ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели налоговых реформ 80-х годов 20 века.



Обеспечение Преодоление Сохранение Увеличение Стимулирование

долгосрочной циклических социальной частных потребительского

эффективности спадов стабильности инвестиций спроса

экономики экономического в производст-

производства развития венную сферу

 

Указанные налоговые реформы реализовывались в основном постепенно и поэтапно строго в соответствии со всесторонне теоретически проработанными государственными программами.

Характерными особенностями этих реформ явились либерализация системы прямых налогов и увеличение сферы действия косвенного налогообложения – налогов на потребление. Несмотря на то, что в ходе реформ были внесены определенные изменения в практику всего прямого налогообложения, наиболее значительные преобразования осуществлялись относительно подоходного и корпоративного налогов. Основой перестройки системы прямых налогов являлся принцип: лучше низкие налоговые ставки с минимальным количеством налоговых льгот, чем высокие ставки налогов с многочисленными привилегиями.

Согласно принятой концепции сокращены ставки налогообложения с целью дополнительного стимулирования экономического роста. Одновременно уменьшение налоговых поступлений компенсировалось за счет параллельного расширения налоговой базы. расширение базы налогообложения обеспечивалось как на основе включения в налогооблагаемый доход большего количества источников этого дохода, так и отмены значительного количества льгот.

В частности, в США пособия по безработице в результате реформы облагались подоходным налогом полностью, были ограничены льготы по медицинскому обслуживанию, отменены скидки на второго работающего члена семьи и др.

По сути, реформа системы прямого налогообложения во всех промышленно развитых странах проводились как бы в двух направлениях:

- первоначально перераспределительный принцип подоходного налогообложения был заменен стимулирующим – налоговые ставки для всех категорий налогоплательщиков были сокращены на одинаковую величину. Значительно сокращены сроки амортизации с целью фактического увеличения объема инвестиций в основной капитал. Такая налоговая политика обеспечивала определенный экономический рост, но лишь за счет усиления стимулов наиболее обеспеченной части населения к сбережению и инвестированию денежных средств.

- затем был осуществлен переход от прогрессивного подоходного налогообложения к ограниченно пропорциональному: вместо дореформенной многоразрядной шкалы были введены две основные ставки подоходного налога.

Аналогично проводилось реформирование корпоративного налога.

В Германии в стратегию реформирования прямого налогообложения были внесены определенные корректировки в связи с присоединением к ней Восточных земель. В частности, была введена специальная «надбавка на солидарность» как к подоходному, так и к корпоративному налогу с целью стимулирования экономического развития новых земель.

Реформирование английской системы прямых налогов осуществлялось исходя из положения: низкие налоги делают экономику более результативной. Ставки налога на прибыль корпораций в Великобритании были снижены с 36 до 25%. Именно поэтому эта реформа, так же как и в США, была направлена на усиление нейтральности прямых налогов и минимальное государственное влияние на хозяйствующие субъекты рынка.

Реформы системы косвенных налогов в 80-е годы предопределялись в основном либерализацией прямого налогообложения. В связи с этим основные преобразования касались НДС. По сравнению с любым другим налогом данный налог оказывает негативное воздействие на производственную и инвестиционную активность товаропроизводителей. Потенциал НДС был максимально использован с целью обеспечения требуемого уровня налоговой составляющей доходов государственного бюджета. В частности, были увеличены ставки и расширена база обложения.

Другие косвенные налоги, такие как, таможенные пошлины и акцизные сборы, в ходе рассматриваемых реформ стали, как правило, выполнять роль важных экономических инструментов в осуществлении интеграционных процессов. Одновременно стали использоваться в более широких масштабах таможенные пошлины для поддержки отечественных товаропроизводителей, а не в фискальных целях национальных бюджетов.

Фискальная направленность акцизных сборов также перестала быть доминирующей. Прежде всего они использовались для покрытия расходов на борьбу с курением и потреблением алкоголя, строительство и содержание автомобильных дорог.

В целом косвенные налоги, включая НДС, таможенные пошлины, акцизные сборы для стимулирования активности капиталов и выравнивания условий конкуренции, были унифицированы в рамках ЕС.

Именно в результате проведения этих масштабных налоговых реформ в странах с рыночной экономикой их налоговые системы, оставаясь инструментом перераспределения ВВП, стали более нейтральными. Это стало возможным в силу того, что преимущественно перераспределительные методы налогового регулирования рыночного механизма перестали оказывать сдерживающее воздействие на дальнейшее социально-экономическое развитие страны.

Дополнительно более либеральной и экономически стимулирующей стала система налогообложения малых и средних частных фирм.

В результате налоговых реформ 80-90-х годов 20 века одновременно с существенным сокращением общего количества налоговых льгот, направленных на увеличение объемов производства, была расширена сфера действия налоговых льгот для научно-технических вложений.

В настоящее время в странах с рыночной экономикой налоговые реформы по своей сути – это постоянный процесс совершенствования национальных налоговых систем. Главной целью современных налоговых преобразование в этих странах является развитие единого налогового механизма предупредительного регулирования рыночных процессов, что находит свое выражение в дальнейшей унификации системы налогообложения, сближении налоговых ставок на доходы корпораций разных отраслей экономики и применении аналогичных налоговых льгот.

 

В странах с переходной экономикой налоговая реформа реализуется, как правило, в революционной форме, представляя собой кардинальные преобразования налоговых отношений, одновременно со становлением самой национальной налоговой системы. Разумеется, переход от административно-командных условий к рыночным принципам хозяйствования требует, как минимум, создания нового налогового механизма, принятия законодательства рыночного регулирования системы налоговых отношений и разработки обоснованного комплекса правил по управлению непосредственно процессом налогового производства.

Проведение указанных системных налоговых преобразований вызвано, прежде всего, острой необходимостью мобилизации бюджетных средств для преодоления проблем хронического бюджетного дефицита и реализации программ социально-экономического развития стран, переходящих к рыночным принципам хозяйствования. При этом налоговые поступления являются основным источником решения первоочередных государственных задач, т.к. иные источники в развивающихся странах в связи с их финансовой несостоятельностью и неразвитостью рыночной инфраструктуры отсутствуют.

Вместе с тем вплоть до начала 90-х годов 20 века международный опыт подобных масштабных перестроек национальных налоговых систем практически полностью отсутствовал. На начальных этапах налоговых преобразований предпринимались многочисленные попытки осуществления реформирования в различных направлениях, в т.ч. и посредством прямого приспособления налогового права рыночной экономики. Однако ввиду глобального характера, чрезвычайной сложности и слабой прогнозируемости преобразований в сфере налогообложения в странах с переходной экономикой преимущественно неудачными оказались направления перестройки налоговых отношений на основе простого копирования налогового законодательства и необоснованного следования опыту налоговой практики развитых стран. Поэтому в дальнейшем указанные преобразования, как правило, были направлены, с одной стороны, на рациональную замену деформированных налоговых отношений на рыночно ориентированные, а с другой – в большей степени на максимальную модернизацию и приспособление старой системы налогообложения к условиям перехода на рыночные принципы хозяйствования.

Одновременно необходимо отметить след. характерные особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Очень часто в ходе проведения этих налоговых реформ с целью исполнения оперативных задач бюджетной политики и преодоления проблем текущего государственного платежного баланса вместо экономически мотивированных и строго научно обоснованных решений предпринимаются внесистемные, как правило инфляционного характера, попытки краткосрочного обеспечения любой ценой требуемого объема налоговых поступлений. Налоговые преобразования в странах с переходной экономикой необоснованно нацелены прежде всего на формирование максимально благоприятного налогового климата для отдельных хозяйствующих субъектов, якобы потенциально способных обеспечить устойчивое развитие всей национальной экономики вне зависимости от временных диспропорций развивающегося рынка. Кроме того, преобразования налоговых отношений в этих странах проходят более болезненно в силу значительной поляризации общества в имущественном аспекте.

Рассмотрим более подробно налоговые реформы в странах с переходной экономикой.

С началом рыночных преобразований во всех бывших социалистических странах, включая Восточные земли Германии, прежде всего в налогообложение предприятий были внесены такие изменения, как снижение и унификация ставок налога на прибыль, применение системы налоговых льгот по стимулированию частнопредпринимательской деятельности (производственные и научно-технические инвестиции малых и средних фирм) и по привлечению иностранных капиталовложений. Однако система льготного налогообложения не в полной мере стала стимулятором реальных вложений капитала. Это связано с недостаточно высокими доходами товаропроизводителей и с неэффективностью системы льгот, а также с тем, что механизм предоставления льгот способствует злоупотреблениям. В частности, «иностранными капиталовложениями» зачастую является вывезенный отечественный капитал. Одновременно в этих странах применяется не всегда эффективная система государственных дотаций и субсидий.

С переходом к рыночным принципам хозяйствования возникла объективная необходимость коренного реформирования также и система налогообложения потребления. Первоначально в этом направлении предпринимались попытки трансформации налога с оборота, который затем был заменен НДС. Применение НДС в постсоциалистических условиях обеспечивало формирование всеобщей и наименее социально напряженной системы налогообложения потребления и являлось важнейшим фактором адаптации переходной экономики к рыночным условиям.

 

 

Основные цели налоговых реформ в странах

с переходной экономикой

 

Переход от пре- Поощрение Соблюдение Расширение

имущественного инвестиционной принципа налогооблагаемой

налогообложения активности нейтральности базы и снижение

прибыли предпри- налогообложения реального

ятий к преиму- налогового бремени

щественному

налогообложению

физических лиц

 

Реформирование подоходного налогообложения в восточно-европейских странах было направлено, с одной стороны, на расширение базы подоходного налогообложения, а с другой – на обеспечение экономической нейтральности, т.е. соблюдение принципа «на равные доходы – одинаковые налоги». Одновременно указанные налоговые преобразования были призваны обеспечить реализацию оптимальной системы всеобщего подоходного налога, когда налог взимается с совокупного дохода вне зависимости от источников его формирования.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.01 с.)