Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Употребление страдательных (пассивных) причастий настоящего и прошедшего времени.
Похожие статьи вашей тематики
Какой? Какая? Какое? Какие?
1.
простые предложения
| сложное предложение со словом который
| сложное предложение с причастием
| На стене висит картина. Моя подруга подарила эту картину мне.
| На стене висит картина, которую моя подруга подарила мне.
| На стене висит картина, подаренная мне подругой.
| На столе стоит компьютер. Мой отец подарил мне этот компьютер.
| На столе стоит компьютер, который мой отец подарил мне.
| На столе стоит компьютер, подаренный мне моим отцом.
| На полке стоит фото. Мой друг подарил это фото.
| На полке стоит фото, которое мой друг подарил мне.
| На полке стоит фото, подаренное мне моим другом.
| В шкафу стоят книги. Мои родители подарили мне эти книги.
| В шкафу стоят книги, которые мои родители подарили мне.
| В шкафу стоят книги, подаренные мне моими родителями.
|
| сущ. → который (В.п.) = объект + И.п. = субъект + глагол (настоящее/ прошедшее время)
| сущ. → страдательное причастие = объект (настоящее/ прошедшее время) + Т.п. = субъект
|
2.
простые предложения
| сложное предложение со словом который
| сложное предложение с причастием
| У меня есть сувенир.
|
Мой
друг
подарил мне этот сувенир.
| У меня есть с увенир, который мой друг подарил мне.
| У меня есть сувенир, подаренный мне моим другом.
| У меня нет сувенира.
| У меня нет сувенира, который мой друг подарил мне.
| У меня нет сувенира, подаренного мне моим другом.
| Я рад сувениру.
| Я рад сувениру, который мой друг подарил мне.
| Я рад сувениру, подаренному мне моим другом.
| Я беру сувенир.
| Я беру с увенир, который мой друг подарил мне.
| Я беру сувенир, подаренный мне моим другом.
| Я любуюсь сувениром.
| Я любуюсь сувениром, который мой друг подарил мне.
| Я любуюсь сувениром, подаренным мне моим другом.
| Я думаю о сувенире.
| Я думаю о сувенире, который мой друг подарил мне.
| Я думаю о сувенире, подаренном мне моим другом.
|
|
| слово который всегда стоит в В.п., так это объект действия.
| падеж причастия = падеж сущ-го, которое определяет.
+ Т.п. (субъект)
|
Примеры:
1. Какой это словарь? – Это словарь, который я купил вчера.→ Это словарь, купленный мной вчера.
Какой это студент? – Это студент, которого я встретил вчера в коридоре.→ Это студент, встреченный мной вчера в коридоре.
2. С какой девушкой вы познакомились вчера? – Я познакомился с девушкой, которую я встретил вчера в парке. → Я познакомился с девушкой, встреченной мной вчера в парке.
3. О каком озере вам рассказал экскурсовод? – Экскурсовод рассказал нам об озере, которое (люди) назвали «Белое».→ Экскурсовод рассказал нам об озере, названном (людьми) «Белое».
4. Каким людям вы всегда рады? – Я всегда рад людям, которых я люблю. → Я всегда рад людям, любимым мной.
Таблица 64
Образование и употребление кратких причастий
1. Краткие причастия образуются только от страдательных причастий прошедшего времени
полное причастие
| образование
| окончания
| краткое причастие
| прочитанный
| прочитан – ный
|
- _ (он, м.р.)
-а (она, ж.р.)
-о (оно, ср. р.)
-ы (они, мн. ч.)
| прочитан
прочитана
прочитано
прочитаны
| построенный
| построен - ный
| построен
построена
построено
построены
| решённый
| решён - ный
| реш ё н
реш е на
реш е но
реш е ны
| закрытый
| закрыт - ый
| закрыт
закрыта
закрыто
закрыты
|
2. В предложении краткие причастия являются сказуемыми, а полные – определениями, как прилагательные
причастие
| пример
| вопрос
| написанный
| Студент прочитал предложение, написанное преподавателем на доске.
| = Студент прочитал предложение, которое преподаватель написал на доске.
| Какое предложение прочитал студент?
| написан
| Предложение написано преподавателем на доске.
| = Преподаватель написал предложение.
| Что сделал (=сделано) преподаватель?
|
Таблица 65
Образование кратких прилагательных
Краткие прилагательные можно образовать от прилагательных, которые обозначают качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени:
старый → более старый/ менее старый
весёлый → более весёлый/ менее весёлый
вчерашний →?
московский →?
прилагательное
| основа
| окончания
| краткое прилагательное
| новый
| нов-
|
-_ (он, м.р.)
-а (она, ж.р.)
-о (оно, ср.р.)
-ы (они, мн.ч.)
-и (они, мн.ч.: после г,к,х,ж,ш,ч)
| нов
нова
ново
новы
| лё гк ий
| лё гк -
| лё г о к
ле гк а
ле гк о
ле гк и
| хороший
| хорош-
| хорош
хороша
хорошо
хороши
|
Если в основе слова есть сочетания согласных с К и Н, то между согласными в форме мужского рода (он) нужна гласная О или Е:
кра тк ий → кра т о к, кратка, кратко, кратки
бли зк ий → бли з о к, близка, близко, близки
бе дн ый → бе д е н, бедна, бедно, бедны
у мн ый → у м ё н, умна, умно, умны
Запомнить!!!
горький→ гор е к, горька, горько, горьки
полный → пол о н, полна, полно, полны
злой → з о л, зла, зло, злы
| большой → велик, велика, велико, велики
маленький → мал, мала, мало, малы
|
Таблица 66
Употребление кратких прилагательных
полное прилагательное
| краткое прилагательное
| 1. субъект (сущ. И.п.) + предикат (прилаг. И.п.)
Он очень скромный.
| 1. субъект (сущ. И.п.) + предикат (кр. прилаг.)
Он очень скромен
| 2. 1. субъект (сущ. И.п.) + предикат (прилаг. И.п. + сущ. И.п.)
Он очень скромный человек.
| 2. -
| 3. определение (Р.п, Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
Около окна я увидел высокого стройного человека.
| 3. -
| 4. субъект (сущ. И.п.) + предикат (быть + прилаг. Т.п.)
Мой брат был высоким.
| 4. субъект (сущ. И.п.) + предикат (быть + кр. прилаг.)
Мой отец был высок.
| 5. субъект (сущ. И.п.) + предикат (быть + прилаг. Т.п.)
Думаю, его новая книга будет интересной.
| 5. субъект (сущ. И.п.) + предикат (быть + кр. прилаг.)
Думаю, его новая книга будет интересна.
| 6. такой, такая, такое, такие + полное прилагательное
В такую прекрасную погоду не хочется сидеть дома
| 6. так + краткое прилагательное
Сегодня на улице так прекрасно!
Новый дом так прекрасен!
| 7. признак, присущий всем (для всех)
Это маленький костюм.
В этой квартире все комнаты маленькие.
| 7. признак, несоответствующий требуемому (для кого-то)
Этот костюм мал мне.
Эта квартира мала для нашей семьи.
| 8. постоянный признак лица или предмета (всегда)
Сергей спокойный человек.
Миша любит шутить. Он очень весёлый человек.
| 8. признак, актуальный для данного отрезка времени (сегодня)
Сергей перед экзаменом был спокоен.
Сегодня у нас вечер. Гости были веселы.
|
Запомнить!!!
должен
намерен
обязан
вынужден } + инфинитив
согласен
счастлив
готов
| богат чем?
беден чем?
похож на кого? на что?
горд кем? чем?
дорог кому?
сердит на кого? на что?
полон чего?
готов к чему?
известен чем?
уверен в ком? в чем?
|
Таблица 67
Образование деепричастий несовершенного и совершенного видов
1. несовершенный вид
инфинитив
| глагол
ОНИ (настоящее время)
| суффикс
| деепричастие
| пример
| читать
| чита + ют
| -я
| читая
| Я пил сок, читая газету.
| сидеть
| сид + ят
| -я
| сидя
| Я читаю книгу, сидя на диване.
| возвращаться
| возвраща + ют + ся
| -я + сь
| возвращаясь
| Возвращаясь домой, Антон думал о работе.
| учиться
| уч + ат + ся
| -а + сь
| учась
| Я познакомился с будущей женой, учась в университете.
|
Запомнить!!!
ждать, ожидать → ожидая
смотреть, глядеть → глядя
хотеть, желать → желая
| да ва ть → они д аю т → да ва я
вста ва ть → они вст аю т → вста ва я
танц ева ть → они танц у ют → танц у я
|
быть → они будут → будучи
Будучи студентом, он жил в России. = Когда он был студентом, он жил в России.
|
От глаголов писать, пить, петь деепричастия НСВ не образуются
|
2. совершенный вид
инфинитив
| глагол
ОН (прошедшее время)
| суффикс
| деепричастие
| пример
| прочитать
| прочита + л
| -в
| прочитав
| Прочитав книгу, я пошёл смотреть телевизор.
| увидеть
| увид +л
| -в
| увидев
| Увидев друга, я подошёл к нему.
| вернуться
| верну + л + ся
| -вши + сь
| вернувшись
| Вернувшись домой с работы, Антон позвонил Анне.
|
Запомнить!!!
Образование деепричастий НСВ и СВ от глаголов движения
Без приставок и с приставками
глаголы движения без приставок
| глаголы движения с приставками
| несовершенный вид
| несовершенный вид
| совершенный вид
=НСВ
| идти → идут → идя
ходить→ходят→ходя
нести →несут → неся
носить→носят→нося
везти→везут→везя
возить→возят→возя
вести→ведут→ведя
водить→водят→водя
| приходить→приходят→приходя
переходить→переходят→переходя
уносить→уносят→унося
проносить→проносят→пронося
подвозить→подвозят→подвозя
привозить→привозят→привозя
приводить→приводят→приводя
уводить→уводят→уводя
| прийти→придут→придя
перейти→перейдут→перейдя
унести→унесут→унеся
пронести→пронесут→пронеся
подвезти→подвезут→подвезя
привезти→привезут→привезя
привести→приведут→приведя
увести→уведут→уведут
| Примеры:
1. Когда я иду домой, я думаю о родителях. → Идя домой, я думаю о родителях.
2. Когда я прихожу домой, я смотрю телевизор. → Приходя домой, я смотрю телевизор.
3. Когда я пришёл домой, я разделся и пошёл ужинать. → Придя домой, я разделся и пошёл ужинать.
Таблица 68
Употребление деепричастий
1) параллельные действия (деепричастие НСВ – глагол НСВ)
→
→
Завтракая, он слушал новости по радио.
| = Когда он завтракал, он слушал новости по радио.
| Завтракая, он всегда слушает новости по радио.
| = Когда он завтракает, он всегда слушает новости по радио.
|
2) частично совпадающие действия (деепричастие НСВ – глагол СВ)
─¤→
Разговаривая по телефону с другом, он вспомнил, что забыл купить молоко.
| = Когда он разговаривал по телефону с другом, он вспомнил, что забыл купить молоко.
|
3) последовательные действия (деепричастие СВ – глагол СВ)
→ →
Сделав домашнее задание, он пошёл на стадион.
| = Когда он сделал домашнее задание, он пошёл на стадион.
| Сделав домашнее задание, он поедёт на стадион.
| = Когда он сделает домашнее задание. Он пойдёт на стадион.
|
Таблица 69
Значения деепричастий
предложение с деепричастием
| союз
| значение
| пример без деепричастия
| Отдыхая на море, Марина часто звонила домой.
| когда
|
время
| Когда Марина отдыхала на море, она часто звонила домой.
| Попрощавшись с друзьями, я пошёл домой.
| после того как
| После того как я попрощался с друзьями, я пошёл домой.
| Проснувшись, я встал и пошёл умываться
| как только
| Как только я проснулся, я встал и пошёл умываться.
| Не выучив новые слова, вы не сможете прочитать текст.
| если
|
условие
| Если вы не выучите новые слова, вы не сможете прочитать текст.
| Хорошо зная иностранный язык, вы может работать переводчиком.
| если
| Если вы хорошо знаете иностранный язык, вы можете работать переводчиком.
| Плохо зная русский язык, Жан не понял наш разговор.
| так как
|
причина
| Так какЖан плохо знаетрусский язык, он не понял наш разговор.
| Поссорившись, друзья обедали молча.
| потому что
| Друзьяобедали молча, потому чтоонипоссорились.
|
Таблица 70
|