Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И.В. Федорцев, Е.А. Султанова↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И.В. Федорцев, Е.А. Султанова
Технология возведения Конструкций покрытия Большепролетных зданий (учебное пособие)
Уфа -2009
ББК 31.38 Утверждено решением Ученого Совета УГНТУ в качестве учебного пособия (протокол от _________№ _______) Рецензенты: ____________________________________________________________________________________________________________________ Федорцев И.В., Султанова Е.А. Технология возведения конструкций покрытия большепролетных зданий: Учебное пособие / И.В.Федорцев, Е.А. Султанова. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. – с. ______ ISBN – 5 – 9492 – 055 – 1. Учебное пособие «Технология возведения конструкций покрытия большепролетных зданий» разработано в качестве основного учебно-методического руководства для студентов специальности – «Промышленное и гражданское строительство» при изучении специальной дисциплины «Технология возведения зданий и сооружений» (ТВЗС). Содержит систематизированный материал имеющегося опыта строительства таких большепролетных конструкций как: балочные, рамные, арочные, вантовые, мембранные, структурные плиты, купольные, тентовые и др. Организация и технология монтажных процессов при строительстве этих зданий и сооружений изложена в виде четкого технологического регламента работ, выполняемого в определенной технологической последовательности с достаточной «детализацией» монтажных процессов в виде «технологических карт» и схем механизации работ. Последние могут быть использованы как принципиальные рекомендации для разработки организационно-технологической документации при проектировании проекта производства работ для конкретных объектов. Определенный интерес представляет изложенный в «Пособии» опыт монтажа арочного покрытия ледового дворца в г. Уфе, метод возведения которого был впервые в практике строительства подобных большепролетных зданий реализован строительно-монтажными подразделениями Башкортостана по проекту и силами ОАО «Востокнефтезаводмонтаж». Пособие содержит по каждому типу конструкций выводы и контрольные вопросы, позволяющие пользователю осуществлять самостоятельную оценку усвоения изложенного в нем материала. Предназначено для студентов строительных специальностей УГНТУ при изучении курсов ТВЗС, ТВБзд и ТСМР, слушателей ИПК УГНТУ и строительных организаций и подразделений, так или иначе, связанных с вопросами возведения большепролетных зданий и сооружений. И.В. Федорцев, Е.А. Султанова
ISBN – 5 – 9492 – 055 – 1 УДК 697.3 ББК 31.38
ВВЕДЕНИЕ Большепролетными считаются здания, у которых расстояние между опорами несущих конструкций покрытия составляет более 40м. Системы, перекрывающие большие пролеты, проектируются чаще всего однопролетными, что вытекает из основного фундаментального требования – отсутствие промежуточных опор. В промышленном строительстве это, как правило, сборочные цеха судостроительных, авиационных, машиностроительных заводов. В гражданском – выставочные залы, павильоны, концертные залы и спортивные сооружения. Опыт проектирования и строительства большепролетных покрытий показывает, что наиболее сложной задачей их возведения является монтаж конструкций покрытия. Несущие конструкции покрытий больших пролетов по статической схеме подразделяются на балочные, рамные, арочные, структурные, купольные, складчатые, висячие, комбинированные и сетчатые. Все они выполняются, главным образом, из стали и алюминия, железобетона, дерева, пластмасс и воздухонепроницаемых тканей. Возможности и область применения пространственных конструкций обусловлены их конструктивной схемой и величиной пролета. При выборе типа здания и сооружения важным, зачастую решающим фактором, является метод их возведения. Это обусловлено тем, что существующие средства механизации и традиционные методы монтажа не всегда пригодны для большепролетных конструкций. Поэтому затраты на строительство таких зданий в значительной мере превышают затраты на возведение типовых традиционных конструкций. Теория и практика строительства большепролетных сооружений у нас в стране и за рубежом показали, что наибольший резерв повышения эффективности такого строительства в современных условиях заключен в совершенствовании организационно-технологических аспектов строительства, монтажной технологичности и архитектурно-конструктивных решений. Под монтажной технологичностью понимается свойство конструкции, определяющее соответствие ее требованиям технологии монтажных работ и позволяющее наиболее просто, с наименьшими затратами труда, времени и средств производства, осуществить их изготовление, транспортировку и монтаж при соблюдении требований безопасности и качества продукции. Примером такого комплексного инженерно-обоснованного организационно-технологического решения монтажа большепролетного здания в «Пособии» является приведенный опыт возведения юбилейного объекта в Башкортостане – ледового дворца «Уфа-арена». Уникальность монтажа арочного покрытия сооружения заключается в предложенной ОАО «Востокнефтезаводмонтаж» оригинальной организации сборочно-монтажных процессов, выполняемых не на земле, как обычно, а на проектных отметках (20м) с последующим «надвигом» полностью укрупненного блока весом более 500т с помощью системы гидродомкратов. Такой метод монтажа, впервые разработанный ОАО ВНЗМ, обеспечил «оптимальные» сроки возведения юбилейного объекта и, главное, позволил имеющимся у подрядчика комплекта тяжелой строительной техники осуществить сборку и монтаж массивных конструкций непосредственно в проектном положении. Использование альтернативного, в этом случае, как вариант, традиционного метода «надвига» потребовал бы привлечения более мощных монтажных кранов (СКГ-160), что в условиях сложившейся инфраструктуры микрорайона города, где строился ледовый дворец, было практически неосуществимо. Характеристика большепролетных конструкций как совокупность их конструктивных параметров, материала изготовления и габаритных размеров рассматривается ниже согласно следующего типажа этих конструкций, а именно: - балочные; - рамные; - арочные; - структурные плиты; - купола; - вантовые системы; - мембранные покрытия; - тентовые сооружения; - шатровые покрытия.
Литература 1. В.П. Торкатюк. «Монтаж конструкций покрытия большепролетных зданий». - М.: Стройиздат, 1985. 2. В.Н. Швиденко. «Монтаж строительных конструкций». - М.: Высшая школа, 1987. 3. Е. Зюлко. «Монтаж стальных конструкций». - М.: Стройиздат, 1987, (перевод с польского). Монтаж арочных покрытий Метода его монтажа
Конструктивная схема арочного покрытия здания определена архитектурным и объемно-планировочным решением ледовой арены (см. рис. 4.13), запроектированной и построенной к юбилейной дате - 450летию вхождения Башкортостана в Россию. Овальное в плане здание размером 160 х 72 м представляет собой спортивное сооружение высотой 30 м. Запроектировано в монолитном железобетонном крупноформатном каркасе с покрытием в виде сборно-монолитной оболочки, сформированной системой арочных ферм пролетом 72 м. Арочное покрытие предусмотрено только для центральной части здания, которая была задана размерами игровой хоккейной площадки и трибунами на 8000 зрителей. «Крылья» овальных частей здания выполнены в многоэтажном монолитном и железобетонном варианте и предназначены для служебных и обслуживающих помещений. Овальное очертание здания ледовой арены предопределило «разнотипность» размеров арок, которые изготавливались практически по индивидуальным рабочим чертежам «КМ» для каждой из данных конструкций, Конструктивная схема «типовой» арки покрытия ледовой арены представлена на рис. 4.14. Как следует из данной схемы наиболее «нагруженная» часть конструкции - верхний пояс фермы, запроектирован из сварного прокатного двутавра в виде «ломанного» контура. Длина таких составных элементов пояса фермы равная 10 м, обусловила минимально возможный вес отправочных марок данной конструкции, который составил 8 т. Все эти конструктивные решения определили наиболее приемлемый и целесообразный метод монтажа арочного покрытия, как поэлементно-крупноблочный метод. Условно названный «поэлементно-крупноблочный метод» монтажа означает, что поэлементная сборка конструкции арки выполнялась на кондукторе, а затем «агрегированное» и целиком собранное покрытие монтировалось единым блоком. Виртуальный вариант монтажа арок по традиционной технологии потребовал бы привлечения монтажных кранов типа СКГ-100, доставка которых на строительную площадку и их «размещение» в монтажной зоне вызвали бы массу проблем. Поэтому был принят излагаемый ниже метод. Принцип принятого метода монтажа данного арочного покрытия может быть представлен следующей технологической схемой: 1. Изготовление элементов кондуктора, схема которого приведена на рис 4.15. Конструкция кондуктора представляет собой горизонтальную раму, на которую установлены разновеликие стойки, являющиеся опорными элементами верхнего пояса укрупняемой арки. Горизонтальные связи между опорными стойками обеспечивали пространственную устойчивость этой системы. Вертикальные отметки «сформированной» кондуктором опорной части стоек, описывающих кривизну верхнего пояса арки, были ниже проектной на 20-30 см. Это обеспечивало беспрепятственную выверку монтажного блока при установке его на проектные опорные конструкции здания. 2. Подготовка приобъектной площадки в торце здания для приема, комплектации и укрупнения отправочных марок арочных ферм. 3. Монтаж крановой техники и оборудования (гидросистемы) для «надвига» арочных блоков на проектных отметках 19.70 м. Монтаж кранов СКГ-63/100 потребовался из-за стесненности строительной площадки, расположенной в застроенном микрорайоне, что обусловило «поставку» крана на объект «габаритными» блоками. Оборудование для надвига арочного блока комплектовалось из системы гидродомкратов, масленой станции, пункта управления, видеосистемы наблюдения и контроля за осуществляемыми технологическими процессами при «надвиге» покрытия двумя силовыми установками.
Рисунок 4.13. Конструктивная схема арочной фермы ледового дворца «Уфа-арена»:1-элементы (отправочные марки) верхнего пояса; 2- элементы (отправочные марки) нижнего пояса; 3-«затяжка» нижнего пояса; 4-узлы сопряжения нижнего пояса с отправочными марками верхнего пояса; 5-опорные узлы фермы; 6-опорные конструкции каркаса здания; Lар - длина арки; Вф - стропильная высота арки; Ф-I…Ф-IX- отправочные марки верхнего пояса; Фн-I…Фн-2…Фн-7-отправочные марки нижнего пояса. 4. Монтаж вспомогательного кондуктора с одной из торцевых сторон арены для укрупнения монтажных узлов арки на отметке 5,00 м, которые затем «подавались» кранами СКГ-63/100 на сборочный стенд на отм. 19,70 м. 5. Монтаж сборочного стенда на приобъектной площадке для сборки отправочных марок арки, из которых укрупнялись узлы верхнего и нижнего поясов пролетной конструкции. Эти «узлы» арки затем подавались на сборочный кондуктор. 6. Сборка на вспомогательном кондукторе арочного покрытия (см рис 4.15) из отдельных узлов верхнего и нижнего узлов поясов, вертикальный транспорт которых на сборочный стенд осуществлялась теми же кранами СКГ 63/100. Последовательность сборки каждой арки прослеживается цифровой очередностью (римские цифры) на рис. 4.14. 7. Компоновка («агрегирование») арочного покрытия в монтажный блок за счет «наращивания» очередной арки в укрупняемую пространственную конструкцию. 8. «Надвиг» укрупненного блока арочных ферм на проектные оси с помощью гидросистемы. Теоретически возможный крупноблочный монтаж арок традиционным методом исключался из-за весьма значительного веса каждого из укрупняемых блоков арки (40 т) и отсутствия у подрядчика соответствующего тяжелого кранового оборудования и, особенно, стесненностью площадки строительства, «привязанной» в застроенном микрорайоне. Особенностью метода поэлементно-крупноблочного монтажа, разработанного ОАО «Востокнефтезаводмонтаж», является сборка пролетной конструкции здания на кондукторе, который устанавливался не на земле, а на проектных отметках покрытия здания, т.е. на отметке 20 м. Более подробный технологический регламент по этим основным монтажным процессам рассматривается ниже.
При возведении арок
Монтажного блока арок Расчет надвига монтажного блока предусматривает определение следующих параметров и характеристик такелажного оборудования: · Усилие в тяговом тросе при перемещении монтажного блока; · Выбор типа и грузоподъемности лебедок; · Расчет диаметра тягового троса и его длины; · Выбор типа анкерного устройства для крепления узла оборудования - «лебедка + эл. двигатель».
1. Усилие в тяговом тросе определяется соотношением: (4.64) где: - вес типовой ячейки арочного покрытия в монтажном блоке, т; - коэффициент трения (сталь по стали = 0,15; сталь по смазке = 0,10); - количество ячеек арочного покрытия, определяемое соотношением осей здания: (4.65) где: – количество осей здания в продольном направлении. 2. Расчет грузоподъемности лебедок производится по максимальному тяговому усилию при надвиге монтажного блока: (4.66) где: - усилие в тяговом тросе, тс; - коэффициент трения, скольжения; - коэффициент надежности (k=1.2-1.3);
3. Грузоподъемность каждой лебедки определяется формулой: (4.67) 4. Расчет тяговых тросов при надвиге монтажного блока осуществляется по формуле: (4.68) (4.69) где: k – коэффициент запаса прочности (для машинного режима работы k=3-6); - разрывные усилие в тросе, тс. 5. Диаметр каната выбирается исходов из расчетного значения на основе данных для стальных канатов – ГОСТ 2688-80*, следующим образом (4.70) где: - разрывное усилие в канате по ГОСТу.
6. Длина каната должна быть в пределах: (4.71) где: - длина арочного покрытия в здании, м; - длина каната для строповки блока, м; - расчетный запас каната на барабане лебедки, м.
7. Канатоемкость барабана лебедки определяется формулой: (4.72) (4.73) (4.74) где: - канатоемкость барабана лебедки, м; n – число слоев троса каната на барабане; Дб – диаметр барабана лебедки, мм; d – диаметр каната, мм; z – число витков каната на рабочей длине барабана лебедки, мм; Lб - длина барабана лебедки, мм; t - толщина слоя троса на барабане, мм.
Характеристика лебедок, применяемых в такелажном оборудовании приведена в таблице. 8. Потребная мощность электродвигателя тяговой лебедки рассчитывается по формуле (4.75) где: - скорость навивка каната, м/мин; - коэффициент полезного действия лебедки (равный 0,96 – 0,98). По найденному значению «М» подбирается соответствующий тип электродвигателя. 9. Расчет габаритов фундамента под тяговую лебедку и электродвигатель производится следующим образом: Устанавливается габарит фундамента (в плане) для монтажа лебедки и электромотора согласно их технических характеристик (см. рис. 4.27). Размеры фундамента должны соответствовать следующим характеристикам: (4.75) (4.76)
Рисунок 4.27 Схема фундамента под тяжелое оборудование: 1 – фундамент; 2 – лебедка; 3 – электродвигатель.
где: a, b, c - соответственно размеры установленного оборудования (длина, ширина), м.
10. Производится проверка устойчивости фундамента при монтаже блока арок надвигом (см. рис. 4.28). Устойчивость фундамента от смятия грунта при действии горизонтальной нагрузки от тяговых лебедок: (4.77) где: - давление на грунт от действия горизонтальных нагрузок, кгс/ ; - коэффициент уменьшения горизонтального давления ( =0,25); - допускаемое давления на грунт ( =1-3кгс/ ); - высота заглубления ступени фундамента, м;. - ширина фундамента (в плане), м.
11. Устойчивость от опрокидывания массива фундамента с оборудованием рассчитывается по формуле: (4.78) (4.79) Рисунок 4.28 Схема расчета устойчивости фундамента под лебедку: 1 – планировочная отметка площадки; 2 – фундамент; 3 – лебедка; 4 – электродвигатель; 5 – тяговый трос лебедки.
где: - усилие в лебедке, тс; - расстояние от планировочной отметки земли до уровня тягового троса, м; - общий вес фундамента, лебедки, электродвигателя, т; - длина от точки «А» до центра тяжести системы (фундамент, лебедка, мотор); - коэффициент надежности (k= 1,2-1,3).
Арочных покрытий Возведение арочного покрытия в строящихся зданиях и сооружениях, как показывает опыт строительства таких объектов, существенно определяет принцип самой организации строительства таких комплексов, т.к. привлечение к этому процессу нескольких ведущих монтажных механизмов требует четкой их взаимоувязки. Достаточно типичным с этой точки зрения является строительство бассейна г.Уфе, объемно-планировочное решение которого и его конструктивная схема приведены на рис. 4.29. Принципиальная схема организации и технологии строительных работ и схема механизации монтажа арочного покрытия рекомендуется в соответствии с требованиями, которые и сводятся к следующему: а) основной метод возведения “нулевого цикла”, включая ванну бассейна – открытый, т.е. до строительства надземных конструкции. Это исключает негативные воздействия монтажных не предусмотренных нагрузок на несущие и ограждающие конструкции ванны и особенно на ее гидроизоляцию; б) организация строительных работ исходя из данного требования, предусматривается совмещенным методом, одновременно по монтажным зонам, границы которых показаны на схеме (рис. 4.29); в) “обслуживание” каждой монтажной зоны предусматривается за счет привлечения к этим работам двух монтажных кранов. г) технические характеристики последних должны обеспечить монтаж арочного покрытия “спаренной” их работой, т.к. монтажное поле под арками занято устройством чаши бассейна; д) для совмещения строительных потоков по монтажу арок и возведению чаши бассейна необходимо предусмотреть начало этих потоков с оси “11”, т.е. по принципу “на себя”, что позволяет скоординировать их временную независимость и развития, как это показано на сетевом графике (рис. 4.30 и 4.31); е) обеспечение непрерывного потока монтажа арочного покрытия требует организации укрупнительной сборки арок на стендах-кондукторах, количество которых должно исключить технологические простои у звена монтажников в ожидании очередного укрупняемого блока арки; ж) одновременно с производством работ в зоне I при возведении чаши бассейна во IIй зоне – осуществляется подготовка площадки для укрупнительной сборки арок (согласно работам сетевой модели на рис. 4.30 и 4.31); з) механизация сборочных работ на стенде укрупнительной сборки арок осуществляется автономным самоходным автомобильным кранам, т.к. ведущие монтажные механизмы заняты процессами возведения здания бассейна; и) технологическая последовательность этапов строительства, приведенная в виде топологии сетевого графика, отражает изложенные выше принципы возведения объекта и ориентировочный “набор работ” критического пути (см. рис. 4.31); к) согласно этому “набору работ” основное внимание при управлении строительством объекта должно быть уделено Iй монтажной зоне объекта, в частности объемам, связанным с устройством бассейна; м) вторым по “напряженности” является поток, осуществляющий монтаж арок, который максимально совмещается с работами по гидроизоляции и устройству облицовки чаши бассейна и поэтому выполняется двумя башенными кранами. Методика выбора ведущих монтажных механизмов и обоснование их грузоподъемных характеристик подробно изложены в разделе 4.3.5 настоящего “Пособия”.
Рис.4.29 Конструктивная схема здания бассейна и варианты механизации работ возведения “нулевого цикла” и надземной части здания: 1 – башенный кран №1, (осуществляет механизацию работ по устройству ванны бассейна, монтажу арок каркаса и кровли); 2 – башенный кран №2, (осуществляет работы по “нулевому циклу”, административному блоку, кладке стен здания бассейна и совмещенному монтажу арок); 3 – укрупненный блок арки, собранный на стенде; 4 – затяжка арки на период монтажа; 5 – площадки со стендом сборки арок; 6 – монтаж арки совместной работой 2х кранов; 7 – направление монтажного потока при установке арок; 8 – 1я арка смонтированная в монтажном потоке; 9 – автокран КС-1562 для приема, разгрузки и отправочных марок арки и ее сборки; 10 – автотранспорт с отправочными марками арки; 11 – разгрузка элементов арки на сборочный стенд
Литература 1. В.П. Торкатюк. «Монтаж конструкций покрытия большепролетных зданий». - М.: Стройиздат, 1985. 2. В.Н. Швиденко. «Монтаж строительных конструкций». - М.: Высшая школа, 1987. 3. Металлические конструкции. /Под редакцией акад. Н.С.Стрелецкого. - М.: Стройиздат, 1961. 4. Современные пространственные конструкции (справочник). /Под ред. Ю.А. Дыховичного. - М.: Высшая школа, 1981. 5. И.В.Федорцев и др. «Крупноблочный монтаж трубчатых подогревателей». – Уфа: Изд-во УГНТУ. 6. И.В.Федорцев. «Методические указания к разработке курсового проекта «Монтаж строительных конструкций. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002. 7. И.В.Федорцев. «Технология возведения высотных инженерных сооружений (учебное пособие). – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.014 с.) |