Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное своеобразие романа в стихах «евгений онегин». Особенности композиции. Онегинская строфа как содержательная единица романа. Проблема жанра.

Поиск
  • ЕО выглядит как роман-изпровизация
  • Эффект непринуждённого разговора с читателем

o 4хстопный ямб (излюбленный пушк. размер)

o онегинская строфа

§ 14 строк с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg

§ прописные – женские окончания, строчные – мужские

o лиру называет болтливой ‒ свободный характер повествования

§ многообразие интонаций и стилей речи

§ от высокого книжного до разговорного стиля деревенских пересудов

  • Роман в стихах ‒ отрицание признанных законов жанра
    • Пушкин – Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах ‒ дьявольская разница»
    • не только отказ от прозаической речи
    • нет стройного повествования о героях и событиях
    • отступает от сюжета ‒ биографические, литературные, житейские размышления
    • герои и автор поочерёдно в центре внимания
    • принцип альбомного соединения сюжета и отступлений
    • роман словно возникает из набросков: намечаются возможные варианты действия
  • Сюжетное повествование
    • неоднородно: авторские реплики в сторону
    • внешне напоминает хронику жизни героев
    • отсутствует центральный конфликт
    • действие вокруг конфликтов в сфере частной жизни
  • Время в романе не совпадает с реальным
    • то сжато, то растянуто
    • детально ‒ отдельные эпизоды: один день жизни, поездка к Лариным, объяснение с Татьяной, именины, дуэль
    • остальное ‒ перечислено (приезд в деревню, разговоры с Ленским) или опущено (3хлетнее путешествие)
    • время жизни героев ‒ художественная условность
    • иллюзия хроникального повествования ‒ указания на смену времён года
  • Обособление 8й главы от всех остальных
    • система персонажей меняется
      • было: Онегин, Татьяна, Ленский + Ольга, няня, Зарецкий + эпизодические
      • стало: Онегин, Татьяна + муж + эпизодические
    • как самостоятельное сюжетное повествование, но нет экспозиции и развязки
  • Принцип симметрии ‒ логика, несмотря на фрагментарность
    • 8я глава ‒ зеркальное отражение первых семи глав, рокировка персонажей
      • письмо, объяснение + Петербург (отсылка к 1й главе)
    • деревенские главы: 1 (внимание на Онегине) – 2 (только Татьяна)
    • параллель между сном и именинами ‒ сон как фантастический черновик
  • Взаимодействие импровизации и симметрии ‒> текст динамичный и единый

 

 


Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Особенность типизации. Реальное и фантастическое в образах.

  • Абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные природой
  • Чёткая схема: поместье, крестьяне, дом, интерьер, портрет хозяина, семья/отсутствие, сцена купли-продажи, обед
    • всё характеризует героя
  • Предметно-бытовая детализация: показать омертвение, утрату души
    • описания усадьбы, интерьера, угощений вытесняют персонажей
    • детали складываются в мотивы, например
      • Плюшкин – мотив запустения, гниения, деградации; гротескный образ «прорехи на человечестве»
      • Манилов ‒ переслащенность; пародия на героев сентиментальных романов (обои голубенькие вроде сереньких – бесцветность)
    • душа каждого ушла в вещи, овеществеление людей
  • Положение в галерее образов
    • мнение, что каждый следующий герой мертвее предыдушего, но они все мертвы, тем более что у Плюшкина есть предыстория, подобие жизни
    • просто Плюшкин ‒ самый гротескный из всех
    • есть интересное мнение, что в порядке смены возрастов
  • Последовательность
    • Манилов ‒ большой ребёнок, инфантильность
      • играет в кучки пепла, книжки не дочитывает, с женой сентиментальные отношения, фантастические имена детей (Алкид и Фемистоклюс), не интересуется хозяйством и деньгами
    • Ноздрёв ‒ пороки юности
      • игра, мотовство, хвастовство, внутренняя пустота; обращается на «ты», ведёт себя бесцеремонно; в кабинете нет книг, только сабля и два ружья
    • Собакевич ‒ среднего возраста
      • главное – нажива; тяжеловесен, неповоротлив; торговался на равных с Чичиковым, понял аферу
    • Плюшкин – страшная старость
      • накопительство в крайних формах; никому ничего не продаёт, всё подбирает, кормится у крестьян; всё у него гниёт; картина запустения
    • Коробочка выпадает, она – сама смерть
      • комната у неё ниже земли; Чичикову перину стелит ‒ «земля будет пухом»; её чепец на пугале, она сама как пугало, мертвец; нет лица ‒ дубинноголовая; интересует только хозяйство
  • Но тем не менее в каждом герое можно найти что-то хорошее
    • Собакевич – хороший хозяин
    • Ноздрёв – живость, энергия
    • Плюшкин – проблески человечности, прослезился
    • Манилов ‒ не привязан к деньгам

 

Билет 22

1. Образ Евгения Онегина. «Евгений Онегин» как архетип «лишнего человека» в русской литературе.

 

Лишний человек - литературный тип, это образ человека мыслящего, болезненно переживающего свою социальную невостребованность из-за того, что огромные душевные силы так и не смогли найти себе полного применения. Черты лишнего человека: душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Считается, что в русской литературе образ лишнего человека впервые появляется в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Источник: статья Гуревича о «ЕО».

 

О незаурядности Онегина, значительности и сложности его внутреннего мира свидетельствует в особенности пережитый им нравственно-психологический перелом, душевный кризис, кото­рый может быть назван центральным событием первой главы (недаром в рукописном авторском плане-оглавлении романа пер­вая глава получила название "Хандра") и первотолчком сюжетного развития в целом: ведь именно стремление избавиться от хандры побудило Онегина не только отправиться в деревню, но и остаться там.

Как видим, рассказ об Онегине в первой главе строится на резком внутреннем противоречии: за обликом беспечного повесы и модного щеголя угадываются совсем иные черты — вырисовы­вается образ человека мыслящего, глубоко страдающего и разоча­рованного.

Итак, Онегин переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообраз­ны. Это, конечно, и пресыщенность "блистательными победа­ми", "вседневными наслаждениями", но это и внешне беспри­чинное разочарование в жизни вообще — охлаждение души, мыслей и чувств. "Рано чувства в нем остыли", "резкий, охлаж­денный ум", "к жизни вовсе охладел" — такими словами харак­теризует автор новое состояние своего героя, едва ли не стоящего теперь на грани самоубийства.

Все это сближает Онегина с героями романтических произве­дений, холодными, разочарованными, живущими в разладе с обществом, страдающими от тоски и отвращения к жизни. И прежде всего — с байроновским Чайльд-Гарольдом, который проводил свои дни "в безумной жажде радостей и нег", а затем совершенно неожиданно и необъяснимо резко переменился.

Не случайно Пушкин прямо сравнивает Онегина с байронов­ским персонажем ("Как Child-Harold, угрюмый, томный, в гос­тиных появлялся он") и затем на протяжении романа не раз возвращается к этому сопоставлению.

Именно в эту кризисную пору Онегин сближается с автором, также узнавшим горький вкус разочарования, автором, которого так поразили оригинальность его нового друга, сходство их взгля­дов и настроений.

Очевидно, неудовлетворенность Онегина вызвана ощущени­ем, что жизнь, которую он ведет, не приносит и не может принести ему счастья ("Но был ли счастлив мой Евгений, сво­бодный, в цвете лучших лет...?" — задает вопрос автор и тут же отвечает на него отрицательно), ибо не соответствует его челове­ческой сути, его глубинным внутренним потребностям и стремле­ниям. Недаром же в "кризисных" строфах первой главы говорит­ся о душе героя, "полной сожаленья", о его мучительных воспо­минаниях, раскаянье, угрызениях совести.

Безусловно, разочарование Онегина связано с нарастанием его политической оппозиционности, усилением критического отно­шения к высшему свету, придворному кругу, верховной власти. Резкость и беспощадность его суждений шокировали поначалу даже героя-автора.

Мрачность и озлобленность Онегина, его неизбыв­ная хандра, его "безочарование", холодность и равнодушие к жизни, его гордость, особо подчеркнутая эпиграфом к роману, его презрение к людям ("Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей"), отнюдь не чуждый ему байроновско-наполеоновский комплекс ("Мы почитаем всех нулями, / А единицами — себя. / Мы все глядим в Наполеоны...") ясно указывают, что душа героя во власти демонизма — беспощадно-трезвого, критического отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов.

Следует заметить, что тоска, скука, разочарование, хандра могут быть названы "веянием времени". Они были свойственны многим выдающимся людям той поры: одному из лидеров Север­ного общества декабристов Николаю Тургеневу и крупнейшему мыслителю П.Я. Чаадаеву, близким друзьям Пушкина А.Н. Ра­евскому и П.А. Вяземскому, замечательному поэту и критику, А.С. Грибоедову (в "Путешествии в Арзрум" Пушкин писал о его меланхолическом характере и озлобленном уме) и самому Пуш­кину. Так, Н. Тургенев вел дневник с характерным названием "Моя скука", где скука названа "болезнью, только гораздо опас­нейшею телесной", а ссыльный Пушкин в дружеском письме К.Ф. Рылееву утверждал даже: "Скука есть одна из принадлеж­ностей мыслящего существа" (X, 113).

Конечно же, в основе подобных умонастроений лежало отме­ченное нами (во введении) противоречие — между богатством души, многообразными талантами лучших людей эпохи, проник­нутых чувством собственной избранности и исторической предна­значенности, и невозможностью найти достойное применение своим силам и способностям. Однако в определенные историчес­кие моменты эти настроения особенно обострялись.

 

2. Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1) лирическое отступление о «метком русском слове» (конец 5 главы)

2) лирическое отступление о юности Автора: «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на её пошлую наружность…» (самое начало 6 главы)

3) лирическое отступление о путнике и писателе, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи»(начало седьмой главы)

4) лирическое отступление об истинном и ложном патриотизме: «Виноват! Кажется, из уст нашего героя излетело словцо, подмеченное на улице. Что ж делать? Таково на Руси положение писателя!» (середина 8 главы)

5) лирическое отступление «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека вижу тебя…»(середина 11 главы)

6) лирическое отступление «И какой же русский не любит быстрой езды?...Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?» (конец 11 главы)

 

3 функции лирических отступлений:

· формируют лирический уровень поэмы и вводят образ Автора

· расширение проблематики поэмы

 

«Мертвые души» по жанру – поэма. В этом произведении есть как черты эпоса, так и черты, характерные для лирики. С эпосом «Мертвые души» связывает наличие сюжета, развитой системы персонажей, подробные описания помещичьей жизни. Лирическое начало поэмы обусловлено присутствием образа Автора. Именно с помощью этого особого образа формируется лирический уровень поэмы, который, по сути, не очень-то и связан с главным сюжетом «Мертвых душ» и историей Чичикова. Лирическое начало словно бы проступает через эпическое начало произведения через обширные авторские сравнения и суждения, через авторские алогизмы. Однако всего этого Гоголю было бы недостаточно для того, чтобы полностью раскрыть образ Автора. Для этого писателю потребовалось ввести в текст поэмы ряд обширных авторских рассуждений, которые если как-то и связаны с основным текстом поэмы, то только по принципу ассоциации (как например, лирическое отступление в конце пятой главы о метком русском слове, которое следует после того, как мужик называет Плюшкина «заплатанной»).

Гоголь композиционно подчеркивает разницу между пронзительным тоном лирических отступлений и во многом приземленным повествованием о путешествии Чичикова.

Во многом мир, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, противопоставлен миру Чичикова и помещиков. Лирические отступления отражают мечту Гоголя о положительной действительности и положительном герое. Автор- это живая чувствующая душа.

В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь», и даже выходит на общечеловеческий уровень. В лирических отступлениях главным образом затрагивается философская проблема жизненного пути (что во многом соотносится с сюжетом путешествия и мотивом дороги «эпической части поэмы»): это и жизненный путь каждого человека (лирическое отступление 6 главы), это и путь писателя (сравнение путника и писателя в 7 главе) и, как итог, судьба России, её исторический путь.

В лирических отступлениях Автор провозглашает новую этическую систему: любовь к Родине как нечто непреложное, к национальной жизни России, и ненависть к её отрицательным сторонам. При этом Автор не боится выводить на свет все самые темные стороны своей родины.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.01 с.)