Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность

Поиск

В предыдущих главах этой книги уже говорилось о сензитивных периодах в развитии. Напомним, что они онрсделяютея избирательной чувствительностью к конкретным видам воздействия, которая связана с психическими функциями, находящимися в процессе созревания. Сензитивный период — период, когда те или иные воздействия оказывают большее влияние на развитие психической функции, на психическое развитие в целом, чем до или после него.

Однако в том, что касается музыкальной одаренности, решение вопроса о сензитнвных периодах представляет известную трудность. Дело в том, что в настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому вопрос о сензитивных периодах решается всякий раз в зависимости от общей позиции исследователя.

Согласно одной из них, по мерс общего созревания становится возможным и музыкальное развитие. Исследователями выделены определенные сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

Известно из исторического и педагогического опыта, что овладеть профессиональной исполнительской «технолЬгиеи» на большинстве музыкальных инструментов можно только до определенного возраста — до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно в такой степени, которая позволяет полноценно проявить себя, во всяком случае, на сценическом поприще (что не означает, конечно, что нет исключений, но онн слишком редки). Этот период и считают периодом музыкальной сензнтпвностп, имея в виду не только еензитивноеть к музыкальному воздействию как таковому, но и, если можно так выразиться, еензитивноеть к музыкальному обучению.

Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой функции (или, но Ж.Пиаже, на переходе от стадии сенсомоторного к стадии понятийносимволического развития интеллекта); окончание совмещается с окончанием окостенения кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции. Таким образом, общая длительность периода музыкальной сензнтпвностп — примерно от двух—двух с половиной до одиннадцати—тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензнтивности, как полагают, связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения.

С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей. Конечно, индивидуальные различия здесь настолько велики, что они могут как бы перекрывать характерные возрастные особенности каждого из этапов развития. «Скорость созревания», как отметил Р. Ландин, является функцией наследственности. Она обусловливает ранний старт музыкально одаренных детей при очевидных индивидуальных различиях и вне зависимости от объема индивидуального опыта на разных ступенях индивидуального развития (СНОСКА: Lundin R. An abjective Psychology of Music. — X.-Y„ 1957. — P.190). Однако наследственные факторы не противоречат, но усиливают действие возрастной сензитивностн.

Известно, что чем сложнее деятельность, тем сложнее ее возрастная детерминация. Как уже говорилось, имеющиеся биографические данные об исключительно одаренных музыкантах свидетельствуют, что в их становлении объективные особенности возрастного созревания сочетались с крайне интенсивным, профессионально-ориентированным обучением. Поэтому разделить «вклады» в конечный результат наследственности, индивидуальной природы и педагога оказывается весьма затруднительно. Интенсивное музыкальное обучение, учитывая его «тренинговын» характер, оказывает буквальное физическое, физиологическое и психологическое формирующее воздействие на ребенка, подобно тому как его формирует спорт высших достижений.

Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и не обладающего яркими музыкальными способностями. Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными, более свободно владеют речыо. Чло же касается музыкально одаренных детей, то в их развитии это очевиднее всего. Музыка, являясь с ранних лет органичной частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы «связывая» психический опыт ребенка в единое целое.

Согласно другой точке зрения, музыкальное развитие не синхронизировано с другими важными сферами развития ребенка; это особая область психического развития. Она может быть вполне полноценной при отставании в развитии других областей и, наоборот, может отставать у полноценно развивающегося во всех других отношениях человека. И в этом случае должен существовать некий особый, специфический период собственно музыкальной сензитивностн. Как полагают, он относится к раннему возрасту и характеризуется имнрннтннговым воздействием музыкальной среды и обучения, что в наибольшей степени соответствует психологическим особенностям именно этого возраста.

В настоящее время множится число исследователей, полагающих, что предпосылки «музыкального сознания» вызревают относительно независимо от так называемого общего интеллекта.

Среди наиболее весомых аргументов обычно называют то, что музыкальные способности обособлены от других и слабо коррелируют с общим интеллектом, с языковыми, математическими, двигательными или зрительно-пространственными способностями. (Некоторые биографические примеры здесь просто поразительны. Вот один из них. Русский пианист и композитор С.И.Танеев, обладал блестящей пианистической техникой, что подразумевает тонкую слухо-зрительно-пространственно-двнгательную координацию, но при этом ему так и не удалось осуществить свою мечту — научиться ездить на двухколесном велосипеде.)

Наконец, самый сильный аргумент заключается в том, что именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Согласно зарубежным исследованиям, уже двухмесячный младенец может подравниваться к высоте, громкости и мелодическому контуру материнской песни, а четырехмесячный — к ее ритмической структуре. Между пятью и восемью месяцами малыши могут различать разницу между двумя звуками по высоте, составляющую менее полутона. В возрасте восьми—десяти месяцев активно развивается способность к различению контрастных звуковых сочетании (хотя затем у большинства детей такая еензитивноеть утрачивается и восстанавливается впоследствии примерно к десяти годам, после обучения и накопления соответствующего опыта).

Биографические данные более чем тысячи профессиональных музыкантов показывают статистически достоверную связь между возрастом, в котором началось обучение на музыкальном инструменте, и обладанием абсолютным слухом. Из тех, кто начал обучение до четырех лет, абсолютным слухом обладали 95%, тогда как из тех, кто начал занятия между двенадцатью и четырнадцатью годами, — только 5% (коэффициент корреляции 0,98).

Как мы видели ранее, музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются примерно на два— четыре года раньше, нежели у детей способных, обладающих хорошими музыкальными данными, и носят быстрый, «взрывной» характер, напоминающий так называемое одноразовое научение, или научение по импрннтинговому типу.

В этой связи возникает вопрос о значимости музыкальной среды и слухового опыта в раннем детстве.

Среди нейрофизиологов существуют самые различные мнения относительно того, какую роль играет музыкальный опыт для созревающих функций мозга, «обеспечивающих» музыкальное развитие. Одни полагают, что именно слуховой опыт, игра, само пребывание в насыщенной музыкальной среде способствуют созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга.

Противоположное мнение заключается в том, что музыкальные Дарования некоторым образом предварительно сформированы генетически или анатомически. И здесь обычно ссылаются на исследования мозговой локализации функций, церебральной доминантности и генетики абсолютного слуха. Иными словами, музыкальное воздействие среды и опыта как бы «включает» те возможности ребенка, которые уже предопределены генетически или анатомически.

Третье мнение — необходимые для раннего музыкального развития предпосылки функциональной структуры мозга складываются в период эмбрионального развития. Тем не менее все известные эксперименты но пренатальному музыкальному «воспитанию» и последующему отслеживанию особенностей музыкального развития таких детей свидетельствуют, что нренатальное музыкальное воздействие скорее усиливает индивидуальные различия в музыкальной одаренности (хотя и ускоряет темпы музыкального созревания), нежели нивелирует их.

Сами же одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды при обилия музыкально-звуковых впечатлений в раннем детстве. Один из «бывших» ярких вундеркиндов, виолончелист Даниил Шафран отметил, что, по его мнению, раннее проявление одаренности свидетельствует прежде всего о том, в каких условиях воспитывался ребенок, какая атмосфера его окружала. «У меня, например, родители были музыкантами, и нет ничего удивительного, что они рано приобщили меня к искусству...

Это фактор очень важный — среда, окружение, влияние семьи и близких» (СНОСКА: Цит. по.: Цымии Г. М. Психологня музыкальной деятельности. — М.. 1994. — С. 44).

Во всяком случае статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 84—86%, а немузыкального — 1—2%; в семье, где музыкален только один из родителей, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 59%, а немузыкального — 26—36%; наконец, если оба немузыкальны, ло у них в 25—30% случаев есть шанс стать родителями музыкально одаренного и в 59— 62% — немузыкального ребенка.

Специалисты по наследственности полагают, что эта статистика указывает в большей мере на фактор раннего воздействия семейной музыкальной среды, нежели на фактор музыкальной наследственности. (В этой связи известным подтверждением может служить редкое появление двух ярких музыкальных вундеркиндов в известной семье Рубинштейнов, где Антон был очень похож на мать, а Николай на отца, хотя ни один из родителей не отличался яркой музыкальностью)

Самое парадоксальное заключается в том, что изучение музыкального развития одаренных детей, включая биографические данные и статистику, именно в силу ярко индивидуализированного характера этого развития вносит аргументы как «за», так и «против» существующих концепций. Не исключено, что обе рассмотренные выше позиции по отношению к сензитивностн в музыкальном развитии верны, чло они представляют некие типологические варианты этого развития. Первая позиция легко находит подтверждение фактами музыкального развития способных и даже очень способных детей и подростков, но не обладающих «комплексом вундеркинда». Вторая же более всего кажется соответствующей особенностям развития высокоодаренных, в особенности тех, для кого это' комплекс характерен. Выявление и развитие одаренности ребенка здесь относительно независимо от общего хода развития личности. Вот почему яркая музыкальная одаренность обнаруживается и раскрывается раньше, нежели какая-либо иная.

Оговоримся, что сегодня любые формулировки ответа на вопрос о сроках и содержании музыкальной сензитивностн могут носить характер лишь гипотезы — не более. Музыкальная одаренность все еще представляется исследователям настолько своеобразной, что фактически выносится «за скобки» психологических теорий развития.

Однако, при всей своей специфичности, музыкальная одаренность и не отделена от общего хода возрастного и личностного развития, она как-то соотнесена с ним — хотя сегодня исследователям не ясно, как именно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.252 (0.007 с.)