Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского



 

Марсилий Падуанский (1280—1343) — итальянскийполитический и правовой мыслитель.

 

Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуан-ском университете. Преподавал логику и метафизику Арис-тотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Парижского университета. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского1.

Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pads»).

 

Логическое основание политико-правового учения. Ис-пытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи като-ликом ссылался на христианские священные книги: «только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содер-жит в себе истину»; в отличие от Фомы Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная исти-

 

 

1 Людвиг IV Баварский (1287—1347) с 1314 г. — германский король, претендент на престол Священной Римской империи, с 1328 г. — импера-тор Священной Римской империи. Вел борьбу с римскими папами.


 


народу: «Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas) или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающие свой выбор и свою волю относительно всего касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».

 

Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:

 

—> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

—> эти законы всем известны;

 

> каждый может заметить упущение при создании этих законов.

 

Марсилий был сторонником выборности народом выс-шей исполнительной власти1. Выборность главы этой вла-сти предпочтительнее, нежели передача власти по наслед-ству: «...мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».

 

Правовая теория. Марсилий признает многозначность

 

термина «закон». Он — сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова».

Марсилий понимает закон как закон государства.

 

Закон — это наставительное и принудительное «прави-ло», которое:

—> «существует во всех communitatis perfecta»,

 

—> подкреплено санкцией, которая имеет «принудитель-ную силу благодаря наказанию или поощрению»;

 

—> имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

 

—> устанавливается светским законодателем.

 

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:

 

1) божественный закон не есть закон в собственном смыс-ле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Цель божественного закона — достижение вечного


 

Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и из порядка из-брания императора Священной Римской империи.


 

 

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суве-ренитета, состоящую в том, что монополия на принятиезаконов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.

 

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполни-тельной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.

 

Политическая теория Марсилия предвосхитила станов-ление сильного государства, не зависимого от церкви.


5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли

 

Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянскийполитический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции по-литической этики — этики главы государства («макиавел-лизм»).

 

Эпоха. Политическая раздробленность Италии. Посто-янная угроза нападения со стороны централизованных го-сударств (Испания, Франция).

 

Биография. Родился во Флоренции, в семье юриста.Принадлежал к обедневшему старинному роду. В течение 14 лет (1498—1512 гг.) был секретарем флорентийской республики, затем — отстранение oт должности и ссылка в личное имение, находясь в котором он создает свои поли-тические и литературные произведения.

Логическое основание политического учения. Эмпи-

 

ризм, согласно которому единственный источник получе-ния знания, в частности, о политике — это опыт. Разраба-тывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его исто-рию, а также использует свой собственный опыт государ-ственной службы.

 

В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли не Бог, а человек. Соответственно политичес-кий универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.

 

Из опыта следует, что в основе политического поведе-ния лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз текнязья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.

 

Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книгТита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др.

Содержание политического учения. Политическое

 

мышление Макиавелли сосредоточивается на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».


 


Концепция политической этики главы государства (кон-цепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает по-литическую этику принцепса (единоличного главы госу-дарства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.

 

В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоис-пытатель формулирует ряд политических принципов, сво-бодных от каких-либо моральных запретов, которые позво-лят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели:

 

• овладевая государством, необходимо все жестокости со-вершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;

 

• обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувству-ешь их в отдельности;

 

• все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;

 

• принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть ли-сицей, чтобы распознать западню;

 

• принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти причину, чтобы найти оправ-дание. Макиавелли ссылается на папу римского Александ-ра VI, который всех обманывал, не держал слова и тем не менее многого добился;

 

• принцепс не обязательно должен обладать всеми добро-детелями, — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;

 

• принцепс не должен трогать имущество подданных и за-девать их честь. Подданные будут довольны жизнью, а прин-цепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих;

 

• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому;

• принцепс должен каждым своим поступком создавать

о себе молву как о великом и выдающемся человеке;

 

• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;

 

• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окру-жение.

 

Никколо Макиавелли стоит у истоков политической на-уки Нового времени.

 

Он оказал огромное влияние на итальянскую полити-ческую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини,


 


дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи при-водит к деградации государства.

 

Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсо-лютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это:

 

—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;

 

—> власть абсолютная, не ограниченная никакими усло-виями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения аб-солютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами челове-ческими, общими для всех народов. Законами Бога и есте-ственными законами людям предписана частная собствен-ность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэто-му Боден критикует утопийское государство Т. Мора: госу-дарство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

 

—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принад-лежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

 

Компетенция суверенной власти государства — комп-лекс исключительных прерогатив:

 

—> право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива су-веренной власти;

 

—> право войны и мира;

 

> право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

 

—> правосудие в последней инстанции для всех должно-стных лиц и граждан;

 

> право помилования; —> чеканка монет;

 

> определение мер и весов; —> взимание налогов и податей.

 

Классификация форм правления государства в зависимо-сти от принадлежности власти тому или иному суверену:


 


Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также за-коны, допускающие веротерпимость.

 

Созданная Боденом теория государственного суверени-тета до сих пор остается важным компонентом современ-ной науки о государстве и руководством для принятия по-литических решений.

 

5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма

 

Томас Мор (1478—1535) — английский юрист, гума-нист, политический деятель и писатель.

 

Эпоха. Династическая война в Англии, известная каквойна Белой и Алой Розы, привела к тяжелым социальным последствиям. В то же время шел процесс становления ка-питализма. Замена хлебопашества овцеводством (посколь-ку более выгодным стал сбыт шерсти, а не хлеба) привела к массовому изгнанию крестьян с насиженных мест. В стране усилилось бродяжничество, возросло число пре-ступлений.

 

Биография. Родился в семье потомственных горожанЛондона, его отец дослужился до королевского судьи. Учил-ся в Оксфорде (два года), затем, по настоянию отца, — в одной из юридических школ Лондона. Некоторое время за-нимался адвокатской практикой, брал под защиту обижен-ных. В 1504 г., став членом парламента, посчитал своим долгом перед обществом возглавить оппозицию королю Генриху VII, требовавшему введения новых налогов. Был заключен в Тауэр. После освобождения был судьей и ше-рифом. Затем Генрих VIII1 приблизил его ко двору. С 1529 по 1532 г. Т. Мор — лорд-канцлер, ликвидировавший прак-тику принимать подарки от тех, кто обращался в королевс-кий суд. За отказ присягнуть королю Генриху VIII как главе реформированной англиканской церкви был обвинен в го-сударственной измене, признан виновным и казнен. Като-лическая церковь причислила Мора к лику святых.

 

 

' Генрих VIII — инициатор Реформации в Англии. Он был озабочен тем, что папа римский не давал согласия на развод с Екатериной Арагонс-кой, которая не рожала ему наследника престола. Генрих VIII объявил, что король Англии должен быть одновременно и главой церкви в стране.


 


Английское государство и другие известные Мору го-сударства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

 

Законы этих государств представляют собой ухищре-ния, позволяющие богатым использовать труд бедных лю-дей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом, как только богатые от имени государства, а значит, и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать».

 

Идеальное государство Мора построено на принципах,

 

прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств:

 

• коллективная собственность;

 

• всеобщая обязательность труда;

• аскетический образ жизни;

 

• централизованное распределение произведенной про-дукции.

 

Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государствеон действует: «распределять все поровну и по справедли-вости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собствен-ность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также не-избежное бремя нищеты и забот».

 

Если в европейских государствах принцип всеобщей обя-зательности труда не действовал и было много праздныхсословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают. А так как работают все, то каждому достаточно работать не более шести часов.

 

Если в европейских государствах принцип аскетическо-го образа жизни не являлся универсальным, то жителямидеального государства — утопийцам присущи минималь-ные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебре-жительно относятся к изделиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов1.

 

1 Статус раба — это временный статус, который имеют лица, совершив-шие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы.


 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.043 с.)