Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского
Марсилий Падуанский (1280—1343) — итальянскийполитический и правовой мыслитель.
Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуан-ском университете. Преподавал логику и метафизику Арис-тотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Парижского университета. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского1. Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pads»).
Логическое основание политико-правового учения. Ис-пытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи като-ликом ссылался на христианские священные книги: «только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содер-жит в себе истину»; в отличие от Фомы Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная исти-
1 Людвиг IV Баварский (1287—1347) с 1314 г. — германский король, претендент на престол Священной Римской империи, с 1328 г. — импера-тор Священной Римской империи. Вел борьбу с римскими папами.
народу: «Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas) или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающие свой выбор и свою волю относительно всего касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».
Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:
—> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил; —> эти законы всем известны;
— > каждый может заметить упущение при создании этих законов.
Марсилий был сторонником выборности народом выс-шей исполнительной власти1. Выборность главы этой вла-сти предпочтительнее, нежели передача власти по наслед-ству: «...мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».
Правовая теория. Марсилий признает многозначность
термина «закон». Он — сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова». Марсилий понимает закон как закон государства.
Закон — это наставительное и принудительное «прави-ло», которое: —> «существует во всех communitatis perfecta»,
—> подкреплено санкцией, которая имеет «принудитель-ную силу благодаря наказанию или поощрению»;
—> имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;
—> устанавливается светским законодателем.
Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:
1) божественный закон не есть закон в собственном смыс-ле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Цель божественного закона — достижение вечного
Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и из порядка из-брания императора Священной Римской империи.
Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суве-ренитета, состоящую в том, что монополия на принятиезаконов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.
Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполни-тельной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.
Политическая теория Марсилия предвосхитила станов-ление сильного государства, не зависимого от церкви. 5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянскийполитический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции по-литической этики — этики главы государства («макиавел-лизм»).
Эпоха. Политическая раздробленность Италии. Посто-янная угроза нападения со стороны централизованных го-сударств (Испания, Франция).
Биография. Родился во Флоренции, в семье юриста.Принадлежал к обедневшему старинному роду. В течение 14 лет (1498—1512 гг.) был секретарем флорентийской республики, затем — отстранение oт должности и ссылка в личное имение, находясь в котором он создает свои поли-тические и литературные произведения. Логическое основание политического учения. Эмпи-
ризм, согласно которому единственный источник получе-ния знания, в частности, о политике — это опыт. Разраба-тывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его исто-рию, а также использует свой собственный опыт государ-ственной службы.
В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли не Бог, а человек. Соответственно политичес-кий универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.
Из опыта следует, что в основе политического поведе-ния лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз текнязья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.
Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книгТита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др. Содержание политического учения. Политическое
мышление Макиавелли сосредоточивается на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».
Концепция политической этики главы государства (кон-цепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает по-литическую этику принцепса (единоличного главы госу-дарства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.
В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоис-пытатель формулирует ряд политических принципов, сво-бодных от каких-либо моральных запретов, которые позво-лят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели:
• овладевая государством, необходимо все жестокости со-вершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;
• обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувству-ешь их в отдельности;
• все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;
• принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть ли-сицей, чтобы распознать западню;
• принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти причину, чтобы найти оправ-дание. Макиавелли ссылается на папу римского Александ-ра VI, который всех обманывал, не держал слова и тем не менее многого добился;
• принцепс не обязательно должен обладать всеми добро-детелями, — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;
• принцепс не должен трогать имущество подданных и за-девать их честь. Подданные будут довольны жизнью, а прин-цепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих;
• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому; • принцепс должен каждым своим поступком создавать о себе молву как о великом и выдающемся человеке;
• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;
• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окру-жение.
Никколо Макиавелли стоит у истоков политической на-уки Нового времени.
Он оказал огромное влияние на итальянскую полити-ческую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини,
дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи при-водит к деградации государства.
Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсо-лютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это:
—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
—> власть абсолютная, не ограниченная никакими усло-виями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения аб-солютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами челове-ческими, общими для всех народов. Законами Бога и есте-ственными законами людям предписана частная собствен-ность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэто-му Боден критикует утопийское государство Т. Мора: госу-дарство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принад-лежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства — комп-лекс исключительных прерогатив:
—> право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива су-веренной власти;
—> право войны и мира;
— > право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
—> правосудие в последней инстанции для всех должно-стных лиц и граждан;
— > право помилования; —> чеканка монет;
— > определение мер и весов; —> взимание налогов и податей.
Классификация форм правления государства в зависимо-сти от принадлежности власти тому или иному суверену:
Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также за-коны, допускающие веротерпимость.
Созданная Боденом теория государственного суверени-тета до сих пор остается важным компонентом современ-ной науки о государстве и руководством для принятия по-литических решений.
5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма
Томас Мор (1478—1535) — английский юрист, гума-нист, политический деятель и писатель.
Эпоха. Династическая война в Англии, известная каквойна Белой и Алой Розы, привела к тяжелым социальным последствиям. В то же время шел процесс становления ка-питализма. Замена хлебопашества овцеводством (посколь-ку более выгодным стал сбыт шерсти, а не хлеба) привела к массовому изгнанию крестьян с насиженных мест. В стране усилилось бродяжничество, возросло число пре-ступлений.
Биография. Родился в семье потомственных горожанЛондона, его отец дослужился до королевского судьи. Учил-ся в Оксфорде (два года), затем, по настоянию отца, — в одной из юридических школ Лондона. Некоторое время за-нимался адвокатской практикой, брал под защиту обижен-ных. В 1504 г., став членом парламента, посчитал своим долгом перед обществом возглавить оппозицию королю Генриху VII, требовавшему введения новых налогов. Был заключен в Тауэр. После освобождения был судьей и ше-рифом. Затем Генрих VIII1 приблизил его ко двору. С 1529 по 1532 г. Т. Мор — лорд-канцлер, ликвидировавший прак-тику принимать подарки от тех, кто обращался в королевс-кий суд. За отказ присягнуть королю Генриху VIII как главе реформированной англиканской церкви был обвинен в го-сударственной измене, признан виновным и казнен. Като-лическая церковь причислила Мора к лику святых.
' Генрих VIII — инициатор Реформации в Англии. Он был озабочен тем, что папа римский не давал согласия на развод с Екатериной Арагонс-кой, которая не рожала ему наследника престола. Генрих VIII объявил, что король Англии должен быть одновременно и главой церкви в стране.
Английское государство и другие известные Мору го-сударства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».
Законы этих государств представляют собой ухищре-ния, позволяющие богатым использовать труд бедных лю-дей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом, как только богатые от имени государства, а значит, и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать».
Идеальное государство Мора построено на принципах,
прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств:
• коллективная собственность;
• всеобщая обязательность труда; • аскетический образ жизни;
• централизованное распределение произведенной про-дукции.
Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государствеон действует: «распределять все поровну и по справедли-вости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собствен-ность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также не-избежное бремя нищеты и забот».
Если в европейских государствах принцип всеобщей обя-зательности труда не действовал и было много праздныхсословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают. А так как работают все, то каждому достаточно работать не более шести часов.
Если в европейских государствах принцип аскетическо-го образа жизни не являлся универсальным, то жителямидеального государства — утопийцам присущи минималь-ные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебре-жительно относятся к изделиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов1.
1 Статус раба — это временный статус, который имеют лица, совершив-шие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.043 с.) |