Притяжательных и указательных местоимений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Притяжательных и указательных местоимений



I. С неодушевленными существительными (что?)

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
Притяжательные местоимения
  мой твой -Я → -Ю моя → мою твоя→ твою   моё твоё
его её
  наш ваш -А → -У наша → нашу ваша → вашу   наше ваше
их
= И.п.   = И.п.
Указательные местоимения
этот -А → -У эта → эту та → ту это
тот то

 

Примеры:

1. Чей журнал лежит на столе? – На столе ваш журнал.

2. Чью книгу они читают? – Они читают мою книгу.

3. Чьё фото они смотрят? – Они смотрят наше фото.

4. Какой город вы любите? – Мы любим этот город.

5. Какую страну вы любите? – Мы любим эту страну.

6. Какое письмо он читает? – Он читает это письмо.

 

II. С одушевленными существительными (кого?)

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
Притяжательные местоимения
мой → моего твой → твоего моя → мою твоя → твою - -
его её --
их --
наш_ → нашего ваш_ → вашего наша → нашу ваша → вашу --
Указательные местоимения
этот → этого эта → эту --
тот → того та → ту --

 

Примеры:

1. Чьего брата вы встретили? – Я встретил твоего брата.

2. Чью сестру вы видели?- Я видел вашу сестру.

3. Какого студента вы понимаете? – Я понимаю этого студента.

4. Какую студентку они знают? – Они знают ту студентку.

Таблица 22

Образование форм родительного падежа имен существительных

-У Вас есть журнал?

- Нет, у меня нет журнала.

мужской род(он) женский род(она) средний род(оно)
- → -А стол – стола друг – друга   -Ь, -Й → -Я музей – музея словарь – словаря   Запомнить! -А → -Ы папа - папы -Я → -И дядя - дяди -А → -Ы лампа – лампы мама – мамы   -Я → -И тётя – тёти песня - песни   -Ь → -И тетрадь - тетради   Запомнить! мать – матери дочь - дочери -О → -А зеркало – зеркала окно – окна   -Е → -Я море – моря упражнение - упражнения     Запомнить! метро, такси, пальто, кино, кафе не изменяются
= В.П. (он, кто?) = множ. число = множ. число

 

 

Таблица 23

Родительный падеж

Кого? Чего? Откуда? От кого? Где? Сколько? Когда? Какой?

значение примеры вопрос
1. Отсутствие У меня нет(не было, не будет) … + кого? чего? В городе нет(не было, не будет) … + кого? чего?   У меня нет брата.   В городе нет парка.   Кого у вас нет?   Чего нет в городе?
2. Направление Откуда? (из/с) От кого? (от)     Я приехал из Америки. Она идёт из библиотеки. Я иду от врача. Я получил письмо от мамы.   Откуда вы приехали? Откуда она идёт? Откуда (от кого) вы идёте? Откуда (от кого) вы получили письмо?
3. Место где? около, недалеко от, далеко от, напротив, сзади, впереди У кого? (у)   Библиотека находится недалеко от моего дома.   Я был у врача.   Где находится библиотека?   Где (у кого) вы были?
4. После числительных и некоторых слов 2, 3, 4 + Р.п. ед. ч. 5- 6, 10 – 20, 30 и т.д. + Р.п. мн. ч. много, немного, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч.     Здесь лежит три книги, два учебника и четыре тетради. В аудитории пять студентов.   Здесь много столов.       Сколько книг, учебников и тетрадей здесь лежит? Сколько студентов в аудитории?   Сколько здесь столов?
5. Принадлежность Чей? Чья? Чьё? Чьи?   Это книга моего друга. Я читаю журнал сестры.   Чья это книга? Чей журнал вы читаете?
6. Количество (часть от целого) Сколько?   Мне нужна половина яблока. Я покупаю килограмм овощей. Дайте, пожалуйста, пакет молока.   Сколько яблок вам нужно? Сколько овощей вы покупаете? Сколько вам молока?
7. Определение Какой? Какая? Какое? Какие?     Я хорошо знаю главную улицу этого города. Она изучает историю России. Это директор завода.   Какую главную улицу вы хорошо знаете? Какую историю она изучает? Какой это директор?
8. Конструкция У … есть + И.п.   У …нет + Р.п. У мамы есть интересный журнал. У брата нет хобби.   У кого есть интересный журнал?   У кого нет хобби?
9. Дата Когда?     Я родился одиннадцатого февраля тысяча девятьсот семьдесят восьмого года (11.02.1978)   Когда вы родились?
10. Предлоги ДЛЯ, БЕЗ, ОТ …ДО …; С … ДО…     Я купил книгу для тебя.   Я не пойду в кино без брата. От дома до университета 100 метров. Магазин работает с двух часов до семи часов.   Для кого вы купили книгу? Без кого вы не пойдёте в кино? Где расстояние 100 метров?   Когда работает магазин?

 

Пример:

Я Хуан. Я приехал из Вьетнама. Моя страна находится далеко от России, поэтому сначала у меня не было друга в Томске. А сейчас у меня есть много друзей. Это Райан, Николетта и Ирина. Вот фотография моих друзей. Я приехал в Томск первого октября две тысячи пятого года и уже хорошо знаю город. Мне очень нравится проспект Ленина - центральная улица Томска, здание администрации, здание концертного зала и фонтаны.

А для моего преподавателя у меня есть одно слово: «Спасибо!» Спасибо, потому что я не боюсь говорить по-русски и всегда могу спросить: Сколько стоит килограмм фруктов, литр молока? Что вы будете делать завтра с пяти до семи вечера? Как добраться от общежития до музея? Как зовут директора этого театра?

Недавно, когда я шёл от моего русского друга, я вспомнил, что у моего преподавателя завтра день рождения. Я всё это скажу ему. Думаю, что это будет хороший подарок для него.

Таблица 24

Образование форм родительного падежа имен прилагательных

 

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
-ЫЙ → -ОГО (твёрдая основа) новый → нового интересный → интересного -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа) новая → новой интересная → интересной   молодая → молодой злая → злой -ОЕ → -ОГО (твёрдая основа) новое → нового интересное → интересного   молодое → молодого злое→ злого
-ОЙ → -ОГО (под ударением) молодой → молодого злой → злого
-ИЙ → -ЕГО (мягкая основа) сегодняшний → сегодняшнего домашний → домашнего -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа) сегодняшняя → сегодняшней домашняя → домашней -ЕЕ → -ЕГО (мягкая основа) сегодняшнее → сегодняшнего домашнее → домашнего
после Г, К, Х –ИЙ → -ОГО русский → русского лёгкий → лёгкого тихий → тихого после Г, К. Х -АЯ → -ОЙ русская → русской лёгкая → лёгкой тихая → тихой после Г, К, Х -ОЕ → -ОГО русское → русского лёгкое → лёгкого тихое → тихого
после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ИЙ → -ЕГО хороший → хорошего горячий → горячего   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЙ → -ОГО большой → большого чужой→ чужого после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -АЯ → -ЕЙ хорошая → хорошей горячая → горячей   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -АЯ → -ОЙ большая → большой чужая → чужой после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ЕЕ → -ЕГО хорошее → хорошего горячее → горячего   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЕ → -ОГО большое → большого чужое → чужого
= В.п. с одушевленными существительными = П.п. = мужской род (он)

 

Примеры:

1. Какого журнала нет в библиотеке? – В библиотеке нет научного журнала.

2. Какой сестры нет городе? – В городе нет старшей сестры.

3. Какого задания не будет сегодня? – Сегодня не будет трудного задания.

Таблица 25

Образование форм родительного падежа

Притяжательных и указательных местоимений

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
= Р.п. прилагательных
Притяжательные местоимения
мой → моего моя → моей моё →моего
твой → твоего твоя→ твоей твоё →твоего
его
её
наш_ → нашего наша → нашей наше → нашего
ваш_ → вашего ваша → вашей ваше → вашего
их
 
Указательные местоимения
этот → этого эта → этой это → этого
тот → того та → той то → того

 

Примеры:

1. Чьего друга не было на празднике? – На празднике не было вашего брата.

2. Чьей картины нет на выставке? – На выставке нет моей картины.

3. Чьего письма нет здесь? – Здесь нет вашего письма.

4. Какого журнала нет в библиотеке? – В библиотеке нет этого журнала.

5. Какой песни не будет на концерте? – На концерте не будет твоей песни.

 

 

Таблица 26

Образование форм творительного падежа имен существительных

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
- _ → -ОМ доктор – доктором   -Й, -Ь → -ЕМ Валерий – Валерием преподаватель – преподавателем   -А → -ОЙ папа – папой   -Я → -ЕЙ дядя – дядей   -А → -ОЙ мама – мамой   -Я → - ЕЙ песня – песней Мария – Марией   -Ь → -ЬЮ тетрадь - тетрадью   Запомнить! мать – матерью дочь - дочерью - О → - ОМ кресло – креслом - Е→ - ЕМ море – морем  

 

Таблица 27

Творительный падеж

Кем? Чем? С кем? С чем? Где?

значение примеры вопрос
1. Совместность с кем?   Я играю в шахматы с другом.   С кем вы играет в шахматы?
2. Профессия, специальность кем? быть, стать, работать Мой отец работает директором. Я стану врачом после университета. Мой дедушка был водителем. Кем работает ваш отец?   Кем вы станете после университета? Кем был ваш дедушка?
3. Увлечение, хобби чем? интересоваться, увлекаться заниматься     Мой брат интересуется спортом. Я занимаюсь баскетболом.     Чем интересуется ваш брат? Чем вы занимаетесь?
4. Инструмент чем? Я пишу ручкой.   Чем вы пишете?  
5. Место Где? (над, под, рядом с, между, за, перед)   Библиотека находится рядом с магазином. Лампа висит над столом.   Где находится библиотека?   Где висит лампа?
6. Субъект в пассивных конструкциях Проблема исследует ся учёными. Кем исследуется проблема?

 

Пример:

Это я, ваш знакомый Антон. Я часто разговариваю с моим другом. У нас одинаковое увлечение. Мы занимаемся плаваньем. Мой друг живёт рядом с моим домом, поэтому мы можем часто встречаться и ходить в бассейн вместе. Мы мечтаем стать известными спортсменами!

Таблица 28

Образование форм творительного падежа имен прилагательных

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
-ЫЙ → -ЫМ (твёрдая основа) новый → новым интересный → интересным -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа) новая → новой интересная → интересной   молодая → молодой злая → злой -ОЕ → -ЫМ (твёрдая основа) новое → новым интересное → интересным   молодое → молодым злое→ злым
-ОЙ → -ЫМ (под ударением) молодой → молодым злой → злым
-ИЙ → -ИМ (мягкая основа) сегодняшний → сегодняшним домашний → домашним -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа) сегодняшняя → сегодняшней домашняя → домашней -ЕЕ → -ИМ (мягкая основа) сегодняшнее → сегодняшним домашнее → домашним
после Г, К, Х –ИЙ → -ИМ русский → русским лёгкий → лёгким тихий → тихим после Г, К. Х -АЯ → -ОЙ русская → русской лёгкая → лёгкой тихая → тихой после Г, К, Х -ОЕ → -ИМ русское → русским лёгкое → лёгким тихое → тихим
после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ИЙ → -ИМ хороший → хорошим горячий → горячим   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЙ → -ИМ большой → большим чужой→ чужим после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -АЯ → -ЕЙ хорошая → хорошей горячая → горячей   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -АЯ → -ОЙ большая → большой чужая → чужой после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ЕЕ → -ИМ хорошее → хорошим горячее → горячим   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЕ → -ИМ большое → большим чужое → чужим

 

Примеры:

1. С каким человеком вы познакомились? – Я познакомился с молодым человеком.

2. С какой сестрой вы гуляли? – Я гулял с младшей сестрой.

3. Каким озером вы интересуетесь? – Я интересуюсь деревенским озером.

 

 

Таблица 29

Образование форм творительного падежа притяжательных и указательных местоимений

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
= Т.п. прилагательных
Притяжательные местоимения
мой → моим моя → моей моё →моим
твой → твоим твоя→ твоей твоё →твоим
его
её
наш_ → нашим наша → нашей наше → нашим
ваш_ → вашим ваша → вашей ваше → вашим
их
 
Указательные местоимения
этот → этим эта → этой это → этим
тот → тем та → той то → тем

 

Примеры:

1. С чьим другом ты разговаривал? – Я разговаривал с твоим другом.

2. С чьей подругой ты разговаривал? – Я разговаривал с вашей подругой.

3. Чьим фото вы интересуетесь? – Я интересуюсь вашим фото.

4. С какой девушкой вы виделись? – Я виделся с этой девушкой.

5. С каким студентом вы разговаривали? – Я разговаривал с тем студентом.

Таблица 30

Образование форм дательного падежа имен существительных

мужской род женский род средний род
_ → -У доктор – доктору   -Й, -Ь → -Ю Валерий – Валерию преподаватель – преподавателю   -А → -Е папа – папе   -Я → -Е дядя – дяде   -А → -Е мама – маме   -Я → - Е песня – песне   -ИЯ → -ИИ Мария – Марии   -Ь → -И тетрадь - тетради   мать – матери дочь - дочери - О → -У кресло – креслу - Е→ - Ю море – морю  
= В.п. (она) = П.п. = В.п. (она)

Таблица 31

Дательный падеж

Кому? Чему? К кому? К чему? Как? Где?

значение примеры вопрос
1. Адресат кому? Я подарил книгу маме. Я звоню другу. Кому вы подарил книгу? Кому вы звоните?
2. Возраст кому? чему? Мне 15 лет. Моему другу 28 лет. Кому 15 лет? Кому 28 лет?
3. Направление К кому?(к Я ходил к доктору. Куда (к кому) вы ходили?
4. Конструкции: А) … нравится + инфинитив     … нравится + И.п.     Б) … можно (нельзя, надо, нужно) + инфинитив   Мне нравится играть в футбол Моему другу нравится смотреть телевизор. Мне нравится твой брат. Вашей сестре нравятся апельсины. Мне нужно пойти в магазин. Молодому человеку нельзя много курить.   Кому нравится играть в футбол? Кому нравится смотреть телевизор? Кому нравятся апельсины? Кому нравится мой брат?   Кому нужно пойти в магазин? Кому нельзя много курить?
5. Чувство, состояние кому? Слова: весело, грустно, скучно, жарко, холодно и т.д. Мне грустно сегодня. Студентам неинтересно на лекции.     Кому грустно сегодня? Кому неинтересно на лекции?
6. Движение по поверхности, вдоль где? Я гуляю по парку. Автобус едет по этой улице.   Где вы гуляете? Где едет этот автобус?
7. Средство передачи информации как? По телевизору, по радио, по телефону, по почте, по Интернету, по чату Я разговаривал с другом по чату. Я послал письмо по почте. Мы смотрели футбол по телевизору.   Как вы разговаривали с другом?   Как вы послали письмо? Где вы смотрели футбол?

 

Пример:

Мне нравится мой город. Я часто гуляю по городу. Вам надо обязательно приехать в мой город. Моему городу уже 500 лет. Недавно я позвонил своему другу, который давно собирался приехать ко мне. Мы долго проговорили по телефону и договорились, что я буду ждать моего друга в сентябре. У нас в это время золотая осень. Моему другу будет интересно!

 

Таблица 32

Образование форма дательного падежа имен прилагательных

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
-ЫЙ → -ОМУ (твёрдая основа) новый → новому интересный → интересному -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа) новая → новой интересная → интересной   молодая → молодой злая → злой -ОЕ → -ОМУ (твёрдая основа) новое → новому интересное → интересному   молодое → молодому злое→ злому
-ОЙ → -ОМУ (под ударением) молодой → молодому злой → злому
-ИЙ → -ЕМУ (мягкая основа) сегодняшний → сегодняшнему домашний → домашнему -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа) сегодняшняя → сегодняшней домашняя → домашней -ЕЕ → -ЕМУ (мягкая основа) сегодняшнее → сегодняшнему домашнее → домашнему
после Г, К, Х –ИЙ → -ОМУ русский → русскому лёгкий → лёгкому тихий → тихому после Г, К. Х -АЯ → -ОЙ русская → русской лёгкая → лёгкой тихая → тихой после Г, К, Х -ОЕ → -ОМУ русское → русскому лёгкое → лёгкому тихое → тихому
после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ИЙ → -ЕМУ хороший → хорошему горячий → горячему   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЙ → -ОМУ большой → большому чужой→ чужому после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -АЯ → -ЕЙ хорошая → хорошей горячая → горячей   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -АЯ → -ОЙ большая → большой чужая → чужой после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ЕЕ → -ЕМУ хорошее → хорошему горячее → горячему   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЕ → -ОМУ большое → большому чужое → чужому

 

Примеры:

1. Какому брату вы купили книгу? – Я купил книгу старшему брату.

2. Какому фильму вы рады? – Я рад интересному фильму.

3. Какой сестре вы подарили цветы? – Я подарил цветы младшей сестре.

4. Какой погоде вы рады? – Я рад ясной погоде.

5. Какому письму вы рады? – Я рад весёлому письму.

Таблица 33

Образование форм дательного падежа притяжательных и указательных местоимений

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
= Т.п. прилагательных
Притяжательные местоимения
мой → моему моя → моей моё →моему
твой → твоему твоя→ твоей твоё →твоему
его
её
наш_ → нашему наша → нашей наше → нашему
ваш_ → вашему ваша → вашей ваше → вашему
их
 
Указательные местоимения
этот → этому эта → этой это → этому
тот → тому та → той то → тому

 

Примеры:

1. Чьему другу вы звонили? – Я звонил вашему другу.

2. Чьей подруге они рассказывали анекдот? – Они рассказывали анекдот моей подруге.

3. Чьему письму вы рады? – Я рад твоему письму.

4. Какому студенту вы дали словарь? – Я дал словарь этому студенту.

5. Какой студентке они написали письмо? – Они написали письмо той студентке.

6. Какому письму вы рады? – Я рад этому письму.

Таблица 34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.074 с.)