Билет 45.1. Земства в системе государственного управления. Земская реформа 1864 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 45.1. Земства в системе государственного управления. Земская реформа 1864 г.



Учреждение земств — одна из ярких страниц пореформенной истории России, когда отмена крепостного права обнаружила слабость существовавшей системы управления, которая сложилась и на основе крепостничества, формировалась лишь из дворянства, была одноносословной. Появление земского управления обусловлено общими причинами реформ 60—70-х гг.: давлением общественного движения, потребностью либерализации и рационализации царского управления, которое запустило до критического состояния местное хозяйство, благоустройство, состояние медицинского обслуживания, народного образования, продовольственного снабжения, дорог и др.

В “Положении о губернских и уездных земских учреждениях” (1 января 1864 г.) сказано: “Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственном пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения”. Власть расписала подробно предметы ведения, пределы функций как уездных, так и губернских земских органов, предписала их строго соблюдать.

В числе предметов ведения названы устройство и содержание путей сообщения, обеспечение народного продовольствия, благотворительность, способы прекращения нищенства, прочие меры призрения, попечение о больницах, богадельнях, строительстве церквей, развитии местной торговли и промышленности, народном образовании, народном здравии, медицинской и ветеринарной помощи, устройстве тюрем, исполнение потребностей воинского и гражданского управления, участие в делах почтовой, подводной, постойной повинности и др.

Самодержавие уступило земствам хозяйственные в основном дела на местах, разгрузило административно-полицейский аппарат от них, сохранив за собой основные позиции управления.

Земству дано право предпринимать все законные меры для выполнения предписанных им функций, представлять через губернское начальство высшему правительству сведения о местных хозяйственных потребностях, нуждах губернии, уезда, ходатайствовать по этим вопросам. Земские учреждения получили статус юридического лица, право иметь недвижимое и другое имущество, капиталы, заключать договоры, принимать обязательства, предъявлять гражданские иски, отвечать в гражданских судах по своим имущественным делам; и др.

В сфере вверенных дел земства действовали самостоятельно в пределах губернии и уезда. Им запрещено было выходить из определенного царем круга дел, вмешиваться в дела, действия государственных, сословных, общественных органов. За превышение полномочий, за неправильные действия земские учреждения должны были отвечать по закону. Губернатор, министр внутренних дел имели право останавливать исполнение земских постановлений, противоречащих государственным законам и пользам, понуждать земства исполнять обязательные для них повинности. Земские учреждения могли жаловаться в Сенат на неправильные, по их мнению, распоряжения губернского и центрального начальства.

Главное здесь — допущено земское общественное управление, получившее управленческие функции и относительную самостоятельность их осуществления в пределах, установленных короной. Не было ни разделения власти короны, ни ее децентрализации, ни какого-либо ущемления ее государственной суверенности. Земское управление ограничено только местными и только “хозяйственными пользами и нуждами” без права заниматься политическими, административными и тому подобными делами, сохраненными в компетенции органов государственного управления. Земства получили более узкие функции, чем имели местные органы царской администрации. Земства входили структурно в систему МВД, были подчинены и подконтрольны этому всесильному тогда ведомству.

Земская реформа 1864 года. В 1860-70 гг. быди проведены реформы местного самоуправления (земская и городская).

Земская реформа была проведена в 1864 г. на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г. Земская реформа заключалась в привлечении общ. масс к участию в

хоз.-адм. упр-и в уездах и городах, в регулировании имущества и денег земства, в содержании земских зданий, путей сообщения, учреждений здравоохранения, образования и т.д. В ходе проведения земской реформы были созданы губернские и уездные органы местного самоуправления, получившие название земских собраний и управ. В их функции входили:

1. ведение местных хоз. дел;2. содержание земских зданий и путей сообщения;3. строительство и содержание школ и больниц;4. мероприятия по благотворительности;5. развитие местной торговли и промышленности;6. санитарные меры.

Среди местных органов самоуправления выделялись исполнительные и распорядительные органы. Распорядит. орган - уездное земское собрание, во главе кот. стоял местный предводитель дворянства. Исполнит. органы - земские и губернские управы, кот. состояли из председателя и 2-х членов. Губернские и земские собрания, а так же земские управы были выборными органами и избирались сроком на три года. Выборы в органы местного самоуправления проходили трем избирательным куриям:1) курия уездных землевладельцев, для участия в кот. требовался высокий имущественный ценз;2) городская курия, в кот. участвовали лица, отвечающие достаточно высокому имущественному цензу (15 тыс. в год);3) сельская курия, для участия в кот. имущественный ценз не был установлен.

2. Государственная деятельность Президента В.В.Путина.Работа в Петербурге. С 1990 года — помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского совета..С 12 июня 1991 года, после избрания А. Собчака на пост мэра, — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга..В начале 1992 года был переведён в «действующий резерв» КГБ (в звании подполковника запаса) в Ленинградском государственном университете..С марта 1994 — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. .Работа в Москве. С августа 1996 года, после поражения Собчака на мэрских выборах, приглашён на работу в Москву в должности заместителя управляющего делами президента Российской Федерации Павла Бородина..26 марта 1997 года назначен заместителем руководителя Администрации президента России — начальником Главного контрольного управления президента Российской Федерации, сменив на этом посту Алексея Кудрина..25 мая 1998 года назначен первым заместителем руководителя Администрации президента Российской Федерации, ответственным за работу с регионами. К моменту назначения считался одной из самых влиятельных фигур в Кремле..С 25 июля 1998 года — директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно — с 26 марта 1999 года — секретарь Совета безопасности Российской Федерации..

Во главе государства9 августа 1999 года назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации. В тот же день в своём телеобращении президент Ельцин назвал его своим преемником.С 16 августа 1999 года — председатель правительства.31 декабря 1999 года в связи с добровольным уходом Ельцина в отставку Путин становится исполняющим обязанности президента Российской Федерации.С 26 марта 2000 года избранный президент России. Вступил в должность 7 мая 2000 года.В мае 2000 года назначил на должность председателя правительства России Михаила Касьянова.24 февраля 2004 года отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, назвав его работу «в целом удовлетворительной». Новым председателем правительства стал Михаил Фрадков.14 марта 2004 года избран президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года.12 сентября 2007 года отправил в отставку Михаила Фрадкова, назначив главой.Социально-экономическая политика. Успехи российской экономики. Подводя экономические итоги правлению Путина, The Wall Street Journal писал: «Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е, но и создала жизнеспособный сектор услуг, который практически не существовал в советский период. В России накоплен третий по объему золотовалютный запас после Китая и Японии». Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в 2007 году утверждал: «В последние годы под руководством Президента Путина в условиях социально-политической стабильности экономика страны развивается быстрыми темпами. Жизнь населения улучшается с каждым днем».

В экономике России отмечался рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, чему во многом способствовало повышение мировых цен на энергоносители и другие товары российского экспорта. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 18 % в 2004), увеличение объёмов потребительского кредитования (за 2000-2006 годы рост составил 45 раз).

Проведён ряд масштабных реформ: пенсионная (2002), банковская (2001 − 2004), налоговая (2000 − 2003), монетизация льгот (2005) и другие. В то же время за время президентства Путина В. В. намного увеличилась доля государства в экономике.

В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются: обеспечение надежной безопасности страны, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.

В 2000-2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000), в Генуе (Италия, 2001), Кананаскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Си-Айленде (США, 2004), Глениглсе (Великобритания, 2005) Санкт-Петербурге (Россия, 2006) и Хайлигендамме (Германия, 2007). 6-8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в 21 веке») в Нью-Йорке.

В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем У. Бушем в столице Словении Любляне.

В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича — кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного.

14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор о передаче КНР острова Тарабарова и половины Большого Уссурийского острова (всего 337 км²); при этом был начат процесс демаркации границы в данном спорном районе. Территория спорных островов была поделена между двумя странами.

24 февраля 2005 Путин провёл встречу с Бушем в Братиславе (Словакия), главной темой которой стала ситуация с демократией в России.

25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России. 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века — терроризмом и поблагодарили победителей фашизма. В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН. В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»).

Билет 46.

1. Городская реформа 1870 г. и послереформенное городское самоуправление. Городская реформа была проведена в 1870 г. на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870г. В ходе ее проведения было введено городское управление, необходимое для хоз.-адм. упр-я в городе. Сущность городской реформы заключалась в образовании системы органов городского общественного упр-я, сост. из городского избирательного собрания, городской думы и городской управы. Городская дума и управа избиралась сроком на 4 года, при этом половина состава городской управы д. б. обновляться через каждые 2 года. Выборы в городскую думу проходил на основе имущественного ценза и ценза оседлости, в соответствии с кот. все городские избиратели делились на 3 группы. Каждая из трех групп избирала треть состава городской думы. Голосование в городскую думу было тайным. Избирательным правом обладали лица, дост. 25 лет, владели недвижимостью или торгово-пром. предприятиями и мелкой собственностью. занимались промыслом и торговлей. Не допускались к выборам рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана, осужденные лица и многие другие.

Функции городских учреждений:1. назначение выборных должностных лиц;2. установление городских сборов;3. упр-е городским имуществом;4. приобретение городской недвижимости;5. ведение хоз.-адм. дел города и т.д.

Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование и т. п. Городские доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с промышленных, торговых и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и министерству внутренних дел. При всей своей ограниченности Городская реформа 1870 всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией городского управления.

Новое Городовое положение 11 июня 1892 ещё более увеличило представительство крупной буржуазии и дворян в городской думе и по существу превратило городское самоуправление в подсобный орган правительства по вопросам местного хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.42.120 (0.01 с.)