ТОП 10:

Хозяйственный строй гомеровского общества



Сколь ни патриархальным и самодовлеющим кажется быт феакийского царя Алкиноя, однако и он не обходится без привозных предметов. Феаки пользовались славой знаменитых гостей морей, то же самое относится и к некоторым другим басилеям.

Наступало время, когда продукты собственных полей, стад, садов и огородов уже переставали удовлетворять богатых басилеев. Собственное хозяйство и собственный быт становились узкими, и потому приходилось восполнять пробелы предметами, привезёнными из других стран. Греческая аристократия охотно приобретала предметы роскоши, искусно сделанные восточными мастерами, у финикийцев, игравших после упадка эгейских обществ роль торговых посредников между Востоком и Западом.

На этом, однако, дело не останавливалось. Отважные и предприимчивые басилеи совершали далёкие поездки, знакомились с жизнью других басилеев и народов, привозили им подарки (вина, оружие, рабынь и т. д.) и в обмен на них сами получали таковые.

 

Встарь богоравный Эней угощал в своих царских чертогах,

На двадцать дней удержав беспорочного Беллерофонта.

Оба друг другу они знаменитые дали гостинцы:

Пояс Эней подарил, разукрашенный пурпуром ярким.

Беллерофонт подарил двусторонний из золота кубок...

(Илиада, VI, 216—220. Перев. Η. М. Минского.)

 

Своими путешествиями особенно прославился брат Агамемнона Менелай, великим умом одарённый. Менелай побывал во многих странах, в том числе и в Египте.

 

Там Менелай, собирая сокровищ и золота много,

Странствовал между народов иного языка.

(Одиссея, III, 301—302.)

 

Меновой единицей служил скот, в особенности быки. Наряду с быками употреблялись и другие ценности, например определённого веса куски бронзы и железа, топоры, треножники и золотые таланты. Мерой длины служил локоть (пехюс), ёмкости— хойникс, равнявшийся ежедневному рациону зерна, необходимому для взрослого человека.

Некоторые из басилеев уже начинали терять интерес к сельскому хозяйству, военной и жреческой деятельности и превращались в профессиональных купцов и предпринимателей. Таковым, например, был Эней, сын Язона, упоминаемый в «Одиссее».

 

Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса,

Чёрным вином нагружённых: прислал их Эней, сын Язона,

Тот, кто рождён Гипсипилой от пастыря войска Язона.

Детям Атрея, басилею Агамемнону и Менелаю,

Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого,

А остальное вино пышнокудрые дети ахейцев

Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,

Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками

Или рабами-людьми...

(Илиада, VII, 468—475)

Хорошо известны торговые спекуляции и самому хитроумному Одиссею. Рассказывая в одном месте свою вымышленную биографию, Одиссей выдаёт себя за сына богатого критского купца, родившегося от рабыни, но «сильно почтенного в семействе».

 

Смелый в бою, полевого труда не любил я, ни тихой

Жизни домашней, где милым мы детям даём воспитанье;

Островёсельные мне корабли привлекательней были...

Целый месяц провёл я с детьми и с женою в семейном

Доме, великим богатством моим веселясь; напоследок

Сильно в Египет меня устремило желание; выбрав

Смелых товарищей, я корабли изготовил; их девять

Там мы оснастили новых...

(Одиссея, XIV, 222—224; 244—249.)

 

По прибытии в Египет спутники Одиссея бросились грабить плодоносные поля жителей Египта, захватывая в плен их жён и детей. Правда, на этот раз расчёты купцов-пиратов не оправдались. Поехав за добычей и рабами, спутники критского купца попали в рабство.

В результате торговли, которая не отделилась ещё от пиратства, росли богатства басилеев, разлагались натуральное хозяйство и патриархальный быт.

Сопоставляя «Илиаду» и «Одиссею», можно видеть, как менялся и самый тип басилея. Герои «Илиады» — Ахилл и Гектор — выступают в эпосе как военные вожди-богатыри, отличающиеся физической силой, ловкостыой вместе с тем жестокостью. Ахилл сравнивается с быстрошумящим, несущимся с гор потоком, разрушающим всё встречающееся на его пути. По силе и ловкости Ахилл подобен орлу, сильнейшему и быстрейшему из всех птиц, чернопёрому ловцу поднебесному. Вооружённый тяжёлым мечом, в сверкающем шлеме, Ахилл кажется грозным и страшным, как распылавшийся огонь или восходящее солнце.

Не менее дик, свиреп и жесток и троянский герой Гектор, сын царя Приама. Гектор первым врывается в ахейскую рать, первым влезает на ворота, пробивает толщу ахейских воинов и обращает их в бегство.

Совершенно другая картина в «Одиссее». Главным героем «Одиссеи» является хитроумный и многоопытный Одиссей, одинаково искусный как в войне, так и в сельском хозяйстве и торговле.

Басилеи и знатные составляли верхний, тонкий слой гомеровского общества. Большую же часть населения представлял «демос», народ, состоящий из средних и мелких землевладельцев, ремесленников и рабов. Товарно-денежное хозяйство порождало земельную мобилизацию, скопление земель в руках аристократии. Участки средних и мелких землевладельцев, клеры, переходили в руки аристократии, а их владельцы обезземеливались и беднели. Однородная масса демоса расслаивалась, и земельная община разлагалась. Одна часть демоса превращалась в средних и мелких землевладельцев, другая разорялась, а третья становилась ремесленниками и купцами.

Свободные землевладельцы довольно часто упоминаются в эпосе. Они чрезвычайно привязаны к своим клерам, заботятся об их орошении, унаваживают их и обрабатывают землю силами собственной семьи с помощью немногих рабов. К такому типу людей принадлежал, например, «почтенный старец» Лаэрт, отец Одиссея.

 

...он, говорят, уж не ходит

Более в город, но в поле далёко живёт, удручённый

Горем, с старушкой служанкой, которая, старца покоя,

Пищей его подкрепляет, когда устаёт он, влачася

По полю взад и вперёд посреди своего винограда.

 

Часть свободного населения, обременённая военными походами и поборами, беднела, разорялась и попадала в разряд фетов.

Фетами в гомеровской Греции назывались бедные люди, потерявшие связь с родом. Феты не имели собственных очагов, не принадлежали к роду и фратрии и вследствие этого были совершенно беззащитны. В разряд фетов попадали обедневшие члены рода, покинувшие род или изгнанные из него, потомки покорённого населения, чужестранцы и т. д.

На ухудшение социально-экономического положения свободного населения указывало, между прочим, развитие нищенства, очень распространённого в эпоху «Одиссеи», отображающей быт более позднего, чем «Илиада», периода. Измождённые, оборванные, с палкой в руках и с сумой за плечами нищие бродили по сёлам и городам, от одного дома к другому, прося подаяния. Нищие не имели своего угла. Летом они жили и ночевали под открытым небом, зимой же ютились в «медном доме» (кузнице), служившем одноврехменно постоялым двором и клубом для простого народа.

 

Видно, совсем потерял ты рассудок, бродяга; не хочешь,

Видно, искать ты ночлега на кузнице или в закуте,

Или в шинке; здесь, конечно, приютней тебе; на слова ты

Дерзок в присутствии знатных господ...

 

Часть фетов опустилась до положения бродяг, ютившихся в кузницах или проживавших под открытым небом. Другая же часть становилась подёнщиками, работавшими в. ойкосах басилеев и получавших плату натурой.

 

Странник, ты, верно, подёнщиком будешь согласен наняться

В службу мою, чтоб работать за плату хорошую в поле,

Рвать для забора терновник, деревья сажать молодые;

Круглый бы год получал от меня ты обильную пищу,

Всякое нужное платье, для ног надлежащую обувь.

 

Как видим из другого места «Одиссеи», положение подёнщиков в гомеровской Греции считалось очень низким, почти безвыходным. На эту работу люди шли уже в самом крайнем случае. Только смерть считалась хуже наёмной работы.

 

Лучше б хотел я живой, как подёнщик работая в поле,

Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,

Нежели здесь над бездушными мёртвыми царствовать мёртвый,

 

говорит в царстве теней умерший Ахилл Одиссею.

Вызванная экономическим ростом Греции социальная дифференциация создавала условия, благоприятные для развития ремесла, отделявшегося от сельского хозяйства. Раньше всего отделилось от сельского хозяйства кузнечное дело — «старинная металлургия»; изготовление металлического оружия, панцырей, железных мечей, копий, наконечников к ним, стрел, боевых колесниц и т. п. — всё это требовало опыта и искусства.

В XVIII песне «Илиады» описана оружейная мастерская бога Гефеста, в которой изготовлен знаменитый Ахиллов щит. Пылающие горны раздуваются мехами, позволяющими божественному кузнецу ковать то с большей, то с меньшей силой. В горнах обрабатываются медь, олово, серебро, золото и железо. В отношении употребления железа гомеровская эпоха представляет прогресс по сравнению с эгейской, не знавшей железа. В различных частях «Илиады» и «Одиссеи» железо играет неодинаковую роль. Иногда оно выступает в качестве дорогого «благородного» металла, а иногда из него приготовляют домашние орудия.

В ранних по времени создания частях «Илиады» и «Одиссеи» железо ещё редкий металл, в поздних частях, относящихся ко времени окончательного оформления поэмы, оно уже широко известно. Недаром железные орудия упоминаются во всякого рода сравнениях и метафорах.

В оружейной мастерской изготовлялись щиты, панцыри, шлемы, латы и т. п., т. е. полное вооружение греческого воина. Орудиями работы, кроме кузнечных мехов, служили тяжёлый молот и клещи.

Иногда ремесленников приглашали на дом, куда они приходили со своими инструментами и работали из материала заказчика.

 

Приглашает ли кто человека чужого

В дом свой без нужды? Лишь тех приглашают, кто нужен на дело:

Или гадателей, или врачей, или искусников-зодчих,

Или певцов, утешающих душу божественным словом...

(Одиссея, XVII, 382—385)

 

...явился и златоискусник [золотых дел мастер],

Нужный для ковки металлов принёсший снаряд: наковальню,

Молот, клещи драгоценной отделки и всё, чем обычно

Дело своё совершал он...

(Одиссея, III, 432—435)

 

Из ремесленников (демиургов) Гомер упоминает: кузнецов, плотников, Кожевников, горшечников, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров (золотоискусников) и многих других. К демиургам же причислялись певцы, лекаря, глашатаи и прорицатели.

Строгого разделения труда и специализации профессий в гомеровском обществе всё же ещё не существовало. Плотник мог поочерёдно выступать в роли столяра и судостроителя, а также изготовителя повозок и мебели. Кожевник изготовлял кожаные одежды, щиты и мячи для игры. Кузнец делал из бронзы копья, железные инструменты, выполнял некоторые ювелирные работы и т. д.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.014 с.)