Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение неопределенных местоимений частицами –то, -нибудь, кое-↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примечания: 1. Наречия когда-то, как-то, когда-нибудь могут иметь временное значение: когда-то – действие произошло в прошлом (давно); как-то – действие произошло однажды в прошлом; когда-нибудь – действие произойдёт в прошлом. Примеры: Мне кажется, мы с вами когда-то встречались (это было в прошлом). Я как-то видел его в университете (однажды в прошлом). Я надеюсь, что мы когда-нибудь еще увидимся (это будет). 2. Наречия и местоимения с частицей кое- могут иметь значение, близкое слову «некоторый»: кое-кто, кое-что, кое-где и др.; Наречие кое-как может иметь значение «небрежно» (Дом был отремонтирован кое-как.) или «с трудом» (Чемодан был очень тяжёлый. Я кое-как донёс его до дома.)
Методический комментарий к таблицам?
Таблица 1. Работу рекомендуем начать с объяснения местоимений он, она, оно. Местоимение он соответствует существительным мужского рода, местоимение она соответствует существительным женского рода, и местоимение оно – существительным среднего рода. Окончания местоимений помогают в запоминании окончаний существительных, относящихся к тому или иному роду с твёрдой основой (он_: стол_, друг_; он а: ламп а, подруг а; он о: окн о, зеркал о). Еще при изучении фонетики внимание студентов следует обратить на пары гласных а – я; о – е; ы – и, так как потом эти знания пригодятся для разграничения твердой и мягкой основы слов. Особое внимание уделить словам мужского рода, оканчивающимся на –а или –я типа папа, дядя. Также необходимо отдельно поработать со словами проработать слова (разг.) на –ь. Эти слова могут относиться и к мужскому и к женскому роду. Необходимо обратить внимание студентов не только на конечный –ь, но и на конечную часть слова: -тель, -адь, -ать, -арь, -ель, -ость. Кроме того, советуем обратить внимание студентов на слова, род которых не определяется по конечной букве слова типа такси, имя. Объяснение и отработку этой темы необходимо осуществлять последовательно: сначала объяснить слова мужского рода, потом женского рода, а затем среднего. Только после этого можно выполнять упражнения, в которых будут слова всех трёх родов. В дальнейшем, при появлении нового слова, обязательно определять род слова. Рекомендуемые задания: - назвать все известные слова мужского (женского, среднего) рода; - распределить данные слова по группам он, она, оно; - найти слово, не относящееся к этой группе (например: отец, дядя, тётя, брат), - «третий лишний». (здесь я поменяла местами фрагменты фразы)
Таблица 2. Объяснение темы «Образование форм множественного числа существительных в именительном падеже» следует начать с повторения распределения слов по родам. После этого можно объяснять образование форм множественного числа сначала у существительных мужского рода, затем у существительных женского рода, и только потом у существительных среднего рода. Отработку осуществлять так же последовательно, стараясь избегать в начале слов-исключений. При появлении нового слова необходимо определить его род (слова) и образовать форму множественного числа. Рекомендуемые задания: - образовать форму множественного числа от данных существительных мужского (женского, среднего) рода; - образовать форму единственного числа от данных слов множественного числа и определить их род; - в списке слов, оканчивающихся на –а или –я, (ЗПТ) найти слова женского рода единственного числа и слова среднего рода множественного числа.
Таблица 3. Рекомендуем знакомить студентов с личными местоимения в разных падежах не сразу. На начальном этапе необходимо знать формы именительного, винительного, дательного и родительного падежей, так как эти формы встречаются в конструкциях «Как … зовут?», «Сколько … лет?», «У … есть что-нибудь». На первых уроках учащихся (студентов) нужно познакомить с личными местоимениями в именительном падеже, отрабатывая конструкцию «Это я», «Это ты» и закрепляя род: Это он. Это она. Это оно. Потом советуем вводить конструкцию «Как … зовут?». Отрабатывать формы винительного падежа личных местоимений нужно в сравнении с именительным падежом: Это я. Меня зовут Антон. Это отец. Его зовут Иван. После этого можно ввести вопрос «Сколько … лет?» и формы дательного падежа личных местоимений. Отработку также советуем осуществлять в контексте форм именительного, винительного падежей личных местоимений: Это брат. Его зовут Егор. Ему 20 лет. Затем можно познакомить студентов с формами родительного падежа личных местоимений и конструкцией «У … есть кто-/что-нибудь». Рекомендуемые задания: - вставить местоимения по моделям:
- вставить все местоимения по модели:
- составить текст о себе, семье, друзьях, используя (ю) все эти местоимения (Например, У меня есть друг. Его зовут Денис. Он студент. Ему 20 лет. и т.д.) - описать (описание) людей по картинкам: кто это? как его (её, их) зовут? сколько ему (ей, им) лет? что у него (неё, них) есть?
Таблица 4 Знакомство с притяжательными местоимениями рекомендуем начать с повторения всех известных форм личных местоимений, уделяя особое внимание (уделяя) формам родительного падежа. Студентам можно предложить объяснить значение предложений: У меня есть стол. У меня есть книга. У меня есть кресло. У меня есть стол, (ЗПТ значит, (ЗПТ) Это мой стол. У меня есть книга, (ЗПТ значит, (ЗПТ Это моя книга и У меня есть кресло, (ЗПТ значит,(ЗПТ Это моё кресло. Затем можно показать на любой предмет, принадлежащий студенту (учебник, ручку и пр.). Студент сам повторит приведенные выше предложения. Сначала нужно отработать (проработать) род притяжательных местоимений мой, моя, моё, затем советуем ввести вопросы Чей? Чья? Чьё? и (а) только потом знакомить студентов с остальными притяжательными местоимениями. Если учащиеся (студенты) уже знакомы с образованием форм множественного числа существительных в именительном падеже, то притяжательные местоимения мои, твои, наши и ваши вводить одновременно с притяжательными местоимениями мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше и ваш, ваша, ваше. Особо нужно оговорить местоимения его, её, их. Рекомендуемые задания: - распределить данные существительные (м) по трем группам: мой, моя, моё (твой, твоя твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше); - продолжить предложения по модели: У меня есть стол. Это …. (Это мой стол); - задать вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи? к данным предложениям; - ответить на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи?, используя местоимения в скобках. - выполнить задания по модели: Это … У … есть … Это … … Например, Я → Это Я. У МЕНЯ есть книга. Это МОЯ книга. - поставить данные словосочетания в форму единственного или множественного числа.
Таблица 5 Повторив род существительных, вы можете переходить к новой теме: Повторив род существительных, личные и притяжательные местоимения, рекомендуем перейти к новой теме – это неверное предложение: Указательные местоимения. Студенту важно понять, что указательные местоимения употребляются относительно говорящего, поэтому при объяснении можно использовать два предмета, расположив один из них рядом, а другой в отдалении. Студентам к этому времени уже должны быть известны наречия тут и там. По аналогии с наречиями тут и там объяснить значения указательных местоимений этот, эта, это и тот, та, то: учебник тут → этот учебник; учебник там → тот учебник. Сначала советуем выполнить задания на распределение по родам, а затем вводить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Указательные местоимения выполняют роль определения в предложении, поэтому важно объяснить студентам разницу между словами это и это в предложениях типа Это озеро и Мне нравится это озеро. Рекомендуемые задания: - распределить данные существительные по четырем группам: этот, эта, это, эти; - выполнить упражнения по модели: Это не этот стол, а тот. - поставить данные словосочетания в форму единственного или множественного числа. - задать вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? к предложениям. - ответить на вопросы.
Таблица 6, 7 Объяснение темы «Имя прилагательное» нужно начать с повторения тем «Распределение существительных по родам» и «Указательные местоимения». Затем студентам нужно представить 2 предмета, имеющих противоположные признаки, например, старый и новый учебники, задав вопрос «Какой это учебник?», «А это?». Разобрав прилагательные с твердой основой, следует переходить к прилагательным с мягкой основой. После того (не надо ЗПТ) как студенты начнут достаточно хорошо разбираться в этих типах прилагательных, советуем вводить прилагательные на Г,К,Х и прилагательные на Ж, Ш, Щ, Ч. Отдельно нужно оговорить, что на вопрос типа Какой это журнал? (книга и т.п.) можно также дать информацию и о названии: Это журнал «Наука». Рекомендуемые задания: - подобрать существительные к данным прилагательным; - подобрать прилагательным к данным существительным; - назвать синонимы, антонимы данных прилагательных; - задать вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? - образовать форму множественного или единственного числа от данных словосочетаний; - составить тексты «Описание города», «Описание человека», используя прилагательные.
Таблица 8 Заканчивая знакомство с Именительным падежом, нужно подвести итог: сообщить студентам, что в русском языке 6 падежей, что они уже знают один падеж. Необходимо назвать все значения именительного падежа. Для студентов важна коммуникация, поэтому им необходимо объяснить, что, зная только именительный падеж, они уже могут вступить в коммуникацию и рассказать и/или расспросить о любом объекте, который их интересует: - Это моя мама. Её зовут Марина. Ей 20 лет. Она врач. Она работает в больнице. У меня есть старший брат и младшая сестра. Они школьники. - Кто это? Кто он(а)? Кто/Что у вас есть? Какой брат у вас есть? Кто инженер? Что вам нравится? и т.п. Студентам важно знать, что именительный падеж – (нужно тире) это начальная форма существительного: в словаре представлены слова в именительном падеже; другие падежные формы образуются от формы именительного падежа. Рекомендуемые задания: - привести пример на каждое значение; - подчеркнуть в тексте слова, стоящие в именительном падеже; - составить небольшой тест, используя имеющиеся знания.
Таблица 9 В практике преподавания РКИ при объяснении темы «Глагол» существуют разные подходы: 1) сначала объясняется образование форм настоящего, прошедшего и будущего времен несовершенного вида, а потом – значения видов, образование видовых пар, образование форм прошедшего и будущего времен совершенного вида; 2) сначала объясняется существование двух глагольных видов в русском языке, их значения, а потом образование форм настоящего, прошедшего и будущего времен несовершенного и совершенного видов. В 1 случае отрабатывается каждая форма глагола постепенно, во 2 случае происходит параллельная отработка глаголов несовершенного и совершенного видов (см. табл. 44 и методический комментарий к этой таблице). Мы придерживаемся логики первого подхода. Начинаем знакомство с глаголом с объяснения образования форм настоящего времени несовершенного вида. Сначала отрабатываются глаголы, не имеющие особенностей в образовании форм настоящего времени типа читать, отдыхать, работать, говорить, звонить и т.п. Необходимо обратить внимание студентов на некоторые глаголы, которые имеют особенности в изменении по лицам в настоящем времени (писать, видеть, петь, пить, есть). Отдельно советуем рассмотреть глаголы на –(а)ва- (да ва ть, прода ва ть, сда ва ть, вста ва ть) и глаголы на –ова-/ -ева -: (танц ева ть, ри сова ть, фотографир ова ть и пр.). Также отдельно необходимо объяснить образование форм настоящего времени глаголов, имеющих постфикс –ся. На начальном этапе значения глаголов с –ся не рассматриваются, студентов знакомят с глаголами типа заниматься, учиться, умываться, необходимыми для общения (коммуникации). Рекомендуемые задания: - образовать личные формы глаголов (по порядку и вразброс); - образовать ту или иную личную форму глагола и привести пример; - назвать инфинитив глагола; - составить небольшой рассказ, использую все известные глаголы; - рассказать составленный (имеющийся) рассказ от другого лица.
Таблица 10 Объяснение темы «Образование форм прошедшего времени глаголов несовершенного вида» рекомендуем проводить по (в) той же логике, что и образование форм настоящего времени: сначала глаголы, не имеющие особенностей в образовании,а потом глаголы на –(а)ва-, -ова-/-ева- и с –ся. Рекомендуемые задания: - образовать личные формы глаголов (по порядку и вразброс); - образовать ту или иную личную форму глагола и привести пример; - назвать инфинитив глагола; - рассказать составленный (имеющийся) рассказ в настоящем времени в прошедшем времени и наоборот.
Таблица 11 Если учащиеся уже (После того как студенты) знают и умеют использовать глаголы настоящего и прошедшего времени, (ЗПТ) им объясняется образование форм будущего времени глаголов несовершенного вида. Особое внимание нужно уделить личным формам глагола быть и тому, что основной глагол используется в инфинитиве. Рекомендуемые задания: - образовать личные формы глаголов (по порядку и вразброс); - образовать ту или иную личную форму глагола и привести пример; - назвать инфинитив глагола; - рассказать составленный (имеющийся) рассказ в настоящем и/или прошедшем времени, (ЗПТ) в будущем времени.
Таблица 12 Здесь представлены те глаголы, знание которых является обязательным для студентов начального этапа обучения (первых 1,5 – 2 месяцев обучения при 36-ти часовой рабочей неделе). Эти глаголы советуем использовать при объяснении новых тем, когда говорим не только об образовании тех или иных временных формах глагола, но и о глагольном управлении. (не только образование тех или иных временных форм глаголов, но и при объяснении и отработке глагольного управления.) Рекомендуемые задания: - образовать все личные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; - составить пример с каждым глаголом; - составить рассказ с использованием этих глаголов.
Таблица 13 - 14 После знакомства (о) с первым – именительным - падежом рекомендуем познакомить студентов с шестым – предложным - падежом. Это обусловлено тем, что, во-первых, образование форм предложного падежа является самым лёгким среди других падежей (вопрос гд е? помогает запомнить окончание -е); во-вторых, студенты уже знакомы с вопросом где? и ответами тут и там. Сначала нужно представить студентам список глаголов, требующих предложного падежа места, (ЗПТ) типа находиться, жить, учиться, отдыхать и пр. Студенты могут сами назвать эти глаголы. Сначала советуем поработать с глаголами и со словами тут и там, а потом обратить внимание на существительные, акцентируя внимание на конец вопроса где? - -е. Например, Где вы отдыхаете? – Мы отдыхаем там. Гд е-е вы отдыхаете? – Мы отдыхаем в клуб е-е. На первом занятии по образованию форм предложного падежа не рекомендуем использовать слова на –ий, -ия, -ие и –ь (женский род), так как студенты должны освоить значение предложного падежа и значения предлогов в и на. Объяснение разницы значений предлогов в и на советуем демонстрировать наглядно (жестами, картинками, рисунками). Глаголы сидеть, висеть, лежать, стоять советуем (я вставила слово) отрабатывать отдельно, как самостоятельную тему, после того, (ЗПТ) как студенты освоят предложный падеж места. Рекомендуем для отработки этих глаголов составлять описание комнаты (аудитории), при исполнении этого задания возможно использовать и иллюстрации. Рекомендуем для отработки этих глаголов взять тему «Описание комнаты (аудитории)» по картинке или той, где живут (учатся) студенты – это предложение неясно, поэтому я переписала его. Рекомендуемые задания: - образовать форму предложного падежа от данных существительных; - (по картинкам) ответить на вопрос где? - составить описание комнаты: что? находится где? - описание семьи: кто? работает где? кто? отдыхает где? - употребление глаголов стоять, сидеть, висеть, лежать
Таблица 15 Другие значения предложного падежа советуем вводить последовательно при отработке той или иной коммуникативной или лексико–грамматической темы. Например, после значения местонахождения вводим значение объекта мысли и речи и разговорную тему «Письмо родителям (другу)». Значение «средство передвижения» вводим вместе с глаголами движения в рамках разговорной темы «Как я ходил (ездил) в университет». Значение «время» вводим тогда, когда разговорная тема требует слов неделя, год, месяц («Мой учебный год», «Мой отдых», «Автобиография», «Биография»). Рекомендуемые задания: - ответить на вопросы предложного падежа; - выполнить упражнение по модели: Это … Я думаю о … Например, Это МАМА. Я думаю О МАМЕ. - составить рассказ – описание комнаты, описание семьи. - составить рассказы «Мой рабочий день: как я иду (еду) в университет», «Автобиография», «Биография известного человека».
Таблица 16 Образование форм предложного падежа прилагательных рекомендуем объяснять сразу после того, как студенты познакомились с образованием форм предложного падежа существительных (значения места и объекта мысли и речи). Сначала необходимо поработать с существительными мужского и среднего рода, а затем женского рода. проработать мужской и средний род, а потом женский род. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся прилагательных формы предложного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы в/на/о каком? в/на/о какой? - задать вопросы к выделенным в предложениях прилагательным в предложном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я думаю... Например, Это НОВЫЙ дом. Я думаю о НОВОМ доме. - вставить прилагательные в предложном падеже в данный текст. - составить текст, используя прилагательные в предложном падеже.
Таблица 17 Образование форм предложного падежа притяжательных и указательных местоимений следует (вставила слово) объяснять вместе с образованием форм предложного падежа прилагательных, отрабатывая последовательно сначала прилагательные, потом притяжательные местоимение и, наконец, а потом указательные местоимения. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся местоимений формы предложного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы в/на/о каком? в/на/о какой? в/на/ о чьём? в/на/о чьей - задать вопросы к выделенным в предложениях местоимениям в предложном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я думаю... Например, Это МОЙ дом. Я думаю о МОЁМ доме. - вставить местоимения в предложном падеже в данный текст. - составить текст, используя притяжательные и указательные местоимения в предложном падеже.
Таблица 18 При знакомстве студентов с образованием форм винительного падежа сначала нужно объяснить студентам образовании форм винительного падежа неодушевленных существительных, а потом - одушевленных. Рекомендуемые задания: - образовать форму винительного падежа; - (по картинкам) ответить на вопросы что? кого? - составить рассказ: Я на улице. Я вижу … Я в аудитории. Я вижу … - выполнить упражнение по модели: Это … Я вижу … Я думаю о … Например, брат → Это БРАТ. Я вижу БРАТА. Я думаю о БРАТЕ.
Таблица 19 Другие значения винительного падежа советуем вводить последовательно при отработке той или иной коммуникативной и/или лексико–грамматической темы. Например, значение «направление движения» вводится одновременно с глаголами движения и в рамках разговорной темы «Моя дорога куда-нибудь», а значение времени можно отрабатывать с глаголами несовершенного и совершенного вида в рамках разговорных тем «Мой учебный год», «Мои увлечения», «Моё свободное время». Рекомендуемые задания: - ответить на вопросы винительного падежа; - выполнить упражнение по модели: Это … Я иду (еду) … Я был … Например, школа → Это ШКОЛА. Я иду В ШКОЛУ. Я был В ШКОЛЕ. - задать вопросы винительного падежа.
Таблица 20 Объяснение темы «Образование форм винительного падежа прилагательных» осуществлять последовательно: сначала на примере неодушевленных существительных, затем – одушевленных. с неодушевленными существительными, потом – с одушевленными. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся прилагательных формы винительного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы какого/какой? какую? - задать вопросы к выделенным в предложениях прилагательным в винительном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я вижу... Например,
- вставить прилагательные в предложенный текст в винительном падеже. - составить текст, используя прилагательные в винительном падеже. Таблица 21 Объяснение этой темы осуществлять последовательно: сначала на примере неодушевленных существительных, затем – одушевленных с неодушевленными существительными, а только потом с одушевленными. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся местоимений формы винительного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы (в/на) какого?(в/на) какой?(в/на) какую? (в/на) чьего? (в/на) чей? (в/на) чью? - задать вопросы к выделенным в предложениях местоимениям в винительном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я вижу... Например,
- вставить местоимения в предложенный текст в винительном падеже. - составить текст, используя притяжательные и указательные местоимения в винительном падеже.
Таблица 22 Знакомство с родительным падежом советуем начать со значения «отсутствия кого/чего-либо» (вставила кавычки), так как студентам знакома конструкция «У меня есть …». Кроме того, чтобы не объяснять окончания родительного падежа как совершенно новые, попросите можно попросить студентов сравнить окончания родительного падежа с окончаниями уже изученных падежей: У меня нет книги (Р.п.) и Вот мои книги (И.п. мн.ч.). У меня нет брата (Р.п.) и Я люблю брата (В.п.). Здесь нет окна (Р.п.) и Вот новые окна (И.п.). Рекомендуемые задания: - ответить на вопросы кого? чего? (можно по картинкам); - выполнить задания по модели: У меня есть … У меня нет … Например, У меня есть ЖУРНАЛ. У меня нет ЖУРНАЛА. и У меня нет … У меня есть … Например, У меня нет КНИГИ. У меня есть КНИГА. - сравнить две картинки (комнаты): В комнате Анны есть …, а в комнате Виктора нет … Например, В комнате Анны есть ЗЕРКАЛО, а в комнате Виктора нет ЗЕРКАЛА. - задать вопросы кого? чего?
Таблица 23 Родительный падеж является самым большим по количеству значений, поэтому форму родительного падежа необходимо (вставила слово) отработать на одном значении («отсутствие кого/ чего – нибудь») (кавычки), а потом вводить постепенно остальные значения родительного падежа. Рекомендуемая последовательность ввода значений родительного падежа: 1. отсутствие; 2. направление движения (используются предлоги из и с, значение которых соотносится с предлогами в и на в винительном и предложном падежах: из ← в, с ← на); вопрос откуда? 3. принадлежность (вопросы чей? чья? чьё? чьи?); 4. определение (вопросы какой? какая? какое? какие?); 5. в конструкции У... есть/нет; 6. после числительных 2, 3, 4 и 5, 6, … 7. место (после слов напротив, справа от и пр.); 8. дата (вопрос когда?); 9. другие (оставшиеся) значения Рекомендуемые задания: - отработка формы путем изменения слов именительного падежа; - нахождение в тексте слов в родительном падеже и определение значения; - упражнение по модели: Я иду … Я был … Я возвращаюсь … Например, Я иду В ШКОЛУ. Я был В ШКОЛЕ. Я возвращаюсь ИЗ ШКОЛЫ. - упражнение по модели: Это один … Это два … (Это пять …) Например, Это один ДОМ. Это два ДОМА. (Это пять ДОМОВ.) - составление анкетных данных (дата рождения, дата поступления и окончания школы, дата поступления в университет, дата приезда в Россию и т.п.); - ответить на вопросы Чей? Какой? - описание комнаты, города.
Таблица 24 Объяснять образование форм прилагательных родительного падежа советуем по тому же плану, что и образование форм предложного падежа прилагательных: - прилагательные с твердой основой, - прилагательные с мягкой основой, - прилагательные, основа которых оканчивается на г, к, х, - прилагательные, основа которых оканчивается на ж, ш, щ, ч. Объясняя образование форм родительного падежа прилагательных, (ЗПТ) можно обратить внимание студентов на вопросы падежа кого? чего? Эти вопросы помогают запомнить окончания мужского и среднего рода единственного числа. К ого? - -ого (окончание твёрдой основы), Ч его? - -его (окончание мягкой основы). К ого у тебя нет? – У меня нет нов ого друга. Ч его у тебя нет? – У меня нет син его галстука. Кроме того, чтобы облегчить процесс запоминания, (ЗПТ) можно сравнить окончания родительного падежа прилагательных с окончаниями прилагательных, стоящих в других падежах (уже изученных), и предложить запомнить студентам тот факт, что окончания прилагательных, согласующихся с одушевленными существительными мужского рода в винительном падеже, совпадают с окончаниями прилагательных в родительном падеже. Например, Я вижу красив ого студента.- В аудитории нет красив ого студента. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся прилагательных формы родительного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы какого? какой? - задать вопросы к выделенным в предложениях прилагательным в родительном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Здесь нет... Например,
- в данный текст вставить прилагательные в родительном падеже. - составить текст, используя прилагательные в родительном падеже.
Таблица 25 Личные и указательные местоимения можно рассмотреть после того, как отработана тема «Образование форм родительного падежа прилагательных». Также можно предложить студентам самим поставить притяжательные и указательные местоимения в форму родительного падежа по аналогии с предложным падежом. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся местоимений формы родительного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы (из/с) какого? (из/с) какой? - задать вопросы к выделенным в предложениях местоимениям в родительном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я иду от... Например,
- в предложенный текст вставить местоимения в родительном падеже. - составить текст, используя притяжательные и указательные местоимения в родительном падеже.
Таблица 26 Знакомство со значениями творительного падежа нужно начинать со значения совместности, так как оно (это значение) наиболее актуально для повседневного общения студентов. с точки зрения коммуникации. Объяснять следует так же, как и образование форм и использование всех других падежей: сначала объяснить значение (я и друг = вместе → требуется новый творительный падеж); затем – образование форм. После этого необходимо назвать все глаголы (из известных), которые требуют творительного падежа со значением совместности. Предложения типа Я пью чай с тортом. Я ем рис с мясом рассматривать необходимо отдельно. Рекомендуемые задания: - образовать фору творительного падежа; - ответить на вопросы с кем? с чем? - задать вопросы к выделенным словам; - составит рассказы: что с чем мы едим; что и с кем мы делаем вместе.
Таблица 27 Знакомство с другими значениями творительного падежа рекомендуем осуществлять в следующей последовательности: - обозначение профессии, специальности (после глаголов работать, быть, стать); - обозначение увлечения (после глаголов интересоваться, увлекаться, заниматься); - обозначение инструмента действия; - обозначение места действия (после предлогов над, под, рядом с, между, за, перед). Рекомендуемые задания: - образовать формы творительного падежа; - найти в тексте слова в творительном падеже и определить значение; - выполнить упражнение по модели: Это … Я вижу … Я думаю … Здесь нет … Я интересуюсь … Например, Это мой ДРУГ. Я вижу ДРУГА. Я думаю О ДРУГЕ. Здесь нет ДРУГА. Я интересуюсь ДРУГОМ. - составить текст: описание комнаты, города.
Таблица 28 Объяснять образование форм прилагательных в творительном падеже по тому же плану, что и образование форм прилагательных в других падежах. Можно акцентировать внимание студентов на том, что прилагательные, согласующиеся с существительными женского рода во всех падежах, кроме винительного, имеют окончания –ой, -ей. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся прилагательных формы творительного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы (с) каким? (с) какой? - задать вопросы к выделенным в предложениях прилагательным в творительном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я гуляю с … Например,
- в предложенный текст вставить прилагательные в творительном падеже. - составить текст, используя прилагательные в творительном падеже.
Таблица 29 Рассмотреть эту тему рекомендуем по аналогии с другими падежами. По аналогии с другими падежами разобрать эту тему. Внимание студентов заострить на местоимении тот. Рекомендуемые задания: - образовать от имеющихся местоимений формы творительного падежа и подобрать существительные к ним; - ответить на вопросы (с) каким? (с) какой? - задать вопросы к выделенным в предложениях местоимениям в творительном падеже; - выполнить упражнение по модели: Это … Я гуляю с... Например,
- в предложенный текст вставить местоимения в творительном падеже. - составить текст, используя притяжательные и указательные местоимения в творительном падеже.
Таблица 30 Сначала необходимо объяснить значение адресата. При объяснении этой темы советуем сразу же развести значение объекта (В.п.) и адресата (Д.п.). Объект – всегда пассивен, а адресат активен, так как он получает информацию. Рекомендуемые задания: - назвать глаголы, которые требуют адресата; - подобрать к этим глаголам существительные и составить примеры; - выполнить упражнение по модели: Это … Я вижу … Я думаю … Я рад … Например, Это мой БРАТ. Я вижу БРАТА. Я думаю О БРАТЕ. Я рад БРАТУ. - задать вопросы кому? чему? к предложениям; - ответить на вопросы.
Таблица 31 Рекомендуемая последовательность ввода новых значений дательного падежа: - направление действие (после глаголов движения), используем предлог к; - обозначение возраста (Моему отцу 60 лет. Городу Томску 400 лет); - обозначение чувства и состояния человека (безличные предложения: Моему другу грустно); - для обозначения движения по поверхности с предлогом по; - в некоторых конструкциях: кому? нравится что (делать)?, кому? можно (нужно, нельзя) что (делать)? - для средства передачи и получения информации (по почте, по Интернету, по телефону). Рекомендуемые задания: - ответить на вопросы дательного падежа; - найти в тексте слова в дательном падеже, задать вопросы, определить значение; - выполнить упражнение по модели (использовать одушевленные и неодуш
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.015 с.) |