Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструкции агрегатов для работы с КНТСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Агрегатами для работы с колоннами непрерывных труб называются наборы оборудования, позволяющие выполнять все технологические операции при подземном ремонте скважин с применением КНТ. К ним относятся: — транспортные операции по доставке оборудования на место проведения работ; — спуск и подъем колонны непрерывных труб; — подготовка технологической жидкости, применяемой при ремонте скважины, — доставка жидкости, ее подогрев и т.д.; — собственно подземный ремонт — промывка пробок, сбивка клапана и т.д. К этой же группе операций относится и закачка жидкости в скважину; — операции по восстановлению свойств технологической жидкости, использованной в процессе подземного ремонта, — дегазация, очистка и подогрев. При определенной организации работ эта группа операций может не выполняться. Некоторые агрегаты, например, выпускаемые заводом «Рудгормаш», фирмой «ОКБ БН-Коннас», «Бореи», позволяют осуществлять только спуско-подъемные операции с колонной непрерывных труб. Поэтому при использовании их во время подземного ремонта скважин необходимо дополнительно иметь насосный агрегат для закачки технологической жидкости, передвижные парогенераторные установки для подачи тепла в емкость для хранения, нагрева и дегазации жидкости. Все элементы, входящие в комплекс рассматриваемого оборудования, выполняются мобильными. Отличаются они лишь количеством единиц, входящих в комплекс, типами транспортных средств, используемых для их перемещения, и компоновками основных узлов на последних. Пристальное внимание к средствам транспортирования обусловлено тем, что они в значительной степени определяют общую компоновку машин и их основные показатели. Рассмотрим наиболее характерные и достаточно хорошо отработанные в настоящее время конструктивные решения. Наиболее типичным из комплексов, размещенных на двух транспортных средствах, является оборудование фирмы Dreco. Оно представляет собой два агрегата, один из которых осуществляет операции с трубой, второй обеспечивает подачу технологической жидкости. Агрегат, обеспечивающий работу с КНТ (рис. 10.46), смонтирован на специализированном шасси с формулой «10x10». Оно включает два передних и три задних моста, которые все являются ведущими. В конструкции используют серийно изготавливаемые мосты, установленные на раму, специально спроектированную для данного агрегата. Для перемещения последнего и привода его механизмов во время работы служит дизельный двигатель, расположенный за кабиной водителя. Крутящий момент от двигателя передается карданным валом к раздаточной коробке, находящейся в средней части рамы, а от нее — к группе передних и задних мостов. Над двигателем смонтирована кабина управления агрегатом, которая может перемещаться вертикально по специальным направляющим на высоту около I м.
Рис. 10.46. Агрегат для работы с колонной гибких труб фирмы Dreco: 1 — кабина водителя; 2 — силовой агрегат; 3 — кабина оператора; 4 — барабан с КГТ; 5 — катушки с гибкими шлангами; 6 — направляющая дуга; 7 — транспортер; 8 — монтажное устройство; 9 — задняя тележка шасси; 10 — раздаточная коробка шасси; 11 — передняя тележка шасси
В средней части рамы агрегата находится барабан с колонной гибких труб, на нем смонтирован укладчик трубы. В кормовой части агрегата установлен гидроприводной манипулятор, предусмотрено место для перевозки транспортера, превентора и инструментов. Рядом с ними располагается катушка с гибкими трубопроводами, служащими для соединения транспортера с агрегатом. Последний в рабочем положении на скважине опирается на четыре гидравлических домкрата. Для обслуживания оборудования агрегат имеет удобные лестницы и трапы, позволяющие безопасно перемещаться и работать на нем. Агрегат, обеспечивающий нагрев и закачивание технологической жидкости, смонтирован на специализированном автошасси с формулой «6x4», конструкция кабины управления аналогична применяемой в агрегате для работы с колонной непрерывных труб. Кабина для обслуживающего персонала здесь отсутствует, а управление узлами агрегата осуществляется со специального пульта, расположенного в средней части установки. На агрегате имеется печь для нагрева технологической жидкости, насос для закачивания ее в колонну непрерывных труб, емкость для хранения, топливные баки и контрольно-измерительная аппаратура. Нагретая жидкость подается от насоса к агрегату с КНТ по металлическому трубопроводу, снабженному быстроразборными соединениями. Кабины управления транспортными базами не только описанного оборудования, но и всех других импортных агрегатов хорошо спроектированы. Они удобны при управлении машинами в дорожных условиях и обеспечивают достаточный обзор в рабочем положении при установке их на скважинах. Основным недостатком рассматриваемого комплекса является ограниченная проходимость, обусловленная, прежде всего, малым диаметром колес шасси. Для полноты обзора конструкций агрегатов следует отметить, что существуют различные варианты размещения комплекса оборудования на транспортном средстве и его прицепе. Они интересны тем, что кабина оператора располагается в кормовой части за барабаном. При этом оператор имеет хороший обзор устьевого оборудования, однако наблюдение за процессом намотки трубы на барабан затруднено. Использование оригинальных либо изготавливаемых малыми сериями шасси приводит к существенному удорожанию агрегата и оправдано лишь в тех случаях, когда стандартное серийное шасси не обеспечивает заданных требований по грузоподъемности или габаритам. В то же время применение серийных образцов, хотя и приводит к удешевлению транспортной базы в 5—7 раз по сравнению с оригинальными конструкциями, создает ряд трудностей при проектировании агрегата. В первую очередь к ним относится обеспечение необходимых транспортных габаритов установки и распределения нагрузки на колеса. Кроме того, приходится планировать мощности, потребляемые отдельными узлами, и режимы их работы в соответствии с мощностью, которую можно отбирать от ходового двигателя. Как правило, для описываемых агрегатов используют автомобильные шасси «КамАЗ» и «УралАЗ», обладающие грузоподъемностью не менее 12 т и имеющие достаточно длинную раму. Достаточно широко для монтажа нефтепромыслового оборудования применяются автошасси «КрАЗ». Однако к их отдельным недостаткам в настоящее время прибавилась и сложность поставки машин и запасных частей к ним, поскольку завод-изготовитель находится в ближнем зарубежье. Наиболее характерными конструкциями с использованием различных решений являются следующие агрегаты: КПРС, изготавливаемый заводом «Рудгормаш» (рис. 10.47), и «Скорпион», выпускаемый заводом «Брянский Арсенал» (рис. 10.48).
Рис. 10.47. Агрегат КПРС, изготавливаемый заводом «Рудгормаш*, в транспортном положении: 1 — кабина оператора; 2 — укладчик гибкой трубы; 3— барабан с КГТ; 4 — механизм установки транспортера в рабочее положение; 5— направляющая луга; 6 — транспортер; 7 — автомобильное шасси; 8- рама агрегата Рис. 10.48. Агрегат «Скорпион» в транспортном положении: 1 — герметизатор устья; 2 — транспортер; 3— монтажное устройство; 4 — барабан; 5— укладчик КГТ; 6— направляющая дуга; 7— колонна гибких труб; 8 — кабина оператора п транспортном положении; 9— автомобильное шасси; 10— раздаточный редуктор насосов гидропривода; 11— винтовые насосы для подачи технологической жидкости; 12— рама агрегата
Агрегат КПРС имеет традиционную компоновку. Кабина оператора расположена за кабиной водителя, барабан с колонной непрерывных труб — в средней части шасси, а в кормовой его части — транспортер и устройство для монтажа-демонтажа. В этой конструкции манипулятор для проведения монтажных работ выполнен в виде рычажного механизма, несущего транспортер. Кабина управления агрегатом жестко закреплена на раме шасси. Ниже нее располагаются коробка отбора мощности от ходового двигателя и гидропривод. В рабочем положении агрегата на скважине рессоры задней тележки автошасси разгружаются посредством двух гидравлических домкратов. Компоновка агрегата «Скорпион» отличается от традиционной. В этой конструкции ось барабана для колонны гибких труб расположена вдоль оси автомобильного шасси, кабина оператора в транспортном положении размещена за кабиной водителя, но в рабочем положении она поворачивается на кронштейне относительно вертикальной оси. При этом справа от оператора находится устье скважины, а перед лобовым стеклом кабины — барабан с колонной непрерывных труб. Для монтажа транспортера на устье скважины используют мачту, в верхней части которой расположена направляющая для непрерывной трубы. Транспортер с герметизатором устья в транспортном положении располагается на мачте. В кормовой части агрегата имеется емкость для хранения технологической жидкости с теплообменником для подачи пара, а вдоль левого борта (по ходу автомобиля) размещены два винтовых насоса для нагнетания жидкости. Два последних узла позволяют говорить о данном агрегате как о комплексе, обеспечивающем не только перемещение колонны непрерывных труб, но и закачивание технологической жидкости. В обоих рассмотренных агрегатах ходовой двигатель используют в качестве приводного при работе на скважине. На рис. 10.49 показаны различные компоновки агрегатов, смонтированных на автомобильных шасси. Монтаж оборудования агрегата на прицепе (типа трейлера) позволяет значительно сократить долю стоимости транспортной базы в общей стоимости агрегата, значительно упростить его компоновку, обеспечить необходимые параметры при меньших весовых и габаритных ограничениях. Подобные решения применяют такие фирмы, как Dowell, Newsco Well Service Ltd., «ОКБ БН-КОННАС» (рис. 10.50) [68]. В этом случае привод агрегата осуществляют от двигателя, расположенного на трейлере. Над устьем скважины устанавливают устройство, обеспечивающее принудительное перемещение колонны гибких труб вверх или вниз. В отечественной технической литературе это устройство называют транспортером, а в англоязычной — инжектором или инжекционной головкой. В агрегатах для работы с колонной гибких труб реализуют обычно два направления оформления узлов крепления транспортера в рабочем положении. Первое решение предусматривает использование специальной опоры — пространственной металлоконструкции, которая удерживает транспортер и опирается на грунт четырьмя опорными плитами (рис. 10.51, 10.52). Как правило, эту опору снабжают растяжками, которые крепят к установленным в грунте якорям. Рис. 10.49. Компоновки агрегатов на автомобильных шасси: Местоположение кабины оператора: а — за кабиной водителя, б — на корме агрегата, в — между барабаном для КНТ и транспортером; 1 — кабина водителя; 2— кабина оператора; 3 — барабан с КНТ; 4— укладчик трубы; 5 — транспортер; 6 — механизм установки транспортера в рабочее положение Рис. 10.50. Компоновка агрегата на полуприцепе в рабочем положении на скважине: 1 — автомобиль-буксировщик; 2— кабина оператора; 3 — барабан с КГТ; 4 — укладчик КГТ; 5 — колонна гибких труб; 6 — направляющая дуга; 7 — транспортер; 8 — герметизатор устья; 9 — превентор; 10 — опора транспортера; 11 —оборудование устья скважины; 12 — устье скважины; 13 — насосная установка; 14 — рама агрегата
В ряде конструкций агрегатов транспортер дополнительно удерживается в верхней части посредством монтажного устройства, обеспечивающего его установку. И дополнительное крепление в верхней части, и растяжки служат для восприятия горизонтальных составляющих усилий при перемещении трубы в периоды спуска или подъема. Опора транспортера должна иметь достаточную высоту, чтобы обеспечить установку этого узла над фонтанной арматурой, превентором и уплотнительным элементом устья. Преимущество подобной системы заключается в практически полной разгрузке устья скважины от поперечных усилий, возникающих при операциях монтажа-демонтажа оборудования и действии агрегата. Это особенно важно при работе с «высокими» устьями, на которых даже незначительные поперечные усилия приводят к появлению больших изгибающих моментов, воздействующих на элементы устьевого оборудования. Использование опоры транспортера позволяет разгрузить устье от вертикальных сил, обусловленных собственным весом оборудования, и нагрузки от веса колонны гибких труб, спущенных в скважину. Рис. 10.51. Агрегат «Скорпион» в рабочем положении на скважине: 1 — кабина водителя; 2 — бак гидросистемы агрегата; 3 — барабан с КГТ; 4 — укладчик КНТ; 5 — колонна гибких труб; 6 — направляющая дуга; 7 — монтажное устройство; 8 — транспортер; 9 — опора транспортера; 10— герметизатор устья; 11 — арматура устья скважины; 12— рама агрегата; 13— емкость для технологической жидкости; 14— кабина оператора в рабочем положении (показаны только ее опоры)
К недостаткам следует отнести необходимость хотя и в простом, но дополнительном узле — опоре, которую нужно собирать и устанавливать на устье скважины перед монтажом транспортера. Второе решение предусматривает монтаж транспортера непосредственно на герметизатор устья (рис. 10.52). В данной конструкции агрегата монтаж-демонтаж осуществляют с помощью манипулятора, к которому жестко присоединен транспортер. При работе агрегата штоки гидроцилиндров, перемещающих элементы манипулятора, фиксируются, что обеспечивает жесткую связь транспортера с установкой. Преимуществом данного технического решения является комплексное использование манипулятора, а недостатком — неизбежность возникновения поперечных сил, воздействующих на устье как при монтаже-демонтаже, так и при работе агрегата. Рис. 10.52. Агрегат КПРС, изготавливаемый заводом «Рудгормаш», в рабочем положении на скважине: 1 — кабина оператора; 2 — барабан с КНТ; 3 — укладчик КНТ; 4 — колонна непрерывных труб; 5 — механизм установки транспортера в рабочее положение; 6 — направляющая дуга; 7— транспортер; 8 — герметизатор устья; 9— превентор; 10 — фонтанная арматура; 11 — устье скважины; 12 — автомобильное шасси; 13 — рама агрегата
Последнее обусловлено неизбежной просадкой домкратов, на которые опирается рама агрегата, и низкой жесткостью самого манипулятора. Кроме того, на устье скважины передаются усилия веса транспортера и колонны труб. На газовых скважинах работа с подобным оборудованием из-за возможности разрушения фонтанной арматуры запрещена Госгортехнадзором РФ. Одним из наиболее ответственных узлов агрегата является транспортер или инжектор. Он должен обеспечивать перемещение колонны непрерывных труб в заданном диапазоне без проскальзывания рабочих элементов и повреждений наружной поверхности трубы и ее геометрии. Необходимо, чтобы транспортер при перемещении КНТ и вверх, и вниз работал одинаково надежно. К настоящему времени сложились два направления в конструировании транспортеров — с одной и двумя тяговыми цепями, снабженными плашками, взаимодействующими с колонной гибких труб. Плашки прижимаются к гибкой трубе с помощью гидравлических цилиндров. Принципиальная схема транспортера с двумя цепями приведена на рис. 10.53, а. На корпусе 1 слева и справа от гибкой трубы 3 расположены две двухрядные цепи 5, состоящие из пластин 14 и втулок 13. Звенья цепей соединены пальцами 15 и снабжены плашками 16. Плашки расположены между звеньями цепей (рис. 10.53, б). Каждая плашка установлена на двух пальцах, которые друг с другом соединены «в замок», в результате чего их тыльные поверхности 18 образуют непрерывную плоскость. Каждая плашка выполнена с возможностью небольшого (порядка 3—5°) углового перемещения относительно одного из пальцев (верхнего) цепи. Это позволяет плашкам проводить самоустановку рабочей поверхности 17относительно гибкой трубы. Рис. 10.53. Принципиальная схема транспорта с двумя цепями
Тыльные поверхности плашек взаимодействуют с роликами 12, которые не более чем по три штуки закреплены в каретках 11. Последние прижимаются к цепи посредством гидравлических цилиндров 10. Жидкость в полости последних поступает от регуляторов давления 6, к которым попарно присоединены цилиндры, находящиеся слева и справа от гибкой трубы. К регуляторам давления рабочая жидкость гидропривода поступает от насосной станции 7. Для обеспечения постоянного соотношения усилий прижима плашек диаметры d1—d4 гидроцилиндров 10 могут быть различными. Цепи с плашками перекинуты через звездочки ведущие 2, 4 и направляющие 8, 9. Для обеспечения синхронности перемещения цепей валы ведущих звездочек кинематически связаны синхронизирующими шестернями (на схеме не показаны). Каждая верхняя звездочка через редуктор соединена с гидравлическим мотором (на схеме не показаны), приводящим ее в действие. Питание гидромоторов осуществляется от насосной станции агрегата подземного ремонта, в состав которого входит описываемое устройство. Конструкция осей, на которых установлены нижние звездочки 8 и 9, предусматривает возможность их вертикального перемещения с помощью натяжных гидроцилиндров (на схеме не показаны). Характерные размеры каретки, плашки и цепи следующие: расстояния между осями роликов на каретке и между осями роликов соседних кареток равно шагу цепи, а длина рабочей поверхности плашки меньше или равна шагу цепи. Работа транспортера для перемещения колонны непрерывных труб агрегата подземного ремонта скважин происходит следующим образом. При движении трубы 3 гидроцилиндры 10 прижимают каретки 11 с роликами 12 к тыльной поверхности 18 плашек 16, а они, в свою очередь, рабочей поверхностью 17 соприкасаются с поверхностью гибкой трубы 3. Крутящий момент от гидромоторов передается редукторами к ведущим звездочкам 2 и 4, которые обеспечивают перемещение цепей 5 и соединенных с ними плашек в нужном направлении. При движении плашек 16 ролики 12 катятся по их тыльной поверхности 18. Геометрические соотношения размеров плашек и кареток обеспечивают гарантированное приложение нагрузки, создаваемой гидроцилиндром, к какой-либо плашке в любом ее положении. Заданный размер рабочей части плашки исключает деформирование поверхности трубы в периоды вхождения в контакт с плашкой и выхода из него. При наличии каких-либо дефектов гибкой трубы (например, местное смятие, вспучивание, нарушение правильной геометрии) отклоняется от своего нормального положения и плашка, контактирующая с поверхностью трубы в этой зоне. Необходимый закон изменения тягового усилия по длине контакта плашек с трубой устанавливается регуляторами давления 6 и изменениями диаметров цилиндров 10. Колонна непрерывных труб или ее часть, не находящаяся в скважине, располагается на барабане, конструкция которого имеет вид цилиндрической бочки, как правило, подкрепленной изнутри ребрами и снабженной по бокам ребордами или ради-ально расположенными стержнями. Если используют последние, то между ними чаще всего натягивают металлическую сетку, исключающую попадание между витками посторонних предметов. Барабан вращается на валу, установленном на подшипниках качения. Для фиксации «мертвого» конца непрерывных труб, намотанных на барабан, его бочка имеет зажимы. Диаметр последней в зависимости от диаметра трубы изменяется от 1,6 до 2 м, а ширина составляет в среднем 1,8—2,5 м. «Мертвый» конец трубы соединяется через задвижку, а в ряде случаев и через обратный клапан с каналом, просверленным в валу барабана. У выхода из отверстия на торце вала размещают вертлюг, обеспечивающий подачу технологической жидкости от насосов в полость вала и далее в колонну непрерывных труб. Необходимость установки задвижки обусловлена требованиями безопасности — в случае потери герметичности вертлюга или трубопроводов манифольда она обеспечивает герметичность внутренней полости колонны непрерывных труб, находящихся в скважине, и исключает неконтролируемое истечение жидкости в окружающее пространство. Наиболее предпочтительной, является конструкция узла с задвижкой, а не с обратным клапаном, поскольку с ее помощью при возникновении аварийной ситуации можно оперативно управлять процессом и уменье шать гидравлические потери при течении технологической жидкости. Узел крепления «мертвого» конца трубы, соединительные элементы и задвижку располагают во внутренней полости бочки барабана. В некоторых конструкциях там же размещают и привод барабана — гидромотор и редуктор. Конструкция барабана, которую в том или ином виде применяют для большинства агрегатов, приведена на рис. 10.54 [68]. Рис. 10.54. Конструкция барабана для хранения колонны непрерывных труб: 1 — траверса; 2 — катушка для намотки КНТ; 3 — механизм укладчика; 4 — подвижная каретка укладчика; 5 — стопор катушки; 6 — рама; 7 — фиксатор; 8— привод катушки; 9— трансмиссия; 10— крышка опоры подшипника; 11 — привод механизма укладчика
В комплект барабана для непреывной трубы входит и ее укладчик — устройство для обеспечения ровной укладки витков трубы при ее разматывании и наматывании (рис. 10.55). В настоящее время общепринято монтировать укладчик в виде двухза-ходного винта, перемещающего каретку по направляющим. Через нее пропускается непрерывная труба, наматываемая на барабан. Винт приводится в действие от вала барабана посредством цепной передачи. Рис. 10.55. Конструкция укладчика непрерывной трубы на барабан: 1 — реборда барабана; 2 — траверса; 3 — катушка для намотки КНТ; 4— рама; 5— каретка укладчика трубы; 6 — двухзаходный винт
Ролики каретки, направляющие гибкую трубу, соединяются гибким тросом со счетчиком, регистрирующим глубину ее спуска. Специалисты некоторых фирм считают необходимым дублирование счетчиков, устанавливая один непосредственно на каретке, а второй — в кабине оператора. Узел, в который входит барабан, может быть неподвижно закреплен на раме агрегата или иметь вертикальную ось, позволяющую ему поворачиваться с небольшими отклонениями (15—20°), что приводит к снижению нагрузки на элементы агрегата при разматывании или наматывании витков трубы, находящихся у реборд барабана. Однако в этом случае усложняются конструкции и рамы, и узла барабана. 10.6.6.4. Оборудование устья скважин при работе с КНТ
Оборудование устья скважины при проведении работ с использованием колонны непрерывных труб содержит (рис. 10.56) эксплуатационную арматуру, используемую на данной скважине. Это может быть фонтанная арматура, эксплуатационная арматура установки электроцентробежного насоса, арматура на гнетательной скважины, штанговая скважинная установка с эксцентричной шайбой. Рис. 10.56. Оборудование устья скважины при проведении работ с использованием колонны непрерывных труб: 1 — каретка; 2 — КНТ; 3 — напра&пяющая; 4 — крепление КНТ; 5— инжектор; б— полый вал барабана; 7 — барабан с КНТ; 8 — герметизатор; 9 — секция превентора, перекрывающая; 10 — секция превентора, перерезывающая; 11 — секция превентора, удерживающая; 12— секция превентора, герметизирующая КНТ; 13 — выкид из колонны НКТ; 14 — выкид затрубного пространства
В первых трех случаях на фланце верхней стволовой задвижки монтируют четырехсекционный превентор, входящий в состав комплекса оборудования для проведения подземного ремонта. Превентор должен обеспечивать свободный пропуск колонны гибких труб в скважину. При возникновении аварийной ситуации он либо герметизирует полость колонны насосно-ком-прессорных труб, в которую спущена гибкая труба, либо удерживает последнюю в подвешенном состоянии, либо перерезает ее, либо перекрывает поперечное сечение скважины. Практически во всех применяемых в настоящее время комплексах оборудования используют плашечные превенторы с механическим или гидравлическим приводом. При этом конструкции исполнительной части превенторов — корпуса и плашки — практически идентичны. Предпочтительнее применять превенторы с гидравлическим приводом, поскольку ручное управление штурвалами бывает затруднено при высокой эксплуатационной устьевой арматуре. Нередки случаи, когда верхний фланец последней для нефтяной скважины находится на высоте 1,5—2 м, а газовой — на высоте 3-4 м. На верхнем фланце превентора монтируют герметизатор. Он служит для обеспечения герметичности полости колонны насосно-компрессорных или эксплуатационных труб при работе с КНТ в штатной ситуации. Обычно герметизатор колонны гибких труб содержит уплот-нительный элемент, через который пропущена труба. Степень обжатия ее уплотнительным элементом определяется давлением рабочей жидкости гидропривода, подаваемой в его цилиндр. В процессе работы в зависимости от положения штока цилиндра гидропривода уплотнительный элемент может обеспечивать или гарантированный зазор, или плотное прижатие к поверхности трубы. В некоторых конструкциях в результате силы трения, возникающей на поверхности контакта трубы с уплотнительным элементом, труба может удерживаться на весу. Непосредственно на устье скважины и над ним устанавливают оборудование, обеспечивающее выполнение работ с колонной непрерывных труб при соблюдении правил безопасности. К этим устройствам относятся превентор, герметизатор устья скважины, транспортер с направляющей дугой и его основание. Назначение превентора — это обеспечение безопасности в процессе ведения работ при возникновении нештатных ситуаций. Под последними подразумевают аварийную потерю работоспособности основных устройств агрегата — транспортера и герметизатора, а также внезапные проявления скважины — выбросы и фонтанирование. Превентор должен включать секции, которые позволяют удерживать колонну непрерывных труб, перерезать ее, обеспечивать герметизацию полости скважины по всему ее поперечному сечению и при обжатии непрерывной трубы плашками. Для этого применяют четырехсекционные превенторы, включающие секции с клиновыми захватами трубы, обжимающими последнюю, и секцию со срезающими и глухими плашками. При малой вероятности использования превентора, можно применять конструкцию с ручным приводом плашек. Однако использование комбинированных приводов — ручного и гидравлического — позволяет повысить скорость управления превентором. Под превентором устанавливают тройник, обеспечивающий закачку технологической жидкости в кольцевое пространство между колоннамм КНТ и НКТ (или эксплуатационной колонной). Этот же тройник используют для отвода отработанной жидкости. Основное назначение герметизатора — это изоляция внутренней полости скважины и колонны лифтовых труб от внешней среды. При этом в изолируемых полостях могут находиться под давлением 16—20 МПа продукция скважины (нефть, газ, вода), технологическая жидкость, используемая при обработке скважины (соляной раствор, жидкость на нефтяной основе, растворы кислот), а также твердые включения (песок, окалина, частицы парафина). В процессе работы комплекса оборудования при выполнении технологических операций в скважине и спуске или подъеме трубы КНТ могут перемещается со скоростью от 0,01 до 1 м/с. В любом случае герметизатор должен исключать утечки в зазоре между его корпусом и поверхностью непрерывных труб. Кроме того, герметизатор устья служит для пропуска в полость скважины инструментов и приборов, наружный диаметр которых может превышать наружный диаметр непрерывной трубы в 1,2—1,5 раза. Важным требованием является надежная работа уплотнительного элемента, в частности, обеспечение его работоспособности как при штатном режиме функционирования агрегата, так и при отказе или остановке каких-либо систем, например, при внезапной остановке приводного двигателя и последующей паузе при его запуске (или ремонте). С учетом всех перечисленных требований герметизатор выполняют в виде контактного уплотнения с использованием уплотнительного элемента из эластомера. Материалом для изготовления герметизатора служит маслобензоизносостойкая резина или полиуретан. Уплотнение осуществляют с принудительным поджимом к уплотняемой поверхности, для чего используют гидравлический привод, которым управляют из кабины оператора агрегата. Рис. 10.57. Схема герметизатора устья с осевым расположением приводного цилиндра
Один из вариантов схемы герметизатора приведен на рис. 10.57 [68]. Он включает корпус 7, в нижней части которого расположен уплотнительный элемент 6. Выше него находится приводной гидроцилиндр 4 диаметром D полый шток 3 которого перемещается поршнем 2. Колонна нерерывных труб 1 проходит через полый шток 3, центрируется направляющей втулкой 5 и взаимодействует с уплотнительным элементом. Для установки нового и извлечения изношенного уплотнительного элемента в нижней части корпуса предусмотрен затвор 8, положение которого относительно корпуса фиксируется посредством упорной резьбы или байонетного соединения. Для крепления герметизатора на превен-торе имеется фланец 9. Описанная конструкция герметизатора наиболее проста и надежна, но имеет недостатки — значительные осевые габариты и масса. При необходимости повышения герметизирующей способности уплотнительного элемента в процессе его работы в полости А увеличивают давление рабочей жидкости гидропривода, а для разгрузки уплотнительного элемента последнее или уменьшают в полости А, или увеличивают в полости В. При этом уплотнительный элемент может быть полностью разгружен, и между ним и наружной поверхностью гибкой трубы образуется зазор. В процессе работы в кольцевом пространство С между гибкои грубой и полым штоком накапливается технологическая жидкость. проникающая туда из полости скважины. При перемещении колонны гибких труб вниз необходимо следить зa тем, чтобы эта жидкость постоянно там находилась, обеспечивая смазку поверхности трубы, взаимодействующей с уплотнением. Невыполнение этого условия приведет к тому, что уплотнительный элемент начнет гореть и и интенсивно изнашиваться. Приводной гидроцилиндр должен иметь определенный запас хода, который в процессе рабты позволяет сжимать, изношен-ный уплотнительный элемент, обеспечивая сохранение работоспособности всего узла в целом..Этот запac хода дает возможность, также выталкивать из корпуса изношенный уплотнительный элемент при его замене, это облегчает и ускоряет проведение ремонтных работ в промысловых условиях. Меньшей массой и меньшими осевыми габаритами обладают герметизаторы с радиальным расположением приводных цилиндров (рис. 10.58). При использовании подобной схемы усилие прижима уплотнительного элемента обеспечивается несколькими поршнями (плунжерами), размещенными в боковой поверхности корпуса. Недостатком подобной конструкции является то, что равномерное прижатие уплотнительного элемента к поверхности гибкой трубы начинает обеспечиваться при сравнительно высоких давлениях (порядка 5 —6 МПа) Это обусловлено тем, что уплотнительный элемент, расположенный в замкнутом объеме корпуса, только в этих случаях ведет себя подобно жидкости. При меньших давлениях он работает как упругое тело, подчиняющееся закону Гука. Поэтому при высоких давлениях уплотняемой среды в полости скважины обеспечивается равномерное изнашивание по всей длине уплотнительного элемента, а при малых — неравномерное, в основном в средней его части. Рис. 10.58. Схема герметизатора устья с радиальным расположением приводных цилиндров 1 - корпус герметизатора устья, 2 - цилиндр, 3 – плунжер, 4 - колонна труб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.019 с.) |