Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Ф. Керенский - историческая оценка государственной деятельности.

Поиск

Керенский Александр Федорович (1881—1970) — депутат IV Гос. думы по списку трудовиков, товарищ председателя Петросовета (1917). Во время Февральской революции — член Временного комитета Государственной думы, товарищ председателя исполкома Петросовета. С марта 1917 г. — в партии эсеров. Министр юстиции во Временном правительстве (2 марта — 5 мая 1917 г.). В 1-м и 2-м коалиционном правительствах (май—сентябрь 1917 г.) военный и морской министр. С 8 июля по 25 октября 1917 г. — министр-председатель Временного правительства, с 30 августа одновременно Верховный главнокомандующий. В 1902 г., по личному признанию Керенского, неожиданно для самого себя он во время студенческой сходки произнес речь с призывом "помочь народу в его борьбе", за что он был ненадолго отправлен домой, к родителям. Сблизился с членами "Союза Освобождения" – организацией либеральных земцев и интеллигенции. Сочувствовал движению народовольцев и социалистов-революционеров. Во время событий 1905 – 1907 гг. вошел в созданный коллегией комитет по оказанию помощи жертвам "Кровавого воскресенья", работал юрисконсультом среди рабочих, давая им консультации о том, как избежать судебного преследования. Инициатор принятия 23 октября 1913 г. коллегией адвокатов Петербурга резолюции протеста "по фабрикации дела М. Бейлиса", за что был приговорен к 8 месяцам тюрьмы. С 1912 г. – один из руководителей российского политического масонства, входил в думскую масонскую ложу, в Верховный Совет масонов России, в 1915 – 1916 гг. – его секретарь В Первую мировую войну выступал с социал-патриотических позиций. Один из активных деятелей Февральских событий 1917 г. 2 марта 1917 г. вошел как министр юстиции во временное правительство вопреки решению ИПСРД (от 1 марта) о неучастии в нем представителей революционной демократии. С помощью своих масонских связей занял доминирующее положение во Временном правительстве. Он искренне считал, что Временное правительство обладает верховной властью и исполнительный Комитет не вправе вмешиваться в его деятельность. По воспоминаниям современников, уже тогда он оторвался от демократических организаций и вращался теперь в буржуазных сферах. Считал, что необходимо установить контроль и критика деятельности Советов солдатских, рабочих, крестьянских, офицерских депутатов, которые представляют народ и русскую демократию. Считал обязательным предоставление восьмичасового рабочего дня, но считал, что вопрос о земле необходимо оставить на рассмотрение Учредительного Собрания. Мотивируя это, он говорил о том, что дело превращения азиатской монархии в республику дело долгого времени. В ходе Апрельского кризиса – демонстраций протеста против продолжения Россией войны 24 апреля 1917 г. заявил, что выйдет из состава кабинета, если Милюков не уйдет с поста министра иностранных дел на пост министра просвещения. Одновременно потребовал немедленного введения в правительство представителей социалистических партий, ставя свое дальнейшее пребывание в его составе в зависимости от принятия этого требования. 5 мая 1917 г. в правительстве, куда вошли и представители эсеров и меньшевиков, получил пост военного и морского министра. 11 мая 1917 г. Керенский издал указ по армии и флоту о правах военнослужащих, в котором говорилось, что каждый военнослужащий имеет право быть членом любой политической, национальной, религиозной, экономической или профессиональной организаций, общества или союза, для каждого во внеслужебное время существует свобода слова. На 1-м Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г., где его выбрали членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), отметил, что Украине и Финляндии надо дать автономию, но их судьба будет решена Учредительным Собранием. Был противником "углубления революции" по большевистскому пути, говоря, что это – открытый путь кровавому диктатору, реакции. Критиковал Ленина за это и за пораженческую позицию по отношению к продолжению войны. По его словам, Ленин желал выдернуть Россию из условий мирового развития, осуществление чего, по его мнению, приведет к краху. В мае - июне 1917 г. он приложил колоссальные усилия к организации наступления русской армии. Его речи по всему западу страны вызывали бурю оваций – и в окопах, и в органах власти. В результате внутреннего кризиса во Временном правительстве 8 июля 1917 г. он становится министром-председателем с сохранением прежнего поста. Инициатор введения смертной казни на фронте и "военно-революционных судов", в то же время говоря, что всякая попытка реставрации монархии будет беспощадно подавляться. В июле 1917 г. вел с кадетами напряженные переговоры, в ходе которых подавал в отставку, но вошел во 2-е коалиционное правительство. При формировании кабинета заявил, что будет подбирать его членов "индивидуально и они не будут считаться официально делегированными и ответственными перед своими партиями, как это было при первой коалиции". Инициатор ввода в обращение денежных знаков, названных "керенками" без набора серии и года выпуска, что во многом привело к обесценению российских денег и ухудшению экономической ситуации в стране. 3 августа 1917 г. отклонил радикальный проект Корнилова о милитаризации тыла и введении там смертной казни, говоря, что «это приемлемо, но в настоящих условиях это может спровоцировать революционное выступление». 1 сентября 1917 г. Временное правительство передало власть "Совету пяти" или "Директории" во главе с Керенским,4 сентября – распускает Временный Революционный Комитет (ВРК), образованный в дни выступления Корнилова. Он стремится заручиться поддержкой Всероссийского Демократического совещания в сентябре 1917 г., созванного по инициативе ВЦИК и Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов и которое его организаторы пытались противопоставить авторитету большевизировавшихся Советов. Но большая часть делегатов высказалась против коалиции с кадетами, которую отстаивал Керенский. Он также не согласился с решением Демократического совещания, по которому до созыва Учредительного Собрания Временное правительство несет перед Предпарламентом ответственность, и добился одобрения своей позиции: 25 сентября 1917 г. было сформировано 3-е коалиционное правительство. Керенский стал в нем Председателем и Главковерхом. Он заявлял о необходимости после выборов Учредительного Собрания передать власть этому органу. В октябре того же года отстаивал точку зрения, что Временному правительству необходимо управлять страной без физического принуждения, чтобы не потерять авторитет. 13 октября 1917 г. Керенский выступил в Предпарламенте и сообщил об ожидавшемся выступлении большевиков, говоря, что сил для подавления их мятежа достаточно. За 5 дней до Октябрьской революции он был абсолютно уверен, что гарнизон Петрограда – на его стороне. В ночь с 22 на 23 октября он пытался ликвидировать большевистский Военно-Революционный Комитет Петрограда, распространявший телефонограммы о неподчинении приказам штаба военного округа. 24 октября 1917 г. он потребовал от Предпарламента поддержать правительство в его стремлении подавить начавшийся большевистский мятеж. Половинчатая резолюция Предпарламента не предоставила ему необходимых полномочий. До конца своей жизни Керенский верил в "возрождение свободы" на родине и крушение коммунизма в России. Его попытка в 1968 г. получить разрешение на приезд в СССР не увенчалась успехом. Автор мемуаров, в том числе – "Россия на историческом повороте", изданных в 1993 г. в Москве. Автор исторических исследований, составитель и редактор документальных публикаций по истории русской революции. Похоронен в Англии, где жили его сыновья.

Билет 13.2. Учредительное собрание - отношение к нему новых государственных властей. 27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. Например, разделившиеся на две партии с разным отношением к Советской власти левые и правые эсеры шли одним списком, как эсеры. Историки, в том числе буржуазные, признают, что соотношение числа депутатов правых эсеров (370) и левых эсеров (40) было случайным и не отражало позиции крестьянства к этим уже двум разным партиям. Среди делегатов крестьянских съездов, на которые правые и левые эсеры избирались уже по отдельным спискам, преобладали левые эсеры. А на выборах в Советы в городах эсеры уступали даже кадетам.Отношение к Учредительному собранию было вопросом принципиальным, поскольку оно было органом, который по типу своему соответствовал буржуазно-либеральному пути развития революции. 13 декабря 1917 г. были опубликованы "Тезисы об Учредительном собрании" — важнейшая после Апрельских тезисов работа В.И.Ленина о государственном строительстве в русской революции. В ней говорилось, что возможность сосуществования двух типов государственности исчерпана, поскольку крестьянство и армия определенно перешли на сторону Советской власти, а буржуазные силы начали с ней вооруженную борьбу (восстание Каледина, действия буржуазных режимов на Украине, в Белоруссии, в Финляндии и на Кавказе). Поэтому вопрос об отношении к Учредительному собранию не является юридическим. Оно может быть включено в государственное строительство лишь при условии признания им Советской власти. Являясь вершиной демократии в ходе буржуазной революции, Учредительное собрание "опоздало".В приводимых историками данных о количестве голосов, поданных на выборах за те или иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах участвовало около 44 млн. избирателей. Было избрано 715 депутатов (по другим данным 703). За эсеров, меньшевиков, различные национальные партии проголосовало около 60 %. За большевиков около 25 %. За кадетов и другие правые партии около 15 %. Таким образом, партии с принципиально буржуазной программой получили около 15 % тех, кто принял участие в выборах, партии с разными социалистическими программами — 85 %. Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием — это конфликт между социалистами, и прежде всего, между двумя революционными партиями социалистов, большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с места председателя даже декларировал "волю к социализму". Это важно подчеркнуть, т. к. в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию (рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновение дееспособной буржуазной государственности, а продолжение "керенщины".Накануне созыва Учредительного собрания, 3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление "О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти", где говорилось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы.Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов при кворуме 400. Председателем был избран правый эсер В.М.Чернов.Учредительное собрание Декларацию отвергло (237 голосов против 138). После этого большевики и левые эсеры покинули собрание. Собрание, уже не имея кворума, приняло постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему. В пятом часу утра командовавший охраной анархист матрос А.Г.Железняков предложил В.М.Чернову прекратить работу собрания, заявив: "Караул устал". В 4.40 Учредительное собрание прекратило свою деятельность. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет "О роспуске Учредительного собрания". Расстреливать Таврический дворец не пришлось, его двери просто заперли. Отказ правых эсеров от сотрудничества с Советской властью направил события в худший коридор. Компромисс, по мнению В.И.Ленина, предотвратил бы гражданскую войну.Учредительное собрание как альтернатива Советам в тех исторических условиях было нежизнеспособно. Оно не имело социальной базы, которая могла бы оказать ему поддержку, хотя эсеры вели работу в войсках и на заводах. Судя по воспоминаниям очевидцев, роспуск Учредительного собрания в тот момент не привлек большого внимания (он стал важной темой в антисоветской идеологической кампании недавнего времени)

Билет 14 1. Царская власть в XVI-XVII вв. Чтобы еще больше подчеркнуть власть и значение великого князя, был разработан сложный и пышный придворный церемониал. С той же целью Иван III венчался “шапкой Мономаха”, которая становится теперь символом русского самодержавия. Иван IV в 1547 г. впервые принял титул “царя”, равный по значению императорскому.Царской власти были посвящены особые главы в Соборном Уложении 1649 года. Оно не делает никакого различия между преступлениями против личности царя и против государства, И те, и другие объединяются понятием “слова и дела государева”. В руках царя была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Все правительственные действия органов власти совершались от имени царя и по царскому указу. Духовенством было разработано мощное идеологическое обоснование царской власти. Власть московского государя была формально неограниченной, но лишь в руках Ивана Грозного и лишь в период опричнины власть эта превращалась в необузданный произвол. Вообще же московский государь был — не формально, а морально — ограничен старыми обычаями и традициями, в особенности церковными. Московский государь не мог и не хотел делать того, что «не повелось». Попытка нарушения старых традиций и обычаев, предпринятая Лжедмитрием I, окончилась его гибелью; она удалась лишь Петру I, после того как сами эти обычаи и традиции «поизшатались».Не желая сам нарушать установленных морально-религиозных правил и правовых норм, царь тем более не желал допустить их нарушения подчиненными ему властями. К государю стекалось множество жалоб населения на злоупотребления должностных лиц, и правительство пыталось устранить поводы для этих жалоб постоянным контролем над органами суда и администрации и законодательным регулированием их деятельности. Первый московский царь издал в 1550 г. свой Судебник, а через сто лет, при царе Алексее Михайловиче, был издан новый кодекс «Соборное Уложение» (1649 г.). Кроме общего свода законов, Московское правительство издавало, от имени государя, множество частных «уставных грамот», «наказов» и разного рода инструкций и предписаний, которые имели целью регулировать действия различных органов власти и охранять население от их злоупотреблений. Разумеется, на практике гроза царского гнева («опалы») далеко не всегда была достаточной защитой против произвола и злоупотреблений подчиненных органов власти. 2. Государственное устройство России от февраля к октябрю 1917г: место и роль политических партий в политической системе.

Билет 15.1. Дворцово-вотчинная система управления. Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес. 2. Государственное устройство России от февраля к октябрю 1917г: место и роль политических партий в политической системе. Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий в России с Февраля 1917 г., являлась деятельность первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. В соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля оно осуществило ряд демократических преобразований.По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и его канцелярия переименовывались во Временное правительство и его канцелярию. Министерство императорского двора и уделов было упразднено. При Министерстве внутренних дел во второй половине марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства образуется Отдел по делам местного управления. В апреле 1917 г. возник правительственный кризис, в мае было сформировано первое коалиционное правительство, которое по-прежнему возглавлял князь Г.Е.Львов. Новое правительство провело реорганизацию государственных органов власти. В конце июня при Временном правительстве учреждаются Экономический совет для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда», а также Главный экономический совет «для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны». В конце марта было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. В июле 1917 г. формируется второе коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. В начале августа упраздняется должность обер-прокурора Синода и образуется Министерство исповеданий. С 7 августа начала свое действие Всероссийская по делам овыборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы). 1 сентября создается Директория из пяти членов — А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, А.М. Никитин, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.Н.Вердеревский. Для решения вопроса о составе правительства в Петрограде 14 сентября начало работать Демократическое совещание, избравшее 21 сентября постоянно действующий Временный совет республики — Предпарламент. Через три дня Керенский сформировал третье коалиционное правительство.

Органы Советской власти. Широкое распространение получили советы различных уровней, среди которых преобладали советы рабочих и солдатских депутатов. По инициативе Петроградского Совета 27 марта — 3 апреля было проведено российское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, принявшее решение онеобходимости созыва первого Всероссийского съезда Советов. Съезд принял решения об одобрении внутренней и внешней политики Временного правительства, о подготовке Учредительного собрания, о созыве Всероссийских съездов Советов не реже одного раза в три месяца, избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).В мае 1917 г. был проведен первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Система политических партий. После Февраля 1917 г. партийно-политическая система российского общества, насчитывавшая свыше 50 партий, сдвинулась от правоцентристских организаций к левому центру.В отличие от монархистов и октябристов партия народной свободы (кадеты) увеличилась после Февраля 1917 г. примерно в 5 раз. В марте состоялся VII съезд партии народной свободы, принявший решение уточнить программу, в которой было записано, что Россия должна быть демократической и парламентской республикой. Кадеты считали невозможной для России огосударствление народного хозяйства и переход к социалистическому строю в рамках одной страны. Программа партии народной свободы послужила объектом острой критики со стороны социалистических партий. В сознание широких масс пропагандисты этих партий внедряли мысль о том, что кадеты являются консерваторами и тормозят реформы во всех сферах жизни. Необходимость изменения программных требований партии вызвала в ее рядах раскол. На VIII съезде было решено пойти на правительственное сотрудничество с социалистами.После Февральской революции 1917 г. произошел бурный рост популярности партии социалистов-революционеров. Состав эсеровской партии вырос до 400 — 600 тыс. человек.На III съезде партии, состоявшемся 25 мая — 4 июня 1917 г., был избран Центральный Комитет, принято решение о формировании коалиционного Временного правительства и подготовке выборов в Учредительное собрание. Делегаты съезда высказались против авантюристических попыток захвата власти в центре и на местах. Эсеры, участвуя в работе трех составов коалиционного Временного правительства, одновременно поддерживали и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако главным органом власти в стране они считали Временное правительство, а Совет — связующим «центром народных и социалистических сил», призванным подталкивать. Эсеры выступали за прекращение войны, борьбу с империализмом воюющих стран, восстановление интернационализма, защиту и всемерное укрепление завоеваний революции. В то же время лева крыло партии было против оборонческой позиции, требовало перенести революционное движение в другие страны, чтобы зажечь пожар мировой революции. Правые же эсеры заявляли о поддержке войны, верности союзникам и необходимости порвать с большевизмом.Несмотря на все попытки руководства партии социалистов-революционеров сохранить ее целостность, сделать этого так и не удалось. Лидеры правых эсеров А.И. Гуковский и П.А. Сорокин вышли в апреле 1917 г. из состава ЦК и редакции «Дела народа», начав издавать свою газету «Воля народа». Анархисты после Февральской революции предприняли попытку к объединению своих разрозненных групп. В Москве члены семи организаций 13 марта 1917 г. образовали Федерацию анархических групп. Анархо-синдикалисты сумели установить контроль над союзами металлистов, портовых рабочих, булочников, отдельными фабрично-заводскими комитетами. В своих воззрениях анархо-синдикалисты постепенно избавились от стремления к немедленном переходу к обществу анархии, в то время как анархо-коммунисты сохранили верность идее безвластного, коммунистического общества. Меньшевики, не сыгравшие особой роли в революционных событиях в феврале — марте 1917 г., сумели, однако, занять


едущее место в Петроградском Совете, а также в ряде других Советов. В марте, стремясь объединить в своей среде все идейные течения, меньшевики создали свою единую Петроградскую организацию. В вопросе о войне они стояли на позиции революционного оборончества. На объединительном съезде меньшевиков, состоявшемся 19 — 25 августа 1917 г. в Петрограде, произошло окончательное размежевание с большевиками. Меньшевики к моменту открытия II съезда Советов 25 октября 1917 г. были раздроблены и не сумели противостоять большевикам и их сторонникам. Руководство партии большевиков после Февраля не сразу смогло выработать новую стратегию и тактику. После VII Апрельской Всероссийской конференции РСДРП(б) положение коренным образом изменилось. В.И. Ленин, вернувшийся 3 апреля в Петроград из эмиграции, высказался за установление в России диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства как пролога грядущей мировой революции, за мирный переход ко второму этапу революции и передачу власти Советам, а также за решительный разрыв с международной и российской социал-демократией.

16 билет. 1. Боярская дума: эволюция развития. На протяжении всего XVII в. сохраняется значение боярской Думы как высшего совета при царе. «Государь без Думы и Дума без государя были одинаково явлениями ненормальными» (М.Ф. Владимирский-Буданов). Функции Думы не были четко определены, основывались на обычном праве, традиции и опре­делялись формулой «государь сказал, и бояре приговорили». К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней по­литики, суда и администрации. Отдельные самостоятельные указы царя, как правило, объясняются необходимостью оперативно­го решения какого-либо вопроса или его относительной незначи­тельностью, а боярские приговоры без указа царя — соответству­ющим поручением или междуцарствием.Статус боярской Думы сохранялся неизменным, но ее фак­тическая роль в управлении государством менялась. Оставаясь аристократическим органом, Дума постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов — думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе не принципа родовито­сти, а по личным служебным заслугам. Из состава боярской Думы стала выделяться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя (в том числе не имеющих думского чина), с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Постепенно нарастает процесс бюрократизации работы Думы, из ее состава в 1681—1694 гг. выделяется специальная Расправная палата с переменным составом подья­чих. 2.Ленинская теория строительства Советского государства. Становление механизма Советского государства (октябрь 1917- середина 1918гг.). Учение Ленина о социалистическом государстве и праве является составной частью марксизма-ленинского учения — передовой научной теории общественного развития. Разработанные Марксом и Энгельсом основные положения о диктатуре пролетариата и об условиях ее завоевания получили дальнейшее развитие и конкретизацию применительно к новому периоду исторического развития в трудах В. И. Ленина — организатора первого в мире социалистического государства.В. И. Ленин выдвинул и обосновал принципы организации и деятельности советского государственного аппарата, с особой силой подчеркнул значение широкого привлечения трудящихся масс к сознательному и решающему участию в управлении государством как важнейшего условия коммунистического строительства.В. И. Лениным разработаны основные принципы первой основного Закона государства Советского государства (основного Закона страны РСФСР 1918 г.). Марксизм-ленинское учение отвергает представления о научных выводах как о чем-то законченном, раз и навсегда данном и неприкосновенном. В. И. Ленин настойчиво подчеркивал, что революционная теория постоянно развивается, обогащаясь революционным опытом, и, если революционеры не хотят отставать от жизни, они обязаны развивать революционную теорию, дальше двигать ее во всех направлениях. В. И. Ленин учил, что социалистическое государство сильно сознательностью масс. Оно тем сильнее и крепче, чем активнее народ участвует в управлении делами общества и государства, чем более широкие массы сознательно и целеустремленно включаются в величайшую созидательную работу — построение коммунизма. Поэтому под укреплением государства В. И. Ленин в первую очередь понимал развитие и укрепление социалистической экономики и народовластия, расширение социальной базы государственной власти, систематическое привлечение все большего числа, а затем и всех трудящихся поголовно к непосредствен ному участию в управлении. Предметом особой заботы В. И. Ленина всегда был государственный аппарат, его организаторская работа в гуще масс. Пути совершенствования государственного аппарата В. И. Ленин видел в широчайшем вовлечении масс в его работу, в систематическом его обновлении, в гласности работы, в отчетности перед массами. Ленин исходил из того, что советская власть народа непрерывно развивается и на этой основе укрепляется социалистическое государство.Следуя ленинской дорогой, социалистическое общенародное государство неуклонно усиливается, укрепляется. Советское государство проявляет особую заботу и об обороноспособности, держит на должном уровне свои вооруженные силы. Одним из самых сложных вопросов является вопрос о взаимоотношениях между нациями. Для правильного уяснения этого вопроса важно знать, что В. И. Ленин, высказывая отрицательное отношение к федерации, считал, что при буржуазном строе она не может быть средством, обеспечивающим равноправие и равенство наций в союзном государстве.Совсем иначе обстоит дело при социалистическом строе. В. И. Ленин отмечал, что при социализме трудящиеся массы сами не согласятся нигде на замкнутость, а «разнообразие политических форм, свобода выхода из государства, опыт государственного строительства — все это будет, пока не отомрет всякое государство вообще,— основой богатой культурной жизни, обеспечением долга ускорения процесса добровольного сближения и слияния наций».В. И. Ленин определил и форму объединения независимых советских республик — Союз Советских Социалистических Республик.На фоне непрерывного возникновения и решения критических, срочных проблем, угрожавших полным крахом, началось становление нового государства. Аппарат государства царской России в основном был сломан Февралем. Новый порядок еще не сложился, его заменяли “временные конструкции”. Временному правительству пришлось, однако, нарушить этот принцип, объявив 1 сентября 1917 г. Россию республикой, то есть присвоить себе функции законодательного собрания.Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны.Строительство Советского государства возглавила партия большевиков. Она имела новую и необычную социально-философскую основу.После победы Октябрьского восстания Петроградский ВРК становится общероссийским органом. Его связи и отношения с другими органами власти (ВЦИК и СНК) определялись требованиями момента. 26 октября 1917 г. были созданы центральные органы власти и управления - ВЦИК и СНК. 15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, с Исполнительным комитетом (108 чел.), избранным на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Это значительно укрепило позиции новой власти. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Билет 17.1. Земские соборы, их значение в системе государственного управления. К системе высших органов государственной власти относи­лись Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла.Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613—1615, 1616—1618, 1619—1621, 1632—1634, 1636—1637, 1642, 1645—1647, 1647—1649, 1650, 1651, 1653 гг. Среди рассмотренных вопросов: избрание царя, измене­ния в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней по­литики и присоединения новых территорий и т. п. Земские собо­ры не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необ­ходимые для решения конкретного вопроса представители сосло­вий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) — головы и сотники стрельцов, старосты слобод и т.п., и по выбору от различных слоев служилого и тяг­лового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутство­вал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких, разумных, добрых, постоятельных», умеющих рассказать о про­блемах своих территорий и групп населения, которым «государе­вы и земские дела за обычай».Инициатива созыва собора исходила от царя, боярской Думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вы­зываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избира­тельными округами были уезды. Избрание служилых людей про­водилось в съезжей избе, а тяглыми — в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием).Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и вы­двигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информиро­вались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: бо­ярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, москов­ских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочислен­ные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе свода мнений принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части по­садских людей. Складывавшийся мобилизационный тип разви­тия и особенности «срединного» геополитического положения православной державы делали сословные отношения в России цивилизационно принципиально иными, чем на Западе. Сослов­ное деление в России вырастало не столько из социально-эконо­мического развития, сколько из потребностей государства, ак­тивно воздействовавшего на развитие общества и было одновре­менно явлением духовно-нравственным, особой формой духов­ного служения. Выборные являлись на Земские соборы не толь­ко для того, чтобы информировать высшую власть о своих нуж­дах, но и для того, чтобы найти место своего сословного разряда и территории в разрешении проблем всего государства, что и де­лало возможным принятие соборного, т.е. добровольного едино­гласного решения. Земский собор неотделим от власти царя и боярской Думы, в принципе не мог быть оппозиционным орга­ном (при всех расхождениях материальных интересов сословий) и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным, ни только совещательным органом (а иногда выпол­нял и отдельные функции исполнительной власти). В этом так­же проявляется цивилизационная особенность русской православ­ной государственности — самодержавия как соборной сословной монархии, где представительные органы, обладая реальной вла­стью, выступают не противовесом, а важнейшим условием ук­репления власти царя, играют видную роль в легитимации новой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.016 с.)