Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направленность личности и ее влияние на психические состоянияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В методической литературе описано два типа волнения: «волнение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в образе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рожденными образом, во втором случае доминирует самооценка успешности выступления. Крайняя эгоцентрическая установка исполнителя образно выражена в оценке Г. Г. Нейгаузом выступления одного из зарубежных участников Шопеновского конкурса в 1937 г.: «Вы талантливы, но на вашей игре написано: «Я играю Шопена», а надо, чтобы слышалось: «Я играю Шопена» [215, с. 297]. Анализируя психологические аспекты концертной деятельности, Г. М. Коган приходит к выводу, что главной причиной волнения является неадекватная самооценка исполнителя: недооценка своего дарования, формирующая неуверенность как черту характера или переоценка собственных способностей [149]. Этого же взгляда придерживаются многие исследователи и исполнители. Полемизируя с Г. Коганом, С. Савшинский пишет: «Согласиться с ним я не могу. Решение вопроса скорее можно видеть в ином — в присущей каждому художнику взыскательности» [269, с. 114]. Действительно, волнение выдающихся музыкантов-исполнителей связано с чувством высокой профессиональной ответственности перед слушателями. Именно высокоартистические 274_____________________________Бочкарев Л. А. личности подвержены ему больше и испытывают «то высокое душевное напряжение, без которого немыслим человек, призванный «ходить перед людьми» [215, с. 233]. Однако «решение вопроса» по принципу выделения какого-либо «общего» фактора не является окончательным. Для музыкальной педагогики важно показать сложность того психологического комплекса устремлений личности, который влияет на психическое состояние музыканта в условиях публичного выступления. Российские психологи, изучая направленность личности как относительно постоянное доминирование определенных мотивов1, выявили сложные взаимозависимости внутри каждого вида направленности, определяемые характером сопутствующих мотивов (например, лично-деловая направленность с сопутствующим деловым мотивом; деловая направленность с сопутствующими личными о общественными мотивами и др.). Н. И. Наенко [210] на основе экспериментальных исследований показала влияние мотивационных факторов (направленности личности) на психические состояния, выделив состояние операционной напряженности, которое возникает на основе деловой направленности в условиях, когда цель и мотив деятельности либо совпадают, либо включены в отношения, близкие друг к другу по содержанию (например, цель — выполнить задание, мотив — установить истинный ответ на задачу) и состояние эмоциональной напряженности, возникающее при несовпадении, резком разведении цели и мотива деятельности (например, цель — выполнить задание, а мотив — проявить себя). Однако авторы правомерно замечают, что эти состояния редко встречаются в «чистом виде», так как отношения человека определяются не одним мотивом, а системой мотивов, находящихся в определенном иерархическом соотношении. 1 «Центром» личности принято считать мотивационно-потребност-ную сферу, вокруг которой структурируются остальные свойства личности. Устойчиво доминирующие мотивы поведения составляют направленность личности. Поскольку для характеристики личности в целом существенное значение имеет ее отношение к себе, к обществу и к выполняемой деятельности, в психологии личности выделяют три основных вида направленности: личную (престижную), коллективистическую (общественную) и деловую. Личная направленность создается доминированием в структуре личности мотивов самоутверждения, коллективистическая — доминированием социально-ценных устремлений, деловая — преобладанием интересов, порождаемых самой личностью. Музыкально-исполнительская деятельность____________275 Последнее наиболее убедительно раскрыто в фундаментальной монографии П. М. Якобсона [351], посвященной психологическим проблемам мотивации поведения человека. Автор подчеркивает, что хотя «любой личности присущи некоторые постоянные, доминирующие мотивы, которые определяют сознательно (а иногда и несознательно) ее поведение в разнообразных ситуациях — существенных и несущественных, обычных и критических.., важно указать, какие мотивы или группы их и в каких случаях являются доминирующими» [351, с. 180-181]. Сказанное выше в полной мере относится и к мотивации деятельности музыканта-исполнителя: важно учитывать многообразие факторов личности, структуру ее направленности — относительно устойчивую или временную, ситуативную. Так, у испытуемого Л. Т. в структуре устойчивой направленности личности доминировал ярко выраженный мотив самоутверждения (абсолютно-личная направленность) при отсутствии необходимых исполнительских способностей, с которыми сочетался так называемый аффект неадекватности, проявлявшийся в неадекватном отношении к неуспеху. Л. Т. не признавал, игнорировал неуспехи по специальности, объяснял неудачи необъективным отношением экзаменационной комиссии, испытывал эмоционально-отрицательное отношение к людям, недооценивающим его «дарование» (преподаватель по специальности отмечает наличие у Л. Т. обычных исполнительских данных и завышенной самооценки). Аффект неадекватности для Л. Т. являлся одной из причин возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний перед концертами. В результате преобразующего эксперимента с целью «исправления» отрицательной мотивации, систематической воспитательной работы педагога по формированию деловой направленности Л. Т. стал более адекватно оценивать свои способности и возможности, ориентироваться больше на профессиональные достижения, чем на личный успех, после чего значительно улучшились его психические состояния перед концертами. Если у испытуемого Л. Т. перестройка мотивации значительно повлияла на эстрадное самочувствие в сторону оптимизации, то у испытуемого Т. В., напротив, такая перестройка мотивации стала возможной благодаря совершенствованию способностей управлять психическими состояниями в условиях публичного выступления. В структуре ситуативной направленности личности музыканта-исполнителя, например, при подготовке к конкурсу, 276______________________________Бочкарев А. А. могут сочетаться одновременно несколько ярко выраженных мотивов: высокое чувство ответственности перед композитором, слушателями, побуждения, вытекающие из понимания общественной значимости победы на конкурсе, жажда успеха, связанная с наслаждением процессом творчества на международной эстраде и стремление получить материальное вознаграждение, побывать за границей, «удержать завоеванный статус» и т. д. Например, сама система организации музыкальных конкурсов, распределение премий способствует возможности формирования «спортивных» мотивов, связанных с личными достижениями, которые сосуществуют часто в структуре направленности наряду с доминирующими общественно-ценными. Последнее особенно характерно для многих музыкантов, имеющих опыт участия в нескольких конкурсах (например, А. К. — см. с. 299 настоящей книги). Для одних участников конкурса главенствующими являются «целевые» мотивы, например, желание получить премию, для других — «процессуальные», например, потребность в самом процессе подготовки сложной конкурсной программы. Психическое состояние исполнителя в условиях публичного выступления будет существенно зависеть от того, целевой или процессуальный характер имеет доминирующая потребность. Сказанное выше в полной мере относится и к мотивации учебной деятельности. Например: мотивация подготовки к публичному выступлению на этапе обучения может быть связана не только с представлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушателям, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни, но и с узколичными мотивами — стремлениями к внешним атрибутам учения (оценкам, аттестату), часто при отсутствии интереса к процессу учения. Узколичная мотивация при всем разнообразии ее типов не обладает, за редким исключением, такой побудительной силой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая ценные стороны личности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования российских психологов. Поэтому задача педагога заключается в воспитании социально-ценных устремлений, мотивов, связанных с самим процессом исполнительской деятельности, подготовки к публичному выступлению, а также в исправлении «отрицательной мотивации». Отечественные психологи показали, что решающим в формировании личности является не только правильная организация ее Музыкально-исполнительская деятельность____________277 деятельности, но и воспитание мотивационной сферы (потребностей, интересов, установок, вкусов, ценностных ориентации). Поэтому одним из важных условий создания состояния психической готовности к концерту (творческого эстрадного самочувствия) является формирование мотивационной сферы личности, в структуре устремлений которой огромную роль играют социогенные потребности, связанные с «социально-ценной исполнительской направленностью» [244], «желанием играть публике» [215]. Последнее убедительно звучит во всех методических работах, посвященных проблеме публичного выступления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.52 (0.007 с.) |