Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте эти правила в виде заповедей.

Поиск

Сравните ваши записи с ответом Т.И.Абрамовой - собеседницы Т.Г.Винокур.

Т.И. Абрамова: Избегай многословия. Отдавай себе ясный отчет в том, зачем ты вступил в разговор. Говори просто, четко и понятно. Избегай однообразия речи. Владей основными правилами культуры языка. Умей находить общий язык. Умей не только говорить, но и слушать. Следуй высоким образцам. Помни, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения. Помни, что ты имеешь право нарушить любую заповедь, если это поможет лучше достичь поставленной цели общения.

Вот десять заповедей культуры речевого поведения.

Прослушайте текст.

Отзыв о дипломной работе студента

 

Отзыв составляется в произвольной форме.

Основное назначение отзыва, который готовит научный руководитель, – представить работу к защите. Это представление должно быть мотивировано (дается объяснение, почему студент избрал эту тему, как он работал на всех этапах исследования, насколько самостоятельно сделан анализ научных и фактологических источников. Характеризуются умения студента организовать свой труд по написанию выпускной работы и обязательно указываются:

• проявленная степень творчества;

• умение анализировать, обобщать, оформлять, делать практические выводы;

• мнение о возможности практического использования материалов дипломной работы.

В выводах (резюме) определяется уровень подготовки дипломника и возможность присвоения ему квалификации в соответствии с полученной специальностью.

 

Перескажите текст друг другу, проанализируйте степень полноты переданной информации.

2. Ознакомьтесь с типовым планом для написания рецензии и отзыва. Включите в него речевые стандарты (клише).

Занятие 3.

 

Цели: сформировать представление о резюме-выводах (сущности, назначении, структуре); развивать умение делать краткий вывод из прочитанного.

1. Объяснение нового материала (продолжение). Понятие о резюме-выводах.

Резюме - это краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы книги, главные итоги.

2. Работа с текстом по специальности («На лестнице отношений»).

(См. Михайлова С.Ю., Нефедова Р.М. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения. М.: ЮНВЕС.-1998.-с.78 – 79.)

Выполнение послетекстовых заданий:

• Разделите текст на абзацы в соответствии с общей структурой статьи.

• Определите место конечного вывода и сформулируйте его.

• Найдите в тексте все понятия, связанные с отраслью науки, которая занимается данной проблемой; выделите круг проблем, стоящих перед исследователями.

• В каждом абзаце текста найдите информативный центр или сформулируйте его самостоятельно.

• Составьте отзыв о статье, используя синтаксические конструкции – клише.

II. Закрепление.

1. Творческая работа. Конкурс по составлению резюме – вывода на трех языках. Работа с текстом по специальности (раздаточный материал) в соответствии с основной задачей данного жанра научной речи.

Памятка

Резюме должно содержать указания на:

- объект исследования или разработки;

- цель работы;

- методы исследования;

- результаты работы;

- область применения;

-возможную экономическую эффективность или значимость работы.

Главное внимание должно быть уделено результатам исследования.

Резюме объективно, без оценок констатирует содержание работы.

Объем резюме для студенческой работы – 1 – 2 страницы на каждом языке.

2. Сравнение текстов реферата, аннотации и резюме-выводов.

3.. Аудирование. Объяснение значений новых слов, терминов.

 

Вопросы для контроля:

1. На какие вопросы следует ответить при написании резюме-выводов?

2. Какова основная задача резюме-выводов?

3. Чем отличается резюме-выводы от других жанров научной речи?

Задание для СРО. Подготовить текст резюме-выводов на казахском (и английском языках) для статьи на русском языке.

Тема: Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере.

КЛК «Образцовая речь моей специальности»

Вопросы:

1. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка.

2. Типы норм литературного языка. Качества образцовой речи.

3.Правильный выбор слова и формы слова.

4. Особенности построения простых и сложных предложений.

5. Выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство речи.

6. Синонимическое богатство русского языка.

7. Антонимия.

8. Многообразие синтаксических конструкций

Цели:

- сообщить студентам сведения о нормах и качествах образцовой речи;

- научить студентов употреблять языковые средства в соответствии с законами жанра, особенностями функциональных стилей;

- обогащение и повышение культуры речи.

Количество часов: 3

Методы и приемы: словесные (объяснение, беседа, дискуссия), практические (выполнение письменных заданий), ситуационные (заполнение таблиц, работа с текстом)

Вопросы для обсуждения

1. Что такое культура речи?
2. Перечислите основные аспекты культуры речи. Дайте определение каждому

аспекту.

3. Назовите основные типы норм.

2. Дайте определение орфоэпических, лексических, грамматических норм.

3. Где можно получить справку о грамматических нормах?

4. Что следует понимать под правильностью речи?

 

Справочный материал

Культура речи – владение нормами литературного языка в устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, лаконичность и выразительность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.

В настоящее время понятие “культура речи” включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умение правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Коммуникативные качества речи:

1) Правильность – соответствие языковой структуры принятым в данное время литературным нормам.

2) Точность – употребление слов в полном соответствии с теми знаниями, которые за ним закреплены в языке.

3) Логичность – верность отражения фактов действительности и их связей, обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против.

4) Ясность – понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов.

5) Чистота речи – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов.

6) Выразительность речи – это такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей.

7) Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

8) Богатство речи определяется тем, каким арсеналом языковых средств владеет человек и насколько умело в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется или в конкретной ситуации.

 

Задание 1. Внимательно прочитайте таблицу 1. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу.

Таблица 1.

Виды____________________________________________________трудностей

 

вид трудности примеры
Правильный вариант Неправильный вариант
Произношение звука [э]или [о]на месте буквы Е под ударением аф[a`э]ра аф[a`о]ра
Правильная постановка ударения в именах существительных договОр дОговор
Правильная постановка ударения в кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах в прошедшем времени прАвы принятА взялА правЫ прИнята взЯла
Правильная постановка ударения в глаголах премировАть звонИт, звонЯт премИровать звОнит, звОнят

 

Задание 2. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы 1, используя слова для справок.

Слова для справок: агрессор, алфавит, баловать, банд[д`э]роль, блеклый, бытие, вероисповедание, горька, грубы, закупоривать, клала, клали, приданы, прожита.

 

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Назовите, к какому типу ортологических словарей следует обращаться в случаях, о которых говорится в тексте.

 

Язык не остается неизменным. Постоянно, хотя очень медленно, изменяются его словарный состав, формы склонения или спряжения, ударение в словах. В жизни многих слов бывают переходные периоды, когда они имеют два равноправных варианта ударения. Сейчас такие варианты есть приблизительно у 5000 русских слов. В таких случаях словари рекомендуют оба варианта, то есть отражают те колебания ударения, какие существуют в живой речи. Так, например, одинаково правильны творОг и твОрог, бАржа и баржА, Иначе и инАче, далЕко и далекО,пЕтля и петлЯ, Угля и углЯ, одноврЕменный и одновремЕнный, ширОко и широкО, глубОко и глубокО, кулинАрия и кулинарИя, ржАветь и ржавЕть, симмЕтрия и симметрИя и т.д. Эти варианты сейчас в равной степени допустимы в речи культурных людей.

Однако «Словарь ударений для работников радио и телевидения всегда рекомендует только один из двух сосуществующих в языке равноправных вариантов. Это делается для того, чтобы не было разнобоя в речи дикторов (в наших примерах эти варианты стоят на первом месте).

Нельзя путать слова, имеющие два литературных варианта ударения, со словами, у которых в пределах литературного языка лишь одно ударение. Так, следует произносить диспансЕр, красИвее, медикамЕнты, хозЯева, новорождённый, облегчИть, ракУшка, свёкла, ходАтайство, цемЕнт, цЕнтнер, шофёр, щавЕль, эспЕрт.

Другие варианты ударения в этих словах не соответствуют традиционному употреблению.

(По М. Штудинеру)

Задание 4. Внимательно прочитайте таблицу 2. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу.

 

Таблица 2.

Виды____________________________________________________трудностей

 

вид трудности примеры
Правильный вариант Неправильный вариант
Колебания в роде существительных мой шампунь этот диван-кровать моя шампунь
Выбор окончания и.п. мн.ч. имен существительных м.р. инженеры директора инженера директоры
Выбор оканчания р.п. мн.ч. существительных апельсинов чулок башен апельсин чулков башней
Выбор краткой формы прилагательных на –ен - енен свойствен откровенен свойственен откровен
Правильное образование форм степеней сравнения прилагательных красивее, более красивый умнейший, самый умный более красивее самый умнейший
Склонение количественных числительных пятисот двадцати шести, пятьюстами двадцатью шестью пятьсот двадцати шести, пятисот двадцати шестью и т.п.
Правильное использование глаголов несовершенного вида с гласными -а- и -о- в корне приурочивать затрагивать приурачивать затрогивать
Правильное образование форм настоящего/будущего времени изобилующих(1) глаголов машет, машут махает, махают
Правильное образование формы 1 л.,ед.ч. настоящего/будущего времени недостаточных (2) глаголов я одержу победу я победю
Правильное образование формы повелительного наклонения глаголов ляг поезжай ляжь едь
Правильное образование сложных форм причастий изрешечённый забредший изрешетенный забрёвший
Правильное образование сложных форм деепричастий выведя - выведши бежа, гасня

 

 

1.Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и настоящего времени, другую – с чередованием (полоскает – полощет).

2. Недостаточные глаголы – глаголы с неполным спряжением, т.е. не имеющие отдельных личных форм по фонетическим и семантическим причинам.

 

Задание 5. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы 2, используя слова для справок.

Слова для справок: баклажанов, более плавкий, глубочайший, двусмыслен, диспетчеры, профессора, изобретший, мурлычет, облагораживать, платье-костюм, положи, полотенец, рассредоточение, рыщет, толь, трогай, укравший, буду пылесосить, я смогу убедить, укрепляя.

 

Задание 6. Внимательно прочитайте таблицу 3. Скажите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу.

 

Таблица 3.

Виды____________________________________________________трудностей

 

вид трудности примеры
Правильный вариант Неправильный вариант
Управление существительных гарантия в чем причастность к чему гарантия о чем причастность чему
Управление прилагательных очевидный для кого равный кому очевидный кому равный с кем
Управление глаголов декларировать что звонить кому декларировать о чем звонить к кому
Управление предлогов благодаря кому согласно чему благодаря кого согласно чего

 

 

Задание 6. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы 3, используя слова для справок.

Слова для справок: аудиенция кому, вопреки чему, доказательство чего, доминировать над кем, импонировать кому, непримиримый кому, обратный чему, сообразно чему и с чем.

 

Следует обратить внимание на слова, в которых чаще всего встречаются трудности. При редактировании или подготовке устного выступления такие слова необходимо выделять (например, подчеркиванием или курсивом),затем проверять по ортологическим словарям.

 

Задание 7. Заполните по образцу таблицу 4. Используйте материалы таблиц 1,2,3.

 

Таблица 4.

 

Формы слов, в которых чаще всего встречаются трудности

 

Формы слов, в которых могут встречаться трудности Трудности Пример
Слова с буквой Е под ударением 1.Произношение звука[э]или[о] на месте Е под ударением а[ф`э]ра
Заимствованные слова с буквой Е 1.  
И.п. мн.ч. имен существительных м.р. 1. 2.  
Р.П. мн.ч. имен существительных 1. 2.  
Краткие прилагательные 1.Правильная постановка ударения в кратких прилагательных 2.Выбор краткой формы прилагательных на –ен - енен (они) прАвы родствен.
Прилагательные в сравн. и превосх. степени 1.  
Количественные числительные 1.  
Глаголы несовершенного вида с гласными –а- и –о- в корне 1.  
Глаголы в повелительном наклонении 1.  
Глаголы в прошедшем времени 1.  
Причастия 1. 2.  
Деепричастия 1.  

 

 

Задание 8. Используя таблицу 4, найдите и подчеркните в тексте доклада «опасные места», в которых могут встретиться трудности при устном изложении содержания этого текста.

 

Кювье и эволюционное учение

 

Знаменитый французский зоолог Жорж Кювье (1769-1832), как известно, был противником эволюционного учения. Кювье считал, что эволюционный подход к зоологии родствен метафизике натурофилософов, которую он терпеть не мог. Он отрицал концепции эволюционистов как набор необоснованных беспочвенных басен, оспаривая их право называться учеными. Кювье утверждал, что сторонники эволюционной модели развития не могли привести в качестве доказательства ни одного факта переходных форм между видами, показывающего превращение одного вида в другой. В качестве примера постоянства видов Кювье указывал на мумии кошек, обезьян, ибисов и других животных древнего Египта, ничем не отличающихся от животных тех же видов, ныне обитающих в этой стране. Вот почему отношение Кювье к эволюционному часто оценивалось как свидетельство его «консервативности» и даже «реакционности». Однако основательное изучение трудов этого ученого показывает, что, далеко не все его идеи были вредны и консервативны. Более того, можно говорить о том, что проведя систематические исследования важнейших областей зоологии, Кювье создал предпосылки для построения эволюционного учения в его современном виде. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже краткого ознакомления с основными тезисами его трудов.

Кювье стал первым ученым, соотнесшим строение отдельных органов и их систем животных с их функцией. Рассматривая черепа животных, секторы их щупалец, исследуя дефекты кости, он мог на основании принципа корреляции восстанавливать строение всего животного, которому принадлежал исследуемый орган. Применение этого метода к ископаемым, совершенно неизвестным животным, и тем самым как бы «воскрешение» их поражало современников. Капитальным трудом Кювье, приобретшим широкую известность, стали «Исследования ископаемых костей четвероногих», в 4 томах (1812г.) и в 7 томах (в издании 1825)г.). Его «Лекции по сравнительной анатомии» в 5 томах (1800-1805гг) начали новую эпоху в развитии этой науки.

 

1. Назовите два основных типа словарей. Перечислите типы ортологических словарей.

2. Пользуясь словарями, объясните значение и происхождение слов плеоназм и тавтология.

 

Задания для письменного выполнения

1. Подберите определения, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, боа, жюри, какаду, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, хиппи, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи.

2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

3. Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов.

Составьте с ними предложения.

Зубы – зубья, колени – колена, корни – коренья, мехи – меха, образы – образа, поясы – пояса, пропуски – пропуска, соболи – соболя, тоны – тона, хлебы – хлеба, цветы – цвета.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.

5. Подберите к существительным мужского рода соотносительные с ними по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары.

Адвокат - …. Аспирант - …. Врач - …. Директор - …. Доцент - …. Корреспондент - …. Преподаватель - …. Повар - …. Посол - …. Продавец - …. Профессор - …. Труженик - …. Шеф - …. Шофер - …. Электрик - ….

6. Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы полной и наоборот?

7. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза (Пушкин). 2. Он был слепой, совершенно слепой от рождения (Лермонтов). 3. “Красота страшна”, - вам скажут (Блок). 4. …Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, - теперь так некрасива и смешна (М. Горький). 5. Жизнь коротка, но прекрасна (Чехов). 6. Вечер был тихий, розовый (Тэффи). 7. Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды (Адамович). 8. Он на все согласен (Аверченко). 9. У него жизнь – прекрасна (Чехов).

8. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный - …, бессмысленный - …, бесчисленный - …, бесчувственный - …, величественный - …, воинственный - …, естественный - …, искусственный - …, легкомысленный - …, медленный - …, откровенный - …, подведомственный - …, свойственный - …, соответственный - …, существенный - …, таинственный - …, тождественный - …, явственный - ….

Задания для комментированного выпонения

1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, нации, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(Марш.)

Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

2. Какое коммуникативное качество речи нарушено в следующих высказываниях:

а) Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в калошах.

б) В огороде – бузина, а в Киеве – дядька.

Обоснуйте свой ответ.

3. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, долгий, долговременный, продолжительный.   Мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит.

 

4. Замените синонимами выделанные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Ирина радовалась. 5. Девушка плакала, умоляя о помощи. 6. Так поступить мог только неумный человек. 7. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 8. Не пытайтесь меня обмануть. 9. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

5. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Дружеский – дружественный, дефектный – дефективный, эффектный – эффективный, представить – предоставить, осудить – обсудить, новшества – новинка, существо – сущность.

6. В следующих предложениях найдите нарушения лексических норм. Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Жизнь старой женщины постепенно стала нетерпимой. 3. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. 4. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 5. В вузах Астаны родилась новая традиция. 6. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.

 

Задания для СРО (на выбор)

1. Подготовить публичное выступление на тему, связанную со специальностью

2. Подготовить дискуссию на тему «Что важнее – писать без ошибок или с ошибками, но при этом точно, понятно выражать свои мысли?».

Тема: Чистота речи

КЛК «Культура профессиональной речи»

Цели:

- дать общие сведения об основных качествах эталонной речи, отвечающей требованиям чистоты, логичности, и об ошибках, квалифицирующихся по уровням языка.

- развивать базовые умения и навыки правильного использования языковых и речевых средств в общении и тем самым способствовать подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности и повышению коммуникативной компетенции;

- воспитывать интерес и любовь к языку.

Вопросы:

1. Понятие чистоты речи. Выявление и определение языковых единиц, нарушающих чистоту речи, их определение.

2. Признаки канцеляризмов, речевых штампов, слов-паразитов, причины их возникновения.

3. Понятие логичности речи. Законы логики. Виды логичности. Определение алогизма (логические ошибки), пути устранения.

4. Языковые варианты на фонетическом уровне (произносительные, фонематические, акцентные).

5. Виды стилистических ошибок в речи.

6. Ошибки по уровням языка: лексические и лексико-фразеологические, грамматические (словоизменительные, словообразовательные, синтаксические).

Количество часов: 3

Методы и приемы: словесные (чтение и анализ текста, беседа), практические (выполнение заданий, поиск и анализ изучаемых явлений)

Справочный материал

1. Чистота речи. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Чистая речь – это речь, в которой имеет место стилистически оправданное употребление не только литературных языковых единиц, но и элементов, находящихся за пределами литературного языка. Чистоту речи нарушают:

1. Диалектизмы - слова, известные только немногим людям, проживающим на какой-то конкретной территории (кочет, намеднись, лютая).

2. Варваризмы - иноязычные слова и выражения, используемые без надобности (например, слово «мадам» при обращении к русской женщине).

3. Жаргонизмы - слова и выражения искусственного языка, понятные только определенному кругу людей, связанных между собой какими-то общими целями и интересами, и используемые преимущественно в устном общении. Например, это язык охотников, сапожников, спортсменов; сленги учащихся, студентов; язык преступных группировок и другие (шузы=ботинки; пара=двойка; кусок, баклажан, хруст, черви=деньги).

4. Слова-сорняки, или слова-паразиты (значит, ну, вот, как его, как бы, в общем-то, да).

5. Вульгаризмы - слова и выражения, грубо обозначающие какой-то круг предметов, явлений и унижающие достоинство человека (корова, дурачье, лохи, собачье отродье).

6. Речевые штампы - изначально образное, но в силу своего постоянного употребления утратившие экспрессию выражения (черное золото, труженики полей, флагман индустрии, эстафета поколений).

7. Канцеляризмы – слова и устойчивые словосочетания, закрепленные за официально-деловым стилем (уведомление, надлежит, задействовать, таковой, в связи, вышеизложенное).

2. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. К канцеляризмам относятся как отдельные слова с окраской официально-делового стиля, так и синтаксические конструкции, построенные по определенным моделям. Признаками канцеляризмов являются следующее:

- использование отглагольных существительных с суффиксами -ени-, -ани-, и-, -ат, -ут- и др. и без суффиксов (взятие, принятие, совокупление, отгул, надзор, пошив, угон);

- расщепление сказуемого, или замена простого глагольного сказуемого составным именным (указать - дать указание, усложняет – приводит к усложнению, решить – принять решение);

- использование слов с приставкой не-, недо- (неимение, недовыполнение, невезение);

- частое употреблениеотыменных предлогов (в связи с вышесказанным, в результате исследования, несмотря на потери, за счет бюджетных средств, по итогам конференции);

- нанизывание падежей, особенно Р.п. (развитие мыслительной деятельности студентов в процессе обучения);

- вытеснение активных оборотов пассивными (мы рассмотрели данный вопрос – данный вопрос нами был рассмотрен).

Достаточно уместные и необходимые в повторяющихся ситуациях официально-делового общения канцеляризмы, попадая в тексты других стилей, придают речи казенный, невыразительный характер, лишают ее эмоциональности, простоты и естественности. Поэтому их использование в других стилях речи должно быть хорошо продуманным и ограниченным. В разговорной речи канцеляризмы нежелательны и недопустимы.

Речь лишается образности, выразительности, когда в ней используются слова и выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Здесь подразумеваются речевые штампы, к которым относятся шаблонные метафоры, сравнения, перифразы, метонимии. Метафора – перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства (неиссякаемый источник вдохновения, эмоциональные нечистоты в коллективе). Перифраз – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Он используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории. Например: «Он бросал вызов судьбе, а она его вызов не принимала – такая капризная дама уступала ему без боя. Может, не хотела связываться». Метонимия – перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности. Например: «Над нашей территорией может беспрепятственно летать любой, кто достал «борт» и «горючее».

Слова-паразиты не выражают никакого смысла, а просто засоряют речь, отвлекают внимание и утомляют. В речи часто употребляется, например, слово «как бы». Как бы – это союз, который означает, что говорящий сомневается в достоверности о предмете разговора. Как бы = как будто, словно. Например: «Я как бы не одна пришла», «Я как бы в командировку уезжаю». Союз «как бы» в этих предложениях неуместен, поскольку он вступает в противоречие с содержанием фраз. Причинами появления в речи слов-паразитов являются:

- волнение, неумение мыслить и сразу же излагать свои мысли;

- неумение подбирать нужные слова (небогатый внутренний лексикон человека, бедность словарного запаса);

- иногда желание «выиграть время» (подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом, в отдельных случаях, они могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом);

- логофобия, то есть когда человек в момент публичного выступления находится в состоянии психического стресса, то для избегания дискомфорта произносит любое междометие, чтобы выиграть время и собраться с мыслями. В дальнейшем эти слова могут надолго фиксироваться в речи, подобно заиканию.

От употребления слов-паразитов (слов-сорняков) нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. В художественной речи они могут применены для создания речевой характеристики персонажей.

3. Логичность речи. Устранение алогизмов в речи. Логичность речи – это качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Она характеризует структуру речи, ее организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Последовательность развития мысли, ее определенность (ясность, устойчивость, однозначность) достигаются благодаря соблюдению закона тождества. Согласно этому закону каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, одной теории должна оставаться неизменной. Непротиворечивость мышления обеспечивается благодаря соблюдению следующего закона – закона не-противоречия. Этот закон связан с законом исключенного третьего, смысл которого заключается в следующем: из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным, и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время. Три закона приобретают подлинный смысл лишь при соблюдении закона достаточного основания, согласно которому всякая правильная мысль должна быть аргументирована. Знание законов логики и умение пользоваться ими необходимы для того, чтобы овладеть логикой рассуждения, устанавливать закономерности связей между явлениями действительности.

Различают логичность предметную и понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов, явлений в реальной действительности. Понятийная логичность есть отражение структуры логической мысли. Эти два вида тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Условиями логичности являются:

- овладение логикой рассуждения, нормами /принципами правильного рассуждения в поисках новой истины (экстралингвистическое условие);

- знание языковых средств, которые организуют правильную и логическую речь (структурное или собственно-лингвистическое условие).

Логичность речи связана не только с лексическим уровнем языковой системы, но и с синтаксической организацией высказывания. Неясность и двусмысленность возникает при построении именных словосочетаний с Р.п. или Д.п., где определяемый член может выступать и в качестве субъекта и объекта действия, например, поддержка друг друга, помощь матери. В научном стиле речи наиболее употребителен прием сравнения как одна из логических форм мышления.

Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, иначе в результате объединения несоотносимых понятий могут возникнуть логические ошибки - алогизмы. Алогизм (от греч. означает «частица отрицания», «рассудок, разум — неразумное, нелогическое») — стилистический прием, близкий к оксиморону, то есть умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического). Например: «Был организован показ слайдов о развитии городов и культуры Англии». В предложении неправильно организован ряд однородных членов: пересекающиеся понятия «города» и «культура» соединены как единые понятия союзом «и». Алогизмы часто встречаются в сочинениях обучающихся.

4. Нормы произношения и ударения. В понятие произношения входят характер и особенности артикуляции звуков речи, звуковое оформление отдельных слов, групп слов, грамматических форм. Если в книжном стиле слова поэт, сонет, ноктюрн произносятся без репродукции [о], то в разговорном со слабой редукцией. Условия произношения гласных зависят от ударения: ударный гласный произносится четко, внятно, а безударные гласные подвергаются редукции и произносятся менее четко. Согласные звуки, парные по глухости-звонкости, подвергаются нейтрализации:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.023 с.)