Современный музыкальный проект в США – его программы и значение для музыкального воспитания. Творческое музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный музыкальный проект в США – его программы и значение для музыкального воспитания. Творческое музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века



Можно сказать, что всестороннее музыкальное мастерство как основа сегодняшних программ Современного музыкального проекта включает овладение навыками и понимание каждого из трех основных элементов музыкального мастерства: композиции, анализа (путем чтения нот и слухового восприятия) и исполнения. Во всесторонней программе овладение этими навыками основывается на понимании и умении пользоваться элементами, общими для музыки всех времен и стран. Эти общие элементы можно представить в форме следующей схемы:

А. Звук, которому присущи такие свойства, как:

1. Высота:

а) горизонтально («мелодия»),

б) вертикально («гармония»),

2. Продолжительность (ритм).

3. Качественная характеристика:

а) тембр,

б) динамика,

в) регистр.

Б. Эти звуковые элементы используются для создания формы (включая случаи, когда четкая форма отсутствует).

В. Каждое музыкальное произведение должно рассматриваться во всесторонней связи, учитывая стилистический, исторический, культурный и другие аспекты,

На начальном этапе изучения музыки упор делается скорее на понимание, а не на навыки; однако на всех уровнях изучение этих общих элементов следует проводить на богатом и разностороннем репертуаре.

Мы убеждены, что схема этих общих элементов применима к народной музыке многих культур и ни в коей мере не ограничивается музыкой западного мира. Мы также считаем, что она создает все условия для восприятия музыки всех культур и является реальной основой для взаимопонимания между музыкантами разных стран.

Одной из основных целей всестороннего музыкального образования является развитие у обучающегося — вне зависимости от того, на каком уровне он закончит свое музыкальное образование,— способности правильно оценивать музыкальные явления, с которыми ему придется столкнуться как любителю или как профессионалу. Программы должны стремиться к тому, чтобы к моменту окончания обучения учащийся смог объединить свои разнообразные познания и навыки в единое целое, причем синтез этот не должен оставаться статичным, раз и навсегда установленным; наоборот, он должен способствовать дальнейшему развитию понимания музыки. На основе этого синтеза учащийся в состоянии будет правильно оценивать музыкальные явления благодаря всестороннему знакомству с музыкальной литературой через три основные компонента музыкального мастерства. Если к моменту окончания школы учащийся не подготовлен к такой самостоятельной деятельности, значит, система образования потерпела провал.

Кроме того, всестороннее музыкальное мастерство подразумевает, что занятия по овладению им должны проводиться на всех уровнях, начиная с первых шагов приобщения учащегося к музыкальной культуре до последних этапов профессионального образования на уровне университетов. Учебный план можно себе представить в виде спирали, на витках которой отдельные музыкальные дисциплины отличаются степенью углубленности подхода, а не содержанием. Кроме того, мы считаем, что такого понимания музыки должны достичь все учащиеся, независимо от того, собираются ли они стать исполнителями, композиторами, музыковедами, преподавателями или просто хорошо подготовленными любителями.

Если мы хотим расширить горизонт наших учащихся и будущих музыкантов-профессионалов и улучшить их понимание музыки прошлого, настоящего и будущего, мы со своей стороны должны научиться более широко смотреть на вещи, и только личный пример музыканта-педагога может привести к действительным переменам. Двумя основными факторами, которые могут вызвать перемены в наших учащихся, являются их активное участие и личный пример педагогов. Мы стараемся вовлечь учащихся в активные занятия всеми видами музыки и развить понимание общих ее элементов. Мы надеемся, что учащиеся будут следовать примеру того музыканта, который в действительности олицетворяет дух всестороннего музыкального мастерства. В рамки термина «музыкальное воспитание» входят: пассивное и активное слушание музыки как с помощью разнообразных технических средств, так и непосредственно на концертах; массовое обучение сознательному слушанию музыки по запланированной программе; участие в музыкальном исполнительстве во всех классах общеобразовательных школ; профессиональное обучение будущих музыкантов — исполнителей, педагогов, исследователей и композиторов. Решающим аспектом музыкального воспитания автор считает общую программу музыкального воспитания, то есть музыкальную программу общеобразовательной школы.

К числу характерных черт музыкального воспитания в XX веке относится использование технических и электронных средств, большое число детей, занимающихся музыкой, высокий уровень профессионального мастерства, огромные средства, затрачиваемые на музыку во всех ее аспектах. Однако наиболее важной отличительной чертой является тенденция строить музыкальное обучение на активном участии ученика в музыкальном творчестве. В современных программах по музыкальному воспитанию такое обучение музыке называют разными терминами, такими, как импровизация, сочинительство, спонтанное музицирование, композиция и т. д. Но как бы ни называли этот вид деятельности, именно он является той характерной особенностью музыкального воспитания нашего века, которая призвана определить, станет ли музыкальное воспитание жизнеспособной, плодотворной и неотъемлемой частью образования человека, или же оно будет одной из тех дисциплин, в которых тренируют избранное меньшинство, способное стать хранителями славных традиций прошлого, и несколько большую группу знатоков, способных покупать искусство этих обученных талантов.

Сколько бы ни обучать исполнительству ради самого исполнительства или сколько бы ни заниматься скучными академическими уроками музыки, все это не сформирует музыканта или слушателя музыки. После 40 лет существования таких программ в общеобразовательных школах становится очевидным, что они привели к созданию огромной аудитории для такой музыки, которую нельзя рассматривать как выражение хорошего музыкального вкуса. Поэтому из всех направлений музыкального воспитания XX века творческое музицирование является не только единственным в своем роде, но и самым важным фактором, способным воспитать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего.

Исторически новые идеи, стили и направления не являются созданием одной человеческой личности; не появляются они и на пустом месте. Для их созревания наступает благоприятный момент. В этом смысле в XX веке мы были свидетелями того, как в разных формах, в разное время и в разных местах творческое музицирование вводилось в общую программу музыкального воспитания. Интерес к творческому музицированию проявлялся в разных формах — в джазе, в возрождении интереса к музыке барокко и Ренессанса, в интересе к музыке западных культур и народной музыке, к электронной музыке, к импровизации как приему музыкального воспитания. Джаз является такой формой музыкального выражения, которая полностью основана на спонтанности и импровизации. Музыка барокко также предоставляет возможность для импровизации. Такие же богатые возможности для импровизации имеются и в музыке Возрождения, хотя она менее доступна. Музыка Востока и Африки также открыла утонченному знатоку музыки и экспериментирующей молодежи широкие горизонты для импровизации. Различные лады, инструменты, характерные мелодические обороты и ритмические модели являются основой для необычных видов импровизации. Интерес к музыке экзотических культур тесно связан с возрождением интереса к народной песне и с интересом к созданию народной песни. Электронная музыка в целом также является разновидностью импро­визации.

Сторонники творческого музицирования есть среди деятелей музыкального воспитания любой страны, способной выдвинуть программу обучения не только профессиональных музыкантов, но и массового слушателя. Орф, Кодай, Рендерер внесли, каждый по-своему, большой вклад в пропаганду импровизации в музыкальном воспитании. Кроме этих широко известных музыкантов, почти в каждой стране есть педагоги, занимающиеся развитием творческого музицирования. Наступил тот момент, когда идея музыкального творчества созрела для практического использования. Ее следует взять на вооружение в той или иной форме, или будет упущена самая многообещающая возможность, которую имело музыкальное воспитание за всю свою историю.

Если педагоги-музыканты, в особенности те, кто отвечает музыкальное воспитание в начальных и старших классах общеобразовательных школ, упустят возможность направить музыкальную деятельность своих воспитанников через творчество к восприятию и пониманию прошлых и нынешних музыкальных традиций всех народов, то тем самым работа этих педагогов окажется бесплодной.

Музыкальное образование в Англии

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Педагоги могут оказаться виновниками того, что из-за их пренебрежительного отношения к формированию всей личности учащиеся станут недисциплинированными и нетерпимыми по отношению к товарищам и обществу, в котором им предстоит жить.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

Приходится встречать иногда детей, которые явно отстают по всем предметам до тех пор, пока не приобретают какое-то небольшое музыкальное умение, которое обеспечивает проявление их скрытых до этого эмоций. В результате многие из них начинают заметно лучше учиться по всем предметам.

Для правильной организации музыкального воспитания надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, прежде всего, воспитывает музыкальную дисциплину, стремление к совершенству индивидуального и коллективного исполнения, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект музыкального воспитания — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей музыкального воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Если привлечь к занятиям музыкой всех учащихся, нет сомнения, что очень скоро проявится талант некоторых из них. Основу любого метода всегда должны составлять практические, а не теоретические занятия музыкой. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься и теорией музыки. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки. Песни могут быть легкими, инструменты— элементарными, а мелодии — простыми, но как бы ни были просты средства и материал, они должны быть самого лучшего художественного качества.

Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания и совершенствуется способность наслаждаться музыкой. Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение навыков. Однако на следующем этапе они уже проявляют желание использовать полученные навыки для дальнейшего знакомства с музыкой. В это время надо знакомить их с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь. Одни станут композиторами и исполнителями-профессионалами, другие — любителями-исполнителями или подготовленными слушателями, без которых музыка не может существовать. Музыкальные воспитатели должны считать своей прямой обязанностью помочь молодежи присоединиться к той или иной группе.

В Чехии и Словакии в музыкальном образованиииспользуется опыт профессора Л. Даниеля по обучению чтению нот путем пения «опорных песен», начинающихся с определенной ступени звукоряда. Количество песен — семь, по числу ступеней. Система позволяет научить детей петь песни с листа. Методика хорового обучения профессора Ф. Лиссека представляет собой систему приемов, направленных на развитие музыкальности ребенка. Основа методики — формирование музыкального слуха, или, по терминологии Лиссека, «интонационного чувства» ребенка.

В Болгарии уроки музыки, на которых много внимания уделяется хоровому пению, проводятся с I по X класс. Особое значение придается внешкольному музыкальному воспитанию. Среди общепризнанных в мире болгарских коллективов — хор «Бодра смена», фольклорный ансамбль под руководством М. Букурештлиева.

В Польше музыкальное образование в школах основано на активном применении пения, игры на музыкальных детских инструментах. Музыкальное развитие детей осуществляется по системам К. Орфа и Э. Жака-Далькроза. Музыкальное творчество практикуется в виде свободных импровизаций на собственные стихотворные тексты, на заданный ритм, на создание мелодий к стихам и сказкам.

Литература 2,4,6,8,10,11,14,16,18,19,21,24,25,29,31,35,36,38,41,42,48,52,53,54.\

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2004. - 272 с.

3. Кульневич С. В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. классов, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: УЧИТЕЛЬ, 2006. - 256 с.

4. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2002.-416 с.

5. Музыкальное образование в школе: Учеб пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.

6. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов / Осеннева М.С., Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 301 с.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 225 с.

8. Пчелкина Т.В. Диагностика и развитие музыкальных способностей: Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т. В. Пчелкина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

9. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / А. И. Волков [и др.]; под ред. М. И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 272 с

Дополнительная литература

10. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь: Учебное пособие для дошк. и младш. школ. Возраста / Л. М. Абелян; комп. В. Степанов. - М.: Советский композитор, 1989. - 32 с.

11. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

12. Агапова И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А.Агапова, М.А. Давыдова. – М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.

13. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.

14. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

15. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: Учебно-метод. пособие / Н. Н. Алпарова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 127 с.

16. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - М.-Л.: Музыка, 1965. – 151 с.

18. Басина Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 144 с.

19. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для муз. фак. пед. вузов/ Л. А. Безбородова. - М.: Флинта, 2000. - 216 с.

20. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие / М. Ш. Бонфельд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

21. Борев Ю. Эстетика / Ю. Борев. – М.: Политиздат, 1988.

22. Введение в музыкальную стилистику ХХ века: (1-3 кл. ДМШ), Ч. 1/ сост. А. А. Виниченко. - Саратов: Лицей, 1998.-65 с.

23. Введение в музыкальную стилистику ХХ века: (1-3 кл. ДМШ), Ч. 2 / сост. А. А. Виниченко. - Саратов: Лицей, 1998. - 65 с.

24. Воронова Е.С. Музыка, творчество, здоровье: Методическое пособие / Е.С. Воронова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 44 с.

25. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь: Для детей млад. Возраста / Н. А. Ветлугина. -4-е изд., перераб.. - М.: Музыка, 1988. - 111 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства: 2-е изд. исп. и доп. / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

27. Горюнова Л.В. Музыка – дети – учитель // Музыка в школе / Л.В. Горюнова.- 2001.- № 1.- С. 35-42.

28. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе / Л.В. Горюнова. – 1988. – № 2. - С. 7-17.

29. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.

30. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. – М.: Музыка, 1969. – 76 с.

31. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для пед. вузов/ Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999. - 320 с.

32. Давыдова М.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины / М.А. Давыдова, И.А. Агапова. – М.: Рольф, 2001. – 288 с.

33. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

34. Духовная музыка: Россия и Запад: Программы общеобразовательных школ / Авт.–сост. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994. – 61 с.

35. Жаворонушки: Песни. Приговорки. Прибаутки. Считалки. Потешки. Вып. 5 / сост. Г. Науменко. - М.: Советский композитор, 1988. - 112 с.

36. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

37. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

38. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

39. Иванцова Н.Ф. Культура России в начале XX века (1900-1917 гг.): Учебное пособие / Н. Ф. Иванцова. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина. - 2003. - 43 с.

40. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

41. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Собр. соч.: в 10 т., т. 6: кн.1 / И.А. Ильин / Сост. и комм. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1996. – С. 51 – 182.

42. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. Ч.2 / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. - М.: Прометей, 1991. – 194 с.

43. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. – С. 2 - 30.

44. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.

45. Коган Л. Искусство и мы / Л. Коган. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с.

46. Кодай З. Пятиступенчатая музыка / З. Кодай. Будапешт: ZenemuKiado, 1962. – 50 с.

47. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 1 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

48. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 2 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001.-104 с.

49. Коэн В. Метод музыкальных «зеркал» // Искусство в школе / В. Коэн. - 1999.- №5 - С. 10 - 14.

50. Кутузова И. А. Музыкальный калейдоскоп: Методическое пособие для педагогов общеобразоват. Учреждений / И. А. Кутузова. - М.: ИИП, 2002. - 165 с.

51. Лосев А.В. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка / А.В. Лосев. – 1990. - № 11. – С. 11-12.

52. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.

53. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981.- 96 с.

54. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

55. Музыка. 1 – 4 классы: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кинчак. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.

56. Музыка: Для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 кл. - Волгоград: Учитель, 2000. - 100с.

57. Музыкальная грамота в "сказках" и "сказочках": В помощь ученикам и их родителям: 1-7 классы дет. муз. школы. - М.: Кифара, 2002. - 220с.

58. Музыка: начальная школа: программно-методические материалы/ сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288с.

59. Музыка. Начальные классы: Программы общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шамина. – М.:. Просвещение, 2005. – 22 с.

60. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников. - Волгоград: Учитель, 2002. - 144с.

61. Музыкальный фольклор. 1 – 4 классы: Программы для средних общеобразовательных учреждений/ Авт. – сост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина. – М.: Просвещение, 1992. – 15 с.

62. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.—сост. Н.А. Терентьева. – М., Просвещение, 1994. – 78 с.

63. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии / В.Г. Ражников. – 1988. - № 1. – С. 33-41.

64. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. и науч. ред. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал LTD. - 2001.-504 с.

65. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры / Р.А. Тельчарова. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

66. Фатеев С.В. Детские и музыкальные праздники / С. В. Фатеев. - М.: Лабиринт-пресс, 2000.-432 с.

67. Холопова В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учеб. пособие / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2002. - 368с.

68. Шацкая В. Н. Музыка в школе: 9-11 кл.: кн. 2 / В. Н. Шацкая. - М.: АПН РСФСР, 1963.-164 с..

69. 92.Яворский Б.Л. Первоначальные упражнения в голосоведении в мажорном ладу / Б.Л. Яворский. – М.: Гос. изд-во Музык. сектор, 1928. – 29 с.

Темы рефератов

  1. Зарождение и сущность устной народной традиции в передаче музыкального опыта от одного поколения к другому.
  2. Особенности передачи музыкального опыта от одного поколения к другому у славянских народов в период язычества.
  3. Особенности передачи музыкального опыта от одного поколения к другому у народов Сибири и Дальнего Востока в период язычества.
  4. Сравнительная характеристика мифологических представлений о музыке древних славян и народов Древнего Востока в контексте зарождения и становления их музыкально-педагогических воззрений.
  5. Сравнительная характеристика мифологических представлений о музыке древних славян, древних греков и римлян в контексте зарождения и становления их музыкально-педагогических воззрений.
  6. Музыкальные и музыкально-педагогические воззрения на музыку и музыкальное воспитание в русских народных сказках, пословицах, поговорках.
  7. Теория музыкального воспитания Платона и ее историческое значение.
  8. Теория музыкального воспитания Аристотеля и ее историческое значение.
  9. Основные этапы развития музыкального образования в Древней Руси.
  10. Сравнительная характеристика основной направленности, содержания и форм музыкального образования в Древней Греции и Древней Руси.
  11. Проблема воспитания личности средствами музыки в отечественных и западноевропейских трактатах раннего Средневековья: общее и особенное.
  12. Историческое значение педагогических воззрений Гвидо Apeнского.
  13. Взгляд на музыку и музыкальное образование в западноевро­пейских трактатах эпохи классического средневековья и позиция отечественных педагогов поэтому вопросу.
  14. Основные этапы становления письменной традиции в подготовке профессиональных певчих русской православной церкви в XI — XVI столетиях.
  15. Историческое значение "Ключа Знаменного" инока Христо­фора как одного из первых отечественных руководств по обучению богослужебному пению.
  16. "Потешная палата" и ее роль в развитии отечественного музыкального образования.
  17. Основные тенденции развития музыкально-педагогической мысли в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и их влия­ние на взгляды отечественных педагогов-музыкантов.
  18. Влияние на развитие отечественной муз педагогической мысли в XVII столетии музыкально-эстетических учений и художественных стилей западноевропейской музыки.
  19. Религиозно-философские и педагогические воззрения Я.А.Коменского и их значение для развития музыкального образования в России.
  20. "Мусикийская грамматика" Н.П. Дилецкого как этапный рубеж в развитии отечественного музыкального образования.
  21. Особенности развития музыкальной культуры и музыкального образования в России во второй половине XVII века.
  22. Музыкальное образование в России в годы царствования Петра
  23. Развитие западноевропейской музыкально-педагогической мысли в эпоху Просвещения и ее влияние на отечественное музыкальное образование.
  24. Теория аффектов в западноевропейских и отечественных музыкально-эстетических и теоретических трактатах и ее влияние развитие отечественной музыкально- педагогической мысли.
  25. Музыкальное образование в России в годы царствования Екатерины II.
  26. Сравнительная характеристика основных методических пособий по обучению певчих русской православной церкви богослужебному пению в XVII и XVIII веках: общее и особенное.
  27. Музыка как неотъемлемая часть дворянского образования XVIII в.
  28. Эволюция взглядов на основную направленность и содержание музыкального образования членов царской семьи во второй половине XVII - XVIII столетиях.
  29. Развитие западноевропейской музыкально-педагогической мысли в эпоху Романтизма и ее влияние на взгляды отечественных педагогов-музыкантов.
  30. Музыкально-педагогические воззрения Р.Шумана и их историческое значение.
  31. Музыкально-педагогические воззрения Ф. Мендельсона и их историческое значение.
  32. Музыкальное образование в России в первой половине XIX столетия в свете становления и развития русской национальной композиторской школы.
  33. Музыка и ее место в системе дворянского образования в XIX веке и музыкально-педагогические воззрения М.И. Глинки, А.Е. Варламова в контексте развития отечественного музыкального образования.
  34. Музыкальные кружки и салоны Петербурга и Москвы и их роль в развитии музыкального образования.
  35. Особенности рассмотрения проблем музыкального образова­ния в XX столетии.

Вопросы к экзамену

  1. Предпосылки становления и зарождения музыкального образования в недрах языческой культуры.
  1. Роль музыкального образования в странах Древнего мира (Греция).
  2. Музыкальное образование в европейских странах Западной Европы раннего и классического средневековья.
  3. Музыкальное образование в европейских странах XV-XVIII веков.
  4. Дифференциация целей, содержания и методов музыкального образования по мере утверждения общественного разделения труда.
  5. Взаимодействие музыкального образования и различных типов музыкального творчества.
  6. Особенности становления отечественного музыкального образования народной ориентации с конца X до середины XVII века.
  7. Особенности становления отечественного музыкального образования православной ориентации с конца X до середины XVII века.
  8. Специфика музыкального воспитания и обучения в российском обществе второй половины XVII-первой трети XIX века.
  9. Основные направления развития отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики со второй трети до конца XIX века.
  10. Музыкально-педагогические воззрения Б.Л. Яворского и их историческое значение.
  11. Музыкально-педагогические воззрения С.И. Миропольского и их историческое значение.
  12. Музыкально-педагогические воззрения М.И. Глинки, Г.Я. Ломакина в контексте развития отечественного музыкального образования.
  13. Музыкально-педагогические воззрения В.Ф. Одоевского и их историческое значение.
  14. Музыкально-педагогические воззрения Д.Н. Зарина, А.Л. Маслова и их историческое значение
  15. Музыкально-педагогические воззрения Н.А. Римского-Корсакова и их историческое значение
  16. Музыкально-педагогические воззрения С.И. Танеева и их историческое значение.
  17. Особенности рассмотрения проблем музыкального образования в трудах С.В. Смоленского.
  18. Музыкально-педагогические воззрения Б.В. Асафьева и их историческое значение.
  19. Музыкально-педагогические воззрения семьи Гнесиных а и историческое значение их музыкально-педагогической деятельности.
  20. Музыкально-педагогическая деятельность К. Орфа ее историческое значение.
  21. Музыкально-педагогическая деятельность З. Кодая ее историческое значение.
  22. Традиции и новаторство в музыкально-педагогической деятельности Д.Б. Кабалевского.
  23. Основные направления развития отечественного музыкального образования в XX веке
  24. Современные тенденции развития музыкального образования в мире

релаксации; вариантом может быть «музыкальный сон» на основе мини-сценария.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.94 (0.071 с.)