Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переживания и творческие состояния в деятельности композитораСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психические состояния, будучи генетической характеристикой психической деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни человека за определенный отрезок времени. Говоря о роли и особенностях эмоциональных явлений в творчестве композитора, А. И. Муха подчеркивает, что творец живет двойной жизнью, выражая, с одной стороны, в музыке «воображаемые переживания», с другой стороны, воплощая в них свои искренние чувства, эмоции, мысли [201, с. 223-224.]. Об этом пишет В. Д. Днепров: «в музыке как бы соприсутствуют два «я» — «я», составляющие объект музыки («чужое я»), и «я» самого композитора» [121, с. 77]. Глубокий анализ переживаний художника сквозь призму психологической проблемы «я» дан Е. Я. Басиным [36], который охарактеризовал динамически сложную иерархическую систему ролей художника. Представления Е. Я. Басила созвучны широко известной в российской психологии концепции В. К. Вилюнаса о системной природе эмоциональных явлений и переживаний человека [83]. Согласно этой концепции, ведущее переживание обусловлено доминирующей потребностью личности, выражая ее направленность, личностный смысл деятельности в целом [83, с. 104]. Это переживание и есть воплощение личностного художнического «я». Производные же переживания связаны с частными задачами, промежуточными целями деятельности. Они не только выражают все те установки, которые Е. Я. Васин включает в подсистему «не-я» (изображаемых и выражаемых «я»-образов), но и так называемые «операционные», текущие эмоции. К числу последних относят эмоций успеха-неуспеха, связанные с решением творческой задачи, которые выполняют оценочные, контролирующие, тормозящие функции, предвосхищающие эмоции, сигнализирующие композитору «вероятный» исход текущей творческой задачи, интеллектуальные возможности, связанные с процессом поиска решения (интеллектуальный процесс, творческая радость, сомнение, удивление и даже интеллектуальный гнев). Эмпатия Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, которая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше степень эмпатии, тем глубже степень самого переживания. Сила эмпатии у многих композиторов достигала такого высокого уровня, что они испытывали не только художественные эмоции в процессе творчества, но и обычные — «жизненные». Изучая материалы о судьбе Жанны д'Арк, П. И. Чайковский в одном из писем, написанном во время работы над «Орлеанской девой», сообщает: «Вечером в этом возбужденном состоянии я принялся за чтение вашей книги и, когда дошел до последних дней Иоанны, ее abjuration1, где силы ей изменили, и она признала себя колдуньей, мне до того в лице ее стало жалко и больно за все человечество, что я почувствовал себя совершенно уничтоженным. О сне и думать было нечего» [296, с. 44]. Другой фрагмент из дневника П. И. Чайковского также характеризует силу эмпатии композитора: «Кончил сегодня 7-ю картину... Ужасно плакал, когда Герман испустил дух» [296, с. 44]. Эмпатия способствует тому, что композитор глубоко эмоционально погружается в захватившее его содержание и концентрирует на нем все свои душевные силы. В письме к С. И. Танееву содержится искреннее признание П. И. Чайковского о типичном для него эмоционально-пристрастном отношении к предмету творчества. «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного, то эта музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее» [296, с. 44]. Все российские композиторы, отвечая на вопрос о роли эмпатии в творчестве, отметили ее стимулирующие продуктивные функции, связанные с генерированием музыкальных образов. Композитор М. Таривердиев, говоря автору о работе над монологами на слова Э. Хемингуэя к спектаклю «Прощай, оружие», подчеркнул, что ощущал себя героем произведения, хотя его, «как мальчишку, война не коснулась»: я чувствовал, что это я раненый лежу в грязи, что это я спрашиваю «а может быть все-таки придут санитары». «Заражение» чувствами людей, переживших войну, послужило причиной создания и песни «Память» к фильму «Ольга Сергеевна». «Я был занят поиском музыкального материала. Однажды, вместе со съемочной группой наблюдая в московском 1 Отречение. 204_____________________________Бочкарев Л. А. парке им. Горького встречу ветеранов, был поражен чувствами людей, испытавших ужасы войны. Они бросались друг другу в объятия, плакали, радовались. Мне казалось, будто и я был причастен к их переживаниям. В один вечер родилась песня под влиянием растрогавшей меня встречи. Когда я познакомил с готовой песней М. Светлова, он сказал, что эта песня не о женщине, которую я должен написать для фильма, а песня о войне, о ветеранах. Действительно, это военная песня. Мое перевоплощение и приобщение к чувствам людей, которых я видел в парке, заставило изменить первоначальный замысел и помогло найти мне нужные средства». Говоря о работе над музыкой к фильму «Семнадцать мгновений весны», М. Таривердиев отметил, что прообразом «мгновений» было небо, которое он так же ясно чувствовал, как и образы героев фильма: «Для меня страны — это небо. Я могу заверить Вас, что в каждой стране я вижу и чувствую особое небо, которое я могу так же хорошо воплотить в музыке, как и настроения человека. Недавно я отдыхал в Ницце после поездки в Париж и Марсель, но у меня была путевка в родной Сухуми, где я бываю ежегодно. Хотя небо Ниццы в сто раз лучше неба Сухуми, я уехал из Ниццы раньше, испытывая ностальгическую тоску по родному небу. Эта тоска и стала основным лейтмотивом «Мгновений». Все приведенные выше примеры ярко иллюстрируют роль эмпатии в композиторском творчестве. В одном случае это перевоплощение в изображаемый образ, в другом — заражение чувствами реальных людей или будущих слушателей. Процесс перевоплощения не всегда может осознаваться композитором. Часто он протекает скрыто, незаметно, спонтанно, на фоне состояния творческого вдохновения, способствующего «вхождению в образ». Творческое вдохновение В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень динамично. Состояние творческого вдохновения активизирует весь творческий процесс. «Напрасно я бы старался выразить Вам словами все неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в Композиторское творчество_____________________205 определенные формы. Забываешь все, делаешься точно сумасшедшим, все внутри трепещет и бьется, едва успеваешь намечать эскизы, одна мысль погоняет другую» [296, с. 44]. При всей внешне кажущейся «таинственности», непредсказуемости, внезапности вдохновения, оно является продуктом активного отношения к работе, напряженного умственного труда, иногда — плодом волевых усилий [296, 283]. «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Я пишу или по внутреннему побуждению, окрыляемый высшей и не поддающейся анализу силой вдохновения, или же просто работаю, призывая эту силу, которая или является или не является на зов, и в последнем случае из-под пера выходит работа, не согретая истинным чувством. Мой призыв к вдохновению никогда почти не бывает тщетным. Я могу сказать, что та сила, которую я назвал капризной гостьей, уже давно со мной освоилась настолько, что мы живем неразлучно и что она отлетает от меня только тогда, когда вследствие обстоятельств, так или иначе гнетущих мою общечеловеческую жизнь, она чувствует себя излишней. Но едва туча рассеялась, — она тут как тут. Таким образом, находясь в нормальном состоянии духа, я могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту дня и при всякой обстановке» [332, с. 90]. Называя вдохновение капризной гостьей, П. И. Чайковский подчеркивает, что с помощью волевых усилий не только управляет ее «приходами», но и сознательно устраняет свои отрицательные психические состояния, мешающие процессу творчества. «Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особой охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься» [296, с. 48]. О роли волевых усилий в преодолении отрицательных эмоциональных состояний свидетельствуют высказывания многих известных композиторов. Так, М. П. Мусоргский', также называя творческие настроения «капризнейшей кокеткой», подчеркивает, что истинный художник должен, вопреки своим состояниям, уметь перевоплотиться в чувства и мысли других людей, отражая их в музыке: «Настроения творческие могут совпадать с личными настроениями художника, но могут и не совпадать. Наивно думать, что поэт может писать о счастье только тогда, когда, по выражению Белинского, сам находится «в благоприятных 206_____________________________Бочкарев Л. А. обстоятельствах»... «отличительная черта, то что составляет, что делает истинного поэта, состоит в его сострадательной живой способности всегда и без всяких отношений к своему образу мыслей (и добавим от себя, к своим переживаниям — С. Ш.) понимать всякое человеческое положение» [341, с. 283]. Однако интенсивные творческие состояния не могут быть постоянным спутником всего творческого процесса. Творческая активность зависит от множества внешних и внутренних факторов и в значительной степени детерминирована уровнем развития психических процессов и сформированных на их основе свойств личности. П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков могли произвольно управлять своими творческими состояниями не только благодаря волевым чертам характера, но и вследствие высокого развития внимания. Не случайно В. М. Теплов связывает проблему творческого вдохновения с проблемой внимания. Именно сосредоточение внимания на главном и отвлечение от всего несущественного способствует возникновению устойчивых творческих состояний. В течение всей своей многолетней творческой деятельности Н. А. Римский-Корсаков, например, был занят не только сочинением музыки, но и многочисленными побочными обязанностями, отвлекавшими его от основного дела жизни. Это и служба во флотском экипаже, и курирование музыкальных хоров морского ведомства, и участие в управлении певческой капеллой, и директорство в бесплатной музыкальной школе, и участие в концертно-издательских предприятиях М. П. Беляева, и огромная педагогическая нагрузка в консерватории, и частные уроки. Лишь благодаря изумительному совершенству творческого внимания он высокопродуктивно трудился на основном композиторском поприще наряду с выполнением разнородных административных, педагогических, организаторских обязанностей [296, с. 45-46]. Напротив, М. А. Балакирев вследствие неустойчивости творческого внимания вынужден был временно прекращать занятия композиторской деятельностью: «Лира писать было невозможно, и потому я... начал печь романсы... но и эта фабрика прекратилась, ибо меня постигло еще новое бедствие» (конфликт с хозяйкой квартиры — Л. Б.). Вот подобное свидетельство М. А. Балакирева из другого письма: «Начал было последний антракт, и только недостает нескольких тактов к его окончанию. Но едва что-нибудь на- Композиторское творчество______________________207 пишется в продолжении лета. Я даже и не думаю совсем о музыке; голова так набита разными мелочными гадостями, что как-то странно сделается, когда вспомнишь, что есть на свете Шумана квинтет. Шекспир и др. Писать в Нижнем при такой обстановке нельзя» [296, с. 46]. Отмеченные выше индивидуальные особенности динамики протекания психических процессов, бесспорно, обусловлены типологическими различиями, которые определяют направленность и структуру психических переживаний в целом. Так, вскрытые нами типы мышления композитора (интел-лектуальнообразный, образнообобщенный — см. выше) способствуют формированию различных по характеру переживаний. Для композиторов с образнообобщенным типом мышления характерен эмоциональный тип переживания с преобладанием чувственного1, аффективного начала, как, например, у П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера. Композиторам с интеллектуальнообразным типом мышления, напротив, присущ рассудочный тип переживания с преобладанием аналитического начала, как, например, у И. С. Баха, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича. Сказанное вовсе не означает, что лишь представителям эмоционального типа переживания доступно творческое вдохновение или что у представителей рассудочного типа переживания отсутствует эмоциональное начало. Типологические различия2 выражают лишь степень преобладания эмоционального или интеллектуального в психической деятельности. Таким образом, индивидуальные особенности личности композитора получают многостороннее выражение в его пси-' Представители этого типа с раннего детства поражали необычной эмоциональной чувствительностью по отношению к музыкальным звукам. У маленького П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Вагнера музыка вызывала очень бурные аффективные реакции, сопровождаемые часто слезами. 2 В монографии М. П. Блиновой содержится немало ценных материалов, свидетельствующих о влиянии типа высшей нервной деятельности на особенности протекания творческого процесса. Хотя автор говорит о типологических различиях в большей степени с позиции физиологии, представленные ею фактические данные позволяют судить косвенно и об особенностях мышления, психических состояний и переживаний композиторов. 208______________________________Бочкарев Л. Л. хических состояниях и переживаниях, которые могут стать могучими стимулами творческой деятельности. 3.8. Сознательное и неосознанное в творческой деятельности композитора На протяжении всей главы и в особенности последнего раздела речь шла о возможности сознательного управления композитором своими творческими импульсами, эмоциями, психическими состояниями, переживаниями. Представленные в главе материалы исследований и наблюдений российских ученых, а также самоотчеты самих композиторов, на наш взгляд, демонстративно показывают решающую роль сознательных моментов в творческой деятельности. Однако многие современные западные исследователи, как и русские ученые дореволюционного времени, вопреки многочисленным эмпирическим данным, придают решающее значение бессознательным моментам в творчестве. Так, Л. Л. Сабанеев [267] пишет о бессознательном «звуковом потоке» представлений, который композитор не успевает созерцать даже «периферическим сознанием». Лишь иногда этот поток освещается светом сумеречного сознания. «Неверно, что поток связан с вниманием, как гипотеза об исчезновении предметов при отвращении от них взора» [267, с. 197]. В переживаниях композитора, по мнению Л. Л. Сабанеева, господствуют иррациональные моменты, ни одна музыкальная мысль не создается рациональным волевым усилием. Процесс сочинения — это лишь интуитивное «приращивание» выхваченных из «потока» представлений, которые, подобно призракам, обладающие чертами навязчивости, переполняют душу композитора в виде «текучих звукообразов». Волевое попустительство способствует тому, что поток угрожающе растет, вызывая у творца состояние ужаса и страха. Подобные взгляды представлены американским ученым Б. Гизелиным в сборнике высказываний 39 крупных композиторов, ученых, писателей, поэтов об особенностях творческого процесса [369]. Для творчества, согласно воззрениям Б. Гизелина и его сторонников, необходимо переживание «внутреннего хаоса», небытия, неопределенности, спонтанности, беспорядка. Творческий акт уподобляется абнормальному автоматизму несовершенным образом работающего сознания, состоянию сновид-ности или транса с галлюцинациями, похожего на гипноз. Композиторское творчество_____________________209 Воля противодействует творческому процессу, так как она задерживает развитие идей в новых направлениях, усиливая даже напряженность работы мозга. Не творец с помощью воли создает произведение, а произведение создает творца. Воля же нужна лишь для того, чтобы помочь композитору сидеть за инструментом, письменным столом или встать для ослабления внимания. Воля не должна «мешать» и выбору идеи, темы произведения. Выбор должен быть бессознательным, продиктованным «органической необходимостью». Композитору следует учитывать закономерности продуктивной работы подсознательных переживаний и при организации самого процесса работы: необходимо использовать те часы, «которые наиболее «чувствительны» к бессознательному — ночное время», периоды перехода от сна к бодрствованию и наоборот. Приводимые в книге свидетельства самих творцов служат хорошей иллюстрацией теоретических воззрений составителя. Так, композитор Р. Сешн сравнивает процесс сочинения музыки с деятельностью альпиниста, который не должен позволять сознанию подумать о значении своих «шагов», чтобы его нога не переступила ту роковую половину дюйма, которая может привести к катастрофе. Произведение довольно часто кажется непонятным творцу сразу после его написания, потому что оно является результатом неосознанных переживаний и выражением его нестройного, противоречивого внутреннего мира. «Внутренний материал» духовной жизни «не воспроизводится, а лишь спонтанно выражается в музыке». В духе оголтелого психоанализа1 трактуются переживания композитора М. Графом в книге «От Бетховена к Шостаковичу». Глава V, посвященная проблеме бессознательного, открывается гимном демоническим, нечеловеческим силам композитора, которые он не в состоянии не только преодолеть, но и осознать. Эти силы автор традиционно сводит к сексуальному 1 Литература по вопросам психоанализа растет чрезвычайно интенсивно: библиография, составленная Норманом Киллом, содержит 4460 наименований различных работ. 32 международных психоаналитических конгресса было посвящено научно-практическим аспектам применения психоанализа в различных отраслях человеческой деятельности, в том числе и в сфере искусства. Обстоятельному анализу и критике влияния фрейдизма на музыкознание Запада посвящена статья А. А. Фарбштейна и А. Клюева [310]. 210______________________________Бочкарвв Л. А. началу. Музыка представляется автору лишь в виде звучащих диаграмм бессознательных переживаний. Ее оригинальность оценивается по степени связанности с глубинами подсознания. Творения Моцарта и Гайдна, сочиненные по заказу, по мнению М. Графа, не оригинальны именно потому, что были вызваны к жизни «извне», а не «изнутри бессознательного». Взрыв темных сил, вулканическая борьба агрессии и секса, буйство подавляемых эмоций — вот что питало творчество Бетховена, изживавшего свои порочные наклонности в музыке. Гениальному композитору приписываются задатки «мастера преступности». Титанические силы бессознательного: ненависть, страх, жестокость, враждебность, эротика являются, согласно представлениям автора, источниками музыкальных переживаний любого крупного композитора. Возбужденный мистицизм, терзания разума, патологическая невротичность способствовали сублимации бессознательного в музыке Бетховена, Вагнера, Малера. Даже развитие музыкальности рассматривается в книге в связи с формированием сексуальности: «радость игры со звуками», например, связывается с пробуждением полового чувства. Российские исследователи, критикуя названные выше концепции творчества, вовсе не отрицают роль неосознанных переживаний в творческом процессе. Напротив, в их выступлениях на тбилисском международном симпозиуме, шведской конференции ЕСКОМ, японской конференции ИСМЕ [429, 430] подчеркивалась роль бессознательного, интуитивного, эмоционального в музыкальном творчестве. Однако российские ученые ' Факты, приводимые М. Графом, совершенно не соответствуют действительности: многие композиторы начали сочинять музыку задолго до «пробуждения сексуальности» (Моцарт писал фортепианные сочинения уже в пятилетнем возрасте, Шопен — в семилетнем), в юношеском возрасте они, как и многие другие композиторы (И. Бах, Г. Гендель, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков) были уже известными композиторами. Напротив, некоторые музыканты обратились к композиторской деятельности в зрелые годы, например, лишь в 30 лет Р. Вагнер написал «Летучего голандца», с этого времени началась его плодотворная композиторская деятельность. Первые оперы Р. Вагнера, написанные в 20—25-летнем возрасте, по мнению Я. Вершиловского, нельзя считать его стартом [424, с. 284]. Композиторское творчество_____________________211 стоят на принципиально иных методологических позициях при анализе функции бессознательного. Так, в исследовании Л. И. Долидзе [122] показана специфика неосознанного проявления национального в творчестве композитора на основе применения концепции установки, разработанной в школе Д. Н. Узнадзе и новейшей теории сознания и бессознательного психического, созданной его учеником А. Е. Ше-розией [340]. Объектом внимания Л. И. Долидзе стала «Симфония псалмов» И. Ф. Стравинского, которая писалась композитором вдали от Родины — в условиях конфронтации сознательных и бессознательных переживаний. Первые были детерминированы влиянием новой для композитора среды и социальным заказом, вторые — его глубокой причастностью к русской музыкальной культуре. Русское начало ярко проявилось при написании этого произведения «неоклассического периода», в значительной степени подвергшегося, однако, инонациональному воздействию [122, с. 602]. Сознательное и бессознательное трактуется как проявление единой «биномной» системы отношений, активизируемой определенной установкой личности. Особое место в этой системе отношений отводится миру объективно значимых для личности явлений, над которыми «она всегда поднимается, как бы проверяя себя и свои возможности» [122, с. 599]. Неосознанное, бессознательное, согласно представлениям советских ученых, всегда опосредовано социальным развитием личности и подчинено ему. В работах М. Г. Арановского, А. И. Климовицкого, А. П. Милки, также опубликованных в материалах тбилисского симпозиума1, содержится немало интересных сведений о роли неосознаваемых переживаний при решении композиторами различных задач. Все российские исследователи подчеркивают ограниченную сферу влияния неосознанных переживаний в музыкальном творчестве, очерченную рамками низших уровней системы музыкального языка (лексическим, синтаксическим). Неосознанные моменты выполняют свою «пусковую» роль чаще всего на начальных стадиях творчества, при рождении «эвристической модели» произведения. Последующим ходом 1 Эти работы уже были предметом внимания в предыдущих разделах главы. 242_____________________________Бочкарев Л. А. творческого процесса управляют сознание и мышление композитора, которые превращают цепь неосознанных и осознанных переживаний и побуждений в логически и художественно оправданное целое. Почему же все-таки творчеству не чуждо неосознанное, почему художественная картина мира, являясь самым совершенным продуктом человеческого разума, строится не только на основе сознательной работы психики? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах известного советского нейрофизиолога, видного специалиста в области психологии эмоций П. В. Симонова. По его мнению, сознание, защищенное «от случайного, ненадежного, не проверенного практикой», отказывается мириться с тем, что противоречит ранее накопленному человеком опыту. С одной стороны, это проявление высшей целесообразности, с другой — некоторой консервативности. Подсознание же более вариабельно и чувствительно к новому. Вот почему процесс рождения нового «освобожден эволюцией от контроля сознания, за которым сохраняется функция отбора»... [274, с. 527]. Сознание и подсознание связаны в структуре человеческой психики синергично — по принципу дополнительности [237, с. 80, 274; с. 527]. Перспективным с точки зрения раскрытия диалектики их отношений в творческом процессе является наметившееся в последнее время в отечественной психологии сближение теории деятельности1 и теории установки. Представленный в настоящей главе краткий экскурс в психологические проблемы деятельности композитора, на наш взгляд, дает основание снять «маску таинственности» с многих дискуссионных вопросов, в том числе связанных с ролью неосознаваемых моментов в творчестве. Композиторское творчество, как и творчество в целом, бесспорно, не подчиняется всецело законам логики, важную роль играет интуиция, эмоции, переживания, образное обобщение. Знание психологических закономерностей деятельности композитора, несомненно, будет способствовать созданию методологических основ для поиска путей научного управления процессом музыкального творчества. 1 «Предметная деятельность, — подчеркивает В. П. Зинченко, — в такой же степени является продуктом установки, в какой она является условием ее формирования» [130, с. 145]. Композиторское творчество______________________213 Эта научно-практическая проблема в последнее время является предметом пристального внимания ученых. Существуют две прямо противоположные тенденции в ее решении. Одни ученые стремятся создать такие логические системы и «алгоритмы» творчества, которые облегчали бы задачу сочинения музыки. На основе формализации музыкального языка предпринимаются попытки выработки новых систем композиторского творчества, обновления композиционных средств с помощью применения аппарата математической логики, теории игр, теории вероятностей создается так называемая «свободная стохастическая музыка» [152]. Музыка программируется на электронно-вычислительных машинах. Машины даже «соперничают» с композиторами [195]. Другие ученые, отрицая целесообразность алгоритмизации творческого процесса, предлагают косвенные пути оптимизации творческой деятельности, связанные в первую очередь с созданием условий, благоприятствующих активизации творческого вдохновения, фантазии, интуиции, воспитанию неординарных качеств личности, творческих способностей композитора. Говоря о способах стимулирования творческого процесса, композитор А. Н. Холминов сравнил свой мозг с компьютером, требующим «хорошей настройки», которая, по его мнению, заключается в строгом соблюдении режима творческого 1 В нашу задачу не входит обсуждение философских проблем кибернетического моделирования, сочинения музыки с помощью ЭВМ. Отметим лишь позитивное значение экспериментов по созданию машинной музыки для психологии. Как известно, перцептроны, моделирующие простейшие сенсорные функции человека, связанные с опознанием и восприятием, были созданы по «независимым» схемам — не на основании знания психофизиологических механизмов деятельности органов чувств. Однако кибернетический анализ принципов работы перцептронов позволил ученым глубже понять психофизиологические закономерности переработки информации человеком, способы связей нервных и психических процессов. Критикуя «машинную музыку», А. С. Митрофанов, как и другие ученые, не отрицает ее значения для научного познания. «От бесплодных споров о том, сможет ли машина «заменить» художника, композитора, писателя мы переходим сегодня к внедрению реальных достижений научно-технического прогресса в практику художественной культуры», — подчеркивает В. К. Скатерщиков в предисловии к сборнику «Искусство и ЭВМ» [195, с. 10]. 214______________________________Бочкарев Л. Л. труда, в создании условий нормального труда, в создании оптимального психофизического состояния: «Если я выполняю усвоенные в течение многих лет «правила» творчества, выражающиеся в своеобразных алгоритмах системы музыкального мышления, а также «правила» создания творческого самочувствия, мой мозг, как сложно организованный компьютер, ежедневно утром «выдает» порцию нужной для меня музыкальной информации». В высказывании композитора красноречиво объединены рассмотренные выше две тенденции, связанные с поиском возможностей управления творческой деятельностью. Композитор, с одной стороны, стремится использовать «технические приемы», позволяющие успешно решать творческие задачи, с другой стороны — создать внутренние психологические условия продуктивной деятельности, связанные с творческой настройкой, формированием благоприятного психического состояния. Действительно, пути решения проблемы управления творческой деятельностью, на наш взгляд, связаны с синтезом двух, казалось бы, взаимоисключающих тенденций. Применение знаний о психологических механизмах творческой деятельности в ближайшем будущем позволит, несомненно, оптимизировать условия творческого труда компози-тппя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.012 с.) |