Своеобразие творчества В.А.Жуковского. Романтическое двоемирие в поэзии Жуковского. Философия поэтического откровения («Лалла Рук»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие творчества В.А.Жуковского. Романтическое двоемирие в поэзии Жуковского. Философия поэтического откровения («Лалла Рук»).



 

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Ж. писал о своем раннем творчестве:

…для меня в то время было:

Жизнь и поэзия – одно.

Глубоко личный хар-р носит не только его ранняя поэзия, но вообще все его творчество.

Род. в Тульск. губернии. Сын богатого помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Положение «незаконного» сына болезненно отражалось на душ. состоянии мальчика. До 8 лет воспитывался у отца, потом у его замужней дочери.

Образование: благородный пансион (Москва, Тверская улица, там же учился и Лермонтов). Ж. печатается в периодических изданиях, выходивших при пансионе (он пробовал силы в жанрах философ. оды и прозаических рассуждений и морали).

Сблизился с Тургеневыми- там читали страдания юного Вертера-увлечение немецкой литературой. Дружба с Андреем Тургеневым, вместе с ним участие в Дружеском литературном обществе =˃ формирование у Ж. его литературных взглядов в новом, романтич. направлении.

Сближение с Карамзиным, который становится авторитетом для Ж. и влияет на него. Ж. выступает как поэт-сентименталист, но отдающий дань классицизму. Стихотворение «Майское утро», мысли о том, что жизнь полна страданий, а счастье ждет человека в могиле. В том же духе стих-я «Мысли при гробнице», «Мысли на кладбище», влияние Томаса Грея (представитель англ. сентиментальной и предромантической поэзии). Ж. делает вольный перевод Томаса Грея, «Сельское кладбище».

Элегии (о грусти) Вечер (воспоминания в круге друзей, которые теперь идут каждый «своею тропою», меланхолия, в конце элегии – снова мысль о близкой смерти), Море; баллады Людмила, Светлана, Лесной царь.

1808-1812 гг. - Переход от сентиментализма к романтизму. В эти годы у творчестве Ж. вырисовывается субъективный, романтич. мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности.

Ж. порвал с абстрактно-обобщенным изображением чувств и эмоций человека (что было свойственно классицизму). Ж. не описывает чувство вообще, а раскрывает св. чувство. Научил рус. поэтов выражать душевн. состояние конкретно, рисовать человеч. чувства и желания в их оттенках, сложности и противоречивости. Обостренное художественное внимание к человеч. психологии. Экспрессивность стиля, стремление внушить читателю чувство.

Романтич. двоемирие связано с элегией «Море» (1822), считается сентиментальным произведением. Возникает мотив двух миров. 1 из них - земной, греховный, низкий, а второй - возвышенный, небесный. Идеальный мир - небо и стремящийся к нему – море (как и душа поэту, тоже стремящаяся к идеалу). Небо отражается в воде, и мы видим другой, неземной – небесный мир. Море и есть отражение того второго, лучшего мира (неба). Но вот возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу:
Возможно, такая же борьба двух начал (светлого и темного) происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский:
Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом.
Так и память человека после пережитого несчастья нескоро забудет о нем.
Написано амфибрахием, не разделено на строфы т к море это неделимая, таинственная сущность. Эволюция героя на пути к Богу.

«Лалла Рук» 1821- написано. Лирическому герою мимолетно снится прекрасная девушка в паранже- а потом исчезает. Поводом для написания этого стихотворения явился праздник в Берлине, устроенный Фридрихом (Прусский король) тк приехала его дочь Александра Федоровна и зять – будущий Николай 1. Она на празднике в сценке исполняла роль индийской принцессы Лаллы Рук (заимствованы из поэмы Томаса Мура «Лалла Рук»). Лалла Рук - символ поэзии, поэтического вдохновения (так же мимолетна и прекрасна).

Неопубликованное примечание Жуковского: «Прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам минутами, только для того единственно…чтобы оживить нас, возвысить нашу душу – но его ни удержать, ни постигнуть мы не можем». Это доказательство бессмертия. От того, что наше «вдохновение», Лалла Рук - мимолетно.

 

2. «Борис Годунов» как историко-политическая трагедия. Тема власти и самозванства в «Борисе Годунове». Образ народа в трагедии.

Пушкин Александр Сергеевич

В 19 в. повышается интерес к истории, растет популярность худож.-истор. жанров. Пушкин первым ввел «историческое направление» в руслит. Создает драматич. художественно-историческое произведение - «Б.Г.» Писал 7 лет. Принципы: полная творч. свобода, отказ от «закостеневших правил» и форм, правдивое изложение истории.

Оч. много действ. лиц (примерно 60), нет гл. героя (хоть и названа трагедия именем царя Бориса, он – лишь в 6 сценах из 23, самозванец тоже не гл. герой). Один из важнейших героев – народ! А вообще гл. действ. лицо – коллективный герой, Русь конца 16-начала 17вв. (представители практически всех слоев общества).

В основе сюжета Смутное время. Пушкин освятил трагедию Карамзину – эти события описаны в 10м и 11м томах «Истории государства Российского». Пушкин точно принимает (несмотря на сомнения Карамзина) причастность Бориса Годунова к убийству царевича Дмитрия в Угличе (16 век).

ВЛАСТЬ. Основная тема, поднимаемая в трагедии, — власть и человек. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.

Бориса Годунова утвердил народ – но не может насладиться спокойствием: «жалок тот, в ком совесть нечиста». Появляется Лдежмитрий (беглый молодой монах Григорий Отрепьев), кот-й ради захвата власти просит помощи у поляков, между делом влюбляется в Марину Мнишек, дочь польского воеводы, и сам приводит польских панов в Москву. При появлении самозванца Лжедмитрия Борис Годунов потрясен: что же такое власть законная, выбранная народом, одобренная церквью, если мертвые могут из гроба восставать и допрашивать царя? Лжедмитрий внушает народу, что именно он – выживший церевич Дмитрий, ведет за собой людей свергать Бориса. Царство Бориса кровью началось, кровью длилось, кровью закончилось. Б. внезапно умирает, его дети убиты.

НАРОД. народ-творец истории, истинная основа государства. Без народа власть бессильна. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью. И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.
Мощь народа правительство не могло не чувствовать. Сила народа-в присущем ему отвращению к преступлениям. Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное, самодержавное правительство.
Оно боится народа. Основная сила Лжедмитрия – именно поддержка мнения народного! Основная роль принадлежит ему и власть принадлежит ему (Афанасий Пушкин, герой: «всегда народ к смятенью тайно склонен»). Он появляется сначала и в конце, именно его мнение среди народа важно. Сила народа – в его нравственной чистоте – он не может простить Борису убийства Дмитрия. Вот из-за чего все и произошло. Русская народная речь отражает «лукавую насмешливость ума». Совесть народа – Пимен (монах-летописец) и Юродивый- выражают гнев и проч. В конце: боярин сообщает народу, что Годунов и его семья мертвы, велит народу: «Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! - Народ безмолвствует».


 

Билет 5 вопрос 1

 

Баллады Жуковского

Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европ.культуре: «Кассандра» Шиллера, «Лесной царь» Гете и т.д. Одновременно он создал нац.форму баллады (фантастич.событий, драматизир.сюжет, моралистич.итог). В основе эстетики баллады - представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется в образах привидений, мертвецов, кот.оживают в гробах и т.д. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, ночной лес. Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие) – основные слагаемые нового худ.мира, открывшегося рус.читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – этико-философ.проблематика баллад. Основа балладного сюжета – преодоление человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром. Для выражения романтич.переживаний Ж-й искал образы и сюжеты, относящиеся к эпохе средневековья, когда вера в потустороннее и фантастич. еще господствовала в обществ.идеологии. Это были сюжеты народных поверий, в к-рых христианская вера в бога и дьявола соединялась с отголосками языческих представлений («Людмила», «Светлана), церковно-книжные и рыцарские легенды («Эолова арфа»). Подобно лирике, баллады Ж. отличаются художественной оригинальностью и законченностью формы. Для них характерна психологич. утончённость образов, эмоциональная выразительность языка и ритма. «Светлана» (1813г.) явл. попыткой Ж-го создать самостоят.произв-е, опирающееся в сюжете на нац.обычаи народа. Ж-й использовал древ.поверье о гаданиях крестьян.девушек в ночь перед Крещением. Девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят первым прохожим, та и выйдет первой замуж. Вопрос о суженом был очень важным для девушки в прошлом, т.к. един.путь к перемене жизни – замужество. Светлана грустит из-за длит.разлуки с женихом, в полночь гадает о его судьбе, хочет узнать, когда он к ней вернется. Ей кажется, что приезжает жених и увозит ее с собой. Когда они проезжают мимо церкви, С-а видит, что там – отпевание. Затем жених пропадает, а в отдаленной хижине она видит гроб, из кот.встает возлюбленный-мертвец (хар-й для баллад ход – встреча с миром мертвых). Автор нагнетает атмосферу страха. «Белый голубочек» защищает ее от мертвеца, а потом героиня просыпается. Жених возвращается к ней живым. Концовка идеализирует ситуацию, т.к. получается. Что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья – только во сне. Это подкрепляется итогот («Здесь несчастье – лживый сон: / Счастье – пробужденье»). В отл. от Людмилы, кот. «жизнь кляла», С-а молит ангела-утешителя утолить ее печаль, ее просьбы сразу услышаны. Противоречат баллад.традиции отказ от фантастики (конец), шутливо-счастливая концовка, введение реал.мотивировок. «Людмила» (1808) явл.вольным переводом баллады нем.поэта Бюргера «Ленора». В основе - религиозные представления, вера в чудесное спасение и погибель души. Невеста ждет возвращения с войны жениха, но обнаруж., что его нет среди вернувшихся, и ропщет на судьбу (жизнь ей больше не мила). Тогда в полночь появ.призрак жениха и увозит ее с собой в могилу. Протест Л-ы вызывает усугубление кары, чел-к становится рабом судьбы. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю. Людмила сама выбирает себе путь: “Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить”. Смерть Людмилы - не божественное наказание за ропот, а результат исполнения ее желания (рай – там, где любимый). Глав.составляющие ром.взгяда на мир – расширение границ обыденного, тяга к неизведанному. «Эолова арфа» (напечат.в1815). Томная мечтательность души, улетающей от земных дел в сферу высших томлений — тональность, тема и содержание баллады «Эолова арфа». Минвана(в ней царская кровь) узнала (при помощи волшебного предмета - звуков арфы, которую ее возлюбленный Арминий-певец оставил на дереве) о его смерти. Пейзаж - такой же, как в элегиях, — пейзаж души, а не природы. Бедный певец Арминий, полюбивший царскую дочь Минвану, понимает, что ему доступна только тайная радость, скрытая от взоров людей. Духовная близость торжествует над социальным неравенством. Но это возможно только в мире романтической мечты. Любовь бедного певца к царской дочери перестала быть тайной, и преступник был наказан изгнанием. Колебания струн под действием ветра ассоциируются с движениями человеческой души, внезапное звучание эоло­вой арфы среди тишины – это послание друга или любимого, которого уже нет, а сама арфа выступает посредником между земным и по­тусторонним миром. Антастическая обстановка, характерная для баллады: На темные своды Багряным щитом покатилась луна; От замка великаны теней "Легли... по гладким водам." Атмосфера тайны - певец предчувствует расставание. Минвана тревожна тоже.

Билет 5 вопрос 2: «Медный всадник» А.С. Пушкина. Образы Петра и Евгения. Мифологический уровень в поэме.

«МВ» (1833) – худ.итог его размышлений о личности Петра1. Две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «маленького» человека. Пушкин осмысляет глубинное противоречие между отдельной личностью и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности Петра. С одной стороны, эта деятельность возвысила Российское государство. С др.стороны, она привела к страданиям «маленького человека». С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра, восхищается прекрасным городом на Неве, с др.- глубоко сочувствует «мал.чел-у». Автор не может оправдать те жертвы, которые «мал.чел.» вынужден приносить самодержавной власти. Поэма включает в себя вступление и две части. Написана 4-стопным ямбом. Во вступлении автор осмысляет историческое значение деятельности Петра I для России, оно откр-ся образом Петра. Царь погружен в великие думы. Петр у Пушкина – деятель, кот.угадывает потенциальные силы нации и направляет их на решение грандиозных задач.

Евгений происходит из знатного дворянского рода. Но во время, к кот.относ-ся повествование в поэме, об этом уже никто не помнит. Поэт объясняет, почему именно это имя он выбрал для своего героя («…оно / Звучит приятно; с ним давно / Мое перо к тому же дружно). Евг-й – типичный мелкий чиновник, «мал.чел.». Именно к Пушкину восходит галерея «мал.людей» в русской литературе (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Позже в рус.лит-ру войдут герои Гоголя (Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского. Герой – бедный чиновник, и это не случайно: Реформы Петра превратили Россию в чиновное гос-во, они породили соц.тип, кот.впоследствии получил назв-е «мал.чел-ка». Возлюбленная Евгения - простая девушка Параша. В стихах поэта выражено сочувствие «мал.чел-ку», искреннее внимание к его участи.

При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе. «Мал.чел.» Евг-й противопоставлен в поэме Петру I – великому самодержцу. В хар-ке Евгения, как и в хар-ке Петра, большое место занимают думы героя, но это думы о личном, о насущном. Они совсем не похожи на думы Петра. Петр олицетворяет власть, не считающуюся с интересами и самой жизнью «мал.чел-ка» - это глав.противоречие, лежащее в основе поэмы. В конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь соотнесены. Евгений, спасающийся от наводнения, сидя «на звере мраморном верхом», находясь в отчаянии, видит перед собой неподвижную статую Петра. Гибель Параши приобретает в поэме символический смысл - олицетворяет собой нравственный итог того «эксперимента», кот.затеял Петр над природой и над человеком. Сумасшествие героя закономерно, внутр.мир «мал.чел-ка» не выдержал тяжкого испытания. Во второй части поэмы содержится ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, кот-ю олицетворяет статуя Петра. Два противника стилистически «уравниваются» (личность Евгения в момент его бунта против кумира «вырастает»): у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Заканчивается бунт кошмаром Евгения: Медный Всадник преследует свою жертву. В своеобразном эпилоге, не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения, не выдержавшего схватки с жестокой судьбой.

Мифологический смысл.план задан заголовком поэмы – «МВ». Этот смыс.план взаимодействует с историч.во вступлении, оттеняет с.дет.повеств-е о наводнении и судьбе Евг-я (фигура «кумира на бронзовом коне»), доминирует в кульминации (погодня Мед.всадника за Евг-ем). Появ-ся мифологическ.герой, ожившая статуя – Мед.всадник. В этом эпизоде Петербург теряет реал.очертания, превращ.в условное, миф.простр-во. Мед.всадник, разбуженный словами Евг-я, срываясь с пьедестала, перестает быть только кумиром (памятником), становится миф.воплощ-ем «гроз.царя». В 18-19вв 2 группы мифов: 1) Петр – «отец Отечества», мифы о чудес.создании города 2) Петр – порождение сатаны, Петербург – сатанинский хаос, мифы о его разруш-и. Пушкин создал синтетич.образы Петра и Петербурга из двух гр.мифов: вступление – о создании, 1-2 часть – о разруш-и. В миф.плане Петр – не как историч.персонаж, а как безымян.герой легенды, основатель и будущ.строитель города, исполняющий волю природы.

 

Билет 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.011 с.)