Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Имя прилагательное. Изменение по падежам. Единственное число
падеж
| мужской род (он)
| | женский род (она)
| | средний род (оно)
|
| Именительный падеж
| Какой?
| -ый/-ий
(-ой)
| Какая?
| -ая/-яя
| Какое?
| -ое/-ее
| Родительный падеж
| У какого?
| -ого/-его
| У какой?
| -ой/-ей
| У какого?
| -ого/-его
| Дательный падеж
| Какому?
| -ому/
-ему
| Какой?
| -ой/-ей
| Какому?
| -ому/
-ему
| Винительный падеж
| Какого? (кто)
Какой? (что)
| -ого/-его
(-ый/-ий/-ой)
| Какую?
| -ую/-юю
| Какое?
| -ое
-ее
| Творительный падеж
| С каким?
| -ым/-им
| С какой?
| -ой/-ей
| С каким?
| -ым/-им
| Предложный падеж
| О (в, на) каком?
| -ом/-ем
| О (в, на) какой?
| -ой/-ей
| О (в, на) каком?
| -ом/-ем
|
Примеры:
- Какой студент гуляет в парке? – Иностранный студент гуляет в парке.
- У какого студента нет учебника? – У иностранного студента нет учебника.
- Какому студенту Вы звоните? – Я звоню иностранному студенту.
- Какого студента преподаватель спрашивает? – Преподаватель спрашивает иностранного студента.
- С каким студентом разговаривает эта девушка? – Эта девушка разговаривает с иностранным студентом.
- О каком студенте говорит ваш брат? – Мой брат говорит об иностранном студенте.
Таблица 40
Имя прилагательное. Изменение по падежам. Множественное число
падеж
| мужской род (он)
женский род (она)
средний род (оно)
| Именительный падеж
| Какие?
-ые/-ие
| Родительный падеж
| У каких?
-ых/-их
| Дательный падеж
| Каким?
-ым/
-им
| Винительный падеж
| Каких? (кто)
-ых/-их
|
--
| Какие? (что)
-ые/ -ие
| Творительный падеж
| С какими?
-ыми/-ими
| Предложный падеж
| О (в, на) каких?
-ых/-их
|
Примеры:
- Какие студенты гуляют в парке? – Иностранные студенты гуляют в парке.
- У каких студентов нет учебников? – У иностранных студентов нет учебников.
- Каким студентам Вы звоните? – Я звоню иностранным студентам.
- Каких студентов преподаватель спрашивает? – Преподаватель спрашивает иностранных студентов.
- С какими студентами разговаривает эта девушка? – Эта девушка разговаривает с иностранными студентами.
- О каких студентах говорит ваш брат? – Мой брат говорит об иностранных студентах.
Таблица 41
Степени сравнения прилагательных и наречий
I. Прилагательные
степени сравнения
| прилагательное
|
нулевая степень
| И.п.+ такой же + прилагательное, как + И.п.
Антон такой же высокий, как отец.
Россия такая же красивая страна, как Италия.
Задание 2 такое же трудное, как задание 1.
Русские песни такие же красивые, как греческие.
|
простая сравнительная степень
| И.п. + прил. с суффиксом –ее, чем + И.п.
Андрей красивее, чем Антон.
И.п. + прил. с суффиксом –ее + Р.п.
Андрей красивее Антона.
|
сложная сравнительная степень
| И.п. + более/ менее + прил., чем И.п.
Антон более высокий, чем его отец.
|
простая превосходная степень
| прил. с суффиксом –ейш- или –айш- (после ж,ш,щ,ч)
Антон красивейший молодой человек в группе.
Это здание высочайшее в городе.
|
сложная превосходная степень
| И.п. + самый + прил.
Антон – самый красивый студент в группе.
Анна – самая весёлая девушка.
Байкал – самое глубокое озеро в мире.
Мои друзья – самые интересные люди.
|
II. Наречия
степени сравнения
| наречия
| нулевая степень
| … так же + наречие, как …
В Москве так же красиво, как в Киеве.
Анна говорит по-русски так же хорошо, как Ирина.
| сравнительная степень
| … наречие с суффиксов –ее, чем …
Вечером холоднее, чем днем.
Антон играет в футбол лучше, чем Иван.
| превосходная степень
| … сравн. ст. + всего/ всех
Антон играет в футбол лучше всех.
Летом теплее всего.
|
Таблица 42
Место. Направление.
Где? Куда? Откуда?
| место
| направление
| неодушевленные существительные (что?)
| где?
| куда?
| откуда?
| предложный падеж
В, НА
Я работаю в цирке.
Книга лежит на столе.
| винительный падеж
В, НА
Я иду в цирк.
Он положил книгу на стол.
| родительный падеж
ИЗ, С(о)
Я иду из цирка.
Он взял книгу со стола.
| одушевленные существительные (кто?)
| где? = у кого?
| куда? = к кому?
| откуда? = от кого?
| родительный падеж
У
Я был у друга.
| дательный падеж
К
Я иду к другу.
| родительный падеж
ОТ
Я возвращаюсь домой от друга.
|
Таблица 43
Вид глагола. Значение видов
несовершенный вид (НСВ)
что делать?
| совершенный вид (СВ)
что сделать?
| 1. процесс
| 1. результат
| Сейчас идет дождь, поэтому я сижу дома и читаю книгу.
Я читаю книгу 2 часа.
| Дождь прошел, появилось солнце на небе.
Я прочитал книгу за 2 часа.
| 2. действие повторяется
| 2. действие совершается только один раз
| Я каждый день читаю книгу.
Я читаю книгу по субботам.
Я часто читаю книгу.
| Вчера я прочитал книгу.
В субботу я прочитал книгу.
| в прошедшем времени
| факт действия, но сейчас этого действия уже нет
| результат действия (конкретного), его результат сейчас существует
| Вчера я читал газету. (но сейчас я не читаю)
Ко мне приезжал друг из Москвы. (он был у меня, но сейчас его нет)
| Я открыл окно. (я открыл его раньше, но окно открыто и сейчас.)
Ко мне приехал друг из Москвы. (он и сейчас еще у меня)
|
Таблица 44
Глагол. Значение видов
несовершенный вид
(НСВ)
| совершенный вид
(СВ)
| что делать?
| что сделать?
| 1. процесс
~
| 1. а) действие не продолжается
~\
б) однократность
в) результативность
Р
| 2. неоднократность (больше, чем 1 раз)
/ /
| 3. факт (название действия)
Д
|
Таблица 45
Образование видовых пар глаголов
1. При помощи приставок
ПО-
смотреть - посмотреть
кушать – покушать
завтракать – позавтракать
обедать – пообедать
ужинать – поужинать
думать – подумать
слушать - послушать
здороваться – поздороваться
знакомиться – познакомиться
верить – поверить
желать – пожелать
обещать – пообещать
просить – попросить
советовать - посоветовать
шутить - пошутить
звонить – позвонить
чувствовать – почувствовать
ставить - поставить
вешать – повесить
| НА-
писать - написать
рисовать – нарисовать
учить – научить
ВЫ-
пить – выпить
учить – выучить
мыть – вымыть
С-
делать – сделать
есть – съесть
играть – сыграть
фотографировать - сфотографировать
ПРИ-
готовить - приготовить
| ПРО-
читать – прочитать
У-
видеть - увидеть
слышать - услышать
знать - узнать
|
2. При помощи суффиксов
-А-, -Я- → -И-
решать - решить
получать – получить
изучать – изучить
встре ч ать – встре т ить
согла ш аться - согла с иться
отве ч ать - отве т ить
включать - включить
выключать – выключить
вспоминать – вспомнить
изменять – изменить
поздравлять – поздравить
повторять – повторить
объяснять - объяснить
проверять – проверить
продолжать – продолжить
поступать - поступить
по купать- купить
| -ЫВА-, -ИВА-, -Е-, -ВА-
→ -А-, -И-
рассказывать - рассказать
показывать - показать
заканчивать – закончить
опаздывать - опоздать
спра ш ивать - спро с ить
забывать - забыть
давать – дать
продавать - продать
передавать – передать
вставать - встать
доказывать – доказать
открывать – открыть
закрывать – закрыть
убивать - убить
одевать – одеть
| -А- → -НУ-
улыбаться - улыбнуться
отдыхать - отдохнуть
выбирать - выбрать
говорить - сказать
переводить – перевести
возвращаться - вернуться
брать - взять
искать - найти
падать – упасть
класть – положить
|
Таблица 46
Глаголы движения без приставок
Идти – ходить
идти ходить
| Настоящее время
|
сейчас
→
| каждый день
часто = редко
всегда = никогда (не)
обычно
иногда
→
←
| я иду мы идём
ты идёшь вы идёте
он(а) идёт они идут
| я хожу мы ходим
ты ходишь вы ходите
он(а) ходит они ходят
| Сейчас я иду в университет (я на улице).
Я иду по улице и слушаю музыку.
Когда я иду в университет, я слушаю музыку.
| Каждый день я хожу в университет.
Я хожу в университет, потому что я студент.
Когда я хожу в университет, я изучаю русский язык там.
| Прошедшее время
| вчера (на улице) вчера (=был)
| я, ты, он шёл
я, ты, она шла
мы, вы, они шли
| я, ты, он ходил
я, ты, она ходила
мы, вы, они ходили
| Вчера я шёл в университет и слушал музыку.
Вчера, когда я шёл по улице, я слушал музыку.
| Вчера я ходил в университет (= я был в университете).
| Будущее время
| на улице
| план (приставка ПО-)
| каждый день и т.д.
|
я буду идти
ты будешь идти
он будет идти
мы будем идти
вы будете идти
они будут идти
| Пойти
я пойду
ты пойдёшь
он пойдёт
мы пойдём
вы пойдёте
они пойдут
|
я буду ходить
ты будешь ходить
он будет ходить
мы будем ходить
вы будете ходить
они будут ходить
| Я буду идти по улице и буду слушать музыку завтра утром.
Завтра, когда я буду идти в университет, я буду слушать музыку.
| Завтра я пойду в университет.
| В следующем году я буду ходить в университет каждый день.
| | | | |
Таблица 47
|