Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила эффективного ведения дискуссии

Поиск

1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, ре­шение, выход. Обсуждайте только то, что относится.к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

2. С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, считая его мнение неверным, нелепым, смешным. По­ка дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть вер­ной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущие­ся вначале невероятными вещи.

3. Любое высказываемое мнение должно быть аргумен­тировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, по­тому что это верно» и т. п. — аргументами не являются.

4. Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важ­ной персоны или авторитета изначально считается верным прос­то в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследо­ватель). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Порой свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

5. Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одно­классник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения, Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

 

6. Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выясне­ние отношений.

7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пы­тайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо дока­зать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слы­шащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гиб­кость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.

Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потрениро­ваться в их применении. Они должны разбиться на группы


по 10—12 человек. Каждая группа делится пополам — сторон­ники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выби­рается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязатель­но применять правила ведения дискуссии!

Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Правильно ли воспитывают нас наши родители и как мы будем воспитывать наших детей?», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?», «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?», «Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова?».

Формирование действий по организации и

осуществлению сотрудничества в ходе

учебной деятельности на уроках

Задание «Совместное рисование»

Цель: формирование коммуникативных действий по со­гласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история, физика, био­логия, география и др.

Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.

Материал: листы бумаги для рисования и наборы каран­дашей (фломастеров).

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предла­гается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.

Инструкция: учащиеся знакомятся с... (название произ­ведения или изучаемой темы). Затем им предлагают предста­вить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного


общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);

• умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предло­жения и т. д.;

• взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

• взаимопомощь по ходу рисования;

• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и инте­ресом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с дру­гом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, рас­падается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с дру­гом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень — рисунок представляет собой целост­ное изображение; дети активно обсуждают возможные вари­анты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в про­цессе совместного рисования, следят за реализацией приня­того замысла.

После завершения задания проводится обсуждение на те­му «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопро­вождающих совместную работу.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Довольны ли вы результатом?

2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?

3. Были ли альтернативные предложения? Почему их при­няли или отвергли?

4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?

5. Легко ли было договариваться друг с другом?


Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности

Задание «Компьютерная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направ­ленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: работа в двух группах.

Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации, программа Мюгозой Ро\уег Рот!.

Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлага­ется создать компьютерную презентацию по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Сна­чала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Получен­ные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности;

• способность строить понятные высказывания, учитыва­ющие, что знают, а что не знают адресаты;

• способы взаимного контроля по ходу выполнения дея­тельности и взаимопомощи;

• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), ней­тральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходи­мости), негативное.

Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

на факультативных занятиях по психологии

Ориентировочная программа (тематический план) занятий по психологии общения в рамках факультативных занятий по психологии для младших подростков (6—7 классы). Занятия


проводятся один раз в неделю (2 школьных урока подряд) с группой по 9—12 человек в кабинете психолога или в поме­щении, где есть возможность свободно двигаться (Н. П. Сло-бодяник, 2006). Четыре этапа соответствуют четырём четвер­тям учебного года.

Цель: обучение навыкам позитивного общения, развитие самопознания и рефлексии; формирование навыков разреше­ния конфликтов и проблем общения; освоение навыков куль­туры поведения.

Возраст: 11—12 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся с психологом.

Тематический план I четверть. Самопознание

1. Общение в жизни человека.

2. Зачем нужно знать себя?

3. Я глазами других.

4. Самооценка.

5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

6. Ярмарка достоинств.

7. Ищу друга.

II четверть. Позитивное общение

8. Почему люди ссорятся?

9. Барьеры общения.

 

10. Предотвращение конфликтов.

11. Учимся слушать друг друга.

12. Уверенное и неуверенное поведение.

13. Нужна ли агрессия?

III четверть. Проблемы общения

14. Пойми меня.

15. Мои проблемы.

16. Обиды.

17. Критика.

18. Комплименты или лесть?

19. Груз привычек.

20. Азбука перемен.

21. Вежливость.

IV четверть. Культура поведения

22. Зачем нужен этикет?

23. Приветствия.

24. Умение вести беседу.

25. Телефонный разговор.


26. В театре.

27. Принимаем гостей.

28. Чаепитие (подведение итогов).

Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

в ходе тренингов

Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ста­вить комплексные цели, например:

• вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение прино­сило радость;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения;

• развивать навыки восприятия и понимания различных людей;

• развивать навыки самопознания;

• преодолевать эгоцентризм;

• учиться познавать себя через восприятие другого;

• формировать эмпатическое отношение к другим людям;

• получить представление о «неверных средствах обще­ния»;

• развивать положительную самооценку;

• корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности;

• совершенствовать рефлексивные способности;

• формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

• знакомиться с понятием «конфликт»;

• определять особенности поведения в конфликтной си­туации;

• обучаться способам выхода из конфликтной ситуации;

• отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов;

• закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации;

• снижать уровень конфликтности подростков;

• преодолевать повышенную тревожность и страхи.

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: работа учащихся в тренин-говой группе под руководством тренера-психолога.


Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1

1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведуще­го. Он произносит короткое предложение. Игроки по очере­ди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», сле­дующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

2. Упражнение «Угадай, кто это» (1-я часть). Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Все характеристики сда­ются ведущему до следующего занятия.

 

3. Упражнение «Список качеств, необходимых для об­щения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллек­тивного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участ­ник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него про­являются эти качества (оценивая их от 0 до 5 баллов). После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до сле­дующего занятия.

4. Игра «Телефон доверия». Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хо­тел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то пер­сональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека).

5. Упражнение «Угадай, кто это» (2-я часть). Зачиты­ваются характеристики, написанные на предыдущем занятии. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объек-

1 Приведённые игры и упражнения хорошо известны психологам и так или иначе используются в большинстве описанных в литературе примеров психологического тренинга (см. раздел «Методические материалы и техно­логии проведения тренинга» в кн.: Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001; Прихожан А. М. Программа развития спо­собности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет // Ру­ководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998; Кривцова СВ., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1997, и др.).


тивны и подходят авторам. Затем характеристики дополняют­ся чертами характера, которые отметили в подростке его од­ноклассники. Акцент ставится на положительных чертах. После проделанной работы учащиеся получают листки с са­мооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично (см. 1-ю часть). Листки сдаются ведущему.

6. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих только
с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема со­
общается одному из них, а он должен передать эту информа­
цию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом.
(Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д.

7. Упражнение «Сильные стороны». Каждый учащийся
должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он лю­
бит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней
уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ве­
дущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать
в руке мячик и лишь по прошествии отведённого времени
(даже если в это время молчал) передать его следующему участ­
нику. После того как все высказались, начинается обсуждение
того, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.

8. Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение
удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если
участников больше 10, то два круга).

Первая часть: участники перебрасываются лёгким мя­чом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предло­жить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытыва­ли бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники гово­рят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что бы­ло сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются пере­живания, вызываемые похвалой.


В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

9. Игра «Ситуации». Учащимся предлагается проиграть
каждую ситуацию, используя различные формы поведения:
1) тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок; 2) тебя
не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с
этими ребятами; 3) тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

10. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы раз­
ные».
Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью
текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство
радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом,
натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пят­
ном, цветом, чем угодно.

После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в ко­тором желательно иметь примерно такое же количество ри­сунков и описаний ребят из другого класса. Все они переме­шиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и пред­ставлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди по-разному пони­мают одни и те же вещи.

Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основа­ние для того, чтобы он ощущал свою ценность.

11. Упражнение «Пирог с начинкой». Тема — просьба, умение её высказать, выполнить или отказать в её выполне­нии. Умение отвечать отказом на просьбу. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинако­вой, а содержание — разным. Участникам предлагают нари­совать или описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает просьба. Анализируется, с чем это связано. Подчёркивается значи­мость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё в случае согласия и отказа.

12. Упражнение «Детские обиды». Учащимся предлагает­ся вспомнить случаи из детства, когда они чувствовали силь­ную обиду. Свои переживания им надо изобразить на бумаге в виде сюжетного рисунка, штрихов, линий, цветовых пятен,


фона (в любой манере — реалистической или абстрактной) или описать их словами.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Как ты сейчас относишься к этой обиде? (Нарисуй или опиши.)

2. Что такое обида?

3. Как долго сохраняются у тебя обиды?

4. Какие обиды, по твоему мнению, справедливые, а ка­кие несправедливые?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки, сравнивая «тогда» и «сейчас».

13. Упражнение «Закончи предложение «Я обижаюсь, когда...». Желающие зачитывают свои окончания этого предло­жения, а ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду. Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, ког­да ты обижаешь других.

14. Упражнение «Копилка обид». Школьникам предлага­ется нарисовать «Копилку обид» и поместить в неё описания своих обид, которые они пережили раньше. На выполнение задания даётся 8—10 минут. После этого учащиеся обсуждают, что делать с копилкой. Ведущий говорит о бесплодности на­копления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают разорвать копилку вместе с со­держимым. После этого обрывки складывают в какую-нибудь коробку и торжественно выбрасывают. Далее обсуждается, что делать с новыми обидами. Подчёркивается, что умение выра­зить обиду, досаду важно для самого себя, но не является ре­шением проблемы, равно как и реванш, месть и т. п. Под­держиваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она проходит.

Групповые игры во внеурочной деятельности

школьников как контекст для формирования

коммуникативных универсальных

учебных действий

Задание «Групповые игры»

Цель: расширение и обогащение позитивного опыта со­вместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обо-


гащение поведенческого репертуара учащихся за счёт соци­
ально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям
форм поведения, формирование направленности на сверстни­
ка, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способ­
ности к эмпатии. \

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

В играх принимают участие школьники 5—9 классов. Осо­бенно рекомендуются игры детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуника­тивных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнёрами (сверстниками), неразвитость или от­сутствие адекватных способов разрешения конфликтных си­туаций, замкнутость, низкий социометрический статус, нару­шения поведения (агрессивность, трудности произвольной ре­гуляции поведения), трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, трудности эмоцио­нального развития (неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в своих эмоциональных состояниях и чувствах другого человека).

Правила проведения игр

Игры проводятся учителем. В этой ситуации учитель выступает не в своей привычной роли, а в роли инструктора, который руко­водит игровым процессом и организует его. В этом качестве он мо­жет предоставлять участникам новую информацию, задавать во­просы и направлять игру, а также выполнять следующие правила:

• брать на себя роль судьи;

• выступать в роли эксперта, иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение;

• не навязывать участникам свои ценности и идеи;

• поощрять членов группы отвечать на вопросы, обращаясь непосредственно друг к другу;

• помогать участникам выражать свои мысли и мнения;

• способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство увереннос­ти в себе и понимание своей значимости для работы всей группы;

• обращать внимание на процесс общения участников игры (помните, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в общении самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее пол­ное представление о группе);

• выбирая ту или иную игру, определять цели, которые учитель ставит перед собой и участниками;

^


• главное — оставаться самим собой, тогда все участники бу­
дут чувствовать себя раскованно и непринуждённо и каждый
привнесёт в работу что-то особенное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.017 с.)