Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева и ее последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева и ее последствия.



Н.С. Хрущев, став секретарем ЦК КПСС, получил возможность через партийный аппарат реально влиять на ситуацию. Он по собственной инициативе поставил задачу разоблачить «культ личности», создать прочные гарантии против его повторения. Свое предназначение как лидера страны Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Решение отойти от идеологических догм и тоталитаризма создавало возможность что-то сделать и для простого человека. Заслуга Хрущева в том, что он сумел превратить эту возможность в реальность.

Прекращение массовых репрессий освободило человека от ежеминутного страха за свою жизнь. Человек ощутил, что у него есть какие-то права и какие-то гарантии этих прав. Жители села впервые за годы советской власти получили паспорта и право, оставаясь крепостными государства избавиться от зависимости от конкретного колхоза. Рабочий получил реальное право увольняться, так как отменили выселение с ведомственной площади. Реабилитация целых народов позволила сотням тысяч людей начать новую жизнь. А реабилитация жертв репрессий освободила от двойной морали всех тех, кто скрывал судьбу деда, отца, брата, сестры. Принцип материальной заинтересованности позволил связывать свою жизнь с собственными усилиями, самому определять свою судьбу. Ценностью становилась не стандартность, а индивидуальность.

Узаконивалось право на индивидуальные вкусы, на «я» отличное от «мы».

Одним из ключевых пунктов новой экономической программы было решение продовольственной проблемы, а вместе с тем и решение вопроса о выводе сельского хозяйства из затяжного кризиса. “Если назвать самые трагические для советской деревни времена - по безнадежности и уже полному надругательству над всеми человеческими чувствами, - пишет А. Адамович, - так это, по моему убеждению, послевоенные, где-то с 1946 по 1953-й”. Исчерпав последние резервы энтузиазма, деревня могла подняться только с помощью полновесного материального стимула.

В 1959 году на XXV съезде КПСС Хрущёв выдумал самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США как в повышении промышленного производства, так и сельскохозяйственного на душу населения к 1970 г.

В сентябре 1953 г. Хрущев выступил на Пленуме ЦК с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. Была предпринята попытка перехода от административных к экономическим методам хозяйствования на селе: если стране необходимо продовольствие, то крестьянам надо платить. Комплекс намеченных мер был нацелен на решение двух взаимосвязанных задач: расширение самостоятельности колхозов и совхозов и усиление их экономической заинтересованности. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год). Начало несколько поощряться развитие крестьянами личного подсобного хозяйства.

Однако все эти решения могли дать отдачу лишь несколько лет спустя, а поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. В связи с этим в начале 1954 г. принимается решение о массовом освоении целинных и залежных земель. Освоение целины велось штурмом, без серьезной научной проработки. На целину по комсомольским путевкам ехала в основном заводская и фабричная молодежь из крупных промышленных центров, зачастую не знавшая, как подступиться к трактору. Зимой в лютые морозы, при ледяном ветре в степи ставились палатки, вагончики, времянки, завозилась техника, топливо, начиналось освоение нетронутых плугом бескрайних полей.

На целину отправляли все, что имели. Все гусеничные тракторы направлялись только в Казахстан и Сибирь. К 1965 г. в колхозах и совхозах Северного Казахстана тракторов было почти в три раза больше, чем во всех северо-западных областях РСФСР, включая Карельскую АССР. За 1954-1961 гг. в освоение целинных земель было вложено более 20% всех государственных вложений в сельское хозяйство за эти годы. Позволило создать крупную базу производства сильных и твердых сортов пшеницы, крайне необходимых в хлебопечении. Освоение целинных земель сыграло немаловажную роль в развитии сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, где посевные площади за 50-е годы увеличились почти на 10 млн. га.

Но это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Первое, но очень короткое время целина давала хороший урожай. Земля за счет своего векового плодородия, даже без внесения удобрений, неплохо родила. В 1954 г. целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Это позволило улучшить продовольственное снабжение населения, но успехи были лишь в первые годы. Но потом начались засухи, пыльные бури и производство зерна на целине оказалось делом рискованным. Целина не оправдала надежд на стабильные урожаи зерновых. В неурожайные годы в некоторых областях не собирали даже семян. Целина, безусловно, задержала перевод сельского хозяйства на интенсивный путь развития.

Побывав в США, Хрущев уверовал в то, что, сделав упор на кукурузу, можно резко поднять продуктивность животноводства. Его борьба за внедрение кукурузы в стране в ряде случаев носила анекдотический характер. В соответствии с партийными директивами ее часто сеяли там, где не могло быть никакого положительного результата. Кукурузная кампания», силовыми методами насаждаемая там, где она и не могла давать урожай, не выручила Хрущева. А ведь на это ушло несколько, лет! Но неугомонный реформатор находит другое решение проблемы подъема животноводства. Он провел решение, согласно которому у колхозников скупили практически весь личный крупный рогатый скот. Хрущев надеялся, что если он будет находиться в общественном хозяйстве, в крупных животноводческих комплексах, то это даст резкий прирост продукции. отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота.

Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г. Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху», которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

 

Реформы встряхнули деревню, и, несмотря на всю непоследовательность, новый курс в деревне дал практические результаты. Так, после длительного застоя начался значительный рост как в земледелии, так и в животноводстве.

В целом крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958г., можно свести к следующему:

- резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными);

- списали долги прошлых лет;

- в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни;

- отменили налог на ЛПХ (личные подсобные хозяйства) и разрешили в 5 раз увеличить его размер;

- провозгласили принцип планирования снизу;

- стали вводить пенсии для колхозников;

- начали выдавать паспорта колхозникам;

 

Однако итог аграрной реформы был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране. В 1963 году первые за всю историю СССР были произведены закупки зерна за рубежом.Хрущёв стремился к децентрализации управления промышленностью, так как становилось всё труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами.

Реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. В 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, согласно которому, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобрела «политехнический профиль». Была ликвидирована система «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса.

Наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.

На XX съезде была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.

Главной заслугой Н.С. Хрущёва было то, что он со всей присущей ему кипучей энергией разрушил авторитарную систему управления, сложившуюся в СССР за тридцатилетнее правление Сталина. Он первым начал возврат к ленинским нормам партийной жизни. Это Н.С. Хрущёв начал демократизацию общества, привлекая к управлению страной широкие слои населения. Именно при нём начался и неустанно осуществлялся поиск оптимальной модели хозяйственного механизма. Советский Союз впервые приблизился к рыночным отношениям и начал осваивать первые из них. При Н.С. Хрущёве была во многом решена самая острая проблема - жилищная. Начался подъём сельского хозяйства, сделала мощный прорыв промышленность.

Большие изменения в рассматриваемом десятилетии были отмечены во внешней политике. Именно в это время начался развал колониальной системы. Вокруг КПСС стало сплачиваться международное коммунистическое и рабочее движение. Была снята напряженность в Европе. Укреплялась система социализма.

Правление Н.С. Хрущёва по праву называют эпохой «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны. В СССР складывались новые отношения между людьми. Было стремление Н.С. Хрущёва убедить сограждан жить в соответствии с принципами Морального Кодекса строителя коммунизма. Впервые советское общество осуществляло и политический плюрализм. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, поэты, скульпторы, музыканты.

За годы правления Н.С. Хрущёва космос стал советским. И самое главное, в это время был достигнут ядерный паритет между СССР и США, что позволило последним признать силу Советского Союза и считаться с его мнением при решении всех важнейших мировых проблем.

Самое лучшее, что смог сделать Хрущев - это наступление на систему ГУЛАГа и освобождение политзаключенных. Важнейших событием является восстановление законности в деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующие невозможность повторения беззакония.

В частности дают следующую оценку хрущевским реформам:

1. В их основе лежал волюнтаризм первого лица страны.

2. По своим целям они были утопичны и не учитывали подлинного состояния экономики.

3. По избранным направлениям достижения целей экономическая политика была противоречива.

4. Методы проведения реформ были чисто командно-административными, антидемократическими. Мнение масс фактически не принималось во внимание.

Все это привело к провалу хрущёвских преобразований и к отставке самого Хрущёва.

И все-таки, несмотря на ошибки и просчёты Н.С. Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для Советского Союза необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули основную - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

Главная причина успеха в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством, и были начаты с сельского хозяйства.

 

Билет 34.1.Государственное управление в середине 18 в. Высшие и центральные государственные учреждения России во 2 половине ХVIII в.

Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената. Для ускорения и упорядочения делопроизводства Сенат был разделен на шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: 1 занимался важнейшими внутренними и политическими делами, 2 — судебными, 3ведал делами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образованием, полицией; 4 — военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму петербургским. Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Сената. Отношения с ним она поддерживала через генерал-прокурора А. Л. Вяземского, получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государственного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-судебное учреждение. В 70—80-х годах XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. После губернской реформы 1775 г. деятельность Сената ограничивается судебными функциями, дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям. К 90-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование. Были оставлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать органам местного управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-коллегия. Т.о., в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах. 2. Л.И.Брежнев как политический и государственный деятель. Леонид Ильич Брежнев ((1 января 1907— 10 ноября 1982) — советский государственный, политический, военный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.Первый секретарь ЦК КПСС в 1964—1966 годах, с 1966 по 1982 год — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982 годах. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).Черновой работы чурается. Военные знания весьма слабые. Многие вопросы решает как хозяйственник, а не как политработник. К людям относится не одинаково ровно. Склонен иметь любимчиков.С 30 августа 1946 года по ноябрь 1947 года первый секретарь Запорожского (назначен по рекомендации Н. С. Хрущёва), а затем Днепропетровского (до 1950 года) обкомов партии.В 1950—52 годах первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. На XIX съезде партии (1952) по рекомендации И. В. Сталина был избран секретарём ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК партии (в обеих должностях до 1953 года).В 1953—1954 годах заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.В 1954 году по предложению Н. С. Хрущёва переводится в Казахстан, где сначала работает вторым, а с 1955 года первым секретарём ЦК компартии республики. Секретарь ЦК КПСС в 1956—60 годах, в 1956—57 годах кандидат в члены Президиума ЦК КПСС и с 1957 года член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС.в1960 году назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР.В 1964 году участвует в организации смещения Н. С. Хрущёва, после чего возглавляет секретариат ЦК КПСС. Леонид Брежнев предлагал В.Семичастному, председателю КГБ СССР в период подготовки Пленума ЦК КПСС 1964 года, физически избавиться от Н. С. Хрущёва. Член Политбюро, Президиума ЦК КПСС (1964—1973), первый секретарь ЦК Компартии Украины (1963—1972).14 октября с. г. состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС. Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу т. Хрущёва Н. С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Пленум ЦК КПСС избрал Первым секретарём ЦК КПСС т. Брежнева Л. И.Формально в 1964 г. было провозглашено возвращение к «ленинским принципам коллективного руководства». Наряду с Брежневым, важную роль в руководстве играли А. Н. Шелепин, Н. В. Подгорный и А. Н. Косыгин. Дело в том, что изначально фигура Брежнева как генсека не рассматривалась как постоянная. И он об этом прекрасно знал. Однако Брежнев в ходе аппаратной борьбы сумел своевременно устранить Шелепина и Подгорного и расставить на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щёлокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы.22 января 1969 года во время торжественной встречи экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» на Л. И. Брежнева было совершено неудачное покушение. Младший лейтенант Советской Армии Виктор Ильин, переодетый в чужую милицейскую форму, проник к Боровицким воротам под видом охранника и открыл огонь из двух пистолетов по машине, в которой, как он предполагал, должен был ехать генеральный секретарь. На самом деле, в этой машине находились космонавты Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой. Выстрелами был убит водитель Илья Жарков, несколько человек ранены, прежде чем мотоциклист сопровождения сбил стрелявшего с ног. Сам Брежнев ехал в другой машине (а по некоторым данным, даже другим маршрутом) и не пострадал.В 1978 году награждён орденом «Победа», который вручался только в военное время за выдающиеся заслуги в командовании фронтом при победах, обеспечивших коренной перелом в стратегической обстановке (награждение было отменено указом М. С. Горбачёва в 1989 году).Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Благодаря миллионным тиражам, гонорар Брежнева составил 179 241 рубль. Включив мемуары генсека в школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах, партийные идеологи добились прямо противоположного результата — Л. И. Брежнев стал героем многочисленных анекдотов ещё при своей жизни.12 декабря 1979 г. Брежнев и его ближайшие соратники приняли решение о осуществлении государственного переворота в Афганистане и о вводе советских войск в эту страну, что стало началом многолетнего участия СССР во внутриафганском конфликте.

Билет 35.1. Государственные реформы «просвещенного абсолютизма». Из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления стало «золотым веком» истории России.

Политику Екатерины II историки часто характеризуют как «просвещенный абсолютизм». Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII века – время господства просветительской идеологии.

Екатерина II немалое внимание уделяла совершенствованию законодательства. Так, в 1763 году она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1768 году был создан Совет, ставший впоследствии высшим консультативным и распорядительным органом при императрице.

В 1764 году была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости.

В 1765 году для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.

В сущности, самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 году Уложенной комиссии в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен «соборного уложения» 1649 года. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии «Наказ», в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В «Наказе» излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 году под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

В 1775 году Екатерина издала «Учреждение для управления губерний», главными принципами которого были укрепление государственного аппарата на местах и повышение роли местного дворянства.

Территория империи стала делиться на административные единицы с определённым количеством податного (которое платило налоги) населения.

Самой крупной территориально-административной единицей была губерния. В каждой губернии должно было проживать 300-400 тысяч душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и команды. К середине 90-х годов XVIII века в стране насчитывалось 50 губерний.

Губернии делились на уезды по 20-30 тысяч душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан-исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан-исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.

Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200-700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50-100 домов во главе с квартальным надзирателем.

Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших – Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы.

Ведя речь о крепостном праве, следует отметить, что в этом отношении Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью – огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.

Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры, здравоохранения.

Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 года о «вольном книгопечатании». Впервые частные лица могли иметь типографии.

В 1786 году был утвержден «Устав народным училищам», по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения.

В царствование Екатерины II были открыты и первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764), Александровский институт (1765).

В 1783 году была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира – Эрмитажу. При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения.

В годы правления Екатерины II предпринимались меры, направленные на улучшение медицинской помощи населению. Каждый город был обязан иметь врачей, которые обслуживали бы уезды, устраивать госпитали и больницы, приюты для неизлечимо больных и сумасшедших. В Москве (1763 год) и Петербурге (1767 год) были открыты Воспитательные дома, где получали образование дети-подкидыши.

Манифестом 1775 года «О свободе предпринимательства» разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли. Купцам разрешалось платить с капитала «по совести» 1% ежегодно. 2. Система государственного управления по Конституции СССР 1977 г.

Политическая система:

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией.

Экономическая система:

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти:

В новой Конституции был введен новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство:

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.053 с.)