Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискуссии вокруг классов, однородных по умственному уровнюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Contra Распределение учащихся на группы в соответствии с их умственным уровнем, организация специализированных классов и школ на основе этого принципа остается весьма острым и до сих пор не решенным вопросом в образовании. Более полувека исследователи собирают данные об эффективности такого распределения, и до сих пор нет единого мнения: одни считают распределение учащихся в соответствии с умственным уровнем необходимым условием успешного обучения, другие обьявляют этот метод «недемократическим» и даже пагубным для детей. Аргументы «против» издавна повторяются. Еще в 20-х годах психолог В.М.Экземплярский, сторонник специальных школ для одаренных, систематизировал доводы противников создания таких школ. Центральные возражения против организации специальных школ для одаренных: - по отношению к интересам самих одаренных — их выделение неблагоприятно отразится на их эмоционально-волевой сфере, вызывая у них высокомерие, развитие самомнения; - но отношению к интересам оставшейся в обычных школах массы учащихся — она, лишенная лучших элементов, потеряет те стимулы к усиленной работе, которые она получала, имея в качестве образца ответы, работу и все поведение лучших учеников; - в качестве социально-культурного результата, к которому должно привести это отделение одаренных от общей массы детей, противники такового указывают (наряду с общим понижением культуры в связи с понижением уровня массовых школ) на возможность создания из отдельно обученных одаренных «аристократии духа», которая будет лишена интереса к массе, а вместе с тем — и понимания последней. Современные противники создания специализированных классов и школ приводят в основном те же аргументы. Они утверждают, что разделение но способностям недемократично и неблагоприятно влияет на Я-концепцию всех детей, наклеивая ярлык на тех, кто с низкими способностями, а тем, кто с высокими, позволяет иметь раздутое самомнение. Приводится и такой довод: большая часть жизни взрослого проходит в окружении, в котором представлены разные уровни способностей, и поэтому дети должны учиться работать с разными людьми еще в школе. Pro Доводы, приводимые в пользу обучения в классах, составленных по принципу одинакового умственного уровня, таковы: - это позволяет продвигаться в обучении со свойственной учапп1мся скоростью; - методы и учебные материалы можно специально подбирать соответственно познавательным полребностям учащихся; - учащиеся находятся в атмосфере, где их интересы разделяют другие, — для них очень важно оказаться среди тех, кто готов следить за их мыслью и оценивать ее, кто понимает и принимает их стиль познания и кто может реально сотрудничать с ними; однородный состав класса облегчает жизнь учителю, избавляет от необходимости готовить многочисленные задания, ориентированные на разный умственный уровень. Что показывает накопленный опыт В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные но этим классам показывают, что в целом успехи этих детей гораздо выше, чем их сверстников, обучающихся в обычных школах. За рубежом существуют и другие формы организации. Одна нз них — выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности. Одаренные получают возможность учиться в своем классе, но в группе сверстников, близких им но уровню способностей. В том случае, когда такие учащиеся занимаются по специально разработанной программе, эффект очень высок. Если эти дети обучаются в группе по той же программе, что и остальной класс, эффект выделения в группу весьма невелик. Положительный, но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации — создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов. Итак, влияние обучения в однородных группах на академические успехи одаренных детей положительно, но только в случае специально разработанных программ. Вместе с тем среди педагогов на Западе, в частности, в США, многие критически относятся к специализированным школам для одаренных. Это связано как с заботой о других категориях учащихся, так и с мнением, чло предпочтительнее иные возможности обучения детей с высоким умственным потенциалом. Интересно отметить что в 50-е годы, когда США были вовлечены в технологическое соревнование с нашей страной и «высокое качество» стало любимым выражением у деятелей образования, чаша весов склонялась к тому, что распределение в группы по уровням способностей, то есть создание специализированных классов и школ, полезно для учащихся с высоким интеллектом. О чем говорят психологические исследования Чаще всего высказывается опасение, что обучение среди себе подобных создает у детей с высоким умственным потенциалом чувство принадлежности к элите, формирует завышенную самооценку. Однако данные исследований убеждают в противоположном. Обучение вместе с другими детьми, имеющими высокий умственный уровень, благоприятно влияет на самооценку — ведь в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Что же касается очень способных детей, которые учится в обычных классах, то они часто высокомерно относятся к сверстникам, которые, по их мнению, с трудом усваивают азбучные истины. Трудность состоит в том, что, оказавшись среди других одаренных, с таким же уровнем развития и выше, некоторые из этих детей начинают страдать от уколов самолюбию, от снижения своего статуса. Показательны в этом отношении наблюдения американского психолога А.Криссмана за некоторыми школьниками при их переходе из обычного класса в класс учащихся с высоким уровнем интеллекта. Они прекрасно работают в классе вместе со всеми по обычной программе, где не сталкиваются с атмосферой интеллектуального соревнования. Они легко выполняют задание и обычно первыми находят правильный ответ. Их сразу замечают учителя, родители и другие дети. В специальной программе для одаренных они работают с детьми, имеющими такой же уровень развития. Большинство одаренных попадают впервые в такую ситуацию, когда остальные так же хорошо запоминают и понимают информацию, быстро и эффективно выявляют и анализируютданные, решают задачу. Большинство учащихся расцветает в такой обстановке, так как могут быть самими собой — никто не испытывает благоговейного ужаса перед их способностями. Однако у некоторой части одаренных дело обстоит совсем иначе. Несмотря на высокий уровень умственного развития, они воспринимают как угрозу то, что происходит, и почти ничего не делают. Бродят по комнате, когда же сталкиваются с трудной задачей, сердятся, или начинают хандрить, пли говорят, что больны, а некоторые нарушают дисциплину. Имеются данные о том, что в московской школе-интернате для математически одаренных подростков, где учащиеся получают прекрасную' подготовку и развивают свои дарования, некоторые из них испытывают крайний дискомфорт (вплоть до неврозов) от создаваемых себе нервных перегрузок — стремления подтвердить свои особые данные. Не для всех одаренных ситуация постоянного интеллектуального соревнования вполне благоприятна. Проблема остается Таким образом, давняя и вместе с тем актуальная проблема, создавать ли однородные по умственному уровню классы, не имеет простого, однозначного решения. Она требует дальнейших исследований. Эта дискуссионная проблема должна решаться, прежде всего, с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждою ребенка должен рассматриваться отдельно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.86 (0.008 с.) |