Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Установка, будучи отражением готовности человека к восприятию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оптимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. Между тем палитра психических состояний человека чрезвычайно многообразна. Человек может находиться в отрицательных состояниях (подавленности, тревоги, фрустрации — см. об этом подробнее в IV главе), которые не только не благоприятствуют формированию установки, но и препятствуют этому. Более того, благодаря личностно-эмоциональной предрасположенности у некоторых людей такие состояния являются доминирующими в течение определенного периода времени. Как совершенно справедливо отмечает А. Г. Костюк, многие авторы, игнорируя личностный аспект проблемы музыкального восприятия, «совершенно не занимаются психологи- Музыкально-слуховая деятельность_________________145 Оческой диагностикой эмоциональных качеств слушателей, не дифференцируют испытуемых по степени их эмоциональной возбудимости, преобладанию тех или иных эмоциональных состояний» [159, с. 340]. Одной из задач нашего исследования было выявление характера взаимосвязи между степенью адекватности музыкального восприятия и психическими состояниями слушателей. Для диагностики психических состояний слушателей были использованы фрагменты методики А. Уэссмана и Д. Рикса [247, с. 197]. Испытуемые оценивали свое психическое состояние до и после прослушивания музыки; пользуясь шкалами «спокойствие-тревожность», «энергичность-усталость», «приподнятость-подавленность», они отмечали в нем те изменения, которые произошли под воздействием музыки. Учитывались и личностные особенности, которые выявлялись с помощью методик Г. Айзенка, Дж. Тейлор и др. Анализ полученных данных свидетельствует, что психические состояния испытуемых, предшествующие слушанию музыки, оказали существенное влияние на степень адекватности восприятия музыкальных эмоций и их динамики. Показатели состояний «тревожности-спокойствия», «подавленности-приподнятости» оказались статистически значимо связаны с адекватностью восприятия эмоций в музыке. Испытуемые, находившиеся в подавленном, тревожном состоянии до эксперимента, слышали тревогу в миниатюрах «Размышление», «Юмор», отчаяние — «Меланхолии», «Умилении», скорбь — в I ч. до-минорного ноктюрна Шопена. Напротив, слушатели, находящиеся в оптимальном психическом состоянии, адекватно воспринимали музыкальные эмоции в миниатюрах, оценивали I ч. ноктюрна как «размышление», «успокоенность», «умиление». Тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью, как свойством личности и находится в обратной зависимости от показателей экстраверсии. Можно предположить, что лица с повышенной тревожностью и склонные с самоанализу более чувствительны к восприятию отрицательных эмоций в музыке. Данные эксперимента свидетельствуют также о неоднозначном влиянии, которое оказывает музыка на психические состояния слушателей. У 53,8% испытуемых после прослушивания ноктюрна Ф. Шопена психическое состояние изменилось в положительную сторону, у 46,2% — в отрицательную. И в этом случае также выявилась связь качества воздействия 146______________________________Бочкарев А. Л. музыки на психические состояния слушателей с их личностными особенностями (см. выше). Наблюдавшийся в эксперименте эффект воздействия музыки на психические состояния, а также влияние этих состояний на степень адекватности последующего восприятия «музыкальных эмоций» можно объяснить явлениями ретроактивного и проактивного последствия. Ретроактивное (обратно направленное) последствие выражается в том, что эмоции, вызванные интонацией, звучащей в настоящий момент, влияют на состояния слушателей, связанные с предшествующими фрагментами произведения. Эти состояния усиливаются, если новая (доминирующая) эмоция одного знака с предшествующей и ослабляются в противоположном случае. Проактивное (вперед направленное) последствие — влияние эмоций, связанных с предшествующим фрагментом, на динамику последующего переживания слушателей. Ретроактивное и Проактивное последствие сказываются на степени адекватности восприятия и оценки музыкального материала. Так, «Размышление» в паре2 с «Умилением» адекватно оценило лишь 38,9% испытуемых, на фоне «Отчаяния» все испытуемые неадекватно восприняли «Размышление» [61]. Аналогичные явления, связанные с восприятием стиля, Н. Д. Тавхе-лидзе объясняет, используя концептуальный аппарат теории установки [285]. Ассоциации и коннотации Психические состояния слушателей всегда опосредованы личностными особенностями человека, его ассоциациями, прошлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникновение соответствующих ассоциаций, иногда не только неадекватных, но и прямо противо 1 Неоднозначность воздействия связана и с драматургическими особенностями ноктюрна: смысл трагической коды (заключения) определяется лишь в самые последние моменты его звучания, что поддерживает у многих слушателей динамику положительных эмоций на очень высоком уровне (по данным нашей дипломантки, ныне канд. искусств Л. С. Черкашиной). 2 В специальной серии испытуемые слушали четыре миниатюры (без перерывов для оценки), затем сообщалось, что в предъявленных пьесах отражены два состояния. Необходимо было выбрать пары одинаковых по содержанию миниатюр. Музыкально-сл уховая деятельность__________________147 положных музыке. С другой стороны, музыка, вызывающая конкретные ассоциации, связанные с прошлым опытом человека, может изменить в определенную сторону психическое состояние человека. Так, самая прекрасная мелодия, сопровождавшая человека в минуты скорби, горя, страдания, может вызвать впоследствии яркие отрицательные эмоции, которые в ней не воплощены в той степени, в какой их переживает слушатель. У человека, слышавшего в концентрационном лагере музыку Р. Вагнера, любимую Гитлером, она на протяжении всей жизни может вызывать мучительно-тягостные ассоциации и воспоминания, чувство ненависти к войне, фашизму1. Ассоциации являются, по мнению психологов, пусковым механизмом эмоций, выражая «личностный смысл», сущность искусства для человека. Закрепленные в коллективном опыте общественных отношений ассоциации обусловливают социальную зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Искусство выражает обобщенный, концентрированный опыт человечества: оно «никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной» [93, с. 113]. Вот почему несмотря на огромные различия в индивидуальном опыте людей их ассоциации во многом схожи и питаются единым социальным источником — опытом человеческих отношений. Общие для многих людей ассоциации, связанные с восприятием музыки, музыковед Л. Мейер [400] предлагает назвать коннотациями. Коннотация — это такая ассоциация, которая объединяет группу слушателей в определенном содержательном направлении в рамках данной культуры. Наиболее ярким примером коннотации является изображение смерти и передача соответствующих ей эмоций в музыке. Так, смерть у европейских народов выражается в музыке с помощью медленного темпа, в низком регистре, у некоторых же африканских племен, напротив — в быстром темпе и в высоком регистре. 1 Примеры влияния экстраординарных состояний на адекватность восприятия приводятся далее [см. с. 150]. 2 Эту зависимость содержания и направленности восприятия от особенностей прошлого опыта человека называют апперцепцией. 148______________________________Бочкарев Л. А. Орган у европейского слушателя связан часто с представлением о религии, гонг ассоциируется с экзотикой Востока. Однако у жителей Востока гонг не только не возбуждает экзотики, но вызывает целую гамму самых разнообразных эмоций. Как справедливо отмечает Маргарет Картоми [385], музыка экстаза не является самостоятельной эстетической категорией не только для европейского слушателя, но даже и для слушателя Явы: периодически повторяющиеся тональные модели в музыке экстаза Центральной Явы для местных жителей полностью сливаются с ритуалом благодаря действию ассоциативного механизма. Многочисленные примеры подобных коннотаций и ассоциаций приводит Е. В. Назайкинский [204]. Например, для европейского слушателя увеличенная секунда, орнаментированная мелизмами, выражает обобщенный восточный колорит, для жителей же Востока эта интонация в контексте привычных, родных восточных мелодий несет гораздо больший смысл. Точно так же человек, владеющий несколькими языками, богаче воспринимает оттенки диалекта родного языка, музыкант-исполнитель легче распознает и тоньше воспринимает нюансировку собственного инструмента. Основу сходства ассоциаций, вызываемых музыкой, Г. С. Тарасов совершенно справедливо видит прежде всего в близости чувств людей разных времен и народностей: ведь музыкальный язык — это прежде всего язык человеческих эмоций. В книге Зыбковца В. Ф. «Дорелигиозная эпоха» содержится интересный материал, свидетельствующий об общности эмоционального отношения к музыке представителей разных народностей. «Тасманийские песни во время «корробори» могли быть выслушаны европейцами с наслаждением и...голоса певцов были приятными, а мелодии выразительными», «возгласы бурного одобрения тасманийцев не оставляли никакого сомнения в том, что тасманийцам очень понравилась мелодия «Марсельезы». Один из них — юноша — свой восторг выражал тем, что обеими руками схватился за свою голову и, раскачиваясь всем телом в такт, напевал заключительные ноты французского национального гимна» [133, с. 185—186].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.011 с.) |