Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотносительность противоположностей. Борьба и гармонияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всякий процесс есть переход от одного состояния или положения к другому. Без различающихся, противополагающихся друг другу состояний не было бы перехода между ними, не было бы процесса. Поэтому мировой процесс в одно и то же время полагает противоположности и соединяет их, переходя от одной к другой, в ритме вечного круговорота: всякая определенная конкретная форма бытия, обособляясь от прочих, противополагается прочим; но все противоположности соотносительны друг другу, – одна предполагает другую, уравновешивает другую. Этой относительностью и объясняется "скрытая гармония" (fr. 54) в видимой розни противоположных сил и стремлений; ею объясняется то самовосстановляющееся, "возвращающееся согласие", которое обусловливается напряжением взаимно уравновешивающих друг друга противоположных сил: так, два конца натянутого лука в своем расходящемся стремлении производят согласное действие (___________ _____ ___ _________ _______ _____ _______, fr- 51). Таким образом закон всеобщего взаимного противоположения или борьбы обусловливает как обособление вещей, так и гармонию целого, которая осуществляется в вечном движении. Все рождается борьбою, все разрушается ею же, все вещи обособляются и примиряются общей рознью, поскольку гармония целого предполагает взаимно уравновешивающиеся стремления противоположных сил. "Должно знать, что война есть общее (_______ = ______, общий закон, ср. fr. 2:___ ________ ___ ______), и что справедливость есть раздор, и что все возникает и уничтожается в силу раздора" (fr. 80). "Расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие возникает из противоположностей, и все происходит в силу раздора" (fr. 8). Как строй человеческого общества, так и 148 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______ строй Вселенной имеет свое начало в войне: "война отец всего, царь всего; одних оказала богами, других – людьми; одних сделала рабами, а других свободными" (fr. 53). Таков общий закон сущего: без борьбы, без противоположностей нечему соглашаться или соединяться, как без различия тонов нет гармонии. То "единое", из которого все происходит, заключает в себе внутреннее основание для видимого различия и разделения вещей: "соединяются целое и нецелое, сходящееся и противоположное, согласное и несогласное, – и из всего одно и из одного все" (fr. 10). Гераклит порицает Гомера, сказавшего "да исчезнет раздор из среды богов и людей"; Гомер не понимает, что он молит о разрушении мира, ибо, если бы молитва его была услышана, все вещи уничтожились бы (Diels, Fr. § 12 А 22), всякие различия исчезли бы, все множество погрузилось бы в один пламень вечного огня. Раздор и борьба могут казаться нежелательными отдельным существам с их относительной точки зрения. Для Бога, который определяется как "война и мир", наши человеческие понятия о добре и зле, о справедливости или несправедливости не имеют силы. "У Бога все хорошо и добро и справедливо, а люди сочли одно несправедливым, а другое справедливым" (fr. 102)*. Пусть люди не понимают, каким образом расходящееся сходится и противоположное соединяется", – в этом и состоит загадка Вселенной. Но эта загадка имеет свою отгадку, свое "Слово" или разумный смысл, без которого Вселенная не могла бы существовать.
Неизменный закон Вселенной. Логос
Во всеобщем потоке явлений рождаются и проходят единичные формы, но общие отношения остаются неизменными; "все течет", все меняется, но строй целого остается неизменным. В движении светил, в смене дня и ночи и времен года, в смене жизни и смерти, – словом, в общем круговороте бытия есть закономерная правильность, есть мера, есть закон, есть "рассуждение", или слово, которое "пребывает всегда". * Дильс и Bywater извлекают этот фрагмент из схолий к Ил. IV, 4 (I, 69, 6 Schr.); по-видимому, однако, Ps. Hippocr. Hippocr. ______ _______ I, 11, ближе к Гераклиту.
Глава V. Гераклит 149 "Единое" Гераклита, то единое, к которому сводится "все", определяется как "мудрое" (то cocpov), и высшая человеческая мудрость состоит в том, "чтобы познать разумную мысль (______), могущую править всем через все" (fr. 41). Этот мироправящий разум иногда получает у Гераклита специальное наименование, приобретшее в позднейшей греческой философии величайшее значение: он называет его Логос или Слово*. Все в мире творится по этому слову, правящему всем (fr 1 и 72). Оно есть всеобщий закон всех вещей, которого люди не разумеют, хотя постоянно с ним сталкиваются. Ему должны следовать мудрые, из него все человеческие законы черпают свою силу (fr. 114). "Истинное слово" убеждает нас, что все едино и что это "единое" разумно и божественно. Орфики называли свое всеединое божество Зевсом и в своем пантеизме подходили довольно близко к идее о соединении противоположностей. Гераклит, как бы в отличие от них, утверждает, что "единое мудрое одно; он и не хочет и хочет называться именем Зевса" (fr. 32): оно не допускает этого имени, поскольку оно отлично от Зевса мифологии или народной религии; и оно допускает его, поскольку Znv (поэт. Зевс) значит "жизнь" (_______): божество, божественное всеединство есть жизнь с точки зрения Гераклита**. Далее, мы находим у него положение, где он еще решительнее указывает * Трудно передать этот греческий термин, буквально означающий "слово", одним равнозначащим русским выражением: ближе других "рассуждение", как в смысле "речь", "слово о чем-нибудь" (fr. 39, 87, 108), так и в смысле "разум" (fr. 115 и 2, ср. fr. 113, ______ _____ _____ __ _______), и в смысле "отношение" ("в рассуждении" – в отношении fr. 4 а и 31). Некоторые ученые, как Schuster (Heraklit von Ephesus, 1873, 17) пли Burnet (Early Greek Philosophy, 133, 13), признают логос лишь в смысле "речь" (argument, discourse etc.); но это едва ли возможно, как ввиду fr. 2 (где ______ ______ противополагается _____ _________), так и ввиду fr. 115, если только его можно приписать Гераклиту. Fr. I – ________ ______ ________ ____ – может означать "хотя рассуждение это истинно всегда"... (Burnet, 1. с!). Противоположного мнения держится Целлер, I, 668, 2; Tannery, 1, с. 171; A. Aall. Gesch. der Logosidee, 1896, I, 28-40; Diels, 1. с, и др. Во всяком случае, само понятие всеобщего разумного закона, мысли или "единой мудрости" у Гераклита имеется, и хотя терминология его сбивчива, есть полное основание думать, что сам термин логос для обозначения мироправящего разумного начала был заимствован стоиками у Гераклита, а не приписан ему ими. ** Fr. 32; __ __ _____ ______ _________ ___ _______ ____ ______ _____ _______. Comperz Zu Heraklit's Lehre (1877) предлагает соединить этот фрагмент с fr. 41 (Byw. 19), который он вставляет между словами _________ и ___________. 150 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______ свое отличие от всех предшественников – милетских физиков, орфиков, Ксенофана: "чьих слов я ни слыхал, никто не дошел до того, чтобы познать, что мудрое есть от всего отрешенное" (_________ ______ _______ ____________, fr. 108). Таким образом божественный разум или божество признается здесь не только как всеединое, но и как отрешенное от всего; оно, стало быть, и едино со всем, и вместе отрешено от всего; и тожественно с целым Вселенной отлично от нее, – "имманентно" и вместе "трансцендентно", как сказал бы современный философ. Как соединяются эти противоположные определения в уме Гераклита, мы в точности не знаем. Вопрос уясняется, однако, если рассмотреть, как философ представлял себе отношение всеединого разумного начала к природе и к человеку.
Физика Гераклита. Круговорот вещества
Физика Гераклита или то, что можно назвать этим именем, не представляет научного интереса, какой имели ранние попытки милетских ученых или Пифагора. Это только иллюстрация его учения о всеединстве сущего в вечном круговороте бытия. Как мы уже видели, в отличие от других физиков, признающих свои стихии качественно неизменными элементами мироздания, Гераклит учит, что его огонь изменяется качественно (___________-_______), "обменивается" на вещи, "как золото на товары" (fr. 90), причем эти вещи являются как бы его эквивалентами. Огонь, угасая, обращается в воду и через нее в землю, чтобы затем, воспламеняясь, переходит из земли в воду, испарение и огонь: "этот строй, один и тот же для всех вещей, не создал никто из богов или людей, но был всегда и будет вечно живой огонь, воспламеняющийся определенными мерами (_______) и угасающий определенными мерами" (fr. 30). Во всеобщем потоке, во всеобщем изменении остается неизменным лишь этот "строй", это непрестанное чередование, или смена, в которой "вечно живой" огонь переходит от себя к своей противоположности (посредством
Глава V. Гераклит 151 угасания) и возвращается от нее к себе (посредством воспламенения). Колебание между воспламенением и угасанием совершается в нас самих каждое мгновение в процессе дыхания, которым поддерживается в нас жизненный огонь; в природе оно совершается каждые сутки – в смене дня и ночи и каждый год– в смене лета и зимы, которую Гераклит объяснил чередованием светлых и огненных испарений с темными и холодными. Светлые испарения образуют "день", который воспламеняется в солнце; и когда он догорает, поднимаются темные испарения, образующие "ночь". Борьбою между днем и ночью обусловливается и смена лета и зимы. И в этой смене есть строгая закономерность – огонь "мерами" воспламеняется и "мерами" угасает.
Путь вниз и путь вверх
Угасая, огонь выделяет из себя воду; вода образует море, которое Гераклит называл спермой мира; из моря или вообще из воды осаживается суша, – таков "путь книзу", от небесного огня к земле; ему соответствует обратный "путь вверх": земля разжижается в воду (подземные ключи, болота представляются такими превращениями), вода поднимается к небу в виде смерчей или в виде испарений, частью которых питаются светила небесные, – там они обращаются в огонь. И опять-таки в этом круговороте стихий сохраняются постоянными лишь определенные меры, т.е. пропорции между ними: количества земли, воды, чистого огня, – остаются неизменными; вода получает столько же влаги из земли и огня, сколько она теряет ее на образование огня и земли; если в круговороте стихий и есть колебания, как в смене дня и ночи, то сами эти колебания имеют ритмический характер и не нарушают всемирной системы подвижного равновесия. Это-то и есть гармония противоположностей.
Небесные явления
За пределами неба находится чистый огонь, а светила небесные суть прикрепленные к небу полные сосуды, обращенные отверстиями к земле; в этих-то сосудах собираются светлые блес- 152 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______ тящие облака, которые воспламеняются при восходе и угасают при закате. Таким образом, следуя общему закону, и само солнце ежедневно обновляется (fr. 6); и оно "мерами" воспламеняется и "мерами" угасает, и если бы оно преступило эти положенные ему "меры", – божественное правосудие (Дике) настигло бы его (fr. 94). Чистые, светлые испарения обращаются в огонь, огонь, угасая, обращается в воду, а вода – частью в землю, частью в "огневицу"*, __________, или воздух (fr. 31). Но мы не будем останавливаться на подробностях этой космологии. Отметим только, что и здесь, несмотря на строгий монизм, отводится место дуализму: огонь есть и целое, как единая общая стихия, и нецелое, т.е. часть целого, как небесный, пламенеющий огонь, которому противополагается огонь угасший – вода, пассивная, холодная стихия, принцип материального мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.006 с.) |