Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Вопрос 1. Литературное развитие начала 19 века (общая характеристика, основные тенденции).

Поиск

Билет 4

Своеобразие творчества В.А.Жуковского. Романтическое двоемирие в поэзии Жуковского. Философия поэтического откровения («Лалла Рук»).

 

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Ж. писал о своем раннем творчестве:

…для меня в то время было:

Жизнь и поэзия – одно.

Глубоко личный хар-р носит не только его ранняя поэзия, но вообще все его творчество.

Род. в Тульск. губернии. Сын богатого помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Положение «незаконного» сына болезненно отражалось на душ. состоянии мальчика. До 8 лет воспитывался у отца, потом у его замужней дочери.

Образование: благородный пансион (Москва, Тверская улица, там же учился и Лермонтов). Ж. печатается в периодических изданиях, выходивших при пансионе (он пробовал силы в жанрах философ. оды и прозаических рассуждений и морали).

Сблизился с Тургеневыми- там читали страдания юного Вертера-увлечение немецкой литературой. Дружба с Андреем Тургеневым, вместе с ним участие в Дружеском литературном обществе =˃ формирование у Ж. его литературных взглядов в новом, романтич. направлении.

Сближение с Карамзиным, который становится авторитетом для Ж. и влияет на него. Ж. выступает как поэт-сентименталист, но отдающий дань классицизму. Стихотворение «Майское утро», мысли о том, что жизнь полна страданий, а счастье ждет человека в могиле. В том же духе стих-я «Мысли при гробнице», «Мысли на кладбище», влияние Томаса Грея (представитель англ. сентиментальной и предромантической поэзии). Ж. делает вольный перевод Томаса Грея, «Сельское кладбище».

Элегии (о грусти) Вечер (воспоминания в круге друзей, которые теперь идут каждый «своею тропою», меланхолия, в конце элегии – снова мысль о близкой смерти), Море; баллады Людмила, Светлана, Лесной царь.

1808-1812 гг. - Переход от сентиментализма к романтизму. В эти годы у творчестве Ж. вырисовывается субъективный, романтич. мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности.

Ж. порвал с абстрактно-обобщенным изображением чувств и эмоций человека (что было свойственно классицизму). Ж. не описывает чувство вообще, а раскрывает св. чувство. Научил рус. поэтов выражать душевн. состояние конкретно, рисовать человеч. чувства и желания в их оттенках, сложности и противоречивости. Обостренное художественное внимание к человеч. психологии. Экспрессивность стиля, стремление внушить читателю чувство.

Романтич. двоемирие связано с элегией «Море» (1822), считается сентиментальным произведением. Возникает мотив двух миров. 1 из них - земной, греховный, низкий, а второй - возвышенный, небесный. Идеальный мир - небо и стремящийся к нему – море (как и душа поэту, тоже стремящаяся к идеалу). Небо отражается в воде, и мы видим другой, неземной – небесный мир. Море и есть отражение того второго, лучшего мира (неба). Но вот возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу:
Возможно, такая же борьба двух начал (светлого и темного) происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский:
Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом.
Так и память человека после пережитого несчастья нескоро забудет о нем.
Написано амфибрахием, не разделено на строфы т к море это неделимая, таинственная сущность. Эволюция героя на пути к Богу.

«Лалла Рук» 1821- написано. Лирическому герою мимолетно снится прекрасная девушка в паранже- а потом исчезает. Поводом для написания этого стихотворения явился праздник в Берлине, устроенный Фридрихом (Прусский король) тк приехала его дочь Александра Федоровна и зять – будущий Николай 1. Она на празднике в сценке исполняла роль индийской принцессы Лаллы Рук (заимствованы из поэмы Томаса Мура «Лалла Рук»). Лалла Рук - символ поэзии, поэтического вдохновения (так же мимолетна и прекрасна).

Неопубликованное примечание Жуковского: «Прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам минутами, только для того единственно…чтобы оживить нас, возвысить нашу душу – но его ни удержать, ни постигнуть мы не можем». Это доказательство бессмертия. От того, что наше «вдохновение», Лалла Рук - мимолетно.

 

2. «Борис Годунов» как историко-политическая трагедия. Тема власти и самозванства в «Борисе Годунове». Образ народа в трагедии.

Пушкин Александр Сергеевич

В 19 в. повышается интерес к истории, растет популярность худож.-истор. жанров. Пушкин первым ввел «историческое направление» в руслит. Создает драматич. художественно-историческое произведение - «Б.Г.» Писал 7 лет. Принципы: полная творч. свобода, отказ от «закостеневших правил» и форм, правдивое изложение истории.

Оч. много действ. лиц (примерно 60), нет гл. героя (хоть и названа трагедия именем царя Бориса, он – лишь в 6 сценах из 23, самозванец тоже не гл. герой). Один из важнейших героев – народ! А вообще гл. действ. лицо – коллективный герой, Русь конца 16-начала 17вв. (представители практически всех слоев общества).

В основе сюжета Смутное время. Пушкин освятил трагедию Карамзину – эти события описаны в 10м и 11м томах «Истории государства Российского». Пушкин точно принимает (несмотря на сомнения Карамзина) причастность Бориса Годунова к убийству царевича Дмитрия в Угличе (16 век).

ВЛАСТЬ. Основная тема, поднимаемая в трагедии, — власть и человек. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.

Бориса Годунова утвердил народ – но не может насладиться спокойствием: «жалок тот, в ком совесть нечиста». Появляется Лдежмитрий (беглый молодой монах Григорий Отрепьев), кот-й ради захвата власти просит помощи у поляков, между делом влюбляется в Марину Мнишек, дочь польского воеводы, и сам приводит польских панов в Москву. При появлении самозванца Лжедмитрия Борис Годунов потрясен: что же такое власть законная, выбранная народом, одобренная церквью, если мертвые могут из гроба восставать и допрашивать царя? Лжедмитрий внушает народу, что именно он – выживший церевич Дмитрий, ведет за собой людей свергать Бориса. Царство Бориса кровью началось, кровью длилось, кровью закончилось. Б. внезапно умирает, его дети убиты.

НАРОД. народ-творец истории, истинная основа государства. Без народа власть бессильна. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью. И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.
Мощь народа правительство не могло не чувствовать. Сила народа-в присущем ему отвращению к преступлениям. Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное, самодержавное правительство.
Оно боится народа. Основная сила Лжедмитрия – именно поддержка мнения народного! Основная роль принадлежит ему и власть принадлежит ему (Афанасий Пушкин, герой: «всегда народ к смятенью тайно склонен»). Он появляется сначала и в конце, именно его мнение среди народа важно. Сила народа – в его нравственной чистоте – он не может простить Борису убийства Дмитрия. Вот из-за чего все и произошло. Русская народная речь отражает «лукавую насмешливость ума». Совесть народа – Пимен (монах-летописец) и Юродивый- выражают гнев и проч. В конце: боярин сообщает народу, что Годунов и его семья мертвы, велит народу: «Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! - Народ безмолвствует».


 

Билет 5 вопрос 1

 

Баллады Жуковского

Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европ.культуре: «Кассандра» Шиллера, «Лесной царь» Гете и т.д. Одновременно он создал нац.форму баллады (фантастич.событий, драматизир.сюжет, моралистич.итог). В основе эстетики баллады - представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется в образах привидений, мертвецов, кот.оживают в гробах и т.д. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, ночной лес. Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие) – основные слагаемые нового худ.мира, открывшегося рус.читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – этико-философ.проблематика баллад. Основа балладного сюжета – преодоление человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром. Для выражения романтич.переживаний Ж-й искал образы и сюжеты, относящиеся к эпохе средневековья, когда вера в потустороннее и фантастич. еще господствовала в обществ.идеологии. Это были сюжеты народных поверий, в к-рых христианская вера в бога и дьявола соединялась с отголосками языческих представлений («Людмила», «Светлана), церковно-книжные и рыцарские легенды («Эолова арфа»). Подобно лирике, баллады Ж. отличаются художественной оригинальностью и законченностью формы. Для них характерна психологич. утончённость образов, эмоциональная выразительность языка и ритма. «Светлана» (1813г.) явл. попыткой Ж-го создать самостоят.произв-е, опирающееся в сюжете на нац.обычаи народа. Ж-й использовал древ.поверье о гаданиях крестьян.девушек в ночь перед Крещением. Девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят первым прохожим, та и выйдет первой замуж. Вопрос о суженом был очень важным для девушки в прошлом, т.к. един.путь к перемене жизни – замужество. Светлана грустит из-за длит.разлуки с женихом, в полночь гадает о его судьбе, хочет узнать, когда он к ней вернется. Ей кажется, что приезжает жених и увозит ее с собой. Когда они проезжают мимо церкви, С-а видит, что там – отпевание. Затем жених пропадает, а в отдаленной хижине она видит гроб, из кот.встает возлюбленный-мертвец (хар-й для баллад ход – встреча с миром мертвых). Автор нагнетает атмосферу страха. «Белый голубочек» защищает ее от мертвеца, а потом героиня просыпается. Жених возвращается к ней живым. Концовка идеализирует ситуацию, т.к. получается. Что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья – только во сне. Это подкрепляется итогот («Здесь несчастье – лживый сон: / Счастье – пробужденье»). В отл. от Людмилы, кот. «жизнь кляла», С-а молит ангела-утешителя утолить ее печаль, ее просьбы сразу услышаны. Противоречат баллад.традиции отказ от фантастики (конец), шутливо-счастливая концовка, введение реал.мотивировок. «Людмила» (1808) явл.вольным переводом баллады нем.поэта Бюргера «Ленора». В основе - религиозные представления, вера в чудесное спасение и погибель души. Невеста ждет возвращения с войны жениха, но обнаруж., что его нет среди вернувшихся, и ропщет на судьбу (жизнь ей больше не мила). Тогда в полночь появ.призрак жениха и увозит ее с собой в могилу. Протест Л-ы вызывает усугубление кары, чел-к становится рабом судьбы. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю. Людмила сама выбирает себе путь: “Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить”. Смерть Людмилы - не божественное наказание за ропот, а результат исполнения ее желания (рай – там, где любимый). Глав.составляющие ром.взгяда на мир – расширение границ обыденного, тяга к неизведанному. «Эолова арфа» (напечат.в1815). Томная мечтательность души, улетающей от земных дел в сферу высших томлений — тональность, тема и содержание баллады «Эолова арфа». Минвана(в ней царская кровь) узнала (при помощи волшебного предмета - звуков арфы, которую ее возлюбленный Арминий-певец оставил на дереве) о его смерти. Пейзаж - такой же, как в элегиях, — пейзаж души, а не природы. Бедный певец Арминий, полюбивший царскую дочь Минвану, понимает, что ему доступна только тайная радость, скрытая от взоров людей. Духовная близость торжествует над социальным неравенством. Но это возможно только в мире романтической мечты. Любовь бедного певца к царской дочери перестала быть тайной, и преступник был наказан изгнанием. Колебания струн под действием ветра ассоциируются с движениями человеческой души, внезапное звучание эоло­вой арфы среди тишины – это послание друга или любимого, которого уже нет, а сама арфа выступает посредником между земным и по­тусторонним миром. Антастическая обстановка, характерная для баллады: На темные своды Багряным щитом покатилась луна; От замка великаны теней "Легли... по гладким водам." Атмосфера тайны - певец предчувствует расставание. Минвана тревожна тоже.

Билет 5 вопрос 2: «Медный всадник» А.С. Пушкина. Образы Петра и Евгения. Мифологический уровень в поэме.

«МВ» (1833) – худ.итог его размышлений о личности Петра1. Две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «маленького» человека. Пушкин осмысляет глубинное противоречие между отдельной личностью и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности Петра. С одной стороны, эта деятельность возвысила Российское государство. С др.стороны, она привела к страданиям «маленького человека». С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра, восхищается прекрасным городом на Неве, с др.- глубоко сочувствует «мал.чел-у». Автор не может оправдать те жертвы, которые «мал.чел.» вынужден приносить самодержавной власти. Поэма включает в себя вступление и две части. Написана 4-стопным ямбом. Во вступлении автор осмысляет историческое значение деятельности Петра I для России, оно откр-ся образом Петра. Царь погружен в великие думы. Петр у Пушкина – деятель, кот.угадывает потенциальные силы нации и направляет их на решение грандиозных задач.

Евгений происходит из знатного дворянского рода. Но во время, к кот.относ-ся повествование в поэме, об этом уже никто не помнит. Поэт объясняет, почему именно это имя он выбрал для своего героя («…оно / Звучит приятно; с ним давно / Мое перо к тому же дружно). Евг-й – типичный мелкий чиновник, «мал.чел.». Именно к Пушкину восходит галерея «мал.людей» в русской литературе (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Позже в рус.лит-ру войдут герои Гоголя (Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского. Герой – бедный чиновник, и это не случайно: Реформы Петра превратили Россию в чиновное гос-во, они породили соц.тип, кот.впоследствии получил назв-е «мал.чел-ка». Возлюбленная Евгения - простая девушка Параша. В стихах поэта выражено сочувствие «мал.чел-ку», искреннее внимание к его участи.

При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе. «Мал.чел.» Евг-й противопоставлен в поэме Петру I – великому самодержцу. В хар-ке Евгения, как и в хар-ке Петра, большое место занимают думы героя, но это думы о личном, о насущном. Они совсем не похожи на думы Петра. Петр олицетворяет власть, не считающуюся с интересами и самой жизнью «мал.чел-ка» - это глав.противоречие, лежащее в основе поэмы. В конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь соотнесены. Евгений, спасающийся от наводнения, сидя «на звере мраморном верхом», находясь в отчаянии, видит перед собой неподвижную статую Петра. Гибель Параши приобретает в поэме символический смысл - олицетворяет собой нравственный итог того «эксперимента», кот.затеял Петр над природой и над человеком. Сумасшествие героя закономерно, внутр.мир «мал.чел-ка» не выдержал тяжкого испытания. Во второй части поэмы содержится ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, кот-ю олицетворяет статуя Петра. Два противника стилистически «уравниваются» (личность Евгения в момент его бунта против кумира «вырастает»): у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Заканчивается бунт кошмаром Евгения: Медный Всадник преследует свою жертву. В своеобразном эпилоге, не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения, не выдержавшего схватки с жестокой судьбой.

Мифологический смысл.план задан заголовком поэмы – «МВ». Этот смыс.план взаимодействует с историч.во вступлении, оттеняет с.дет.повеств-е о наводнении и судьбе Евг-я (фигура «кумира на бронзовом коне»), доминирует в кульминации (погодня Мед.всадника за Евг-ем). Появ-ся мифологическ.герой, ожившая статуя – Мед.всадник. В этом эпизоде Петербург теряет реал.очертания, превращ.в условное, миф.простр-во. Мед.всадник, разбуженный словами Евг-я, срываясь с пьедестала, перестает быть только кумиром (памятником), становится миф.воплощ-ем «гроз.царя». В 18-19вв 2 группы мифов: 1) Петр – «отец Отечества», мифы о чудес.создании города 2) Петр – порождение сатаны, Петербург – сатанинский хаос, мифы о его разруш-и. Пушкин создал синтетич.образы Петра и Петербурга из двух гр.мифов: вступление – о создании, 1-2 часть – о разруш-и. В миф.плане Петр – не как историч.персонаж, а как безымян.герой легенды, основатель и будущ.строитель города, исполняющий волю природы.

 

Билет 6.

 

7.1

- Александр Андреевич Чацкий - главный герой комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

- молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия; не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии ”; детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца, здесь он вырос и подружился с Софьей; вернулся в Москву ради нее, но девушка его уже разлюбила

- ничто человеческое ему не чуждо; пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно не дают ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому

- получил хорошее образование, обладал блестящим умом, «один здравомыслящий человек» по оценке Грибоедова («В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»)

- речь эмоциональна; ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”…

- простодушие, душевная искренность, честность, готовность к борьбе за общественное благо – составные достоинства

- честный, открытый человек сталкивается с фамусовским обществом (масса людей, которые ищут лишь «чинов, крестов», «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы; их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь»; главный герой же требует “службы делу, а не лицам”

- в монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит»

- он, как и будущие декабристы, обличает «прошедшего житья подлейшие черты» (крепостное право), почтение всего иноземного, презрение к родному языку и обычаям, угодничество

- не боится говорить правду в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии

- на балу обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно

- общество почувствовав это, осмеяло его и объявило сумасшедшим; окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни

- «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей» (Гончаров)

 

7.2

- тема Родины проходит через все творчество Лермонтова и является одной из центральных в лирике поэта

- поэт использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях

- для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”, в его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” - имения Тарханы, Москвы – места, к которым он испытывал чувство глубокой любви и патриотизма

- в ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание (“Я видел тень блаженства”):
...я родину люблю
И больше многих: среди ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать.

- чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина” (1841) (Люблю отчизну я, но странною любовью!), один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям…

- автор презирает тех, у кого нет родины, нет “страдания”; этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”, где тучи – идеал свободы:
Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

- требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия...” (1841) - это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”.

- лирический герой стихотворения выражает предположение:

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

- так возникает образ Кавказа - поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”, он признается:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

- о “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”

- рисуя Кавказ единственным в стране рабов и господ местом, где люди оставались верными идеалу свободы и боролись за него, Лермонтов идеализировал свободу и независимость горских народов

- в «кавказских» поэмах Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелых и свободолюбивых людей, готовых пойти на все для достижения поставленной цели, готовых до конца отстаивать свою свободу; этот идейный замысел и придавал некоторую романтическую отвлеченность лермонтовской трактовке событий на Кавказе

- в более поздней поэме «Мцыри» Лермонтов уже иначе подходит к вопросу о взаимоотношениях России и Кавказа
- своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...” (1840):

Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.

- кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, - пишет Лермонтов в одном из писем; поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”.


 

Билет 8. (Билеты кажутся большими, но они написаны практически школьным языком, поэтому читаются очень легко, и легко понять, что именно надо говорить по теме. Если что, то билеты я наполовину взяла из интернета, наполовину сама подкорректировала)

1. Образ Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»

 

Грибоедов писал: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Пушкин считал этот образ неудачей автора: "Софья начертана неясно…". Но Гончаров в "Мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

 

Cофья лицо драматическое, а не комедийное. Она - как и Чацкий - натура страстная, живущая настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это лишь углубляет ее драматизм. Софьей движет любовь. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она знает, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому.

 

Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?". Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит... // Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" "Горе от любви" Софьи заключается в том, что она полюбила человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках), не увидев его истинного облика. Он подлец. Это Софья откроет в финале комедии. В финале же, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, когда "спала пелена", она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматических моментов всей пьесы.

 

"Горе от ума" есть исчерпывающее определение женского образования той поры, данное Фамусовым:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

В этой гневной реплике отчетливо сформулированы ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были необразованными: они знали не так уж мало. Но вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества.

 

Софья свою жизнь строит по общепринятым образцам. С одной стороны, ее воспитывают книги - те самые французские романы, от которых "ей сна нет". Молчалин в ее глазах похож на романтического героя:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет.

Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. (здесь можно вспомнить Татьяну Ларину) Но Софья не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью. Она-то любит. Но ее избранник лишь "отбывает повинность": "И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…". И не подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, она так бы и осталась уверенной в его добродетелях.

 

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии c общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье. Вот Наталья Дмитриевна Горич - молодая дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные ступени светской карьеры. А вот и те дамы, которые формируют "мненье света": княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы - комическая маска графини бабушки: "Когда-нибуть я с пала та в могилу". Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который стремится любая барышня - и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих - и так до того момента, когда "с бала да в могилу". И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин - просто идеал!

 

"Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом", - презрительно бросает Софье Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей скорее всего окажется именно "муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей". Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие - вот почему поистине драматичен образ главной героини "Горя от ума".

 

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье "Мильон терзаний" он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. Одна характеристика заслуживает особого внимания: "Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

 

 

2. Мотив одиночества в лирике Лермонтова

 

Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов - это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте.

 

В стихотворении «Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному.

 

Тоска по «родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. В стихотворении «И скучно и грустно...» он одинок «в минуту душевной невзгоды», некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку. 



 

Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою...» поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. 



 

Лермонтов одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».

 

Чтобы найти утешение, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью». 



 

Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении «Дума» противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей. 



 

Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении «На севере диком стоит одиноко...», представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству. 



 

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении «Пусть я кого-нибудь люблю...», герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве. 



 

Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении «Дубовый листок». Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары.

 

В стихотворении «Тучи» лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с «милым севером». 



 

Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти «свободу и покой» от опустошающих его желаний и стремлений.

 

Однако лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...»: небесное и земное соединяются в прекрасной возлюбленной. В сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле. 



 

Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность. Поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении «Парус», написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным. 


 


Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

 

 

Билет 10.

 

Билет 11

 

Билет 13.

 

Билет 18

 

1. Художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». «Человек природы» и «человек цивилизации» в поэме.

Поэма написана в 1824 г. и является поэтическим выражением мировоззренческого кризиса, который переживал Пушкин в 1823—1824 гг. Поэт с необычайной глубиной и проницательностью ставит в «Цыганах» ряд важных вопросов, ответа на которые он еще не в состоянии дать. В образе Алеко выражены чувства и мысли самого автора. Недаром Пушкин дал ему свое собственное имя (Александр), а в эпилоге подчеркнул, что и сам он, как и его герой, жил в цыганском таборе.
Своего героя, романтического изгнанника, бежавшего, как и Кавказский пленник, в поисках свободы от культурного общества, где царит рабство, физическое и моральное, Пушкин помещает в среду, где нет ни законов, ни принуждения, никаких взаимных обязательств. Пушкинские «вольные» цыгане, несмотря на множество точно и верно воспроизведенных в поэме черт их быта и жизни, конечно, крайне далеки от подлинных бессарабских цыган, живших тогда в «крепостном состоянии». Но Пушкину надо было создать своему герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью удовлетворить свое страстное желание абсолютной, ничем не ограниченной свободы. И тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя, не желает признавать ее для других, если эта свобода затрагивает его интересы, его права («Я не таков, — говорит он старому цыгану, — нет, я, не споря, от прав своих но откажусь»). Поэт развенчивает романтического героя, показывая, чт<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.014 с.)