ТОП 10:

Постановка задача исследования операций, элементы исследовательской задачи.



Самый важный этап, так как любая ошибка при постановке будет стоить очень дорого.

Рассмотрим идеализированный процесс (ИП) постановки задачи: самый скрупулезный, требующий значительных затрат и средств. Раскрывает потенциальные возможности исследования. Не дает быстрых эффектов, но оказывается «выгодным» с точки зрения стратегических задач, стоящих перед системой.

Противоположность идеализированному – практичный процесс (ПП) постановки задачи: проведение поверхностных исследований, не требует значительных затрат. Приводит к некоторым положительным результатам за короткое время. «Выгоден» с точки зрения тактических задач.

ИП и ПП представляют собой некоторые крайности в постановке задач и исследовании. Реальный процесс постановки задачи является некоторым компромиссом между двумя этими полюсами.

Так же существует некоторый экономический аспект: эффект от исследований должен быть выше, чем стоимость этих исследований.

В ИП выделяют 3 этапа:

1. Период ориентации.

Продолжается 1-9 месяцев. В этот период устанавливаются отношения между заказчиком и операционной группой, определяются возможности постановки и решения задач в отведенное время и за выделенные на это средства, проводятся организационные мероприятия, обеспечивающие соответствующие условия проведения исследований.

2. Исследование элементов задачи.

Операционное или системотехническое понимание задачи принятия решений. В операционном понимании (в понимании ТПР) задача включает в себя 4 составляющих:

a) Система – в качестве примера рассматривается определенный класс систем – так называемые организации;

b) Лицо, принимающее решение и не удовлетворенное положением дел в системе (готовое оплатить исследование);

c) Цели, стоящие перед системой;

d) Стратегия (способы действий, способы достижения целей).

Операционная задача всегда включает в себя вопрос «Что делать?», но он ставится задачей, если существуют различные (2 и больше) способы достижения целей.

Организация – это определенный класс систем, часто отражающий системы (предмет исследования систем) в операционных задачах.

a) Состав – это элементы, из которых состоит система (люди, машины, технологии, материалы);

b) Структура – отражает взаимодействие элементов организации, связи между элементами (иерархия, соподчиненность, вложенность и т.д.);

c) Информация – отражает процессы обмена информацией между элементами. Это обозначение содержания, счерпываемого нами из внешнего мира в процессе общения с ним (синтаксис, семантика, прагматика);

d) Управление – говорит о нормативных системах, которые являются управляемыми, обладающими способностью сформирования своих целей и способностью оценивать эффективность своего функционирования (соответствие решений поставленным задачам).

Информационная модель системы – отображает основные компоненты системы: состав, структуру, связи между процессами в компактной и удобной форме (как правило в виде графа).

Лицо, принимающее решение – физическое лицо (коллективный орган, например, совет директоров). Анализируя этот момент необходимо определить, кто является ЛПР, каковы полномочия и компетенция ЛПР, что собой представляет процедура ПР, какова процедура утверждения / отмены решения. На решение так же могут влиять изменения во внешней среде или во внутренних условиях.

Цели – формируются на начальном этапе постановки задачи. Обычно имеется достаточно много целей. Существуют истинные и ложные цели. Существуют качественные и количественные цели.

a) Количественные цели – такие цели, степень достижения которых может быть измерена;

b) Качественные цели – такие цели, степень достижения которых не может быть измерена.

Существуют цели стабилизации и развития.

a) Цели стабилизации – подразумевают сохранение достигнутых уровней;

b) Цели развития – подразумевают достижение новых качественных показателей.

На данном этапе исследования элементов задач должны составить, насколько это возможно, полный список целей.

Стратегии – это способы действия и использования ресурсов для достижения целей. Некоторые стратегии априори известны, тогда задачи называют задачами оценки. Некоторые стратегии надо разрабатывать – задачи разработки. Некоторые задачи предполагают исследование влияния внешних условий (внутренних условий) на эффективность стратегии (изменение персонала, ресурсов и т.д.).

Необходимо учитывать контрстратегии (стратегии конкурирующей стороны).

3. Постановка исследовательской задачи.

Подразумевает уточнение целей и стратегий. Уточнение перечня целей предполагает исключение из перечня целей по следующим причинам:

a) Цель является средством для достижения другой цели;

b) Цель априори не может быть достигнута в силу различных ограничений;

c) Цели могут быть агрегированы (объединены в группы), если они совпадают по содержанию.

При исключении целей необходимо произвести анализ причин, по которым исключается та или иная цель.

Уточнение перечня стратегий предполагает исключение из перечня стратегий, которые не могут быть использованы в силу некоторых ограничений экономического, социального, политического, технического и т.д. характера. Так же исключаются стратегии, которые не могут быть использованы из-за недостаточных ресурсов.

Пример:

­­ - множество целей.

- множество стратегий.

Сначала необходимо оценить эффективность i-й цели при j-й стратегии:

- локальная эффективность стратегии Cj по цели Oi.

Тогда - глобальная эффективность стратегии Cj по всем целям.

при .

Должны разработать механизм взаимодействия критериев, так как различные оценки могут быть различны. Этот механизм называется схемой компромиссов. Основная цель: найти стратегию, которая дает наилучшую глобальную оценку при определенном взаимодействии локальных параметров.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.007 с.)