Соотносительность противоположностей. Борьба и гармония 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотносительность противоположностей. Борьба и гармония



 

Всякий процесс есть переход от одного состояния или положения к другому. Без различающихся, противополагающихся друг другу состояний не было бы перехода между ними, не было бы процесса. Поэтому мировой процесс в одно и то же время полагает противоположности и соединяет их, переходя от одной к другой, в ритме вечного круговорота: всякая определенная конкретная форма бытия, обособляясь от прочих, противо­полагается прочим; но все противоположности соотносительны друг другу, – одна предполагает другую, уравновешивает другую. Этой относительностью и объясняется "скрытая гармония" (fr. 54) в видимой розни противоположных сил и стремлений; ею объясняется то самовосстановляющееся, "возвращающееся согласие", которое обусловливается напряжением взаимно уравновешивающих друг друга противоположных сил: так, два конца натянутого лука в своем расходящемся стремлении производят согласное действие (___________ _____ ___ _________ _______ _____ _______, fr- 51).

Таким образом закон всеобщего взаимного противопо­ложения или борьбы обусловливает как обособление вещей, так и гармонию целого, которая осуществляется в вечном движении. Все рождается борьбою, все разрушается ею же, все вещи обособляются и примиряются общей рознью, поскольку гармония целого предполагает взаимно уравновешивающиеся стремления противоположных сил. "Должно знать, что война есть общее (_______ = ______, общий закон, ср. fr. 2:___ ________ ___ ______), и что справедливость есть раздор, и что все возникает и уничтожается в силу раздора" (fr. 80). "Расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие возникает из противоположностей, и все происходит в силу раздора" (fr. 8). Как строй человеческого общества, так и


148 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______

строй Вселенной имеет свое начало в войне: "война отец всего, царь всего; одних оказала богами, других – людьми; одних сделала рабами, а других свободными" (fr. 53).

Таков общий закон сущего: без борьбы, без противопо­ложностей нечему соглашаться или соединяться, как без различия тонов нет гармонии. То "единое", из которого все происходит, заключает в себе внутреннее основание для видимого различия и разделения вещей: "соединяются целое и нецелое, сходящееся и противоположное, согласное и несогласное, – и из всего одно и из одного все" (fr. 10). Гераклит порицает Гомера, сказавшего "да исчезнет раздор из среды богов и людей"; Гомер не понимает, что он молит о разрушении мира, ибо, если бы молитва его была услышана, все вещи уничтожились бы (Diels, Fr. § 12 А 22), всякие различия исчезли бы, все множество погрузилось бы в один пламень вечного огня. Раздор и борьба могут казаться нежела­тельными отдельным существам с их относительной точки зрения. Для Бога, который определяется как "война и мир", наши чело­веческие понятия о добре и зле, о справедливости или неспра­ведливости не имеют силы. "У Бога все хорошо и добро и спра­ведливо, а люди сочли одно несправедливым, а другое справед­ливым" (fr. 102)*. Пусть люди не понимают, каким образом расходящееся сходится и противоположное соединяется", – в этом и состоит загадка Вселенной. Но эта загадка имеет свою отгадку, свое "Слово" или разумный смысл, без которого Все­ленная не могла бы существовать.

 

Неизменный закон Вселенной. Логос

 

Во всеобщем потоке явлений рождаются и проходят еди­ничные формы, но общие отношения остаются неизменными; "все течет", все меняется, но строй целого остается неизменным. В движении светил, в смене дня и ночи и времен года, в смене жиз­ни и смерти, – словом, в общем круговороте бытия есть законо­мерная правильность, есть мера, есть закон, есть "рассуждение", или слово, которое "пребывает всегда".

* Дильс и Bywater извлекают этот фрагмент из схолий к Ил. IV, 4 (I, 69, 6 Schr.); по-видимому, однако, Ps. Hippocr. Hippocr. ______ _______ I, 11, ближе к Гераклиту.

 


Глава V. Гераклит 149

"Единое" Гераклита, то единое, к которому сводится "все", определяется как "мудрое" (то cocpov), и высшая человеческая мудрость состоит в том, "чтобы познать разумную мысль (______), могущую править всем через все" (fr. 41). Этот мироправящий разум иногда получает у Гераклита специальное наименование, приобретшее в позднейшей греческой философии величайшее значение: он называет его Логос или Слово*.

Все в мире творится по этому слову, правящему всем (fr 1 и 72). Оно есть всеобщий закон всех вещей, которого люди не разумеют, хотя постоянно с ним сталкиваются. Ему должны следовать мудрые, из него все человеческие законы черпают свою силу (fr. 114).

"Истинное слово" убеждает нас, что все едино и что это "единое" разумно и божественно. Орфики называли свое всеединое божество Зевсом и в своем пантеизме подходили довольно близко к идее о соединении противоположностей. Гераклит, как бы в отличие от них, утверждает, что "единое мудрое одно; он и не хочет и хочет называться именем Зевса" (fr. 32): оно не допускает этого имени, поскольку оно отлично от Зевса мифологии или народной религии; и оно допускает его, поскольку Znv (поэт. Зевс) значит "жизнь" (_______): божество, божественное всеединство есть жизнь с точки зрения Гераклита**. Далее, мы находим у него положение, где он еще решительнее указывает

* Трудно передать этот греческий термин, буквально означающий "слово", одним равнозначащим русским выражением: ближе других "рассуждение", как в смысле "речь", "слово о чем-нибудь" (fr. 39, 87, 108), так и в смысле "разум" (fr. 115 и 2, ср. fr. 113, ______ _____ _____ __ _______), и в смысле "отношение" ("в рассуждении" – в отношении fr. 4 а и 31). Некоторые ученые, как Schuster (Heraklit von Ephesus, 1873, 17) пли Burnet (Early Greek Philosophy, 133, 13), признают логос лишь в смысле "речь" (argument, discourse etc.); но это едва ли возможно, как ввиду fr. 2 (где ______ ______ противополагается _____ _________), так и ввиду fr. 115, если только его можно приписать Гераклиту. Fr. I – ________ ______ ________ ____ – может означать "хотя рассуждение это истинно всегда"... (Burnet, 1. с!). Противоположного мнения держится Целлер, I, 668, 2; Tannery, 1, с. 171; A. Aall. Gesch. der Logosidee, 1896, I, 28-40; Diels, 1. с, и др. Во всяком случае, само понятие всеобщего разумного закона, мысли или "единой мудрости" у Гераклита имеется, и хотя терминология его сбивчива, есть полное основание думать, что сам термин логос для обозначения мироправящего разумного начала был заимствован стоиками у Гераклита, а не приписан ему ими.

** Fr. 32; __ __ _____ ______ _________ ___ _______ ____ ______ _____ _______. Comperz Zu Heraklit's Lehre (1877) предлагает соединить этот фрагмент с fr. 41 (Byw. 19), который он вставляет между словами _________ и ___________.


150 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

свое отличие от всех предшественников – милетских физиков, орфиков, Ксенофана: "чьих слов я ни слыхал, никто не дошел до того, чтобы познать, что мудрое есть от всего отрешенное" (_________ ______ _______ ____________, fr. 108). Таким образом божественный разум или божество признается здесь не только как всеединое, но и как отрешенное от всего; оно, стало быть, и едино со всем, и вместе отрешено от всего; и тожественно с целым Вселенной отлично от нее, – "имманентно" и вместе "трансцендентно", как сказал бы современный философ. Как соединяются эти проти­воположные определения в уме Гераклита, мы в точности не знаем. Вопрос уясняется, однако, если рассмотреть, как философ представлял себе отношение всеединого разумного начала к природе и к человеку.

 

Физика Гераклита.

Круговорот вещества

 

Физика Гераклита или то, что можно назвать этим именем, не представляет научного интереса, какой имели ранние попытки милетских ученых или Пифагора. Это только иллюстрация его учения о всеединстве сущего в вечном круговороте бытия. Как мы уже видели, в отличие от других физиков, признающих свои стихии качественно неизменными элементами мироздания, Гераклит учит, что его огонь изменяется качественно (___________-_______), "обменивается" на вещи, "как золото на товары" (fr. 90), причем эти вещи являются как бы его эквивалентами. Огонь, угасая, обращается в воду и через нее в землю, чтобы затем, воспламеняясь, переходит из земли в воду, испарение и огонь: "этот строй, один и тот же для всех вещей, не создал никто из богов или людей, но был всегда и будет вечно живой огонь, воспламеняющийся определенными мерами (_______) и угасающий определенными мерами" (fr. 30). Во всеобщем потоке, во всеобщем изменении остается неизменным лишь этот "строй", это непрес­танное чередование, или смена, в которой "вечно живой" огонь переходит от себя к своей противоположности (посредством

 


Глава V. Гераклит 151

угасания) и возвращается от нее к себе (посредством воспламе­нения). Колебание между воспламенением и угасанием совер­шается в нас самих каждое мгновение в процессе дыхания, ко­торым поддерживается в нас жизненный огонь; в природе оно совершается каждые сутки – в смене дня и ночи и каждый год– в смене лета и зимы, которую Гераклит объяснил чередованием светлых и огненных испарений с темными и холодными. Свет­лые испарения образуют "день", который воспламеняется в солн­це; и когда он догорает, поднимаются темные испарения, обра­зующие "ночь". Борьбою между днем и ночью обусловливается и смена лета и зимы. И в этой смене есть строгая закономерность – огонь "мерами" воспламеняется и "мерами" угасает.

 

Путь вниз и путь вверх

 

Угасая, огонь выделяет из себя воду; вода образует море, которое Гераклит называл спермой мира; из моря или вообще из воды осаживается суша, – таков "путь книзу", от небесного огня к земле; ему соответствует обратный "путь вверх": земля раз­жижается в воду (подземные ключи, болота представляются та­кими превращениями), вода поднимается к небу в виде смерчей или в виде испарений, частью которых питаются светила не­бесные, – там они обращаются в огонь. И опять-таки в этом круговороте стихий сохраняются постоянными лишь опреде­ленные меры, т.е. пропорции между ними: количества земли, воды, чистого огня, – остаются неизменными; вода получает столько же влаги из земли и огня, сколько она теряет ее на образование огня и земли; если в круговороте стихий и есть колебания, как в смене дня и ночи, то сами эти колебания имеют ритмический характер и не нарушают всемирной системы подвижного равновесия. Это-то и есть гармония противопо­ложностей.

 

Небесные явления

 

За пределами неба находится чистый огонь, а светила не­бесные суть прикрепленные к небу полные сосуды, обращенные отверстиями к земле; в этих-то сосудах собираются светлые блес-


152 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______

тящие облака, которые воспламеняются при восходе и угасают при закате. Таким образом, следуя общему закону, и само солнце ежедневно обновляется (fr. 6); и оно "мерами" воспламеняется и "мерами" угасает, и если бы оно преступило эти положенные ему "меры", – божественное правосудие (Дике) настигло бы его (fr. 94). Чистые, светлые испарения обращаются в огонь, огонь, угасая, обращается в воду, а вода – частью в землю, частью в "огневицу"*, __________, или воздух (fr. 31).

Но мы не будем останавливаться на подробностях этой космологии. Отметим только, что и здесь, несмотря на строгий монизм, отводится место дуализму: огонь есть и целое, как единая общая стихия, и нецелое, т.е. часть целого, как небесный, пламенеющий огонь, которому противополагается огонь угасший – вода, пассивная, холодная стихия, принцип материального мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.015 с.)