Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения — что получится в результате) и проверять их. Возраст: 12—13 лет. Учебная дисциплина: математика. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 460): дан квадрат со стороной 5x5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел. Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для этого необходимо: 1) сравнить между собой время, затраченное каждым учени 2) описать способы выстраивания последовательности 3) найти оптимальную стратегию выстраивания последова 4) проверить эту стратегию на представленных ниже Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
5) сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел по таблице. Задание «Найти правило» Цель: формирование умения выделять закономерность в построении серии. Возраст: 12—13 лет. Учебные дисциплины: математика. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 673): учащимся предъявляется круг, в полукругах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа. Для организации выполнения задания предлагается ориентироваться на вопросы и задания, приведённые на карточке: 1. В каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полукруге или разных)? (Ответ: находящиеся в разных полукругах, поскольку нужно определить правило размещения чисел в полукругах.) 2. Опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел. 3. Можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач? Задание «Работа с метафорами» (А. Е. Падалко, 1985) I Цель: формирование умения работать с метафорами (воз-! можность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов). 95) Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу. Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа — русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу. Материал: карточка с пословицами.
Продолжение
Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл? Задание «Составление слоп из элементов по правилу» (А.Е. Падалко, 1985) Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ. Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом-: ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке. 1. В, Г, Д (выгода). 2. С, К, Р, Т (секрет). 3. Ж, К, Л (ложка). 4. Н, Л, С, К (носилки). 5. Ж, Ц (жнец). 6. Б, Р, Щ (борщ). Задание «Отсутствующая буква» {А. Е. Падалко, 1985) Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность. Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач. Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка. Задание «Робинюн и Анртоп» Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. ^1 Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений. Материал: текст на карточке. Текст. Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния. «Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги». Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну». • Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все восхищаются. • Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более Формирование умения проводить эмпирическое исследование Запамие «Эмпирическое исследование» Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование. Возраст: 14—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: эмпирическое исследование — это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает 99, не только освоение умений, непосредственно связанных с ис ■1. Создание проблемной ситуации, формулирование проб- | 2. Подготовка к проведению исследования: — выделение материала, который будет использован в исследовании; — параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). '
3. Поиск решения проблемы. 4. Проведение исследования. 5. Изложение результатов исследования, их представление. 6. Обсуждение, оценка полученных результатов. По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др. Задание «Любимые передачи» Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы). Возраст: 13—15 лет. Учебные дисциплины: литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла). Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого учащиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования: — определение функций каждого участника (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.); — решение вопросов о том, как будет осуществляться отбор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности; — формулирование вопросов (содержание и форма), которые будут предложены участникам; — кто формулирует вопросы, обсуждает их; — формы представления вопросов (анкета, устное сообщение и др.); — планирование дальнейших этапов исследования; —- проведение исследования — сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы. Задание «Выбор транспорта» Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: география (и другие предметы гуманитарного цикла). Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: учащимся предлагается выбрать транспорт для экскурсионной поездки класса (группы). Проблема — выбор удобного во всех отношениях транспорта для поездки учащихся на экскурсию в другой город. Подготовительный этап — организация сбора информации, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки. Основной этап — сбор информации о разных видах транспорта для путешествия с разных позиций (стоимость, время поездки, расписание — время отъезда, приезда, удобства и др.). Сравнение видов транспорта по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов. Задание «Жильцы твоего дома» Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом. Возраст: 12—13 лет. Учебные дисциплины: география. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. «География», учебник для 6 класса): в учебнике рассказывается о том, каковы занятия населения в различных городах и сельских населённых пунктах. В качестве задания там предлагается, «расспрашивая родителей, используя собственные наблюдения, собрать сведения о своём населённом пункте» (название, географическое положение, когда возник и т. д.). Подобное задание предлагается учащимся, но оно относится к сбору сведений о жильцах их дома (подъезда). Учащимся следует выяснить, сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей (технические специальности, медицина, образование и др.). Набор вопросов можно продолжить самостоятельно или использовать вопросы из вышеназванного учебника (предлагаемые для характеристики населённого пункта). Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и других составах. На подготовительном этапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования. На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов. Формирование умения проводить теоретическое исследование Задание «Сказочные герои» Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев. Возраст: 14—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек. Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование — это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.013 с.) |