ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ



Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «исследование о природе и богатствах народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Налоговая теория – система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные – исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Теория обмена– характеризуется возмездным характером налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранения и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

Атомистическая теория(основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) – разновидность предыдущей теории. Здесь налог – результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды граждан. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

Теория наслаждения –налог является одновременно и жертвой и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж.Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждение. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.

Теория налога как страховая премия(основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) – рассматривает налог в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Классическая теория(основатели А. Смит, Д. Риккардо) – налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирование экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффль, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающая из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX – начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Кейнсианская теория (основатель Дж. Кейнс) – заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешает росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабильности позволило связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т.д.

Теория монетаризма(основатель М. Фридман) – основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения(основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) – в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос: «Каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы?» Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с применением его прямых форм;

- теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника – доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

- теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового режима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;

- теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояние налогоплательщика. Считается, что богатство граждан необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

- теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Взгляды на сущность налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Схематично исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов в таблице.

 

Теории налогов

Плата граждан Источник дохода Регулятор

государству государства экономических процессов

 

 

Договорная Страховой платеж Средство уравнивания

плата государству доходов

 

Покупка гражданами Добровольные взносы Встроенные

государственных граждан для стабилизаторы

услуг государственных целей рыночной экономики

 

Аванс части состояния Средства обеспечения

граждан расходов государства

 

Для конкретизации понятия налога необходимо исходить из того, что отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем признаков, которые схематично представлены в таблице.

 

Признаки налогов

Императивность

Индивидуальная безвозмездность

Законность

Уплата в целях финансового обеспечения деятельности

государства

Абстрактность

Относительная регулярность

Признак императивностиналога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности – платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет. Справедливости ради следует отметить, что в мировой налоговой истории допускалось право налогоплательщика не платить налоги, но с весьма печальными последствиями. Так, например, все граждане Римской империи должны были сообщать цензору (государственному сборщику налогов) о размерах своего имущества для уплаты трибута (общепоимущественный налог со всех граждан Римской империи). Если гражданин не предоставлял данной информации, то он не уплачивал налог, одновременно утрачивая все права и становясь банкротом. Поэтому неслучайным представляется утверждение известного политического деятеля США Б. Франклина: «Платить налоги и умереть должен каждый…».

Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. Это отличает налоги от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся, поэтому, налогами. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие. Указанное движение не основано на конкретных договорах или спец. соглашениях. В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника – определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Т.о., тот или иной налогоплательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Выполнение же государством своих функциональных обязанностей не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды. В связи с этим к налогам не относятся различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются налогами и штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства. Одновременно налоговые платежи являются индивидуальными, что исключает возможность абсолютного перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности, в ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Признак абстрактностиналогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств – бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. в зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

 

Наиболее полное определение налога дано в первой части НК РФ. Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Установленное в НК РФ определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем по данной формулировке имеется по крайней мере пять существенных замечаний.

1. В указанной формулировке отсутствует признак того, что данный платеж должен быть законно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовой основе, по юридически установленным правилам. Ведь именно правовой характер налогов, как свидетельствует фискальная мировая и отечественная практика, является их главным преимуществом перед любыми другими формами обязательных изъятий в государственный бюджет.

2. Данное в НК РФ определение имеет след. серьезный недостаток. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в др. формах.

Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключает возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

Кроме того, на ранних стадиях зарождения товарно-денежных отношений натуральная форма уплаты налога играла весьма существенную роль. Да и в современных условиях не исключается возможность возрождения натуральной формы налога, в частности, из-за расстройства отдельной национальной денежной системы.

3.В данной формулировке налога допущена явная неточность в определении уплаты налога. В современных условиях функционирования налоговых систем большинства государств налоги не взимаются государством, как это установлено НК РФ, а уплачиваются плательщиком самостоятельно.

4. Форма взимания налогового платежа определяется как отчуждение принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Но подобное отчуждение противоречит принципам свободы собственности, закрепленным конституциями большинства развитых стран, в т.ч. и России. Например, согласно Конституции РФ лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда.

5. Данное в НК РФ определение не учитывает принципиальнейший признак налога – регулярность. Под подобное понятие налога, данное в НК РФ, вполне можно отнести штраф, конфискацию и др. формы отчуждения имущества. Действительно, штраф обязателен к уплате, которая осуществляется в форме отчуждения имущества, он также безвозмезден и при это поступает в бюджет для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов.

Т.О. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

(Дефиниция –краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления, толкование слова.)

В налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны.

Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой.

НАЛОГ

Экономическая Финансовая Правовая

категория категория категория

 

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны – носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Налог – такая же экономическая категория, как прибыль, цена, доход и др.

Вместе с тем налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют все отличительные признаки и черты.

Одновременно налог является правовой категорией. Налоги выражают объективные юридические формализованные отношения государства и налогоплательщика в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может. Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути.

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

1) к налогам относят любимые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

2) налог – это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям. Выбор одного из указанных подходов зависит от особенностей национального законодательства.

В России существование налоговых и неналоговых платежей – реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяет провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. В настоящее время в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового обязательного платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права. Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части налогового кодекса дается следующее определение:

«Подсборомпонимается обязательный взнос, взимаемых с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Используя указанный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены следующим образом.

Неналоговые платежи включают в себя собственно налоговые платежи и разовые изъятия.

Неналоговые платежи (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджет и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различного рода услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия –платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

Поясним, в чем же состоит отличие неналогового платежа от налогового. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основании безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом аспекте цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачивают, без убытка, но и без чистого дохода.

Можно выделить четыре разновидности налоговых платежей:

1. Платежи за оказание различных услуг, т.е. плата государству за право использования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).

3. Платежи, носящие штрафной характер, т.е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относится, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Платежи от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ.Эти налоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

Т.О., налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. В этом и состоит отличие налога, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.015 с.)