Государственный строй в период сословно-представительной монархии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй в период сословно-представительной монархии.



Билет 4.

1.Управление в древнерусском государстве. Политический и социально-экономический строй Руси. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно­славянская ветвь.Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Это поляне, кривичи, древляне, уличи и тиверцы, вятичи,волыняне, дре­говичи, северяне, радимичи, ильменские сла­вяне (словене).Завершающий этап выделения вост славян из общеславянского единства можно отнести к 7-8вв.В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения.Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово это первоначально означало главу рода,старейшину. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов,распадалось на несколько родственных племен, которые образовывали племенной союз. Во главе таких союзов стоял вождь, который возвышался над вождями отдельных племен, входивших в союз. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции.Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза.Князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско,ведать в целом внешней политикой. Совет старейшин, или, как их еще называют – старцы градские. Они выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князьям вынуждены были считаться.В военных делах князю помогала дружина. Дружина срасталась с князем и также как и князь исполняла определенные общественно-полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. В нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении 9-11 столетий. Славяне жили в условиях разложения первобытнообщинного строя. Этот период в развитии человечества получил название "военная демократия". Для него характерно:1) Существование соседской общины, в которую входит подав­ляющая часть населения;2)Выделение жречества как особого социального слоя;3)Усложнение оружия, появление железных мечей и топоров привели к необходимости образования групп профессиональных вои­нов — дружин;4)Военный вождь, стоящий во главе дружины, постепенно пре­вращается в лидера всего племени, власть которого еще основывается на авторитете, но уже передается по наследству. Социальная структура:высшая категория князья,бояре;средний слой:купцы,зажиточные горожане;зависимое население-холопы,изгои.

2.Государственная деятельность П.А. Столыпина. История признает, что основой политики Столыпина, единственным его делом, стала земельная реформа, которая должна была создать в России класс мелких собственников – новую «прочную опору порядка», опору государства. Началом реформы[явился указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В связи с обострением аграрного вопроса в ходе революции правительство попыталось принять меры по его решению. Не желая отдавать крестьянам помещичью землю, оно попыталось улучшить положение крестьян другими методами. В ноябре 1905 г. правительство снизило сумму выкупных платежей, а в марте 1906 г. ввело свободу крестьянских переселений, прежде стесненную волею общины. В 1906-1907 гг. были отменены выкупные платежи крестьян, разрешен свободный выход из общины, предоставлялись кредиты крестьянам на покупку земли, началось переселение крестьян в пустующие районы (Среднюю Азию, Сибирь). Переселенцы получали пособия, налоговые льготы, надолго освобождались от армии. Вышедшие из общины часто продавали землю и уходили в города.Землеустроительные комиссии, призванные юридически оформлять выход крестьян из общины, нередко оказывали давление на селян, чтобы те покидали общину. Но главное — крестьяне не получили помещичьей земли, что было их главным и непременным требованием. Напряжённость в деревне даже возросла. В то же время повысилась товарность крестьянских хозяйств, развивалось кооперативное движение, снижались цены на сельхозпродукцию. Увеличивалось число «крепких» хозяев, на которых рассчитывал П. А. Столыпин. Однако времени для того, чтобы в полной мере сказались положительные последствия реформы, не оказалось из-за начавшихся вскоре мировой войны и революции. Если вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. Говоря о противоречивых результатах реформы, следует, прежде всего, выделить ряд положительных и отрицательных итогов.
Так, в качестве положительного результата можно рассматривать то, что из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка става давать до половины рыночного хлеба,увеличилась стоимость сельскохозяйственных орудий. Но все же от 70 % до 90 % вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной,основным сельскохозяйственным орудием осталась соха, 58 % хозяйств не имели плугов,в качестве самого серьезного последствия следует отметить то, что в 1911-1912 годах страну поразил голод.

Билет 5.1.1)Управление в русских княжествах в период политической, феодальной раздробленности. 2)Революция 1905-1907 гг.Манифест 17 октября 1905г. Становление Российского парламентаризма. 1) С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности.Киев терял свое былое руководящее значение, но оставался при этом стольным градом. Киевское государство, одно из самых могущественных, богатейших и блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе, стремительно шло к гибели из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью. Князья укрепляли свою личную феодальную власть, жертвуя единством своего Отечества. Киевская держава приходила в упадок..в 1132 г Русь окончательно распадается на отдельные уделы или княжества, каждый со своим столом.Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. 2) В начале 20 века Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира,но многие были недовольны положением.Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции,крестьяне добивались помещечьи земли,рабочие не довольны зарплатой и условиями труда,так же поражение в Японской войне.9 января(кровавое воскресенье)к Зимнему дворцу пришли тысячи жителей с пятицией об улучшении условий жизни,но были растрелены войсками.В стране и армии начались волнения.По поручению царя Булыгин к августу 1906 разработал проект о созыве законосовещательного парламента,но этого не достаточно.Политическая стачка в октябре 1905 вынудила царя издать манифест 17 октября о гражданских и политических свободах,создании Государственной Думы,но 1 и 2 были распущены из-за своей оппозиционности.В июле 1906 года произошли мятежи.Итоги:в России появился парламент-дума.Царизм показал,что идет на уступки лишь под давлением.Началась Столыпинская реформа. 2.1)Органы государства и управления в Новгородской и Псковской феодальных республик.2) Государственное управление в России в начале 20 в. 1) Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением. На Руси имелся древний обычай - все главные вопросы решать на общем собрании - вече. Но нигде вече не имело такой силы, как в Новгороде. В Новгороде на вече стали избирать высшие должностные лица:посадник,тысяцкий,епископ.По форме новгородская республика была демократичной. Но демократия в Новгороде была элитарной. Все важнейшие вопросы в жизни Новгородской земли решали несколько боярских семей. Мнение народа использовалось для сведения счётов с противником. Постоянно согласия на вече не было, соперничающие группировки сходились на мосту через реку Волхов, и начинались кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой общественной жизни Новгорода стала постоянная социальная нестабильность, которая сыграет в судьбе Новгорода свою роль.Сложившиеся в Псковская феодальная республика социальные отношения нашли отражение в своде её законов - в Псковской судной грамоте. Особенности хозяйственной жизни, многовековая тесная связь с Новгородом, пограничное положение и военная опасность привели к развитию в Пскове вечевого строя. Князья играли подчинённую роль. 2) В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам.До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров.Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление.

Билет 6.1.Московское княжество и зарождение приказной системы. В результате объединения русских земель образовалось единое русское государство, которое с конца 15 века стало называться Россией. Становление Русского государства приводит к изменениям в социально-экономической структуре общества. Центральную власть в стране осуществлял ВеликийКнязь. Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперь постоянным. Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий и удельными князьями. В 1497г был издан первый Судебник, который установил единый срок для перехода крестьян (2 недели в конце ноября); была введена плата для уходящего крестьянина; крестьянские серебрянники (должники) должны были сначала расплатиться с долгами, иначе переход запрещен. Черносошные крестьяне не принадлежали частным лицам, а зависили от государства в целом или от князя. Они были занесены в великокняжеские податные списки. Имели участки земли в свое распоряжение. Могли их продавать, закладывать, дарить, менять и передавать по наследству. Каждый двор вел свое хозяйство. Несколько дворов образовывали артель, а несколько артелей – волость, а каждая волость составляла отдельный мир. Функции мира: выбирали старосту (сотского) и его заместителя (товарища); заведовал своими угодьями (лес, рыбные промыслы); сдавал землю в аренду; разбирал мелкие споры и отношения между крестьянами (крупные преступления разбирал князь); строил церкви, подыскивал священика; оплачивал подати князю (при оплате подати существовал принцип круговой поруки). Холопы – попавшие в зависимость к князю за долги и пленники – делились на две категории: пашенные (которые получили от князя земельный надел и должны отработать его) и кабальные (люди, проданные за долги, отрабатывали долг до смерти хозяина). Церковь являлась господствующей в жизни народа, она являлась крупной влиятельной политической силой. Поддерживала власть государя. В середине 14в возникло течение в духовенстве, направленное на улучшение церковных нравов, главой которого стал Сергий Раденежский. Он стал инициатором монастырского пустыножительства. 2.Изменения в государственном управлении в России в годы первой ми­ровой войны. Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, - на победу в войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий.Мобилизация капитала вызывала противоречия между различными группами правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы. На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов "определялся Государственной думой и утверждался императором.

Билет 7.1.Государственная деятельность первых московских князей. В 1547г Иван IV венчается на царство. Целью ИванаIV было проведение реформ на пути централизации. Для проведения реформ была создана Ближняя Дума. Действовала она с 1547 – 1560гг.Была создана система приказов. С 1556г отменена система кормлений. В деревнях в качестве руководителей были Губные старосты, а в городах – Излюбленные головы. Было ограничено местничество. В 1550 новый судебник. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. В 1549г в феврале был создан Земский собор. Земский собор существовал до 17в. Такая власть называлась сословно-представительной монархией. Избранная рада проводила структурные реформы. Опричнина (1565 – 1572гг) – это форсированная централизация бездостаточных экономических и социальных предпосылок. Вся страна поделена на земщину и опричнину. Опричнина стала личным уделом царя. Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризу­ется слабостью государственной власти и неподчинением окра­ин центру, самозванством,гражданской войной и интервенцией. 2.Государственное и местное управление в России в 1917 г. Государственное устройство России от февраля к октябрю 1917г.: местный государственный аппарат, система советов. Март 1917 г. — «медовый месяц» революции, когда реально воплощались политические свободы, формировались Советы, фабзавкомы, комитеты общественных организаций и другие невиданные в демократических государствах проявления революционного творчества масс. Возникла бесцензурная независимая печать, развивался демократически избирательный процесс и др. Началось строительство новой системы государственного управления и поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, интенсивно развивалось самоуправление, начался переход от унитарного государства к федеративному. Февральская революция была направлена против войны и старых порядков. Она сплотила антимонархические силы в единый народный фронт, однако не ликвидировала раскола в обществе. Появились противоречия во взаимодействии двух центров управления — Временного правительства и Петросовета. Между ними развернулась борьба за власть. Особенностью обстановки марта 1917 г. было то, что противоречия между ними отступили на второй план и на первом месте оказалась общая актуальная задача — борьба за ликвидацию монархии. К февралю 1917 г. буржуазия России была почти у власти.Движущие силы революции 1917 г. носили очевидный антипарламентский и антипарламентаристский характер. Их противники не опирались и не могли опереться на идею Государственной думы в любом его проявлении именно потому, что еще до революции она не заняла места в системе власти как реальное народное представительство. В будущем Государственной думы уже предугадывалась печальная судьба Всероссийского Учредительного собрания. Как во время, так и после февраля 1917 г. парламентаризм в России был обречен именно потому, что до революции он так и не стал органической составляющей государственного управления и воспринимался лишь нужным или ненужным придатком власти. С мая 1917 г. все составы правительства были коалиционными, т.е. включали представителей как буржуазных, так и социалистических партий, а также беспартийных.

Билет 8.1.Государственная деятельность Ивана III. Превратившись в «государя всея Руси», Иван III открыл новое направление и во внешних сношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от ордынского хана. Для этого не понадобилось второй Куликовской битвы: татарское иго закончилось знаменитым «стоянием на Уфе» в 1480 г. При Иване III деятельно продолжалось присоединение к Москве удельных земель(Тверь,Новгород,Казань,Рязань и др). Во время Ивана III существовало уже 3 самостоятельных татарских орды в пределах нынешней России. Золотая Орда, истощенная усобицами, доживала свой век. Отношение Ивана III к Литве при великом князе Каземире Ягайло -не было мирным. Не желая усиления Москвы, Литва стремилась поддержать против Москвы Великий Новгород и Тверь, помогала татарам. Но у Каземира не было достаточно сил, чтобы вести с Москвой открытую войну. После Витовта внутренние осложнения в Литве ослабили ее. Усиление Польского влияния и католической пропаганды создало в Литве много недовольных князей: они, уходили в Московское подданство вместе со своими вотчинами.Борьба Ивана 3 и Литвы закончилась победой Ивана 3.Иван III искал дружбы и союзов в Европе. Москва при нем вступила в дипломатические отношения с Данией, с Венгрией, с Венецией. Окрепшее Русское государство входило по-немногу в круг европейских международных отношений и начинало свое общение с культурными странами Запада. 2.Временное правительство: состав, структура, функции. Вре́менное прави́тельство — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России в период между Февральской и Октябрьской революциями. Временный комитет Государственной думы объявил состав нового Правительства. Всего в нём было 11 министров. В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям. Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи. Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временное правительство (Апрельский кризис 1017,Июньский кризис 1917,Июльский кризис 1917). Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. Осенью 1917 усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях (кадетов, эсеров, меньшевиков) усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В. И. Лениным подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце.

 

Билет 9.1.Образование русского централизованного государства (ХIV-ХVI вв.). Реформы Ивана 3. Судебник 1497 г. Процесс объединения Руси в XIV-XVI вв. затянулся более чем на двести лет, пройдя в своем развитии три основных этапа. На первом этапе (первая половина XIV в.) произошло выделение основных центров притяжения, которыми и стали Тверь и Москва. Если Тверь уже к концу XIII в. представляла из себя динамично развивающееся княжество, то Москва лишь к середине XIV в. усилиями московских князей и, прежде всего, Ивана I (Калиты) с помощью, если так можно выразиться, "сверхлояльности" к Орде сумела получить дополнительные преимущества и в соревновании за первенство на Руси. Одним из важнейших среди них стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита, что превращало ее в церковный центр Руси. Главным содержанием второго этапа стала упорная борьба Москвы и Твери, в которой победа осталась за первой. Колоссальное поражение, которое было нанесено татарам в Куликовской битве (1380 г.), закрепило за Москвой статус центра национально-освободительной борьбы по освобождению Руси от ордынской зависимости. Фактически именно это привело к окончательному перемещению объединительного центра в Москву. Содержание Судебника распадается на четыре части: Деятельность центрального суда и нормы уголовного права.Организация и деятельность местных судов.Гражданское право и гражданский процесс.Дополнительные статьи по судебному процессу. 2.Становление механизма Советского государства. Регулирование отношений между центром и местными органами. Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Петрограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти.10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917 г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др. Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти. II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В.И. Ленин. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от аннексий и контрибуций;Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли. III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На этих съездах произошло объединение Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В стране образовался единый высший орган власти.

 

Билет 10.1.Высшие государственные учреждения конца ХV- начала ХVIII вв. Образование Русского централизованного государства завершилось к концу XV в. На XVI век падает дальнейшее его укрепление, выразившееся в возрастании значения носителя верховной власти, изменившего в январе 1547 г. титул великого князя на царя и установившего самодержавную форму правления. В осуществлении своей власти великие князья, а затем цари опирались на феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооруженные силы. Выражением их политической самостоятельности был, прежде всего, феодальный иммунитет. До конца XVI в. в Русском государстве еще продолжали существовать некоторые уделы. Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Свою власть, великие князья и цари XVI в. стремились ослабить значение боярской аристократии. Уже с середины XVI в. и Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. После смерти Ивана IV значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606-1610 гг. кроме Боярской думы в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 г все управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы. Это боярское правление получило у современников наименование "семибоярщины". Таким образом, к началу XVII в. в России складывается значительная система государственных учреждений как в центре (приказы), так и на местах, осуществлявшая основные задачи государства в виде административных, военных, судебных, финансовых и других функций. Процесс складывания этой системы государственных учреждений идет параллельно с процессом возрастания власти великого князя Московского и царя всея Руси, с установлением самодержавия в России. 2.Создание советской государственной системы. После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влиянием партии эсеров. В ноябре 1917г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК. Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на Третьем Всероссийском съезде Советов..В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом. Второй Всероссийский съезд Советов избрал правительство — Совет народных комиссаров (СНК). К середине 1918г. число наркоматов (НК) было увеличено. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов по наиболее значимым вопросам.

Билет 11. 1.Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха. Значение Боярской думы изменилось, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивала монарха, даже введение опричнины принципиально ничего не изменило. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не пошатнула принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, и вся власть временно перешла к Боярской думе («Семибоярщина»). Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Монарх нуждался в земских соборах для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, руководствуясь поддержкой земских соборов, могли через них проводить соответствующую политику даже поперек воли Боярской думы.Приказная система. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Так, для управления стрельцами, был создан специальный приказ. Личным составомбоярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.Появились специальные территориальные приказы, ведавшие делами территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы, а в дальнейшем – Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.Из комиссии Боярской думы по разбойным делам сформировался Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями.Обслуживанием личных потребностей царя ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий и Сокольничий приказы, Постельничий и др.Дворяне и дети боярские при Иване IV получили привилегию обращаться к суду самого царя, в связи с этим образовался Челобитный приказ.

В конце XVII в. создалась система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский), которые выполняли функции высших судебных органов. Затем все эти приказы слились в единый Судный приказ.

Большое значение имел Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах, он также рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Свержение монархии в России

Государственная дума оказалась перед нелегким выбором: примкнуть к восстанию или погибнуть в борьбе за изживший себя царизм. В итоге, в ночь на 28 февраля IV Государственная Дума (созванная в 1915), заседавшая в Таврическом дворце, создала для управления государством из своего состава Временный комитет Государственной Думы, председателем которой бал назначен октябрист М.В.Родзянко. В состав Временного комитета вошли представители всех фракций, за исключением правомонархических фракций. Если Временный комитет - это скорее оран буржуазии, то созданный немного позже Совет рабочих и солдатских депутатов стал органом революционно демократический диктатуры пролетариата и крестьянства. Одновременно с Временный комитетом был создан и Петроградский совет под руководством Н.С.Чхеидзе и А.Ф.Керенского. Временный комитет направил в Ставку царя, для переговоров своих представителей А.И.Гучкова и В.В.Шульгина. Николай II, не ожидавший такого развития ситуации, рассчитывая подавить восстание, послал войска в Петербург, которые тоже перешли на сторону восставших.

2 марта Николай II в Пскове встретился с прибывшими из Петрограда Гучковым и Шульгиным, которым он и отдал подписанный по собственной воле манифест об отречении от престола в пользу Михаила Александровича. Сложно судить, чем руководствовался Николай II, во время подписания этого манифеста, но не исключена вероятность того, что он сам опубликовал истинную причину этого поступка в своем личном дневнике: "во имя спасения, удержания армии на фронте и спокойствия нужно сделать этот шаг". Михаил Александрович не рискнул возложить на себя такую ответственность и тоже отрекся от престола. Возвращение монархии не исключалось по мере откладывания вопроса о форме правления до созыва Учредительного собрания.

Фактически, именно 2 марта монархия в России прекратила своё существование. Временным комитетом было сформировано Временное правительство во главе которого был князь Львов, которого позже сменил на этом посту Керенский. Михаил Александрович передал всю власть Временному правительству. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание. Также был избран Совет рабочих и солдатских депутатов, которые представляли собой орган революционно демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В России установилось двоевластие.

Временное правительство в России, первое демократическое правительство, образованное после свержения императора Николая II. Сформировано после Февральской революции Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва Учредительного собрания. Высший исполнительно-распорядительный орган, выполняло также законодательные функции. Действовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917; сменилось 4 состава Временного правительства. В своей программе, изложенной в декларации и обращении к гражданам России 6(19) марта, провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», заявило о своем стремлении довести войну до «победного конца» и выполнить все договоры и соглашения с союзными державами. Узаконило разгром аппарата полиции, арест членов Совета министров, упразднило каторгу и ссылку, объявило политическую амнистию. Обещало ввести политические свободы, созвать Учредительное собрание, заменить полицию народной милицией. Приняло закон о свободе собраний и союзов; издало указы о передаче государству земель, принадлежавших императорской фамилии, о рабочих комитетах на промышленных предприятиях; объявило о введении хлебной монополии. 1(14) сентября провозгласило Российскую республику. Свергнуто Октябрьской революцией.

Билет 12.

Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения.Предпосылками возникновения сословно-представительной монархии является борьба великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть великих князей в этот период была еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной, им противодействовала верхушка феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре). Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

Новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. Создавалась видимость того, что к государственному управлению привлекались не только бояре и дворяне, но и другие слои населения. Первый собор был созван в 1549 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.225 (0.034 с.)