Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанровое своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Нравственно-психологическая и философская проблематика романа. Психологизм Лермонтова.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
“Герой нашего времени” — роман, состоящий из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом — Печориным (при этом автора интересуют его духовные искания, его размышленияо себе, своем времени, основных философских вопросах бытия). Жанр “Героя нашего времени” — роман в виде “цепи повестей”. Лермонтов обновил этот жанр, перейдя к описанию внутренней жизни человека и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в социально-психологический роман. Лермонтов соединил такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк («Максим Максимыч»), светская повесть («Княжна Мери»), новелла («Тамань»). “Герой нашего времени” был выходом за пределы этих небольших форм путем объединения их в жанре романа. Т.о., при отсутствии непрерывного и последовательного событийного развития сюжета в произведении есть единство личности героя и философской проблематики. Это роман об одном герое, он стоит в центре всей проблематики произведения, все др.лица рассмотрены лишь по отношению к нему. + сквозные мотивы, имеющие символич.характер. Показывают связь с лермонтовской лирикой. Повторение и варьирование мотивов — моря, гор, звезд и звездного неба. Мир природы в романе раздвигает рамки повествования, включая мысли героя в более широкий контекст, чем соц.среда, с которой он связан. В романе Лермонтова композиция и сюжет подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя, проследить историю его внутренней жизни. Одной из важнейших особенностей романа является нарушение хроникальной последовательности событий, в чем заключается своя художественная логика и закономерность (расположение глав в романе: 1. авторск.предисловие к роману 2. «Бэла» 3. Максим Максимыч 4. прдислов.к журналу Печорина 5.Тамань 6. Княжна Мери 7.Фаталист. Хронологич. порядок событий: 1.Тамань 2.Княжна Мери 3.Бэла 4.Фаталист 5.Максим Максимыч 6. предисловие к журналу Печ.). В начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина: в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” его поведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор открывает страницу дневника “того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки, и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. От поступков, которые совершает вначале сам Печорин, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам. Первая часть произведения знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой, мы знакомимся с “Журналом Печорина”, в котором герой рассказывает о себе в предельно искренней исповеди. Психологизм. Лермонтов — автор 1го русского психологич.романа. В романе особенно проявился в повести «Княжна Мери», где герой представлен не со стороны, а погружен в самоанализ. Предметом размышлений Печорина оказываются его собственные чувства, поступки, др.люди + общие вопросы бытия.Желание до конца понять себя приводит к тому, что герой разлагает свое переживание на элементы, выясняя причины, движущие силы своего жизненного поведения. Дневник героя превращается в запись внутр.монолога. Пример самоанализа — размышление Печорина о причинах своего поведения по отношению к княжне Мери. Сначала думает, зачем он добивается ее любви, перебирает все возможные причины: жажда любви, зависть к Грушницкому, желание победить непобедимую красавицу. Но истина: «1ое мое удовольствие — подчинить моей воле все, что меня окружает..». Потом Печорин формулирует свое понимание счастья, гордости, страсти... Т.е. В этом эпизоде оч.связаны в сознании героя личные и общефилософские проблемы. Печорин — наблюдатель не только собств.внутр.жизни, но он испытывает интерес к др.людям, кот-е в романе являются объектом изучения для героя. «Фаталист» - философская новелла, не случайно замыкает роман: очевидна ключевая философская проблема всего произведения, кот-я в др.повестях скрыта напряженной интригой и существует в подстексте. Это вопрос о свободе воли человека. Таинственная история, кот.случилась с Вуличем, не позволяет ответить на вопрос: есть ли предопределение? Но на «?» как должен вести себя чел-к в мире, не зная, зависит ли его судьба от того или иного принятого им решения, Печ.дает прямой ответ: «После всего это как бы, кажется, не сделаться фаталистом?...Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Вед хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».
12.1 - в тридцатые годы появляется массовый читатель - это уездные помещики, городское мещанство, чиновники и пр. -в тридцатые годы также появляется множество подражателей Пушкина - обвинения этих подражателей в безыдейности удивительным образом перемещаются и на самого поэта (в частности, в этом его обвиняли издания Булгарина «Северная пчела» и «Сын отечества») - между Пушкиным и людьми 30-х годов легла тень отчуждения и непонимания - поздняя поэтическая продукция Пушкина современникам была почти неизвестна - начиная с 1833 почти все лирические произведения оставались ненапечатанными («Памятник», «Из Пиндемонти») - самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого "каменноостровского цикла": "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти". Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах - летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове) «каменноостровским »- точный состав цикла стихотворений неизвестен, возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой - три произведения, несомненно принадлежащие циклу, связаны евангельской темой: сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался …» и «Мирской власти» — Страстная неделя великого поста (в день Пасхи умерла его мать, переживания отразились в произведениях) - ещё одно стихотворение цикла — «Из Пиндемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. - Вот счастье! вот права... - в цикл, вероятно, входили также «Когда за городом задумчив я брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник» («Я памятник воздвиг себе нерукотворный …») — в качестве зачина или, по другим версиям, финала - «Полководец» - стихотворение посвящено памяти Барклая де Толли, который командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён Кутузовым - заслуги Барклая перед Россией и по сей день являются объектом жарких споров среди специалистов. Современники относились к нему с недоверием. Западная фамилия заставляла их сомневаться во всём, к чему имела отношение его "тёмная" личность. Это отразил в стихотворении Пушкин: Народ, таинственно спасаемый тобою, // Ругался над твоей священной сединою. - портрет полководца: Он писан во весь рост. Чело, как череп голый, // Высоко лоснится, и, мнится, залегла // Там грусть великая; Но чей высокий лик в грядущем поколенье // Поэта приведет в восторг и в умиленье! - стихотворение "Полководец" на самом деле можно считать одой, песнью за доблесть и самоотверженность человека, не оценённого современниками
12.2
Билет №13 1. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина «Поэт» 1827 г, «Пророк» 1826г, «Я памятник…» А.С. П. в своём твор-ве осмысляет поэта как избранника Божия, через кот. Высший дух пытается направить человека на истинный путь, указать ему на его пороки. Поэт-это тот, кто явл. посредником между миром и Богом. Кажется, что стих. «Пророк» и «Поэт» явл. единым произведением, разделённом на части. Первая ч.- это «Пророк», где мы видим превращение чел. в вестника Бога, а 2 ч. – «Поэт», где перед нами предстаёт картина того, как этот же человек живёт после событий, связанных с превращением. Сам «Пророк» композиционно делится на 3 части: 1ч-явление шестикрылого серафима; 2 ч-превращение, кот. в свою очередь подразделяется на 4стадии:1)глаза2)уши3)уста4)сердце. (Это всё касается тех инстинктов, кот. чел. использует в своей повседневной жизни, от кот. необх. отказаться, чтобы вознестись над обычными людьми и приблизиться к Богу. И 3ч-возвание гласа божия. Чем больше знания получает пророк, тем менее от становится похожим на человека. В конце он предстаёт перед нами как тот, кто полностью наделён знанием и теперь должен «глаголом жечь сердца людей». В «Поэте» звучит продолжение этой истории. Поэт живет самой обыкн. жизнью и ничем не отлич. от своих собратьев. Но как только он вновь слышит божеств. глас, он преображается и уходит туда, где может остаться один. Максим. изолированность от мира способствует тому, чтобы возвыситься над всем земным и устремиться к Богу. И в первом, и во 2 стих-нии это подчёркнуто словами «пустыня» и «пустынный». 3-ье стих. почти полностью лишено мистицизма, кот мы улавливаем в предыдущих произв. Пушкин, как и его предшественники(Гораций и Державин) подводит итоги своей работе, предчувствуя скорое прощание с миром. Но поэт осознаёт, что то, что он завещал своим правнукам не даст забыть его. Поэзия даёт своему поэту бессмертие, как поэт наделяет её жизнью. Главный долг поэта – это долг перед народом, и А.С. исполнил его, восславя Свободу и позаботясь о падших. Билет 13.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.008 с.) |