Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (специальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — преподавателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделения музыкального училища (с отличием) поступил в МГК. По мнению профессора по специальности, Т. В. обладает хорошими музыкально-исполнительскими способностями. Преобладающие оценки по специальности и музыкально-теоретическим дисциплинам за время обучения в консерватории — «хорошо» и «отлично». Сам Т. В., несмотря на высокую самооценку своих возможностей и уровня достижений, считает свои «артистические данные недостаточными» в силу невысокой «скорости продвижения в исполнительстве», последнее, по предположению Т. В., обусловлено отсутствием, либо «инволюцией» способностей к общению. Направленность личности Т. В. можно охарактеризовать как лично-деловую (с сопутствующим деловым мотивом): он сам отмечает, что всегда был лидером, с 1 класса школы, но «всегда ли была польза от моего лидерства, дело никогда не страдало от этого». По «жизненным показателям» проявления свойств нервной системы — «сильный», «неуравновешенный», «подвижный»: 1 Измерялись психофизиологические показатели: пульс, тремор, электрическое сопротивление кожи и др., характеризующие реактивность и возбудимость, динамика изменения которых сопоставлялась с психологическими характеристиками: с данными самоотчетов, личностных о Пресняков, анкет, биографических сведений. Учитывались уровень успешности выступлений, мастерства, опыт концертной деятельности и участия в конкурсах, индивидуально-типологические особенности нервной системы испытуемых. Музыкально-исполнительская деятельность____________293 сохраняет высокую работоспособность и продуктивность в течение длительных занятий на фортепиано, динамика деятельности и настроения неравномерна, в них присутствуют периодические спады, подъемы (даже в течение одного урока); способен быстро переходить от одного вида деятельности к другому, считает своим исполнительским стилем «виртуозно-темпераментный» [302]. Профессор по специальности также отмечает склонность Т. В. к исполнению произведений виртуозного характера и отсутствие увлеченности кантиленными и лирическими вещами. Отмеченная выше «неспособность к общению» проявляется как на эстраде, так и в жизненных ситуациях. Т. В. не помнит, какая «необщительность» появилась раньше — жизненная или эстрадная, но с убеждением замечает, что неблагоприятная обстановка в классе по специальности (в музыкальном училище) способствовала формированию необщительности как свойства личности, в том числе — его проявлению на эстраде. Характерной особенностью «необщительности» Т. В. является переживание дискомфорта в малых группах: при общении в небольшом кругу людей, в классе, при исполнении музыки в «камерных» залах. По мнению педагога и по данным наших наблюдений, Т. В. очень культурен, интеллигентен и артистичен, эти качества проявляются при выступлении перед большой аудиторией (с лекцией, концертом), и несколько завуалированы при общении в малых группах: при разговоре делает много лишних, «компенсирующих» свободу общения движений; при исполнении музыки в классе чувствует себя скованно, особенно в присутствии посторонних, легко краснеет. Последнее стало для Т. В. очень травмирующим фактором, что побудило его записаться в группу занимающихся ПРТ. Т. В. — человек с очень тонкой психической организацией и большой внушаемостью, выработал устойчивый психогенный рефлекс 2-го или 3-го порядка: «могу покраснеть, говоря о нечестности оттого, что собеседник может «обнаружить» эту нечестность у меня; при разговоре с женщиной оттого, что она может почувствовать интерес к ней, хотя его нет на самом деле» (аналогичные симптомы описаны многими авторами) [113, с. 230]. Фобия покраснения является одной из причин высокого уровня предконцертной (Т=20) и общей (Т=38) тревоги, значительных энергетических трат (Ир=39) в условиях публичных выступлений и быстрого утомления испытуемого («иногда после концерта чувствую себя словно ^94 ____________Бочкарев А. Л. держал сорок минут штангу на весу»). Фобия покраснения способствовала также возникновению ситуативного психического состояния тревоги, непоказательного для личности испытуемого. Особенно травмирующим обстоятельством для Т. В. в училище являлось безразличное отношение педагога по специальности к его состоянию на уроке. Профессор по специальности в консерватории также «не замечал» неблагоприятные психические состояния Т. В. в обстановке коллективных уроков, которые, по признанию Т. В., способствовали не адаптации к эстраде, а формированию «антиэстрадной» черты личности — необщительности. Первый концертом, который, по мнению Т. В., «возвратил к прежнему творческому эстрадному самочувствию», был классный вечер профессора в Малом зале консерватории, первое отделение которого проходило при свечах. Исполнялась музыка И. С. Баха, Т. В. играл Органную прелюдию и фугу Ре мажор в обработке Ф. Бузони, его выступление было высоко оценено преподавателями и студентами. Сам Т. В. отмечает: «Такого ощущения я давно не испытывал. Была огромная радость, скорее радость не от игры, а из-за освобождения от всей внешней «неконцертности», робости, неэффектности, так не связанных с моей личностью и так долго мешавших мне по-настоящему показать музыку в соответствии с возможностями. На этом концерте словно проявили негатив моей артистической натуры... я забыл о покраснении, о своей внешности, и был весь во власти музыки; возможно, свечи способствовали этому». После вышеописанного успешного выступления Т. В. возобновил работу в театре-студии при МГУ, которую вынужден был оставить «по причине неуверенности в себе». Для «закрепления» оптимального психического состояния, сопутствовавшего Т. В. на этом концерте, он организовал в театре-студии вечер при свете театрального канделябра. Т. В. весь вечер аккомпанировал артистам и, по мнению студентов, «был в ударе». После ряда успешных выступлений в «новой концертной форме» Т. В. отмечает повышение чувства профессиональной ответственности: «Словно что-то изменилось в моей личности, появился настоящий интерес к исполнительской деятельности, личные стремления отошли на второй план. Если раньше профессиональный кругозор в значительной мере был ограничен Музыкально-исполнительская деятельность____________295 рамками личных достижений, — теперь, благодаря «чувству свободы» на эстраде, я с легкостью углубился в профессиональную работу, надеясь стать исполнителем. Кроме того осознал узость личных устремлений». Есть основания предполагать перестройку направленности личности Т. В., в структуре которой стали доминировать деловые мотивы с сопутствующими личными и общественными (об этом свидетельствуют данные наблюдений преподавателя по специальности и наши собственные). Можно также говорить в данном случае о временной (ситуативной) направленности личности (по П. М. Якобсону) — лично-деловой с сопутствующим деловым мотивом и трансформации ее в деловую с сопутствующими личными и общественными мотивами. Такая перестройка мотивационной сферы (по данным наших наблюдений и по самооценке испытуемого) стала возможна благодаря значительному улучшению психического состояния в условиях публичного выступления, с другой стороны, в дальнейшем способствовала оптимизации творческого эстрадного самочувствия. Использование методов психорегцляции Т. В. занимался под нашим руководством психорегулирую-щей тренировкой ПРТ в группе в течение полугода, затем, овладев общим курсом психорегулирующей тренировки, стал использовать ее самостоятельно до начала уроков по специальности и перед концертами. До составления индивидуальной программы занятий ПРТ с Т. В. был проведен ряд психотерапевтических бесед о причинах возникновения, механизмах фобии покраснения и возможности ее устранения. Профессор консерватории был ознакомлен с психограммой Т. В. и по нашей просьбе в течение некоторого времени не проводил с ним коллективных уроков в камерных условиях для растормаживания сформировавшейся отрицательной доминанты. Т. В. стал чаще играть в больших залах и лишь после того, как было «забыто» отрицательное психическое состояние, которое он испытывал до формирующего обучения, выступил с сольным концертом перед малой аудиторией (в Белом зале консерватории). Формулы ПРТ (особенно группы формул релаксации) использовались Т. В. и в общении с людьми. Т. В. отметил появление большей свободы, уверенности в общении «на фоне легкой расслабленности» после 5 месяцев занятий ПРТ, а также «ослабление» фобии и покраснения. 296_______________________Бочкарев Л. А. Т. В. использовал сокращенный вариант ПРТ в условиях публичных выступлений. Поскольку преобладающими для Т. В. перед концертами были состояния сильного предкон-цертного возбуждения, при завершении успокаивающего занятия ПРТ Т. В. задерживал уровень бодрствования (вариант «успокоение»). На этапе обучения и на этапе совершенствования. Т. В. отмечает положительный эффект применения ПРТ в условиях публичных выступлений: «Тренировка перед концертом способствует, во-первых, снижению «эстрадного волнения», во-вторых, после сосредоточения внимания на своем теле легко «перенести» (переключить — курсив наш. — Л. Б.) это направленное внимание на музыкальное произведение, на предстоящую деятельность. Тренировка двигательных представлений, выработка ощущений тепла, тяжести во время состояния релаксации способствуют совершенствованию необходимых музыканту-исполнителю способностей дифференцированного восприятия и контроля своего игрового аппарата во время исполнения. Мне лично тренировка помогает главным образом быть уверенным в себе, чувствовать себя свободно в общении». Испытуемый Ю. Л. 21 год. студент II к. Российской Академии музыки им. Гнесиных (специальность — тромбон). Игре на тромбоне учился в самодеятельности, после окончания средней школы поступил в музыкальное училище г. Калуги. При поступлении были некоторые колебания, предубеждения: «может здоровья не хватит для игры на тромбоне». Некоторое сомнение в правильности выбора специальности косвенно высказывает и во время обучения в институте. Преподаватель по специальности характеризует его как дисциплинированного, старательного студента, очень чувствительного человека к жизненным воздействиям и менее «чувствительного» к музыке. «С ним нужно обращаться ласково, требовать не очень активно. У этого человека повышенный порог чувствительности: на замечания реагирует болезненно, неудачи переживает долго. Исполнительские способности средние, малоэмоционален, недостаточно хорошая память, кроме того на первом курсе пришлось исправлять постановку амбушюра, особенно нижнего регистра, что отрицательно сказалось и на эстрадном самочувствии Ю. Л. Общая подготовка невысокая: мало эрудирован, мало начитан; достижения даются с трудом». Последнее сам Ю. Л. хорошо осознает, объясняя свой недостаточно Музыкально-исполнительская деятельность___________ 297 высокий уровень культуры пребыванием в деревне (до 17 лет). Это обстоятельство является для него травмирующим фактором и при общении со сверстниками. Друзья его отмечают «попытки вести себя подчеркнуто развязно в общежитии с целью приобретения мнимой общительности и интеллигентности». Ю. Л. интерпретирует свое поведение и как защитный механизм от необщительности («хоть в такой форме могу разговаривать»), и как своеобразное средство формирования уверенности («иногда играю роль вожака, руководителя, хотя мне не свойственны организаторские способности, часто избегаю общения с людьми, которые выше меня, чтобы «не провалиться» и не выглядеть серо»). Однако Ю. Л., в отличие от Т. В., испытывает дискомфорт при общении в любой обстановке, независимо от аудитории и количества присутствующих (то же относится и к концертной деятельности). По данным наших наблюдений, одной из причин неблагоприятных эмоциональных состояний на эстраде является отсутствие естественности в артистическом поведении (угловатость движений, неестественные манеры), что, в свою очередь, по нашему предположению, является проявлением общего низкого уровня культуры. Ю. Л. обладает заниженной, неустойчивой самооценкой, неуверен в себе, уровень притязаний адекватен способностям. Неустойчивость самооценки проявляется в частой смене состояний («рабочих» — в классе и пред концертных). Неоднократно наблюдался феномен возникновения психического стресса от факта успеха, что также обусловлено низкой самооценкой: успешное выступление, отличная оценка по общеобразовательному предмету становятся для него неожиданными и сильными раздражителями, вызывающими сильное эмоциональное возбуждение и состояние тревоги в связи с чрезмерной ответственностью за достигнутое, необходимостью удержать завоеванный уровень (часто это состояние тревоги отмечается у испытуемого за 1-2 месяца до начала экзаменационной сессии, что он объясняет «боязнью провалиться и потерять стипендию»). Фактором, повышающим чувствительность Ю. Л. к успеху, является его излишняя ориентация на оценку его исполнительских достижений педагогом по специальности, товарищами. Есть основания полагать, что Ю. Л. обладает слабым типом нервной системы: быстро устает во время занятий в репетито-рии, требуется много времени для восстановления сил после занятий и концерта, неудачное выступление влияет астенически. Ю. Л. отличается высокой эмоциональной чувствительностью, 298 ________________БочкаревЛ.Л. реактивностью (Ир=35), высоким уровнем тревоги (Т=21). Замкнут в себе, ярко выраженный интровертированный тип. Отмеченные индивидуально-типологические особенности влияют и на характер пред концертных реакций. Перед концертами, по данным самоотчетов Ю. Л., «бывают часто неприятные ощущения в желудке, подташнивает, трудно дышать, словно скованд все тело, особенно губы». Перед концертами преобладающими являются состояния апатии. Во время обучения в музыкальном училище неблагоприятным образом сложились отношения с педагогом по специальности («концертная скованность родилась там, в училище»). «Часто педагог по специальности не учитывал мои возможности, заставляя исполнять трудные пассажи в то время, когда у меня уже «шумело в голове», хотелось остановиться. Однажды даже, кажется, потерял сознание, пришлось посидеть несколько минут, чтобы прийти в себя — после этого случая он, кажется, стал относиться ко мне более мягко». Неблагоприятные психические состояния на уроке, «недоброжелательное» отношение педагога, по свидетельству Ю. Л., влияли на особенности пред-концертных состояний и самочувствие во время выступления. Использование методов психооегиляиии Ю. Л. решил заниматься ПРТ с целью оптимизации психического состояния в условиях концерта, устранения излишней возбудимости, неуверенности, а также для овладения приемами релаксации, обеспечивающими восстановление физической и психической работоспособности при занятиях на тромбоне. Ю. Л. овладел полным курсом психорегулирующей тренировки в течение трех месяцев, после чего занимался самостоятельно два раза в день. Так как преобладающими перед концертами были состояния апатии, Ю. Л. использовал вариант «мобилизация» в завершающей части успокаивающего занятия, целью которой было повышение уровня бодрствования. Учитывая важность оптимального функционирования рабочего аппарата духовика — амбушюра и дыхательной системы, особенное внимание при разработке индивидуального варианта психорегулирующей тренировки для Ю. Л. было обращено на формулы саморегуляции для лица и грудной полости. На этапе обучения формулы успокаивающей части применялись в обычной последовательности, затем испытуемому бы- Музыкально-исполнительская деятельность____________299 ло предложено (через 2 месяца занятий) после вводной группы формул использовать формулы для релаксации грудной клетки и регуляции дыхания, затем формулы для релаксации мышц головы, лица. После овладения полным курсом ПРТ испытуемый самостоятельно предельно сократил число формул, максимально обобщив их; например, группа формул для лица, шеи, грудной полости была представлена в одной фразе: «Мой игровой аппарат свободен, легок, энергичен», после произнесения которой испытуемому удавалось мгновенно привести в состояние оптимальной работоспособности всю систему звукообразования. Ю. Л. успешно использовал идеомоторную тренировку в целях устранения неуверенности, «эстрадного волнения», заблаговременно (за 1—2 месяца перед концертом) «проигрывая» с помощью образных представлений (во время занятий ПРТ) неблагоприятные эмоциональные ситуации — поведение перед выступлением, ситуации общения с людьми и др. Особенно эффективным для Ю. Л. было применение приемов психорегуляции в целях снятия физического утомления и восстановления работоспособности. Ю. Л. использовал полный вариант ПТР с пролонгацией (продлением) успокаивающего занятия на 10—15 мин. после занятий в репетитории (иногда с последующим засыпанием на стадии обучения), и сокращенный вариант ПРТ (также с пролонгацией — после концертов). Занятия ПРТ способствовали развитию эмоционально-регулятивных и коммуникативных способностей. По данным наблюдений и самоотчетов, Ю. Л. стал более общительным, уверенным, уравновешенным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.013 с.) |