Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями

Поиск

Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «ядро» музыкально-исполнительской одаренности входят экспрессивно-коммуникативные способности, на основе кото­рых формируются умения доводить исполняемую музыку до публики, общаться со слушателями. В психографических характеристиках испытуемых Т. В. и Ю. Л. на примере анализа взаимосвязей социогенных потреб­ностей и экспрессивно-коммуникативных способностей пока­заны причины возникновения неблагоприятных психических состояний (тревоги, фрустрации) и их влияние на направлен­ность личности. Так, для испытуемого Т. В. характерны отри­цательные эмоциональные состояния в условиях публичных выступлений «камерного» типа, Т. В. испытывает также дис­комфорт при общении в малых группах, что свидетельствует о его «парциальной» необщительности как особенности лично­сти (при общении в больших группах и концертных выступле­ниях перед большой аудиторией Т. В. очень артистичен). Для испытуемого Ю. Л. одной из причин неблагоприятного эмоционального состояния на эстраде является также необщитель­ность, проявляющаяся (в отличие от Т. В.) в любой'ситуации — и в малых, и в больших группах. Если необщительность Т. В. вре­менного характера, возникнувшая вследствие фобии покраснения, 1 Характерологические особенности некоторые ученые [166] отно­сят лишь к общим психологическим условиям, обеспечивающим при­годность к деятельности. Автор неоднократно высказывал свою точку зрения в печати [55, 56 и др.].

278_____________________________Бочкарев Л. Л. то необщительность Ю. А. — показатель отсутствия некоторых компонентов общих и специальных экспрессивно-коммуникатив­ных способностей, проявление невысокого уровня культуры. Для Т. В. процесс перехода от неблагоприятных предконцерт-ных состояний к творческому эстрадному самочувствию осущест­влялся через создание особых положительных эмоциогенных ситуаций, способствующих устранению эритрофобии и восстанов­лению «заторможенных» коммуникативных способностей. Для Ю. Л. переход от необщительности как черты личности, проявляющейся в условиях публичных выступлений, к арти­стичности — бесспорно, более трудный процесс по сравнению с перестройкой психического состояния у Т. В. и требовал зна­чительных усилий педагога в воздействии на комплекс лично­стных особенностей. Динамика перехода одной черты личности в другую (как и одного психического состояния в другое) зависит прежде всего от характера данного качества (психического состояния). Показательно, что отсутствие способностей к общению у Т. В. приводит к ситуативному состоянию тревоги. Напротив, Ю. Л. воспринимает свою необщительность как «непреодоли­мую преграду», которая приводит к устойчивому эмоциональ­ному напряжению — есть все основания в данном случае гово­рить о состоянии фрустрации, которое вызывается объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудно­стями, возникающими на пути к достижению цели [172]. Отсутствие способностей к общению не всегда приводит к состояниям тревожности, фрустрации. Данные наблюдений свидетельствуют о том, что необходимым условием возникно­вения состояния фрустрации является наличие потребностей в общении, либо потребности в тех формах общения, в которых нет соответствующих коммуникативных способностей1. Так, у испытуемого Т. В. при ярко выраженной потребности в испол­нительской и сценической деятельности, при наличии многих компонентов артистической одаренности возникает состояние тревожности вследствие ситуативного ослабления реализации экспрессивно-коммуникативных способностей. 1 По такому же механизму формируется иногда аффект неадек­ватности (см. выше), необходимыми и достаточными условиями для возникновения которого являются: наличие сильной потребности в самоутверждении и завышенные притязания в каким-либо виде дея­тельности [85, с. 104].

Музыкально-исполнительская деятельность____________279 Данные психологических исследований [49, 173, 174], в том числе наших собственных, свидетельствуют об отрицательных эффектах влияния состояния тревоги, фрустрации не только на успешность осуществления деятельности, но и на динамику формирования профессиональных черт характера, мотивации. Однако характерологические особенности личности не всег­да прямо проявляются в деятельности и отражаются на особен­ностях психических состояний. С. Савшинский приводит при­меры из биографий и концертной деятельности выдающихся исполнителей, подтверждающие его предположение о том, что «артистизм» — не частное проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, могущая находиться в противоречии с его общими свойствами [269, с. 107]. Также, как и музыкальность, это специфическое образова­ние формируется в деятельности. Важную роль в структуре артистичности играют эмоционально-перцептивные, экспрес­сивно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные способ­ности. Причем, экспрессивно-коммуникативные способности не являются лишь проявлением общительности как свойства личности. Экспрессивно-коммуникативные способности музы­канта-исполнителя, актера, артиста балета качественно раз­личны. Общительность, являясь, с одной стороны, общим психологическим условием успешного выполнения названных выше видов деятельности, с другой стороны, превращается в специальную способность, связанную с искусством перевопло­щения актера в условиях сценического общения с партнером или регуляцией эмоционально-экспрессивного начала музы­канта-исполнителя, становясь столь же существенной в струк­туре исполнительской одаренности, как, например, музыкаль­ный слух, технические способности. Н. В. Рождественская [262], пользуясь шкалой «артистич­ности» из вопросника Р. Кэтелла и шкалой, «демонстративнос-ти» из вопросника К. Леонгарда, не получила корреляции ар­тистичности с успешностью обучения актерскому мастерству, что свидетельствует о своеобразии «профессиональной артис­тичности по сравнению с артистичностью жизненной» (см. с. 14 настоящей книги). Для исследования профессиональных особенностей деятель­ности музыкантов-исполнителей в условиях публичного выс­тупления был разработан специальный тест-опросник, диагно­стирующий уровень концертной тревожности, который может быть использован в музыкально-педагогической практике.

280______________________________Бочкарев А. А.

Тест-опросник для диагностики уровня концертной тревожности

Просим Вас вначале на предложенное суждение или вы­сказывание дать один из двух ответов: «да», «нет» (обведите кружком). Если Вы не можете ответить определенно, напиши­те, пожалуйста, свой вариант ответа. На вопросы, требующие развернутых описаний или указа­ния причин, просим высказать свое мнение в специально ос­тавленном для этого месте, либо на отдельном листе (с указа­нием номера вопроса).

1. Я мог бы стать солистом-исполнителем.

2. Обычно я более успешно играю в классной обстановке, чем на эстраде.

3. После успешного выступления в ответственном концерте я чувствую себя более спокойно в менее ответственной остановке. Опишите, пожалуйста, наиболее яркие примеры из Вашей практики.

4. Сейчас я в большей степени умею владеть собой (своим эстрад­ным самочувствием), чем раньше (в училище, консерватории). Если да, то укажите, пожалуйста, причину. Считаете ли Вы, что это результат работы Вашего педагога? Не могли бы Вы назвать период в Вашем исполнительском развитии, когда Вы не в достаточной степени могли владеть собой перед выступле­ниями, и были ли периоды, когда Вы не испытывали отрица­тельных предконцертных эмоций?

5. Перед концертом я обычно спокоен, уверен в себе, преобла­дающими являются положительные (творческие) эмоции. Опишите, пожалуйста. Ваше преобладающее предконцертное состояние.

6. Часто мне не хватает самообладания перед концертными выступлениями. В чем это проявляется? Прибегаете ли Вы перед концертом к успокаивающим или искусственно возбуждающим средствам (к каким?)? Является ли для Вас это правилом или исключе­нием?

7. Незначительное неприятное событие перед концертом не окажет особенного влияния на мое эмоциональное состояние в момент выступления. Если да, приведите примеры.

Музыкально-исполнительская деятельность____________281

8. Кратковременный перерыв в работе над произведением (программой) при условии его (ее) хорошей подготовки не от­разится на качестве моего концертного исполнения.

9. В последние дни перед концертом я чувствую себя неуве­ренно, поэтому занимаюсь особенно интенсивно, несмотря на то, что программа выучена.

10. Я считаю: заниматься детальной работой над произведени­ем перед выступлением не следует. Почему?

11. Перед выходом на эстраду я обычно уверен в убедительно­сти своей трактовки, в том, что исполню произведение в соот­ветствии с уровнем подготовки.

12. Я предпочитаю включать в изучаемый репертуар произве­дения, техническая трудность которых выше достигнутого мною уровня. Почему? Включаете ли Вы такие произведения в свой кон­цертный репертуар?

13. Часто я занимаюсь детальной работой над произведением и в день концерта.

14. Ожидание концерта всегда нервирует меня: в день выступ­ления я меняю привычный образ жизни, избегая обычных встреч, разговоров с друзьями. Опишите, пожалуйста. Ваш стиль работы, поведения, образ жизни в день перед концертом.

15. Почти всегда перед выходом на сцену я испытываю боязнь забыть нотный текст. Как Вы учите произведение на память? Часто ли Вы на эстра­де забываете нотный текст? В каких обычно произведениях? Какой тип памяти для Вас является доминирующим при рабо­те над произведением?

16. Перед концертом всегда испытываешь неприятные ощуще­ния в руках (артикуляционном аппарате), мешающие успешно­му выступлению (скованность, влажность, дрожание пальцев, сухость во рту и др.). Если да, в какой степени это отражается на качестве исполнения? Нет ли у Вас приемов, помогающих устранить такие нежелательные явления?

17. Часто перед концертом меня волнуют мысли о недостаточ­но отработанных деталях в произведении. Как это отражается на Вашем предконцертном самочувствии? Приведите примеры.

282___________________________Бочкарев А. Л.

18. Часто перед концертом я проверяю мысленно в памяти отдельные трудные места и ощущаю, что многое не припоми­нается. Как часто это случается? Считаете ли Вы, что перед концертом не нужно анализировать в памяти беспокоящие Вас эпизоды, а лучше довериться «мо­торной памяти»?

19. Если нужно, я могу начинать концертную программу с лю­бого произведения. Приведите примеры, когда композиция концертной програм­мы Вас не удовлетворяла (почему?) и как отражалось это на Вашем эстрадном самочувствии? Перечислите, пожалуйста, произведения, которые Вы больше всего любите. Укажите, пожалуйста, почему эти произведения близки Вам?

20. Часто в начале исполнения мое внимание устремлено на последующие тревожащие меня эпизоды. Приведите примеры. Как Вы преодолеваете такие явления?

21. Технические погрешности на эстраде — для меня явление неизбежное (обычное). Что является причиной этого: недоученность произведения, срывы в работе памяти, сильное эстрадное волнение, увлечен­ность музыкой? Оказывают ли технические погрешности травмирующее влия­ние на Ваше эстрадное самочувствие?

22. При необходимости я могу выступить на концерте, когда в произведении имеются неотшлифованные детали.

23. Часто музыкальное произведение звучит на эстраде хуже, чем я мог бы исполнить. Почему?

24. Из-за эстрадных неудач для меня подходит больше музы­кально-педагогическая деятельность, чем исполнительская.

25. Я часто задумывался о правильности решения стать музы­кантом из-за отсутствия достаточных, на мой взгляд, артисти­ческих способностей. Почему Вы выбрали профессию музыканта? Кто оказал наи­большее влияние на Ваш выбор? Какой деятельностью Вы пред­почли бы заниматься, если бы не стали музыкантом?

Музыкально-исполнительская деятельность____________283

Данные опроса 500 исполнителей, в том числе участников международных конкурсов, свидетельствуют о том, что спе­цифическая «артистическая» тревожность не является показа­телем тревожности как свойства личности: корреляции между уровнем концертной тревоги, диагностируемой по приведенно­му выше тесту и «общей» тревожностью, определяемой по известной методике Д. Тейлор, не обнаружена [67].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.01 с.)