Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Глагол. Несовершенный вид. Настоящее время
Личные местоимения
| Группа 1
| Группа 2
| -ся
|
я
ты
он
она
мы
вы
они
| -АТЬ, -ЯТЬ
читать, гулять
чита + Ю
чита + ЕШЬ
чита + ЕТ
чита + ЕТ чита + ЕМ чита + ЕТЕ чита + ЮТ
| -ИТЬ
говорить
говор + Ю
говор + ИШЬ
говор + ИТ
говор + ИТ
говор + ИМ
говори + ИТЕ
говор + ЯТ
| Заниматься (1), умываться (1), учиться (2)
занима + Ю + сь
занима + ЕШЬ + ся
занима + ЕТ + ся
занима + ЕТ + ся
занима + ЕМ + ся
занима + ЕТЕ +сь
занима + ЮТ + ся
|
Запомнить!
писать (1) с → ш (я)
| да ВА ть (1 ё)
| е сть
| я пишу
ты пишешь
он(а) пишет
| мы пишем
вы пишете
они пишут
| я д аю
ты д аё шь
он(а) д аё т
| мы д аё м
вы д аё те
они д аю т
| я е м
ты е шь
он(а) е ст
| мы е дим
вы е дите
они е дят
| бр ать (1 ё)
| вста ВА ть (1 ё)
| п и ть (1 ё)
| я беру
ты бер ё шь
он(а) бер ё т
| мы бер ё м
вы бер ё те
они берут
| я вст аю
ты вст аё шь
он(а) вст аё т
| мы вст аё м
вы вст аё те
они вст аю т
| я пью
ты пьёшь
он(а) пьёт
| мы пьём
вы пьёте
они пьют
| видеть (2) д→ж (я)
| танц ЕВА ть (1) –ева-→-у-
| лю б ить (2) б(в, п) +Л (я)
| я ви ж у
ты ви д ишь
он(а) ви д ит
| мы ви д им
вы ви д ите
они ви д ят
| я танц у ю
ты танц у ешь
он(а) танц у ет
| мы танц у ем
вы танц у ете
они танц у ют
| я лю бл ю
ты лю б ишь
он(а) лю б ит
| мы лю б им
вы лю б ите
ни лю б ят
|
Примеры:
1. Сейчас я гуляю. – Что ты делаешь сейчас?
2. Мои друзья пишут письмо домой. – Что твои друзья делают?
3. Антон встаёт в 8 часов каждый день. – Что Антон делает в 8 часов каждый день?
Таблица 10
Глагол. Несовершенный вид. Прошедшее время
личные местоимения
| Группа 1
| Группа 2
| -ся
|
я, ты, он (м.р.)
я, ты, она (ж.р.)
оно (ср. р.)
мы, вы, они (мн.ч.)
| -АТЬ, -ЯТЬ
читать, гулять
чита + Л
чита + Л + а
… + Л + о
чита + Л + и
| -ИТЬ
говорить
говори + Л
говори + Л + а
… + Л + о
говори + Л + и
| Заниматься (1), умываться (1), учиться (2)
занима + Л + ся
занима + Л + а + сь
… + Л + о + сь
занима + Л + и + сь
|
Примеры:
1. Вчера я гулял вечером. – Что ты делал вечером?
2. Моя подруга смотрела телевизор вечером. – Что она делала вечером?
3. Мои родители работали в субботу. – Что они делали в субботу?
Таблица 11
Глагол. Несовершенный вид. Будущее время
личные
местоимения
| глаголы
| группа 1
| группа 2
| -ся
| быть +инфинитив
| я
ты
он
она
мы
вы
они
| будучитать
будешьчитать
будетчитать
будетчитать
будемчитать
будетечитать
будутчитать
| будуговорить
будешьговорить
будетговорить
будетговорить
будемговорить
будетеговорить
будутговорить
| будузаниматься
будешьзаниматься
будетзаниматься
будетзаниматься
будемзаниматься
будетезаниматься
будутзаниматься
|
Примеры:
1. Я буду отдыхать завтра. – Что ты будешь делать завтра?
2. Мои друзья будут писать письма домой завтра. – Что твои друзья будут делать завтра?
3. Сестра будет кататься на лыжах в воскресенье. – Что она будет делать в воскресенье?
Таблица 12
Список глаголов несовершенного вида
Группа 1
| Группа 2
| Делать
Думать
Читать
Писать
Понимать
Спрашивать
Отвечать
Объяснять
Гулять
Работать
Отдыхать
Слушать
Завтракать
Обедать
Ужинать
Изучать
| Знать
Повторять
Покупать
Разговаривать
Рассказывать
Есть
Пить
Ждать (ё)
Посылать
Получать
Вставать
Забывать
Мечтать
Умываться
Заниматься
| Говорить
Учить
Смотреть
Курить
Видеть (я - ж)
Спать (я - пл)
Готовить (я - вл)
Любить (я - бл)
Звонить
Учиться
| | | |
Таблица 13
Образование форм предложного падежа имен существительных.
Единственное число
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| _ → -Е
стол_ → на столе
отец_ → об отце
- Й → -Е
музей→в музее
Андрей→ об Андрее
-ИЙ → -ИИ
санаторий→ в санатории
Валерий→ о Валерии
-Ь → -Е
-тель
преподаватель→о преподавателе
-рь
словарь→в словаре
| -А → -Е
мама→ о маме
доска → на доске
-Я → -Е
песня→ в песне
статья→ в статье
-ИЯ → -ИИ
аудитория→ в аудитории
Мария→ о Марии
-Ь → -И
площадь→ на площади
тетрадь → в тетради
| -О → -Е
окно→ на окне
письмо→ в письме
-Е → -Е
море→ на море
кафе→ в кафе
-ИЕ → -ИИ
общежитие→ в общежитии
задание→ о задании
|
Таблица 14
Употребление предлогов В и НА
№ п/п
| В
| НА
|
| Карандаш находится в книге
Студенты находятся в университете.
Мы гуляем в парке (в лесу, в саду).
Город находится на севере (на юге, на западе, на востоке).
Мы плаваем в море (в реке, в озере).
| Карандаш находится на книге.
Студенты находятся на уроке.
Мы гуляем на улице (на площади, на проспекте).
Город находится в центре.
Мы отдыхаем на море (на реке, на озере).
|
Запомнить!
на почте
назаводе
на фабрике
на вокзале
на кухне
| на берегув лесу
на мостув шкафу
в углу
в аэропорту
в саду
| в столовой
дома
|
Таблица 15
Предложный падеж
Где? О ком? О чём? На чём? Когда?
значение
| примеры
| вопрос
| 1. Место
Где? (в/на)
| Я живу в Москве.
Она работает на заводе.
| Где вы живёте?
Где она работает?
| 2. Объект мысли и речи
О Ком? О чём? (о, об)
| Девушка думает о цветах.
Преподаватель говорит об экзамене.
| О чём думает девушка?
О чём говорит преподаватель?
| 3. Транспорт
На чём? (на)
| Мы едем в университет на автобусе.
| На чём вы едете в университет?
| 4. Время Когда?
неделя, месяц, год
На этой (прошлой, следующей) неделе
В этом (прошлом, следующем) году
В этом (прошлом, следующем) месяце
| Мы ходили в кино на прошлой неделе.
Дима получил письмо в сентябре.
| Когда вы ходили в кино?
Когда Дима получил письмо?
|
Пример:
Это я. Меня зовут Хуан. Я студент. Я учусь в университете. Университет находится далеко, поэтому я езжу в университет на автобусе. Я живу в Россиив Томске. Я часто думаю о маме, о папе, о сестре и о подруге. В следующем году моя подруга тоже будет учиться в Томске.
Таблица 16
Образование форм предложного падежа имен прилагательных
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| -ЫЙ → -ОМ (твёрдая основа)
новый → новом
интересный → интересном
| -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа)
новая → новой
интересная → интересной
молодая → молодой
злая → злой
| -ОЕ → -ОМ (твёрдая основа)
новое → новом
интересное → интересном
молодое → молодом
злое→ злом
| -ОЙ → -ОМ (под ударением)
молодой → молодом
злой → злом
| -ИЙ → -ЕМ (мягкая основа)
сегодняшний → сегодняшнем
домашний → домашнем
| -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа)
сегодняшняя → сегодняшней
домашняя → домашней
| -ЕЕ → -ЕМ (мягкая основа)
сегодняшнее → сегодняшнем
домашнее → домашнем
| после Г, К, Х
–ИЙ → -ОМ
русский → русском
лёгкий → лёгком
тихий → тихом
| после Г, К. Х
-АЯ → -ОЙ
русская → русской
лёгкая → лёгкой
тихая → тихой
| после Г, К, Х
-ОЕ → -ОМ
русское → русском
лёгкое → лёгком
тихое → тихом
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ИЙ → -ЕМ
хороший → хорошем
горячий → горячем
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЙ → -ОМ
большой → большом
чужой→ чужом
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-АЯ → -ЕЙ
хорошая → хорошей
горячая → горячей
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-АЯ → -ОЙ
большая → большой
чужая → чужой
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ЕЕ → -ЕМ
хорошее → хорошем
горячее → горячем
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ОЕ → -ОМ
большое → большом
чужое → чужом
|
Примеры:
1. В каком доме ты живёшь? – Я живу в красивом, большом доме.
2. О какой газете ты спрашиваешь? – Я спрашиваю о новой русской газете.
3. На каком озере ты отдыхал? – Я отдыхал на тёплом озере.
Таблица 17
Образование форм предложного падежа притяжательных и указательных местоимений
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| = П.п. прилагательных
| Притяжательные местоимения
| мой → моём
| моя → моей
| моё → моём
| твой → твоём
| твоя→ твоей
| твоё → твоём
| его
| её
| наш_ → нашем
| наша → нашей
| наше → нашем
| ваш_ → вашем
| ваша → вашей
| ваше → вашем
| их
|
| Указательные местоимения
| этот → этом
| эта → этой
| это → этом
| тот → том
| та → той
| то → т ом
|
Примеры:
1. На чьём столе лежит книга? – Книга лежит на моём столе.
2. О чьей сестре вы разговаривали? – Мы разговаривали о вашей сестре.
3. О чьём письме говорит мать? – Она говорит о нашем письме.
4. На каком столе лежит книга?- Книга лежит на этом столе.
5. О какой студентке они спросили? – Они спросили о той студентке.
Таблица 18
Образование форм винительного падежа имен существительных
И. п.
| мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род(оно)
| Кто?
Что?
| - _ → -А
доктор – доктора
-Й, -Ь → -Я
Валерий – Валерия
преподаватель – преподавателя
-А → -У
папа – папу
-Я → -Ю
дядя – дядю
= И.п.
стол = стол
музей = музей
словарь = словарь
| -А → -У
мама – маму
-Я → -Ю
Мария – Марию
-Ь = -Ь
мать = мать
-А → -У
лампа – лампу
-Я → -Ю
песня – песню
-Ь = -Ь
площадь = площадь
|
= И.п.
окно = окно
море = море
здание = здание
|
Таблица 19
Винительный падеж
Кого? Что? Куда? Когда?
значение
| примеры
| вопрос
| 1. Объект
Кого?Что?
| Я читаю книгу.
Они покупают картину.
Она любит Ивана.
| Что вы читает?
Что они покупают?
Кого она любит?
| 2. Направление
Куда? (в/на)
| Я иду в магазин.
Я посылаю письмо в Америку.
Мы положили книги на тумбочку.
| Куда вы идёте?
Куда вы посылаете письмо?
Куда вы положили книги?
| 3. Время:
А) дни недели (в)
когда?
Б) продолжительность
сколько времени?
|
Я поеду в лес в субботу.
Она болела целую неделю.
Мы гуляли по городу весь день.
|
Когда вы поедете в лес?
Сколько (времени) она болела?
Сколько (времени) вы гуляли по городу?
|
Пример:
Это я. Меня зовут Антон. Я студент. Сейчас я иду в университет на лекцию. Я изучаю математику, физику и русский язык. В пятницу я пойду в музей и буду смотреть картины. А вчера целый вечер я гулял в парке.
Таблица 20
Образование форм винительного падежа имен прилагательных
I. С неодушевленными существительными (что?)
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| -ЫЙ
новый
интересный
| -АЯ → -УЮ
красивая → красивую
современная→ современную
злая→ злую
| -ОЕ
красивое
весёлое
| -ОЙ
злой
|
злое
| -ИЙ
вчерашний
домашний
| -ЯЯ → -ЮЮ
вчерашняя→ вчерашнюю
домашняя →домашнюю
| -ЕЕ
вчерашнее
домашнее
| после Г, К, Х -ИЙ
лёгкий
тихий
русский
|
после Г, К, Х, Ж, Ш, Щ, Ч
-АЯ → -УЮ
лёгкая → лёгкую
тихая → тихую
русская → русскую
хорошая → хорошую
горячая → горячую
большая → большую
чужая → чужую
| после Г, К, Х -ОЕ
лёгкое
тихое
русское
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения) -ИЙ
хороший
горячий
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением) –ОЙ
большой
чужой
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения) -ЕЕ
хорошее
горячее
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением) –ОЕ
большое
чужое
| = И.п.
|
| = И.п.
|
Примеры:
1. Какой журнал вы читаете? – Я читаю новый журнал.
2. Какую книгу вы купили? – Я купил интересную книгу.
3. Какое озеро вы видели? – Я видел красивое озеро.
II. С одушевленными существительными (кого?)
мужской род (он)
| женский род (она)
| средний род (оно)
| -ЫЙ → -ОГО (твёрдая основа)
новый → нового
интересный → интересного
| -АЯ → -УЮ (твёрдая основа)
новая → новую
интересная → интересную
молодая → молодую
злая → злую
| - -
| -ОЙ → -ОГО (под ударением)
молодой → молодого
злой → злого
| -ИЙ → -ЕГО (мягкая основа)
сегодняшний → сегодняшнего
домашний → домашнего
| -ЯЯ → -ЮЮ (мягкая основа)
сегодняшняя → сегодняшнюю
домашняя → домашнюю
| - -
| после Г, К, Х
–ИЙ → -ОГО
русский → русского
лёгкий → лёгкого
тихий → тихого
| после Г, К. Х
-АЯ → -УЮ
русская → русскую
лёгкая → лёгкую
тихая → тихую
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-ИЙ → -ЕГО
хороший → хорошего
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-ИЙ → -ОГО
большой → большого
чужой→ чужого
| после Ж, Ш, Щ, Ч
(без ударения)
-АЯ → -УЮ
хорошая → хорошую
после Ж, Ш, Щ, Ч
(под ударением)
-АЯ → -УЮ
большая → большую
чужая → чужую
| - -
|
Примеры:
1. Какого студента вы спрашиваете? – Я спрашиваю нового студента.
2. Какую студентку они знают? – Они знают иностранную студентку.
Таблица 21
Образование форм винительного падежа
|