Жанровое своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Нравственно-психологическая и философская проблематика романа. Психологизм Лермонтова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровое своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Нравственно-психологическая и философская проблематика романа. Психологизм Лермонтова.



“Герой нашего времени” — роман, состоящий из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом — Печориным (при этом автора интересуют его духовные искания, его размышленияо себе, своем времени, основных философских вопросах бытия). Жанр “Героя нашего времени” — роман в виде “цепи повестей”. Лермонтов обновил этот жанр, перейдя к описанию внутренней жизни человека и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в социально-психологический роман. Лермонтов соединил такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк («Максим Максимыч»), светская повесть («Княжна Мери»), новелла («Тамань»). “Герой нашего времени” был выходом за пределы этих небольших форм путем объединения их в жанре романа. Т.о., при отсутствии непрерывного и последовательного событийного развития сюжета в произведении есть единство личности героя и философской проблематики. Это роман об одном герое, он стоит в центре всей проблематики произведения, все др.лица рассмотрены лишь по отношению к нему.

+ сквозные мотивы, имеющие символич.характер. Показывают связь с лермонтовской лирикой. Повторение и варьирование мотивов — моря, гор, звезд и звездного неба. Мир природы в романе раздвигает рамки повествования, включая мысли героя в более широкий контекст, чем соц.среда, с которой он связан.

В романе Лермонтова композиция и сюжет подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя, проследить историю его внутренней жизни. Одной из важнейших особенностей романа является нарушение хроникальной последовательности событий, в чем заключается своя художественная логика и закономерность (расположение глав в романе: 1. авторск.предисловие к роману 2. «Бэла» 3. Максим Максимыч 4. прдислов.к журналу Печорина 5.Тамань 6. Княжна Мери 7.Фаталист. Хронологич. порядок событий: 1.Тамань 2.Княжна Мери 3.Бэла 4.Фаталист 5.Максим Максимыч 6. предисловие к журналу Печ.). В начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина: в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” его поведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор открывает страницу дневника “того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки, и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. От поступков, которые совершает вначале сам Печорин, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам. Первая часть произведения знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой, мы знакомимся с “Журналом Печорина”, в котором герой рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Психологизм. Лермонтов — автор 1го русского психологич.романа. В романе особенно проявился в повести «Княжна Мери», где герой представлен не со стороны, а погружен в самоанализ. Предметом размышлений Печорина оказываются его собственные чувства, поступки, др.люди + общие вопросы бытия.Желание до конца понять себя приводит к тому, что герой разлагает свое переживание на элементы, выясняя причины, движущие силы своего жизненного поведения. Дневник героя превращается в запись внутр.монолога. Пример самоанализа — размышление Печорина о причинах своего поведения по отношению к княжне Мери. Сначала думает, зачем он добивается ее любви, перебирает все возможные причины: жажда любви, зависть к Грушницкому, желание победить непобедимую красавицу. Но истина: «1ое мое удовольствие — подчинить моей воле все, что меня окружает..». Потом Печорин формулирует свое понимание счастья, гордости, страсти... Т.е. В этом эпизоде оч.связаны в сознании героя личные и общефилософские проблемы. Печорин — наблюдатель не только собств.внутр.жизни, но он испытывает интерес к др.людям, кот-е в романе являются объектом изучения для героя.

«Фаталист» - философская новелла, не случайно замыкает роман: очевидна ключевая философская проблема всего произведения, кот-я в др.повестях скрыта напряженной интригой и существует в подстексте. Это вопрос о свободе воли человека. Таинственная история, кот.случилась с Вуличем, не позволяет ответить на вопрос: есть ли предопределение? Но на «?» как должен вести себя чел-к в мире, не зная, зависит ли его судьба от того или иного принятого им решения, Печ.дает прямой ответ: «После всего это как бы, кажется, не сделаться фаталистом?...Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Вед хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

 

12.1

- в тридцатые годы появляется массовый читатель - это уездные помещики, городское мещанство, чиновники и пр.

-в тридцатые годы также появляется множество подражателей Пушкина

- обвинения этих подражателей в безыдейности удивительным образом перемещаются и на самого поэта (в частности, в этом его обвиняли издания Булгарина «Северная пчела» и «Сын отечества»)

- между Пушкиным и людьми 30-х годов легла тень отчуждения и непонимания

- поздняя поэтическая продукция Пушкина современникам была почти неизвестна

- начиная с 1833 почти все лирические произведения оставались ненапечатанными («Памятник», «Из Пиндемонти»)

- самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого "каменноостровского цикла": "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти". Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах

- летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове) «каменноостровским

»

- точный состав цикла стихотворений неизвестен, возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой

- три произведения, несомненно принадлежащие циклу, связаны евангельской темой: сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался …» и «Мирской власти»Страстная неделя великого поста (в день Пасхи умерла его мать, переживания отразились в произведениях)

- ещё одно стихотворение цикла — «Из Пиндемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

- Вот счастье! вот права...

- в цикл, вероятно, входили также «Когда за городом задумчив я брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник»Я памятник воздвиг себе нерукотворный …») — в качестве зачина или, по другим версиям, финала

- «Полководец» - стихотворение посвящено памяти Барклая де Толли, который командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён Кутузовым

- заслуги Барклая перед Россией и по сей день являются объектом жарких споров среди специалистов. Современники относились к нему с недоверием. Западная фамилия заставляла их сомневаться во всём, к чему имела отношение его "тёмная" личность. Это отразил в стихотворении Пушкин: Народ, таинственно спасаемый тобою, // Ругался над твоей священной сединою.

- портрет полководца: Он писан во весь рост. Чело, как череп голый, // Высоко лоснится, и, мнится, залегла // Там грусть великая; Но чей высокий лик в грядущем поколенье // Поэта приведет в восторг и в умиленье!

- стихотворение "Полководец" на самом деле можно считать одой, песнью за доблесть и самоотверженность человека, не оценённого современниками

 

12.2


 

Билет №13

1. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

«Поэт» 1827 г, «Пророк» 1826г, «Я памятник…»

А.С. П. в своём твор-ве осмысляет поэта как избранника Божия, через кот. Высший дух пытается направить человека на истинный путь, указать ему на его пороки. Поэт-это тот, кто явл. посредником между миром и Богом. Кажется, что стих. «Пророк» и «Поэт» явл. единым произведением, разделённом на части. Первая ч.- это «Пророк», где мы видим превращение чел. в вестника Бога, а 2 ч. – «Поэт», где перед нами предстаёт картина того, как этот же человек живёт после событий, связанных с превращением. Сам «Пророк» композиционно делится на 3 части: 1ч-явление шестикрылого серафима; 2 ч-превращение, кот. в свою очередь подразделяется на 4стадии:1)глаза2)уши3)уста4)сердце. (Это всё касается тех инстинктов, кот. чел. использует в своей повседневной жизни, от кот. необх. отказаться, чтобы вознестись над обычными людьми и приблизиться к Богу. И 3ч-возвание гласа божия. Чем больше знания получает пророк, тем менее от становится похожим на человека. В конце он предстаёт перед нами как тот, кто полностью наделён знанием и теперь должен «глаголом жечь сердца людей». В «Поэте» звучит продолжение этой истории. Поэт живет самой обыкн. жизнью и ничем не отлич. от своих собратьев. Но как только он вновь слышит божеств. глас, он преображается и уходит туда, где может остаться один. Максим. изолированность от мира способствует тому, чтобы возвыситься над всем земным и устремиться к Богу. И в первом, и во 2 стих-нии это подчёркнуто словами «пустыня» и «пустынный». 3-ье стих. почти полностью лишено мистицизма, кот мы улавливаем в предыдущих произв. Пушкин, как и его предшественники(Гораций и Державин) подводит итоги своей работе, предчувствуя скорое прощание с миром. Но поэт осознаёт, что то, что он завещал своим правнукам не даст забыть его. Поэзия даёт своему поэту бессмертие, как поэт наделяет её жизнью. Главный долг поэта – это долг перед народом, и А.С. исполнил его, восславя Свободу и позаботясь о падших.

Билет 13.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.008 с.)