Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие творчества В.А.Жуковского. Романтическое двоемирие в поэзии Жуковского. Философия поэтического откровения («Лалла Рук»).
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Ж. писал о своем раннем творчестве: …для меня в то время было: Жизнь и поэзия – одно. Глубоко личный хар-р носит не только его ранняя поэзия, но вообще все его творчество. Род. в Тульск. губернии. Сын богатого помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Положение «незаконного» сына болезненно отражалось на душ. состоянии мальчика. До 8 лет воспитывался у отца, потом у его замужней дочери. Образование: благородный пансион (Москва, Тверская улица, там же учился и Лермонтов). Ж. печатается в периодических изданиях, выходивших при пансионе (он пробовал силы в жанрах философ. оды и прозаических рассуждений и морали). Сблизился с Тургеневыми- там читали страдания юного Вертера-увлечение немецкой литературой. Дружба с Андреем Тургеневым, вместе с ним участие в Дружеском литературном обществе =˃ формирование у Ж. его литературных взглядов в новом, романтич. направлении. Сближение с Карамзиным, который становится авторитетом для Ж. и влияет на него. Ж. выступает как поэт-сентименталист, но отдающий дань классицизму. Стихотворение «Майское утро», мысли о том, что жизнь полна страданий, а счастье ждет человека в могиле. В том же духе стих-я «Мысли при гробнице», «Мысли на кладбище», влияние Томаса Грея (представитель англ. сентиментальной и предромантической поэзии). Ж. делает вольный перевод Томаса Грея, «Сельское кладбище». Элегии (о грусти) Вечер (воспоминания в круге друзей, которые теперь идут каждый «своею тропою», меланхолия, в конце элегии – снова мысль о близкой смерти), Море; баллады Людмила, Светлана, Лесной царь. 1808-1812 гг. - Переход от сентиментализма к романтизму. В эти годы у творчестве Ж. вырисовывается субъективный, романтич. мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности. Ж. порвал с абстрактно-обобщенным изображением чувств и эмоций человека (что было свойственно классицизму). Ж. не описывает чувство вообще, а раскрывает св. чувство. Научил рус. поэтов выражать душевн. состояние конкретно, рисовать человеч. чувства и желания в их оттенках, сложности и противоречивости. Обостренное художественное внимание к человеч. психологии. Экспрессивность стиля, стремление внушить читателю чувство.
Романтич. двоемирие связано с элегией «Море» (1822), считается сентиментальным произведением. Возникает мотив двух миров. 1 из них - земной, греховный, низкий, а второй - возвышенный, небесный. Идеальный мир - небо и стремящийся к нему – море (как и душа поэту, тоже стремящаяся к идеалу). Небо отражается в воде, и мы видим другой, неземной – небесный мир. Море и есть отражение того второго, лучшего мира (неба). Но вот возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу: «Лалла Рук» 1821- написано. Лирическому герою мимолетно снится прекрасная девушка в паранже- а потом исчезает. Поводом для написания этого стихотворения явился праздник в Берлине, устроенный Фридрихом (Прусский король) тк приехала его дочь Александра Федоровна и зять – будущий Николай 1. Она на празднике в сценке исполняла роль индийской принцессы Лаллы Рук (заимствованы из поэмы Томаса Мура «Лалла Рук»). Лалла Рук - символ поэзии, поэтического вдохновения (так же мимолетна и прекрасна). Неопубликованное примечание Жуковского: «Прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам минутами, только для того единственно…чтобы оживить нас, возвысить нашу душу – но его ни удержать, ни постигнуть мы не можем». Это доказательство бессмертия. От того, что наше «вдохновение», Лалла Рук - мимолетно.
2. «Борис Годунов» как историко-политическая трагедия. Тема власти и самозванства в «Борисе Годунове». Образ народа в трагедии. Пушкин Александр Сергеевич В 19 в. повышается интерес к истории, растет популярность худож.-истор. жанров. Пушкин первым ввел «историческое направление» в руслит. Создает драматич. художественно-историческое произведение - «Б.Г.» Писал 7 лет. Принципы: полная творч. свобода, отказ от «закостеневших правил» и форм, правдивое изложение истории.
Оч. много действ. лиц (примерно 60), нет гл. героя (хоть и названа трагедия именем царя Бориса, он – лишь в 6 сценах из 23, самозванец тоже не гл. герой). Один из важнейших героев – народ! А вообще гл. действ. лицо – коллективный герой, Русь конца 16-начала 17вв. (представители практически всех слоев общества). В основе сюжета Смутное время. Пушкин освятил трагедию Карамзину – эти события описаны в 10м и 11м томах «Истории государства Российского». Пушкин точно принимает (несмотря на сомнения Карамзина) причастность Бориса Годунова к убийству царевича Дмитрия в Угличе (16 век). ВЛАСТЬ. Основная тема, поднимаемая в трагедии, — власть и человек. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло. Бориса Годунова утвердил народ – но не может насладиться спокойствием: «жалок тот, в ком совесть нечиста». Появляется Лдежмитрий (беглый молодой монах Григорий Отрепьев), кот-й ради захвата власти просит помощи у поляков, между делом влюбляется в Марину Мнишек, дочь польского воеводы, и сам приводит польских панов в Москву. При появлении самозванца Лжедмитрия Борис Годунов потрясен: что же такое власть законная, выбранная народом, одобренная церквью, если мертвые могут из гроба восставать и допрашивать царя? Лжедмитрий внушает народу, что именно он – выживший церевич Дмитрий, ведет за собой людей свергать Бориса. Царство Бориса кровью началось, кровью длилось, кровью закончилось. Б. внезапно умирает, его дети убиты. НАРОД. народ-творец истории, истинная основа государства. Без народа власть бессильна. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью. И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.
Билет 5 вопрос 1
Баллады Жуковского Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европ.культуре: «Кассандра» Шиллера, «Лесной царь» Гете и т.д. Одновременно он создал нац.форму баллады (фантастич.событий, драматизир.сюжет, моралистич.итог). В основе эстетики баллады - представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется в образах привидений, мертвецов, кот.оживают в гробах и т.д. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, ночной лес. Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, нарочито запутанные проблемы романтической этики (справедливость, возмездие) – основные слагаемые нового худ.мира, открывшегося рус.читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – этико-философ.проблематика баллад. Основа балладного сюжета – преодоление человеком преграды между посюсторонним и потусторонним миром. Для выражения романтич.переживаний Ж-й искал образы и сюжеты, относящиеся к эпохе средневековья, когда вера в потустороннее и фантастич. еще господствовала в обществ.идеологии. Это были сюжеты народных поверий, в к-рых христианская вера в бога и дьявола соединялась с отголосками языческих представлений («Людмила», «Светлана), церковно-книжные и рыцарские легенды («Эолова арфа»). Подобно лирике, баллады Ж. отличаются художественной оригинальностью и законченностью формы. Для них характерна психологич. утончённость образов, эмоциональная выразительность языка и ритма. «Светлана» (1813г.) явл. попыткой Ж-го создать самостоят.произв-е, опирающееся в сюжете на нац.обычаи народа. Ж-й использовал древ.поверье о гаданиях крестьян.девушек в ночь перед Крещением. Девушки бросают за ворота башмачок, и чей из них будет поднят первым прохожим, та и выйдет первой замуж. Вопрос о суженом был очень важным для девушки в прошлом, т.к. един.путь к перемене жизни – замужество. Светлана грустит из-за длит.разлуки с женихом, в полночь гадает о его судьбе, хочет узнать, когда он к ней вернется. Ей кажется, что приезжает жених и увозит ее с собой. Когда они проезжают мимо церкви, С-а видит, что там – отпевание. Затем жених пропадает, а в отдаленной хижине она видит гроб, из кот.встает возлюбленный-мертвец (хар-й для баллад ход – встреча с миром мертвых). Автор нагнетает атмосферу страха. «Белый голубочек» защищает ее от мертвеца, а потом героиня просыпается. Жених возвращается к ней живым. Концовка идеализирует ситуацию, т.к. получается. Что наяву всем сопутствует счастье, а несчастья – только во сне. Это подкрепляется итогот («Здесь несчастье – лживый сон: / Счастье – пробужденье»). В отл. от Людмилы, кот. «жизнь кляла», С-а молит ангела-утешителя утолить ее печаль, ее просьбы сразу услышаны. Противоречат баллад.традиции отказ от фантастики (конец), шутливо-счастливая концовка, введение реал.мотивировок. «Людмила» (1808) явл.вольным переводом баллады нем.поэта Бюргера «Ленора». В основе - религиозные представления, вера в чудесное спасение и погибель души. Невеста ждет возвращения с войны жениха, но обнаруж., что его нет среди вернувшихся, и ропщет на судьбу (жизнь ей больше не мила). Тогда в полночь появ.призрак жениха и увозит ее с собой в могилу. Протест Л-ы вызывает усугубление кары, чел-к становится рабом судьбы. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю. Людмила сама выбирает себе путь: “Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить”. Смерть Людмилы - не божественное наказание за ропот, а результат исполнения ее желания (рай – там, где любимый). Глав.составляющие ром.взгяда на мир – расширение границ обыденного, тяга к неизведанному. «Эолова арфа» (напечат.в1815). Томная мечтательность души, улетающей от земных дел в сферу высших томлений — тональность, тема и содержание баллады «Эолова арфа». Минвана(в ней царская кровь) узнала (при помощи волшебного предмета - звуков арфы, которую ее возлюбленный Арминий-певец оставил на дереве) о его смерти. Пейзаж - такой же, как в элегиях, — пейзаж души, а не природы. Бедный певец Арминий, полюбивший царскую дочь Минвану, понимает, что ему доступна только тайная радость, скрытая от взоров людей. Духовная близость торжествует над социальным неравенством. Но это возможно только в мире романтической мечты. Любовь бедного певца к царской дочери перестала быть тайной, и преступник был наказан изгнанием. Колебания струн под действием ветра ассоциируются с движениями человеческой души, внезапное звучание эоловой арфы среди тишины – это послание друга или любимого, которого уже нет, а сама арфа выступает посредником между земным и потусторонним миром. Антастическая обстановка, характерная для баллады: На темные своды Багряным щитом покатилась луна; От замка великаны теней "Легли... по гладким водам." Атмосфера тайны - певец предчувствует расставание. Минвана тревожна тоже.
Билет 5 вопрос 2: «Медный всадник» А.С. Пушкина. Образы Петра и Евгения. Мифологический уровень в поэме. «МВ» (1833) – худ.итог его размышлений о личности Петра1. Две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «маленького» человека. Пушкин осмысляет глубинное противоречие между отдельной личностью и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности Петра. С одной стороны, эта деятельность возвысила Российское государство. С др.стороны, она привела к страданиям «маленького человека». С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра, восхищается прекрасным городом на Неве, с др.- глубоко сочувствует «мал.чел-у». Автор не может оправдать те жертвы, которые «мал.чел.» вынужден приносить самодержавной власти. Поэма включает в себя вступление и две части. Написана 4-стопным ямбом. Во вступлении автор осмысляет историческое значение деятельности Петра I для России, оно откр-ся образом Петра. Царь погружен в великие думы. Петр у Пушкина – деятель, кот.угадывает потенциальные силы нации и направляет их на решение грандиозных задач.
Евгений происходит из знатного дворянского рода. Но во время, к кот.относ-ся повествование в поэме, об этом уже никто не помнит. Поэт объясняет, почему именно это имя он выбрал для своего героя («…оно / Звучит приятно; с ним давно / Мое перо к тому же дружно). Евг-й – типичный мелкий чиновник, «мал.чел.». Именно к Пушкину восходит галерея «мал.людей» в русской литературе (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Позже в рус.лит-ру войдут герои Гоголя (Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского. Герой – бедный чиновник, и это не случайно: Реформы Петра превратили Россию в чиновное гос-во, они породили соц.тип, кот.впоследствии получил назв-е «мал.чел-ка». Возлюбленная Евгения - простая девушка Параша. В стихах поэта выражено сочувствие «мал.чел-ку», искреннее внимание к его участи. При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе. «Мал.чел.» Евг-й противопоставлен в поэме Петру I – великому самодержцу. В хар-ке Евгения, как и в хар-ке Петра, большое место занимают думы героя, но это думы о личном, о насущном. Они совсем не похожи на думы Петра. Петр олицетворяет власть, не считающуюся с интересами и самой жизнью «мал.чел-ка» - это глав.противоречие, лежащее в основе поэмы. В конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь соотнесены. Евгений, спасающийся от наводнения, сидя «на звере мраморном верхом», находясь в отчаянии, видит перед собой неподвижную статую Петра. Гибель Параши приобретает в поэме символический смысл - олицетворяет собой нравственный итог того «эксперимента», кот.затеял Петр над природой и над человеком. Сумасшествие героя закономерно, внутр.мир «мал.чел-ка» не выдержал тяжкого испытания. Во второй части поэмы содержится ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, кот-ю олицетворяет статуя Петра. Два противника стилистически «уравниваются» (личность Евгения в момент его бунта против кумира «вырастает»): у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Заканчивается бунт кошмаром Евгения: Медный Всадник преследует свою жертву. В своеобразном эпилоге, не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения, не выдержавшего схватки с жестокой судьбой. Мифологический смысл.план задан заголовком поэмы – «МВ». Этот смыс.план взаимодействует с историч.во вступлении, оттеняет с.дет.повеств-е о наводнении и судьбе Евг-я (фигура «кумира на бронзовом коне»), доминирует в кульминации (погодня Мед.всадника за Евг-ем). Появ-ся мифологическ.герой, ожившая статуя – Мед.всадник. В этом эпизоде Петербург теряет реал.очертания, превращ.в условное, миф.простр-во. Мед.всадник, разбуженный словами Евг-я, срываясь с пьедестала, перестает быть только кумиром (памятником), становится миф.воплощ-ем «гроз.царя». В 18-19вв 2 группы мифов: 1) Петр – «отец Отечества», мифы о чудес.создании города 2) Петр – порождение сатаны, Петербург – сатанинский хаос, мифы о его разруш-и. Пушкин создал синтетич.образы Петра и Петербурга из двух гр.мифов: вступление – о создании, 1-2 часть – о разруш-и. В миф.плане Петр – не как историч.персонаж, а как безымян.герой легенды, основатель и будущ.строитель города, исполняющий волю природы.
Билет 6.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.011 с.) |