксиомами представляются правила естественного права, сформулированные Гроцием: воздер-жись от присвоения чужого имущества, верни незаконно удерживаемую вещь и т.п.

 

Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «...Человеческий разум не от-крывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометри-ческих теорем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т.е. путем рационального познания».

 

Понимание естественного права на уровне самоочевид-ного принципа — «это знание о том, что мы должны де-лать добро и избегать зла». Но это лишь основной принцип естественного права, а не само естественное право, по-скольку оно «являет собой совокупность вещей, которые следует и которые не следует делать, что вытекает из него с необходимостью. То, что в определении этих вещей воз-можна любая ошибка и любое искажение, означает лишь, что наши глаза слепы, наша природа груба и бесконечное множество случайностей может исказить наше суждение. Монтень ехидно заметил, что среди некоторых народов ин-цест и воровство считались добродетельными поступками. Паскаля это шокировало. Все это не доказывает ничего противоречащего естественному праву, — не более, чем ошибка в сложении доказывает что-либо противоречащее арифметике...».


Маритен указывает на факт развития как самого есте-ственного права, так и нашего знания о естественном праве в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уде-лялось внимание обязанностям человека, нежели его пра-вам. Определенное достижение (великое достижение, разу-меется) XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека».

 

В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъем-лющая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право».

 

Итак естественное право с точки зрения:

 

онтологической — это то, что требуется для нормаль-ного человеческого существования;

 

гносеологической — это не концептуально познанноеестественное право, а лишь динамические схемы есте-ственного права, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека.

 

Теория прав человека. Маритен решает проблему прав че-ловека с опорой на теорию естественного права. Права че-ловека вытекают из естественного права: «благодаря есте-ственному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами».

 

По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми есте-ственным образом обладает человек, прав первичных и выс-ших по отношению к писаному законодательству и к согла-шениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и ут-верждать в качестве универсально ценных и которые ника-кая общественная необходимость не может заставить нас от-менить или игнорировать хотя бы на мгновение».

 

Проблема развития прав человека. «Старые» права со-противляются появлению «новых» прав: «в человеческой истории ни одно «новое право» (я имею в виду — ни одно право, которое общее самосознание вновь осознавало) ре-ально не было признано без борьбы и без преодоления же-сткого противостояния некоторых «старых прав».

 

Так было с правом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующи-


www.infanata.org

 

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли!

 

www.infanata.org

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.017 с.)