Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовая теория анархизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория анархизма есть учение о принципиально безго-сударственном устройстве общественной жизни.
Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — извест-ный русский теоретик анархизма. Считал возможным по- «Война и мир», «О федеративном принципе и единстве Ита-лии», «Политические возможности рабочего класса».
Содержание политико-правового учения. Прудон сталрассматривать анархию как порядок, основанный не на ин-ститутах государственной власти и закона, а на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между собой ин-дивидами, группами, семьями, городами, провинциями.
Частная собственность и анархизм. По мнению Пру-дона, собственность — это основа экономики и государ-ства. Начиная с первых своих трудов, Прудон критиковал институт частной собственности. В работе «Что такое соб-ственность?» он писал: «Собственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысячелетним существованием соб-ственности; владение соответствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожьте собственность и сохраните владение — посредством одного только этого принципи-ального изменения вы коренным образом измените законы, правительство, хозяйство и все учреждения: вы уничтожи-те зло на земле».
Критика государства в целом и отдельных институ-тов государства. В отличие от Гроция, Гоббса и другихпредставителей договорной теории происхождения госу-дарства, рассматривающих государство как нечто разум-ное, Прудон полагал, что государство рождается из «тем-ных» черт человеческой натуры. Он считал, что чем просвещеннее становится общество, тем быстрее идет раз-рушение авторитета государственной власти: «Власть че-ловека над человеком находится — в каждом данном об-ществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом».
В отличие от Руссо, который был приверженцем непос-редственной демократии, Прудон полагал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, про-тиворечий идей и интересов, разнообразия мнений и им-пульсивности толпы, я всегда могу спросить — каким об-разом можно установить аутентичность и законность такого обнаружения (общей воли. — ИМ.)! И это тот воп-рос, на который демократия не может дать ответ».
Прудон критикует и другие институты непосредствен-ной демократии: «Всеобщие выборы, императивный ман- нии: «Две семьи, два города, две провинции договаривают-ся... существенны только две вещи — их равенство и кол-лективная власть».
Прудон полагал, что «господство договоров вместо гос-подства законов было бы истинным правительством чело-века и гражданина, истинным верховенством народа, рево-люцией».
Теория анархизма Прудона основана на идее сувере-нитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. напризнании первостепенной значимости индивидуальной и коллективной свободы в обществе. Аналогичное представ-ление было присуще и Б. Констану — теоретику полити-ческого либерализма.
Вначале для реализации этой идеи Прудон предлагал уничтожить государство, а затем смягчил свою позициюи стал предлагать государство упростить: необходима де-централизация государственной власти через федерализа-цию и широкое самоуправление на местах. Поэтому Пру-дон критиковал образование централизованных государств в Германии и Италии.
Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепции рабочего самоуправления и профессио-нального федерализма.
Прудон критиковал коммунистическую теорию бабуви-стов. Он считал, что реализация такого коммунистическо-го идеала не соответствует человеческой природе и потре-бует применения насилия. «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все спо-собности человека принадлежат государству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудит-ся... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Собственность есть эксплуата-ция слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это гнет и рабство...».
Прудон высказал идею «научного управления» об-ществом: «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных меж-дународной статистики. Наука о правительстве или о влас-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.007 с.) |