ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Теоретические основы налогообложения



ТЕМА 1. Теоретические основы налогообложения

 

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ «Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью – когда власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться не на так называемую «оптимизацию» налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем».

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимо от политического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Вопрос о налоге есть вопрос, о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.

На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме.

По образному выражению К.Маркса: «Налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией».

В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ

И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МИРЕ

 

История возникновения и развития налогов и налогообложения в Древнем мире (IV-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.).

Точный момент возникновения налогов как экономическое явление науке установить пока не удалось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждать, что они возникли вместе с возникновением государств в современном понимании этого понятия. В древнее время первые налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (война, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). Например, в Афинах и Римской империи в мирное время налоги не взимались, они вводились при наступлении войны. Обложение налогом осуществлялось в зависимости от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано в первую очередь со строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в V в. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником доходов государства. Другие источники государственных доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий. Например, в восточных деспотиях налоги взимались в виде арендной платы за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главы государства.

 

История развития налогов и налогообложения в Средние века (V – XVII вв.).

Вплоть до XVII века в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи были не регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончались деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов – баронов). Кроме того, в ст.12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий сове вошли самые крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустошением казны» - помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом – Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV – первой половине XVI веков в первую очередь Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически складывается след. система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог – капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов – городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля – судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги – акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики – богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов у населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию – с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

В азиатских и арабских государствах основной сбора налоговых платежей также были феодальные отношения. В Арабском халифате существовал спец. орган для контроля за налоговыми поступлениями – диван-ал-харадж. Непосредственным сбором податей в провинциях халифата ведал эмир. Основные подати уплачивали крестьяне с земли (в форме арендной платы). Земельные участки с возделывающими их крестьянами (икта) жаловались эмиром во временное владение (за службу). Подати в денежной форме с крестьян собирал временный владелец земли в пользу эмира (естественно, за вычетом своей доли). Эмир должен был отдавать большую часть халифу. От податей освобождены были только вакуф – земли мечетей и мусульманских школ. В дальнейшем из-за налоговых противоречий между отдельными провинциями и эмирами, к VIII в. халифат распался.

К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.

История возникновения и развития налогов и налогообложения

России.

1) Налогообложение в дореволюционной России в допетровскую эпоху (IХ-ХVII вв.).

С объединением Древнерусского государства (конец1Х в.) основным источником дохода казны стала дань – прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (?-912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение по «дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов, счет «на дым» сохранялся в России до XVII в.:

- (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать),

- в Закавказье – до начала ХХ века.

Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения – плуг или соха, а шляг – арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань, как прямая подать существовала в ХI – XII вв. и первой половине XIII века.

Во времена Золотой Орды (1243-1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были;

- «выход» («царева дань»),

- налог непосредственно монгольскому хану;

- торговые сборы («мыт», «тамка»);

- извозные пошлины («ям», «подводы»);

- взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 – 1246) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV-XV веках помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну – в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505), в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво – медовая дань. В XV-XVI веках существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков – яеуся.

К XIV в. в русском государстве сложилась система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины собирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая.

С конца Х века взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем – князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 году, а мостовщина и перевоз – в 1753 году.

В период княжеской раздробленности (XIII – XIV века), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлины взимались за право иметь склады, торговая – за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взимались за убийство, пошлина «продажа» - за другие преступления. К началу XVII века данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани – прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI века налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначенные на покупку огнестрельного оружия, емчужные – на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников – людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 году полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530 – 1584, первый русский царь с 1547 года) установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети – центральные государственные учреждения, ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины).

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне Грозном пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окруженных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 года проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Федоровича (1596 – 1645, первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождалась гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века эти привилегии стали подвергаться ограничениями.

В XV-XVI веках (период становления русского централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну великого Московского князя (впоследствии царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха – единица обложения в Московском государстве с ХIII века до середины XVII века, когда соха стала заменяться новой податной единицей – «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялись.

2) Налоговая реформа Петра I (XVIII век).

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подати на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики – чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены:

- подушная подать;

- гербовый сбор;

- налоги с постоялых дворов;

- налоги с печей;

- налоги с плавных судов;

- налоги с арбузов;

- налоги с орехов;

- налоги с продажи съестного;

- налоги с найма домов;

- ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения – горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организованная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

3) Налоговые реформы первой половины ХI - начала ХХ века.

При Александре I (1777 – 1825) изменения в акты законодательства вносились в части след. фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследства; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 года винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог: питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.): акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

4) Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922 – 1929 гг.

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти было эмиссии бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) - центральный орган государственного управления отдельной сферы деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и обороны страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: губерния, город, уезд, волость, плательщик. Раскладка должна была производиться только на богатую часть городского населения и богатых крестьян. Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождались. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик – вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю. На основании декретов 1919-1922 годов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

НЭП начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств с/х налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

5) Налоговая реформа 1930 – 1932гг.

В 1930 году в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымались в доход государства. Т.О. доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

6) Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941-1965гг.

Во время Великой Отечественной войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР 1944 года введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов - на холостяков, одиноких и малосемейных граждан – был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990 годов.

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; с/х налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения налоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составляли, например в 1954 году до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. Это объяснялось различной природой форм собственности, т.к. ресурсы предприятий и организаций были всенародной собственностью, а колхозов – групповой, колхозно-кооперативной.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С.Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с з/п трудящихся. Для этого был принят спец. законодательный акт – Закон СССР 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

7. Реформы налоговой системы в СССР в 1985 – 1991 годах.

В 1986 году в СССР была разрешена индивидуально трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствие с положениями Закона СССР 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Граждане до начала занятия И.Т.Д. обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия И.Т.Д. облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов.

Граждане, имевшие патенты на право заниматься И.Т.Д., освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. С 1987 года стала формироваться правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предпринимателей с участием иностранных организаций. В последующие годы были изданы ряд законов, которые в 1990 году были систематизированы в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил след. общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В 1991 году налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги, параду суверенитетов способствовал «налоговый сепаратизм». Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения, согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. – Министерство РФ по налогам и сборам, с 2004г. - Федеральной налоговой службой). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

8) Становление налоговой системы современной России.

Основы налоговой системы и система налогового законодательства РФ формировались в октябре – декабре 1991 года.

Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 года были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6 – 7 декабря 1991года приняты законы о НДС, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 года. Кроме того, в 1992 году было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 года принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел РФ Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 года в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство РФ по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов РФ. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 

Признаки налогов

Императивность

Индивидуальная безвозмездность

Законность

Уплата в целях финансового обеспечения деятельности

государства

Абстрактность

Относительная регулярность

Признак императивностиналога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности – платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет. Справедливости ради следует отметить, что в мировой налоговой истории допускалось право налогоплательщика не платить налоги, но с весьма печальными последствиями. Так, например, все граждане Римской империи должны были сообщать цензору (государственному сборщику налогов) о размерах своего имущества для уплаты трибута (общепоимущественный налог со всех граждан Римской империи). Если гражданин не предоставлял данной информации, то он не уплачивал налог, одновременно утрачивая все права и становясь банкротом. Поэтому неслучайным представляется утверждение известного политического деятеля США Б. Франклина: «Платить налоги и умереть должен каждый…».

Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. Это отличает налоги от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся, поэтому, налогами. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие. Указанное движение не основано на конкретных договорах или спец. соглашениях. В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника – определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Т.о., тот или иной налогоплательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Выполнение же государством своих функциональных обязанностей не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды. В связи с этим к налогам не относятся различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются налогами и штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства. Одновременно налоговые платежи являются индивидуальными, что исключает возможность абсолютного перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. В частности, в ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы. Налоги взимаются только с законных операций, т.е. налоги характеризуются легитимностью.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Признак абстрактностиналогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. За счет уплаты налогов образуется централизованный фонд денежных средств – бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. в зависимости от состояния и перспектив развития общества государство отдает предпочтение тому или иному направлению в использовании бюджетного фонда.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

 

Наиболее полное определение налога дано в первой части НК РФ. Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Установленное в НК РФ определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем по данной формулировке имеется по крайней мере пять существенных замечаний.

1. В указанной формулировке отсутствует признак того, что данный платеж должен быть законно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовой основе, по юридически установленным правилам. Ведь именно правовой характер налогов, как свидетельствует фискальная мировая и отечественная практика, является их главным преимуществом перед любыми другими формами обязательных изъятий в государственный бюджет.

2. Данное в НК РФ определение имеет след. серьезный недостаток. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в др. формах.

Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключает возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

Кроме того, на ранних стадиях зарождения товарно-денежных отношений натуральная форма уплаты налога играла весьма существенную роль. Да и в современных условиях не исключается возможность возрождения натуральной формы налога, в частности, из-за расстройства отдельной национальной денежной системы.

3.В данной формулировке налога допущена явная неточность в определении уплаты налога. В современных условиях функционирования налоговых систем большинства государств налоги не взимаются государством, как это установлено НК РФ, а уплачи





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.024 с.)