Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные Этапы Налоговой Реформы И Современная Внутренняя Налоговая Политика России
На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач: – ограничение стихийности рыночных отношений; – воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур; – снижение инфляции. Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства. Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы. Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали: – повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы; – снижение общего налогового бремени; – упрощение налоговой системы; – обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы; – создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков». В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов. Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы: – формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков; – четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; – закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; – достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения; – определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой. Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы. Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня. Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи: – построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; – развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов; – создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан; – сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве; – снижения общего налогового бремени; – формирования единой налоговой правовой базы; – совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства; – интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ; – закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства; – отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота); – реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда; – исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам; – отказа от многочисленных льгот и преференций; – создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере; – повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений. Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором. Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений. В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности. Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль. С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение. В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора. Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога. В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций. Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами. В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы: – повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов; – способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения; – повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН). Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.
|