Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Притяжательных и указательных местоимений
I. С неодушевленными существительными (что?)
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| Притяжательные местоимения
|
мой
твой
| -Я → -Ю
моя → мою
твоя→ твою
|
моё
твоё
| его
её
|
наш
ваш
| -А → -У
наша → нашу
ваша → вашу
|
наше
ваше
| их
| = И.п.
|
| = И.п.
| Указательные местоимения
| этот
| -А → -У
эта → эту
та → ту
| это
| тот
| то
|
Примеры:
1. Чей журнал лежит на столе? – На столе ваш журнал.
2. Чью книгу они читают? – Они читают мою книгу.
3. Чьё фото они смотрят? – Они смотрят наше фото.
4. Какой город вы любите? – Мы любим этот город.
5. Какую страну вы любите? – Мы любим эту страну.
6. Какое письмо он читает? – Он читает это письмо.
II. С одушевленными существительными (кого?)
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| Притяжательные местоимения
| мой → моего
твой → твоего
| моя → мою
твоя → твою
| - -
| его
её
| --
| их
| --
| наш_ → нашего
ваш_ → вашего
| наша → нашу
ваша → вашу
| --
| Указательные местоимения
| этот → этого
| эта → эту
| --
| тот → того
| та → ту
| --
|
Примеры:
1. Чьего брата вы встретили? – Я встретил твоего брата.
2. Чью сестру вы видели?- Я видел вашу сестру.
3. Какого студента вы понимаете? – Я понимаю этого студента.
4. Какую студентку они знают? – Они знают ту студентку.
Таблица 22
Образование форм родительного падежа имен существительных
-У Вас есть журнал?
- Нет, у меня нет журнала.
мужской род(он)
| женский род(она)
| средний род(оно)
| - → -А
стол – стола
друг – друга
-Ь, -Й → -Я
музей – музея
словарь – словаря
Запомнить!
-А → -Ы
папа - папы
-Я → -И
дядя - дяди
| -А → -Ы
лампа – лампы
мама – мамы
-Я → -И
тётя – тёти
песня - песни
-Ь → -И
тетрадь - тетради
Запомнить!
мать – матери
дочь - дочери
| -О → -А
зеркало – зеркала
окно – окна
-Е → -Я
море – моря
упражнение - упражнения
Запомнить!
метро, такси, пальто, кино, кафе не изменяются
| = В.П. (он, кто?)
| = множ. число
| = множ. число
|
Таблица 23
Родительный падеж
Кого? Чего? Откуда? От кого? Где? Сколько? Когда? Какой?
значение
| примеры
| вопрос
| 1. Отсутствие
У меня нет(не было, не будет) … + кого? чего?
В городе нет(не было, не будет) … + кого? чего?
|
У меня нет брата.
В городе нет парка.
|
Кого у вас нет?
Чего нет в городе?
| 2. Направление
Откуда? (из/с)
От кого? (от)
|
Я приехал из Америки.
Она идёт из библиотеки.
Я иду от врача.
Я получил письмо от мамы.
|
Откуда вы приехали?
Откуда она идёт?
Откуда (от кого) вы идёте?
Откуда (от кого) вы получили письмо?
| 3. Место где?
около, недалеко от, далеко от, напротив, сзади, впереди
У кого? (у)
|
Библиотека находится недалеко от моего дома.
Я был у врача.
|
Где находится библиотека?
Где (у кого) вы были?
| 4. После числительных и некоторых слов
2, 3, 4 + Р.п. ед. ч.
5- 6, 10 – 20, 30 и т.д. + Р.п. мн. ч.
много, немного, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч.
|
Здесь лежит три книги, два учебника и четыре тетради.
В аудитории пять студентов.
Здесь много столов.
|
Сколько книг, учебников и тетрадей здесь лежит?
Сколько студентов в аудитории?
Сколько здесь столов?
| 5. Принадлежность
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
|
Это книга моего друга.
Я читаю журнал сестры.
|
Чья это книга?
Чей журнал вы читаете?
| 6. Количество (часть от целого)
Сколько?
|
Мне нужна половина яблока.
Я покупаю килограмм овощей.
Дайте, пожалуйста, пакет молока.
|
Сколько яблок вам нужно?
Сколько овощей вы покупаете?
Сколько вам молока?
| 7. Определение
Какой? Какая? Какое? Какие?
|
Я хорошо знаю главную улицу этого города.
Она изучает историю России.
Это директор завода.
|
Какую главную улицу вы хорошо знаете?
Какую историю она изучает?
Какой это директор?
| 8. Конструкция
У … есть + И.п.
У …нет + Р.п.
| У мамы есть интересный журнал.
У брата нет хобби.
|
У кого есть интересный журнал?
У кого нет хобби?
| 9. Дата
Когда?
|
Я родился одиннадцатого февраля тысяча девятьсот семьдесят восьмого года (11.02.1978)
|
Когда вы родились?
| 10. Предлоги
ДЛЯ, БЕЗ, ОТ …ДО …; С … ДО…
|
Я купил книгу для тебя.
Я не пойду в кино без брата.
От дома до университета 100 метров.
Магазин работает с двух часов до семи часов.
|
Для кого вы купили книгу?
Без кого вы не пойдёте в кино?
Где расстояние 100 метров?
Когда работает магазин?
|
Пример:
Я Хуан. Я приехал из Вьетнама. Моя страна находится далеко от России, поэтому сначала у меня не было друга в Томске. А сейчас у меня есть много друзей. Это Райан, Николетта и Ирина. Вот фотография моих друзей. Я приехал в Томск первого октября две тысячи пятого года и уже хорошо знаю город. Мне очень нравится проспект Ленина - центральная улица Томска, здание администрации, здание концертного зала и фонтаны.
А для моего преподавателя у меня есть одно слово: «Спасибо!» Спасибо, потому что я не боюсь говорить по-русски и всегда могу спросить: Сколько стоит килограмм фруктов, литр молока? Что вы будете делать завтра с пяти до семи вечера? Как добраться от общежития до музея? Как зовут директора этого театра?
Недавно, когда я шёл от моего русского друга, я вспомнил, что у моего преподавателя завтра день рождения. Я всё это скажу ему. Думаю, что это будет хороший подарок для него.
Таблица 24
Образование форм родительного падежа имен прилагательных
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| -ЫЙ → -ОГО (твёрдая основа)
новый → нового
интересный → интересного
| -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа)
новая → новой
интересная → интересной
молодая → молодой
злая → злой
| -ОЕ → -ОГО (твёрдая основа)
новое → нового
интересное → интересного
молодое → молодого
злое→ злого
| -ОЙ → -ОГО (под ударением)
молодой → молодого
злой → злого
| -ИЙ → -ЕГО (мягкая основа)
сегодняшний → сегодняшнего
домашний → домашнего
| -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа)
сегодняшняя → сегодняшней
домашняя → домашней
| -ЕЕ → -ЕГО (мягкая основа)
сегодняшнее → сегодняшнего
домашнее → домашнего
| после Г, К, Х
–ИЙ → -ОГО
русский → русского
лёгкий → лёгкого
тихий → тихого
| после Г, К. Х
-АЯ → -ОЙ
русская → русской
лёгкая → лёгкой
тихая → тихой
| после Г, К, Х
-ОЕ → -ОГО
русское → русского
лёгкое → лёгкого
тихое → тихого
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ИЙ → -ЕГО
хороший → хорошего
горячий → горячего
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЙ → -ОГО
большой → большого
чужой→ чужого
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-АЯ → -ЕЙ
хорошая → хорошей
горячая → горячей
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-АЯ → -ОЙ
большая → большой
чужая → чужой
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ЕЕ → -ЕГО
хорошее → хорошего
горячее → горячего
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЕ → -ОГО
большое → большого
чужое → чужого
| = В.п. с одушевленными существительными
| = П.п.
| = мужской род (он)
|
Примеры:
1. Какого журнала нет в библиотеке? – В библиотеке нет научного журнала.
2. Какой сестры нет городе? – В городе нет старшей сестры.
3. Какого задания не будет сегодня? – Сегодня не будет трудного задания.
Таблица 25
Образование форм родительного падежа
Притяжательных и указательных местоимений
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| = Р.п. прилагательных
| Притяжательные местоимения
| мой → моего
| моя → моей
| моё →моего
| твой → твоего
| твоя→ твоей
| твоё →твоего
| его
| её
| наш_ → нашего
| наша → нашей
| наше → нашего
| ваш_ → вашего
| ваша → вашей
| ваше → вашего
| их
|
| Указательные местоимения
| этот → этого
| эта → этой
| это → этого
| тот → того
| та → той
| то → того
|
Примеры:
1. Чьего друга не было на празднике? – На празднике не было вашего брата.
2. Чьей картины нет на выставке? – На выставке нет моей картины.
3. Чьего письма нет здесь? – Здесь нет вашего письма.
4. Какого журнала нет в библиотеке? – В библиотеке нет этого журнала.
5. Какой песни не будет на концерте? – На концерте не будет твоей песни.
Таблица 26
Образование форм творительного падежа имен существительных
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| - _ → -ОМ
доктор – доктором
-Й, -Ь → -ЕМ
Валерий – Валерием
преподаватель – преподавателем
-А → -ОЙ
папа – папой
-Я → -ЕЙ
дядя – дядей
| -А → -ОЙ
мама – мамой
-Я → - ЕЙ
песня – песней
Мария – Марией
-Ь → -ЬЮ
тетрадь - тетрадью
Запомнить!
мать – матерью
дочь - дочерью
| - О → - ОМ
кресло – креслом
- Е→ - ЕМ
море – морем
|
Таблица 27
Творительный падеж
Кем? Чем? С кем? С чем? Где?
значение
| примеры
| вопрос
| 1.
Совместность
с кем?
|
Я играю в шахматы с другом.
|
С кем вы играет в шахматы?
| 2.
Профессия, специальность
кем?
быть, стать, работать
| Мой отец работает директором.
Я стану врачом после университета.
Мой дедушка был водителем.
| Кем работает ваш отец?
Кем вы станете после университета?
Кем был ваш дедушка?
| 3. Увлечение, хобби
чем?
интересоваться, увлекаться
заниматься
|
Мой брат интересуется спортом.
Я занимаюсь баскетболом.
|
Чем интересуется ваш брат?
Чем вы занимаетесь?
| 4. Инструмент
чем?
| Я пишу ручкой.
| Чем вы пишете?
| 5. Место
Где?
(над, под, рядом с, между, за, перед)
|
Библиотека находится рядом с магазином.
Лампа висит над столом.
|
Где находится библиотека?
Где висит лампа?
| 6. Субъект в пассивных конструкциях
| Проблема исследует ся учёными.
| Кем исследуется проблема?
|
Пример:
Это я, ваш знакомый Антон. Я часто разговариваю с моим другом. У нас одинаковое увлечение. Мы занимаемся плаваньем. Мой друг живёт рядом с моим домом, поэтому мы можем часто встречаться и ходить в бассейн вместе. Мы мечтаем стать известными спортсменами!
Таблица 28
Образование форм творительного падежа имен прилагательных
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| -ЫЙ → -ЫМ (твёрдая основа)
новый → новым
интересный → интересным
| -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа)
новая → новой
интересная → интересной
молодая → молодой
злая → злой
| -ОЕ → -ЫМ (твёрдая основа)
новое → новым
интересное → интересным
молодое → молодым
злое→ злым
| -ОЙ → -ЫМ (под ударением)
молодой → молодым
злой → злым
| -ИЙ → -ИМ (мягкая основа)
сегодняшний → сегодняшним
домашний → домашним
| -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа)
сегодняшняя → сегодняшней
домашняя → домашней
| -ЕЕ → -ИМ (мягкая основа)
сегодняшнее → сегодняшним
домашнее → домашним
| после Г, К, Х
–ИЙ → -ИМ
русский → русским
лёгкий → лёгким
тихий → тихим
| после Г, К. Х
-АЯ → -ОЙ
русская → русской
лёгкая → лёгкой
тихая → тихой
| после Г, К, Х
-ОЕ → -ИМ
русское → русским
лёгкое → лёгким
тихое → тихим
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ИЙ → -ИМ
хороший → хорошим
горячий → горячим
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЙ → -ИМ
большой → большим
чужой→ чужим
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-АЯ → -ЕЙ
хорошая → хорошей
горячая → горячей
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-АЯ → -ОЙ
большая → большой
чужая → чужой
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ЕЕ → -ИМ
хорошее → хорошим
горячее → горячим
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЕ → -ИМ
большое → большим
чужое → чужим
|
Примеры:
1. С каким человеком вы познакомились? – Я познакомился с молодым человеком.
2. С какой сестрой вы гуляли? – Я гулял с младшей сестрой.
3. Каким озером вы интересуетесь? – Я интересуюсь деревенским озером.
Таблица 29
Образование форм творительного падежа притяжательных и указательных местоимений
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| = Т.п. прилагательных
| Притяжательные местоимения
| мой → моим
| моя → моей
| моё →моим
| твой → твоим
| твоя→ твоей
| твоё →твоим
| его
| её
| наш_ → нашим
| наша → нашей
| наше → нашим
| ваш_ → вашим
| ваша → вашей
| ваше → вашим
| их
|
| Указательные местоимения
| этот → этим
| эта → этой
| это → этим
| тот → тем
| та → той
| то → тем
|
Примеры:
1. С чьим другом ты разговаривал? – Я разговаривал с твоим другом.
2. С чьей подругой ты разговаривал? – Я разговаривал с вашей подругой.
3. Чьим фото вы интересуетесь? – Я интересуюсь вашим фото.
4. С какой девушкой вы виделись? – Я виделся с этой девушкой.
5. С каким студентом вы разговаривали? – Я разговаривал с тем студентом.
Таблица 30
Образование форм дательного падежа имен существительных
мужской род
| женский род
| средний род
| _ → -У
доктор – доктору
-Й, -Ь → -Ю
Валерий – Валерию
преподаватель – преподавателю
-А → -Е
папа – папе
-Я → -Е
дядя – дяде
| -А → -Е
мама – маме
-Я → - Е
песня – песне
-ИЯ → -ИИ
Мария – Марии
-Ь → -И
тетрадь - тетради
мать – матери
дочь - дочери
| - О → -У
кресло – креслу
- Е→ - Ю
море – морю
| = В.п. (она)
| = П.п.
| = В.п. (она)
|
Таблица 31
Дательный падеж
Кому? Чему? К кому? К чему? Как? Где?
значение
| примеры
| вопрос
| 1. Адресат
кому?
| Я подарил книгу маме.
Я звоню другу.
| Кому вы подарил книгу?
Кому вы звоните?
| 2. Возраст
кому? чему?
| Мне 15 лет.
Моему другу 28 лет.
| Кому 15 лет?
Кому 28 лет?
| 3. Направление
К кому?(к
| Я ходил к доктору.
| Куда (к кому) вы ходили?
| 4. Конструкции:
А) … нравится + инфинитив
… нравится + И.п.
Б) … можно (нельзя, надо, нужно) + инфинитив
| Мне нравится играть в футбол
Моему другу нравится смотреть телевизор.
Мне нравится твой брат.
Вашей сестре нравятся апельсины.
Мне нужно пойти в магазин.
Молодому человеку нельзя много курить.
|
Кому нравится играть в футбол?
Кому нравится смотреть телевизор?
Кому нравятся апельсины?
Кому нравится мой брат?
Кому нужно пойти в магазин?
Кому нельзя много курить?
| 5. Чувство, состояние кому?
Слова: весело, грустно, скучно, жарко, холодно и т.д.
| Мне грустно сегодня.
Студентам неинтересно на лекции.
|
Кому грустно сегодня?
Кому неинтересно на лекции?
| 6. Движение по поверхности, вдоль
где?
| Я гуляю по парку.
Автобус едет по этой улице.
| Где вы гуляете?
Где едет этот автобус?
| 7. Средство передачи информации
как?
По телевизору, по радио, по телефону, по почте, по Интернету, по чату
| Я разговаривал с другом по чату.
Я послал письмо по почте.
Мы смотрели футбол по телевизору.
| Как вы разговаривали с другом?
Как вы послали письмо?
Где вы смотрели футбол?
|
Пример:
Мне нравится мой город. Я часто гуляю по городу. Вам надо обязательно приехать в мой город. Моему городу уже 500 лет. Недавно я позвонил своему другу, который давно собирался приехать ко мне. Мы долго проговорили по телефону и договорились, что я буду ждать моего друга в сентябре. У нас в это время золотая осень. Моему другу будет интересно!
Таблица 32
Образование форма дательного падежа имен прилагательных
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| -ЫЙ → -ОМУ
(твёрдая основа)
новый → новому
интересный → интересному
| -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа)
новая → новой
интересная → интересной
молодая → молодой
злая → злой
| -ОЕ → -ОМУ
(твёрдая основа)
новое → новому
интересное → интересному
молодое → молодому
злое→ злому
| -ОЙ → -ОМУ
(под ударением)
молодой → молодому
злой → злому
| -ИЙ → -ЕМУ (мягкая основа)
сегодняшний → сегодняшнему
домашний → домашнему
| -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа)
сегодняшняя → сегодняшней
домашняя → домашней
| -ЕЕ → -ЕМУ (мягкая основа)
сегодняшнее → сегодняшнему
домашнее → домашнему
| после Г, К, Х
–ИЙ → -ОМУ
русский → русскому
лёгкий → лёгкому
тихий → тихому
| после Г, К. Х
-АЯ → -ОЙ
русская → русской
лёгкая → лёгкой
тихая → тихой
| после Г, К, Х
-ОЕ → -ОМУ
русское → русскому
лёгкое → лёгкому
тихое → тихому
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ИЙ → -ЕМУ
хороший → хорошему
горячий → горячему
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЙ → -ОМУ
большой → большому
чужой→ чужому
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-АЯ → -ЕЙ
хорошая → хорошей
горячая → горячей
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-АЯ → -ОЙ
большая → большой
чужая → чужой
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ЕЕ → -ЕМУ
хорошее → хорошему
горячее → горячему
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЕ → -ОМУ
большое → большому
чужое → чужому
|
Примеры:
1. Какому брату вы купили книгу? – Я купил книгу старшему брату.
2. Какому фильму вы рады? – Я рад интересному фильму.
3. Какой сестре вы подарили цветы? – Я подарил цветы младшей сестре.
4. Какой погоде вы рады? – Я рад ясной погоде.
5. Какому письму вы рады? – Я рад весёлому письму.
Таблица 33
Образование форм дательного падежа притяжательных и указательных местоимений
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| = Т.п. прилагательных
| Притяжательные местоимения
| мой → моему
| моя → моей
| моё →моему
| твой → твоему
| твоя→ твоей
| твоё →твоему
| его
| её
| наш_ → нашему
| наша → нашей
| наше → нашему
| ваш_ → вашему
| ваша → вашей
| ваше → вашему
| их
|
| Указательные местоимения
| этот → этому
| эта → этой
| это → этому
| тот → тому
| та → той
| то → тому
|
Примеры:
1. Чьему другу вы звонили? – Я звонил вашему другу.
2. Чьей подруге они рассказывали анекдот? – Они рассказывали анекдот моей подруге.
3. Чьему письму вы рады? – Я рад твоему письму.
4. Какому студенту вы дали словарь? – Я дал словарь этому студенту.
5. Какой студентке они написали письмо? – Они написали письмо той студентке.
6. Какому письму вы рады? – Я рад этому письму.
Таблица 34
|