Глагол. Несовершенный вид. Настоящее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глагол. Несовершенный вид. Настоящее время



Личные местоимения Группа 1 Группа 2 -ся
    я ты он она мы вы они -АТЬ, -ЯТЬ читать, гулять     чита + Ю чита + ЕШЬ чита + ЕТ чита + ЕТ чита + ЕМ чита + ЕТЕ чита + ЮТ -ИТЬ говорить     говор + Ю говор + ИШЬ говор + ИТ говор + ИТ говор + ИМ говори + ИТЕ говор + ЯТ Заниматься (1), умываться (1), учиться (2)   занима + Ю + сь занима + ЕШЬ + ся занима + ЕТ + ся занима + ЕТ + ся занима + ЕМ + ся занима + ЕТЕ +сь занима + ЮТ + ся

 

 

Запомнить!

писать (1) с → ш (я) да ВА ть (1 ё) е сть
я пишу ты пишешь он(а) пишет мы пишем вы пишете они пишут я д аю ты д аё шь он(а) д аё т мы д аё м вы д аё те они д аю т я е м ты е шь он(а) е ст мы е дим вы е дите они е дят
бр ать (1 ё) вста ВА ть (1 ё) п и ть (1 ё)
я беру ты бер ё шь он(а) бер ё т мы бер ё м вы бер ё те они берут я вст аю ты вст аё шь он(а) вст аё т мы вст аё м вы вст аё те они вст аю т я пью ты пьёшь он(а) пьёт мы пьём вы пьёте они пьют
видеть (2) д→ж (я) танц ЕВА ть (1) –ева-→-у- лю б ить (2) б(в, п) +Л (я)
я ви ж у ты ви д ишь он(а) ви д ит мы ви д им вы ви д ите они ви д ят я танц у ю ты танц у ешь он(а) танц у ет мы танц у ем вы танц у ете они танц у ют я лю бл ю ты лю б ишь он(а) лю б ит мы лю б им вы лю б ите ни лю б ят

 

Примеры:

1. Сейчас я гуляю. – Что ты делаешь сейчас?

2. Мои друзья пишут письмо домой. – Что твои друзья делают?

3. Антон встаёт в 8 часов каждый день. – Что Антон делает в 8 часов каждый день?

 

 

Таблица 10

Глагол. Несовершенный вид. Прошедшее время

личные местоимения Группа 1 Группа 2 -ся
    я, ты, он (м.р.) я, ты, она (ж.р.) оно (ср. р.) мы, вы, они (мн.ч.) -АТЬ, -ЯТЬ читать, гулять     чита + Л чита + Л + а … + Л + о чита + Л + и -ИТЬ говорить     говори + Л говори + Л + а … + Л + о говори + Л + и Заниматься (1), умываться (1), учиться (2)   занима + Л + ся занима + Л + а + сь … + Л + о + сь занима + Л + и + сь

 

 

Примеры:

1. Вчера я гулял вечером. – Что ты делал вечером?

2. Моя подруга смотрела телевизор вечером. – Что она делала вечером?

3. Мои родители работали в субботу. – Что они делали в субботу?

Таблица 11

Глагол. Несовершенный вид. Будущее время

личные местоимения глаголы
группа 1 группа 2 -ся
быть +инфинитив
я ты он она мы вы они будучитать будешьчитать будетчитать будетчитать будемчитать будетечитать будутчитать будуговорить будешьговорить будетговорить будетговорить будемговорить будетеговорить будутговорить будузаниматься будешьзаниматься будетзаниматься будетзаниматься будемзаниматься будетезаниматься будутзаниматься

 

 

Примеры:

1. Я буду отдыхать завтра. – Что ты будешь делать завтра?

2. Мои друзья будут писать письма домой завтра. – Что твои друзья будут делать завтра?

3. Сестра будет кататься на лыжах в воскресенье. – Что она будет делать в воскресенье?

 

Таблица 12

Список глаголов несовершенного вида

Группа 1 Группа 2
Делать Думать Читать Писать Понимать Спрашивать Отвечать Объяснять Гулять Работать Отдыхать Слушать Завтракать Обедать Ужинать Изучать Знать Повторять Покупать Разговаривать Рассказывать Есть Пить Ждать (ё) Посылать Получать Вставать Забывать Мечтать Умываться Заниматься Говорить Учить Смотреть Курить Видеть (я - ж) Спать (я - пл) Готовить (я - вл) Любить (я - бл) Звонить Учиться  
     

Таблица 13

Образование форм предложного падежа имен существительных.

Единственное число

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
_ → -Е стол_ → на столе отец_ → об отце   - Й → -Е музей→в музее Андрей→ об Андрее   -ИЙ → -ИИ санаторий→ в санатории Валерий→ о Валерии   -Ь → -Е -тель преподаватель→о преподавателе -рь словарь→в словаре -А → -Е мама→ о маме доска → на доске   -Я → -Е песня→ в песне статья→ в статье   -ИЯ → -ИИ аудитория→ в аудитории Мария→ о Марии   -Ь → -И площадь→ на площади тетрадь → в тетради   -О → -Е окно→ на окне письмо→ в письме   -Е → -Е море→ на море кафе→ в кафе   -ИЕ → -ИИ общежитие→ в общежитии задание→ о задании  

Таблица 14

Употребление предлогов В и НА

№ п/п В НА
              Карандаш находится в книге   Студенты находятся в университете.   Мы гуляем в парке (в лесу, в саду).   Город находится на севере (на юге, на западе, на востоке).   Мы плаваем в море (в реке, в озере). Карандаш находится на книге.   Студенты находятся на уроке.     Мы гуляем на улице (на площади, на проспекте).   Город находится в центре.     Мы отдыхаем на море (на реке, на озере).

 

 

Запомнить!

на почте назаводе на фабрике на вокзале на кухне на берегув лесу на мостув шкафу в углу в аэропорту в саду в столовой дома

 

Таблица 15

Предложный падеж

Где? О ком? О чём? На чём? Когда?

значение примеры вопрос
1. Место Где? (в/на) Я живу в Москве. Она работает на заводе. Где вы живёте? Где она работает?
2. Объект мысли и речи О Ком? О чём? (о, об) Девушка думает о цветах. Преподаватель говорит об экзамене. О чём думает девушка? О чём говорит преподаватель?
3. Транспорт На чём? (на) Мы едем в университет на автобусе. На чём вы едете в университет?
4. Время Когда? неделя, месяц, год На этой (прошлой, следующей) неделе В этом (прошлом, следующем) году В этом (прошлом, следующем) месяце Мы ходили в кино на прошлой неделе. Дима получил письмо в сентябре. Когда вы ходили в кино? Когда Дима получил письмо?

 

Пример:

Это я. Меня зовут Хуан. Я студент. Я учусь в университете. Университет находится далеко, поэтому я езжу в университет на автобусе. Я живу в Россиив Томске. Я часто думаю о маме, о папе, о сестре и о подруге. В следующем году моя подруга тоже будет учиться в Томске.

Таблица 16

Образование форм предложного падежа имен прилагательных

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
-ЫЙ → -ОМ (твёрдая основа) новый → новом интересный → интересном -АЯ → -ОЙ (твёрдая основа) новая → новой интересная → интересной   молодая → молодой злая → злой -ОЕ → -ОМ (твёрдая основа) новое → новом интересное → интересном   молодое → молодом злое→ злом
-ОЙ → -ОМ (под ударением) молодой → молодом злой → злом
-ИЙ → -ЕМ (мягкая основа) сегодняшний → сегодняшнем домашний → домашнем -ЯЯ → -ЕЙ (мягкая основа) сегодняшняя → сегодняшней домашняя → домашней -ЕЕ → -ЕМ (мягкая основа) сегодняшнее → сегодняшнем домашнее → домашнем
после Г, К, Х –ИЙ → -ОМ русский → русском лёгкий → лёгком тихий → тихом после Г, К. Х -АЯ → -ОЙ русская → русской лёгкая → лёгкой тихая → тихой после Г, К, Х -ОЕ → -ОМ русское → русском лёгкое → лёгком тихое → тихом
после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ИЙ → -ЕМ хороший → хорошем горячий → горячем   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЙ → -ОМ большой → большом чужой→ чужом после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -АЯ → -ЕЙ хорошая → хорошей горячая → горячей   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -АЯ → -ОЙ большая → большой чужая → чужой после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ЕЕ → -ЕМ хорошее → хорошем горячее → горячем   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ОЕ → -ОМ большое → большом чужое → чужом

Примеры:

1. В каком доме ты живёшь? – Я живу в красивом, большом доме.

2. О какой газете ты спрашиваешь? – Я спрашиваю о новой русской газете.

3. На каком озере ты отдыхал? – Я отдыхал на тёплом озере.

 

Таблица 17

Образование форм предложного падежа притяжательных и указательных местоимений

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
= П.п. прилагательных
Притяжательные местоимения
мой → моём моя → моей моё → моём
твой → твоём твоя→ твоей твоё → твоём
его
её
наш_ → нашем наша → нашей наше → нашем
ваш_ → вашем ваша → вашей ваше → вашем
их
 
Указательные местоимения
этот → этом эта → этой это → этом
тот → том та → той то → т ом

 

Примеры:

1. На чьём столе лежит книга? – Книга лежит на моём столе.

2. О чьей сестре вы разговаривали? – Мы разговаривали о вашей сестре.

3. О чьём письме говорит мать? – Она говорит о нашем письме.

4. На каком столе лежит книга?- Книга лежит на этом столе.

5. О какой студентке они спросили? – Они спросили о той студентке.

Таблица 18

Образование форм винительного падежа имен существительных

И. п. мужской род (он) женский род (она) средний род(оно)
Кто?   Что? - _ → -А доктор – доктора   -Й, -Ь → -Я Валерий – Валерия преподаватель – преподавателя   -А → -У папа – папу   -Я → -Ю дядя – дядю     = И.п. стол = стол музей = музей словарь = словарь     -А → -У мама – маму   -Я → -Ю Мария – Марию     -Ь = -Ь мать = мать   -А → -У лампа – лампу   -Я → -Ю песня – песню   -Ь = -Ь площадь = площадь     = И.п. окно = окно море = море здание = здание

Таблица 19

Винительный падеж

Кого? Что? Куда? Когда?

значение примеры вопрос
1. Объект Кого?Что?   Я читаю книгу. Они покупают картину. Она любит Ивана. Что вы читает? Что они покупают?   Кого она любит?
2. Направление Куда? (в/на)   Я иду в магазин. Я посылаю письмо в Америку. Мы положили книги на тумбочку. Куда вы идёте? Куда вы посылаете письмо? Куда вы положили книги?
3. Время: А) дни недели (в) когда? Б) продолжительность сколько времени?   Я поеду в лес в субботу.   Она болела целую неделю. Мы гуляли по городу весь день.   Когда вы поедете в лес?     Сколько (времени) она болела? Сколько (времени) вы гуляли по городу?

 

Пример:

Это я. Меня зовут Антон. Я студент. Сейчас я иду в университет на лекцию. Я изучаю математику, физику и русский язык. В пятницу я пойду в музей и буду смотреть картины. А вчера целый вечер я гулял в парке.

Таблица 20

Образование форм винительного падежа имен прилагательных

I. С неодушевленными существительными (что?)

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
-ЫЙ новый интересный -АЯ → -УЮ красивая → красивую современная→ современную   злая→ злую -ОЕ красивое весёлое
-ОЙ злой   злое
-ИЙ вчерашний домашний -ЯЯ → -ЮЮ вчерашняя→ вчерашнюю домашняя →домашнюю -ЕЕ вчерашнее домашнее
после Г, К, Х -ИЙ лёгкий тихий русский   после Г, К, Х, Ж, Ш, Щ, Ч -АЯ → -УЮ лёгкая → лёгкую тихая → тихую русская → русскую хорошая → хорошую горячая → горячую большая → большую чужая → чужую после Г, К, Х -ОЕ лёгкое тихое русское
после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ИЙ хороший горячий   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) –ОЙ большой чужой после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ЕЕ хорошее горячее   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) –ОЕ большое чужое
= И.п.   = И.п.

 

Примеры:

1. Какой журнал вы читаете? – Я читаю новый журнал.

2. Какую книгу вы купили? – Я купил интересную книгу.

3. Какое озеро вы видели? – Я видел красивое озеро.

 

II. С одушевленными существительными (кого?)

мужской род (он) женский род (она) средний род (оно)
-ЫЙ → -ОГО (твёрдая основа) новый → нового интересный → интересного -АЯ → -УЮ (твёрдая основа) новая → новую интересная → интересную   молодая → молодую злая → злую - -
-ОЙ → -ОГО (под ударением) молодой → молодого злой → злого
-ИЙ → -ЕГО (мягкая основа) сегодняшний → сегодняшнего домашний → домашнего -ЯЯ → -ЮЮ (мягкая основа) сегодняшняя → сегодняшнюю домашняя → домашнюю - -
после Г, К, Х –ИЙ → -ОГО русский → русского лёгкий → лёгкого тихий → тихого после Г, К. Х -АЯ → -УЮ русская → русскую лёгкая → лёгкую тихая → тихую
после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -ИЙ → -ЕГО хороший → хорошего   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -ИЙ → -ОГО большой → большого чужой→ чужого после Ж, Ш, Щ, Ч (без ударения) -АЯ → -УЮ хорошая → хорошую   после Ж, Ш, Щ, Ч (под ударением) -АЯ → -УЮ большая → большую чужая → чужую - -

 

Примеры:

1. Какого студента вы спрашиваете? – Я спрашиваю нового студента.

2. Какую студентку они знают? – Они знают иностранную студентку.

Таблица 21

Образование форм винительного падежа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.044 с.)