ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные аспекты начисления налогового бремени



а). Распределение налогового бремени на макроуровне:

- налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов,

- важным является оценка налогового бремени населения и отдельной семьи как субъекта налоговых отношений. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по след. формуле:

Н : Чн

Бр = ---------,

Д : Чн

где Бр – уровень налогового бремени;

Н - все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн – численность населения страны;

Д - сумма полученных население доходов.

При оценке налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Сложность расчета по данной формуле состоит в определении размера налогов, уплачиваемых непосредственно населением. Связано это с тем, что именно население является конечным потребителем большинства производимых в экономике любой страны товаров, и именно на него в конечном счете перекладывается большинство налогов. В этих условиях разработанная теория переложения налогов не позволяет с математической точностью определить долю налогов, как прямых, так и косвенных, уплачиваемых непосредственно населением страны.

Т.О., уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий , но от уровня его благосостояния, в первую очередь размеров оплаты труда.

б). Распределение налогового бремени на микроуровне:

- налоговое бремя на работника фактически равна экономической ставке подоходного налога, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах,

- что же касается показателя определения налогового бремени на уровне хозяйствующего субъекта, то здесь не существует какого-то одного, универсального показателя. Вместе с тем, комплексная оценка налогового бремени хозяйствующего субъекта дает ясную картину того, как влияет уровень налогового бремени на его экономическую активность. Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода. Различие же применяемых в мировой практике показателей заключается, прежде всего, в разных оценках определения дохода хозяйствующего субъекта.

Кроме того, показатели данного налогового бремени отличаются по количеству включаемых в расчеты налогов.

Методики налогового бремени хозяйствующих субъектов:

-отношение налогов к выручке от реализации;

- отношение налогов к расчетной или чистой прибыли;

- отношение налогов к добавлено или вновь созданной стоимости;

- отношение налогов к балансовой прибыли.

В основном, применяемые на практике методики определения уровня налогового бремени предприятий, отличаются друг от друга лишь тем, какие налоги учитываются при расчетах и что принимается в качестве дохода. При использовании каждой из перечисленных методик неизбежным является вопрос о том, что следует включать в сумму уплачиваемых хозяйствующим субъектом налогов. Думается, что в расчет должны включаться все налоги, уплачиваемые предприятием, в т.ч. ЕСН, за исключением налога на доходы физических лиц. Упомянутый налог не оказывает никакого влияния на экономическую деятельность предприятия.

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигает такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. В то же время конкретные, предельно допустимые показатели налогового бремени как на микро-, так и на макроуровне в разных странах зависят от множества других, не связанных напрямую с налогами факторов- участие государства в расходах населения на оплату медицинских, образовательных, коммунальных и др. услуг,

- научно-исследовательских, инвестиционных и др. программ.

При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьезным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень гнета средне статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. В любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и ряду др. признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и соответственно на размер уплачиваемых налогов. Это и структура издержек производства и обращения, связанных с получение дохода, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности, и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Вот здесь-то и должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП.

Доля налогов и других платежей в ВВП развитых стран

в 1970-1996 гг. %

Страна
Швейцария 40,2 49,4 56,7 54,2
Франция 35,1 41,7 44,8 46,3
Германия 32,9 38,0 37,6 42,9
Великобритания 37,0 35,3 37,5 33,9
Италия 26,1 30,2 36,2 42,9
Канада 31,3 31,6 34,5 36,3
Швейцария 23,8 30,8 32,0 41,1
Испания 16,0 24,1 33,0 35,5
Япония 19,7 25,5 30,2 28,6
США 29,2 29,5 30,0 31,8

 

Приведенные данные показывают, что большинство экономически развитых стран в настоящее время практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможен, в основном, за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП. Увеличение же ставок налогов, равно как и отмена льгот по ним, чревато для этих стран как экономическими, так и социально негативными последствиями.

 

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Планирование налогов – составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом. Т.О., планирование налогов можно и нужно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления, так и с позиции конкретного хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование основывается на организации функционирования налоговой системы страны, ее составе и структуре, которые должны соответствовать целям налоговой политики

Налоговое планирование в каждой отдельной стране зависит от состояния налогового законодательства, механизма административных воздействий и правовых ограничений, применяемого государством для борьбы с налоговыми нарушениями, особенностей налоговой культуры населения, налогового климата страны (базовых направлений бюджетной, налоговой и инвестиционной политики), состояния судебной системы и т.д.

 

Основные цели планирования налогов

- На микроуровне : оптимизация налоговых обязательств хозяйствующего субъекта;

- На макроуровне: разработка прогноза социально-экономического развития страны.

 

Планирование налогов на уровне государства и органов местного самоуправления (макро уровень) служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны в целом, субъектов Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, своевременного и обоснованного составления проектов бюджетов всех уровней на предстоящий год, принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

В то же время, планирование налогов базируется в строгом соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей развития национальной экономики и ее ведущих отраслей, таких, как прирост (снижение) ВВП, чистый национальный продукт, национальный доход в целом по экономике и в разрезе отраслей, доходы населения, платежный баланс и т.д., а также показателей развития экономики субъектов Федерации.

Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей суммы налоговых поступлений, так и отдельных групп и видов налогов.

В частности, на основе показателей ВВП прогнозируется общий размер налоговых поступлений, поскольку именно этот показатель формирует налоговую базу.

Показатели чистого национального продукта и национального дохода, дополняя показатель ВВП, позволяют строить прогноз поступлений соответственно косвенных и прямых налогов.

В соответствии с показателями доходов населения и прибыли определяют размер ЕСН, налога на доходы и налога на прибыль.

С помощью показателей, формирующих платежный баланс, определяют влияние внешнеэкономических факторов на формирование как налоговой базы в целом, так и отраслей, ориентированных на экспорт и импорт, а также планируется объем налогов, собираемых при пересечении государственной границы.

Осуществляют налоговое планирование на макроуровне Минфин России и финансовые органы (по соответствующим уровням). Принимают в этом участие также другие экономические ведомства.

 

Классификация налогового планирования

Текущее Перспективное

Оперативное Краткосрочное Среднесрочное Долгосрочное

 

Оперативное налоговое планирование осуществляется на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ.

Оперативное планирование одновременно решает задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение налоговых поступлений. Именно в процессе оперативного планирования налогов обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства. При оперативном налоговом планировании наряду с финансовыми органами активно участвуют и налоговые органы. Налоговые органы, в процессе оперативного планирования, на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал, вместе с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства определяют тактику контрольной работы, а также сферу своего воздействия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащих документальной проверке.

Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления проектов бюджета соответствующих уровней власти на очередной год. Базой для него являются показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным видам налогов. Краткосрочное налоговое планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами по соответствующим бюджетам при непосредственном участии налоговых и др. экономических органов.

Планируемые налоговые показатели в целом, по соответствующим бюджетам, а также по отдельным видам налогов включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете на предстоящий год. Исходя из определенных законом поступлений, в основном налоговых платежей, формируется расходная часть бюджета с распределением бюджетных ассигнований по получателям средств, ведомствам, территориям и государственным программам, а также отдельным статьям расходов в соответствии с действующей бюджетной классификацией.

Оперативное и краткосрочное налоговое планирование представляют собой две составляющие единого текущего планирования. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования. Указанные виды налогового планирования, которые можно определить как перспективное планирование, существенно отличаются от оперативного и краткосрочного.

Текущее налоговое планирование, как уже отмечалось, служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов, которые составляются и утверждаются только на год. При этом детально анализируются и определяются размеры, как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании, как правило, нет подразделения по видам налогов, оно охватывает всю совокупность налогов. И текущее, и перспективное планирование одновременно базируется на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служит основой для определения главных характеристик этого прогноза. В частности, от собираемости и размеров поступлений налогов зависят, например, объемы государственных инвестиций в планируемом периоде, следовательно, и темпы развития экономики. В перспективном планировании зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значительно больше. Налоговое планирование используется здесь как метод экономического предвидения. При этом текущее налоговое планирование служит основой для выработки стратегии налогового планирования на длительную перспективу.

Налоговое планирование играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. Принимаются решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства в тех случаях, когда возможность сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с проектом бюджета на предстоящий год разрабатываются проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах. Кроме того, в процессе налогового планирования разрабатываются меры по совершенствованию контрольной работы налоговых органов.

Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах: экспертных оценках, анализе, корреляции, ранжировании и др. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временны`ми рамками, конкретными видами налога.

Непременным элементом налогового планирования является экономический анализ поступлений налогов, как в целом, так и по их отдельным видам. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов, но и их динамика. Более важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структура налогоплательщиков.

Процесс налогового планирования базируется на пофакторном анализе динамики и тенденции налоговой базы в целом и отдельным составляющим ее элементов.

Налоговое планирование хозяйствующих субъектов (планирование на микроуровне) является частью финансового планирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу и законных вычетов из налоговой базы и др. установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования на микроуровне обоснована требованиями рыночной конкуренции и вызванным ею стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению его расходов и сбережению заработанного дохода для дальнейшего расширения коммерческой деятельности и решения стратегических задач развития производства.

Ведь, в конечном счете, для всех экономических субъектов налоги являются составной частью внешних издержек и направлены на уменьшение доходов. Поэтому, для предприятий особенно важно обладать информацией о том, какие налоги оказывают наиболее негативное влияние на результаты его финансовой деятельности. Предприятию также важно обеспечить взаимное перекрытие баз обложения отдельных налогов с целью минимизации суммарного налогообложения своей хозяйственной деятельности.

Процесс налогового планирования для предприятий-налогоплательщиков представляет собой важнейшую процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей или перспективной деятельности предприятия. Оно важно для принятия решений в области его инвестиционной и научно-технической политики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, замены рынков сбыта и введения других необходимых мер. Особенно важно это в условиях функционирования таких экономик, где налоговые платежи составляют значительную часть финансов налогоплательщика, когда недостаточно предсказуема налоговая политика государства и местных законодательных органов. Поэтому для предприятий необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях оптимизировать свои обязательные платежи в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Т.О., налоговое планирование на микроуровне представляет собой организацию деятельности экономического субъекта, направленную на максимальную минимизацию его налогообложения строго в соответствии с действующим законодательством.

Понятие «налоговое планирование» следует отличать от другого близкого по смыслу, но не идентичного понятия «уклонение от уплаты налога». Цель использования налогоплательщиком обоих понятий одна – уменьшение сумм уплачиваемых им налогов государству. Поэтому эти способы минимизации налоговых обязательств появились фактически с появлением налогового права.

В отличие от налогового планирования уклонение от уплаты налогов представляет собой уменьшение налогоплательщиком своих налоговых обязательств незаконным путем. Уклонение от уплаты налогов осуществляется налогоплательщиком путем сокращения дохода или иного объекта налогообложения, непредставления документов, необходимых для исчисления налога, или представления заведомо ложных документов, незаконного получения налоговых льгот, других преференций и осуществления иных противоречащих закону действий.

Нередко в экономической литературе можно встретить третье понятие - «обход налогов» Под этим термином понимают, как правило, положение, при котором хозяйствующий субъект или физическое лицо не является налогоплательщиком (в силу того, что их деятельность или доходы не подлежат налогообложению или же они не стоят на учете в налоговом органе), а также целенаправленное использование метода обложения, формы исчисления и уплаты налога, способа получения дохода, обусловливающих минимальную величину налоговой суммы. Думается, что введение третьего понятия является лишним. В данном случае действия налогоплательщика направлены также на минимизацию своих налоговых обязательств. При этом данные действия могут как противоречить, так и не противоречить действующему законодательству. Поэтому указанные действия, исходя из их соответствия закону, следует квалифицировать или как налоговое планирование, или как уклонение от уплаты налога.

Вместе с тем следует отметить, что планирование налогов на микроуровне должны соблюдаться принципы, которые отличают налоговое планирование от уклонения от уплаты налогов. Одновременно, с четким соответствием действующему законодательству, важным принципом налогового планирования является соблюдение определенных экономических требований:

- экономическая целесообразность, отсутствие которой может привести к отрицательным последствиям для дальнейшей деятельности предприятия и перекрыть все выгоды минимизации налогообложения.

Процесс налогового планирования на микроуровне хозяйствующего субъекта разделяется на два последующих и взаимосвязанных этапа:

- ожидаемый этап – принятие долговременного курса налогового планирования,

- реализованный этап – минимизация налоговых обязательств.

Ожидаемый этап – на данном этапе осуществляются действия, направленные на получение результата – минимизация налоговых обязательств в перспективе. На этом этапе принимается решение о наиболее выгодном, с позиции налогообложения, местонахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации, а также об использовании «налоговых оазисов» - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и «налоговых убежищ» - законно или незаконно специализирующихся предприятий и организаций. При этом решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежания двойного налогообложения и с учетом др. возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Этот же этап включает выбор организационно-правовой формы предприятий, способов реорганизации экономических субъектов с целью создания или ликвидации групп предприятий, вида хозяйственной деятельности, профиля предпринимательской деятельности, методов ведения бухгалтерского учета и др. аспекты.

Первый этап представляет собой стратегическое налоговое планирование на микроуровне. Именно здесь вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта – выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на дано этапе решений в значительной степени будут зависеть объем налоговых обязательств, размер полученных льгот и преференций. В дальнейшем у предприятия возможности для налогового маневрирования будут ограничены направлениями принятой налоговой стратегии.

На втором этапе, носящем характер реализованного, хозяйствующий субъект совершает действия, направленные на получение текущего результата налогового планирования. На данном этапе используются с учетом итогов первого этапа возможности налогового и иного законодательства для непосредственно минимизации налоговых обязательств.

 

Направление тактического планирования на микроуровне

Учетная Амортизационная Налоговые Пробелы

политика политика льготы в действующем

законодательстве

 

Тактическое налоговое планирование представляет собой процесс организации расчета конкретных видов налогов на очередной финансовый год или среднесрочную перспективу с использованием всех предусмотренных законодательством возможностей для оптимизации их размера.

Под оптимизацией понимается не только минимизация платежей, но и правильное разнесение их по срокам платежа.

Наиболее удобным является перенос налоговых платежей на дату соответствующих поступлений на счет предприятия. Поэтому большинство предприятий предпочитает кассовый метод бухгалтерского учета, при котором момент реализации продукции (а значит, и налоговых обязательств) наступает при поступлении платежа на счет предприятия. Этот метод бухгалтерского учета позволяет налогоплательщику манипулировать (контролировать) величиной облагаемого дохода. Экономический субъект имеет возможность влиять на сроки исполнения налоговых обязательств посредством замедления или ускорения поступления средств на его счет. Однако для некоторых предприятий более удобен метод учета по отгрузке товара.

Кроме двух основных способов ведения бухгалтерского учета предприятия – по поступлению платежей (кассовый метод) и по отгрузке (иногда называется методом счетов-фактур) учетная политика предприятия может иметь и др. аспекты: методические, организационные и технические. Методический аспект подразумевает способы оценки имущества и запасов, начисления амортизации и определения выручки, применяемые предприятием.

На основе оптимальной оценки имущества и запасов экономический субъект может обеспечить значимое уменьшение величины обязательных платежей. В зависимости от принятой налоговой тактики налогоплательщик может использовать метод средней оценки запасов и др.

При помощи правильной амортизационной политики можно создать амортизационные фонды для восстановления основных фондов. Кроме того, амортизационные отчисления включаются в состав затрат, связанных с производством и реализацией продукции – товаров, работ и услуг, что позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль. Одновременно скорейшая амортизация уменьшает балансовую стоимость основных фондов и, следовательно, платежи по имущественным налогам.

Организационный и технический аспекты подразумевают организацию бухгалтерского учета на предприятии и реализацию выбранных методик.

Учетная политика представляет собой важнейший инструмент формирования налоговой базы. С ее помощью хозяйствующий субъект имеет возможность определить наиболее оптимальный размер издержек и конечного финансового результата деятельности, что играет решающую роль для минимизации налоговых обязательств. Экономически грамотное применение учетной политики позволяет привлечь в оборот дополнительные финансовые ресурсы, а также с позитивных позиций отразить конечные финансовые результаты в целях привлечения потенциальных инвесторов.

Учетная политика организации – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Порядок составления учетной политики организации регулируется Федеральным законом от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету и «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Учетная политика организации оформляется главным бухгалтером или бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- применение формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы и формы внутренних документов;

- порядок ведения инвентаризации актов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля хозяйственных операций;

- методы исчисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

- порядок отнесения к основным средствам;

- метод списания материально- производственных запасов;

- порядок учета общехозяйственных расходов;

- порядок учета в филиалах;

- способ признания коммерческих расходов;

- способ ведения бух. учета для целей налогообложения;

- методика корректировки себестоимости при определении выручки для целей налогообложения «по оплате» и «по отгрузке»; и др.

Принятая налоговая политика должна быть оформлена соответственной организационно-распорядительной документацией, причем предполагается, что учетная политика применяется организацией последовательно из года в год. Изменения учетной политики могут иметь место, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Налоговое планирование подразумевает не просто минимизацию налоговых платежей, но и использование предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и вычетов.

По каждому виду налогов налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы, когда отдельные виды деятельности не облагаются данным налогом или облагаются по пониженной ставке. Существуют льготы по уплате налогов и на отдельные производимые хозяйственным субъектом товары. В частности, во многих странах некоторые виды детских продовольственных товаров облагаются НДС по пониженной или нулевой ставке. Существуют отдельные льготы и в зависимости от направления полученных доходов, в частности по прибыли, использованной на инвестиции.

В отличие от льгот вычеты представляют собой уменьшение налоговой базы или начисленного по действующим ставкам налога. Характерным примером этого являются вычеты, из подлежащего взносу в бюджет, НДС сумм этого налога по экспортируемых товарам, работам и/или услугам. Умелое пользование предусмотренными налоговым законодательством льготам и вычетам подразумевают хорошее знание прав налогоплательщика в этой области. Поэтому налоговым планированием зачастую занимается не только сам налогоплательщик, но и привлекаемые им для этих целей аудиторские и др. подобные фирмы. Они должны совместными усилиями вырабатывать экономически грамотную, честную в правовом отношении стратегию и тактику налогового планирования.

Особую роль для налогового планирования играет совместная деятельность. Эта форма объединения усилий предприятий удобна для оптимизации налоговых платежей и широко используется для различных инвестиционных проектов, включая совместное строительство жилья. В ряде стран средства, объединяемые предприятиями для проведения совместной деятельности, не облагаются НДС. Однако такая деятельность обязательно должна иметь четкую цель и учитываться на отдельном балансе каждого предприятия.

Одним из важнейших путей решения задач налогового планирования является строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса зачастую имеет возможность минимизировать свои платежи государству по сравнению с налогоплательщиком, нарушающим налоговое законодательство. Это связано с предусмотренными налоговым законодательством штрафными санкциями за укрывательство от налогообложения, которые уплачиваются сверх укрытого налога. Подобные шаги налогоплательщика могут привести не только к резкому ухудшению его финансово-хозяйственной деятельности, но и к банкротству. Вместе с тем, строгое соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного ведения на предприятии бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения всех нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Отдельные налогоплательщики в налоговом планировании умело используют пробелы в налоговом законодательстве, противоречивость положений для минимизации своих налоговых платежей. Эти действия не являются нарушением налогового законодательства.

Важным направлением налогового планирования на микроуровне является использование всех предусмотренных налоговым законодательством прав налогоплательщика, нарушенных неправомерными действиями налоговых органов. Налоговое законодательство большинства государств предусматривает достаточно четкую систему обжалования действий налоговых органов, и каждый хозяйствующий субъект должен знать ее. Он должен пользоваться всеми предоставленными законом правами по отстаиванию своих финансовых интересов, поскольку принятые налоговыми органами меры по принудительному списанию средств в бюджет, арест имущества или закрытие счета предприятия в банке могут серьезно отразиться на его финансово-хозяйственной деятельности.

В целом действия хозяйствующего субъекта всегда направлены на достижение таких экономических показателей деятельности, которые обеспечивают его оптимальное налогообложение. Как показывает мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т.е. интересы товаропроизводителя.

 

Задание для самостоятельно работы для студентов специальности «Менеджмент организации» 5 курс к 15-16 октября

1. Повторить пройденный материал.

2. Самостоятельно изучить и законспектировать следующие темы:

· Элементы налога и их характеристика;

· Функции налогов и их взаимосвязь;

· Принципы и методы налогообложения;

· Налоговая система;

· Налоговый контроль.

 

3. По всей главе составить тест, состоящий из 40 вопросов, с указанием правильного ответа. Сдать к 15-16 октября.

4. Составить кроссворд, содержащий не менее 30 слов. Сдать к 15-16 октября.

5. Подготовить рефераты по истории налогообложения.

 

 

Задание для самостоятельно работы для студентов специальности «Менеджмент организации» 3 курс сокращенные сроки обучения к 15-16 октября

 

 

1. Повторить пройденный материал.

2. Самостоятельно изучить и законспектировать следующие темы:

· Элементы налога и их характеристика;

· Функции налогов и их взаимосвязь;

· Принципы и методы налогообложения;

· Налоговая система;

· Налоговый контроль.

3. По всей главе составить тест, состоящий из 40 вопросов, с указанием правильного ответа. Сдать к 17 октября.

4. Составить кроссворд, содержащий не менее 30 слов. Сдать к 17 октября.

5. Подготовить рефераты по истории налогообложения.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.021 с.)