Элементы музыкальной грамоты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы музыкальной грамоты



Как обозначается длительность звуков? Вся музыка состоит из звуков разной длительности. За единицу счета чаще всего принимается одна четверть – звук, соответствующий счету «раз», «два» и т.д. По сравнению с этой длительностью, все остальные будут либо длиннее, либо короче. Звукам различной длительности соответствует различное их обозначение в записи:

– целая нота (четыре четверти);

 

– половинная нота (две четверти);

 

– четвертая нота (одна четверть – единица отсчета);

 

– восьмая нота (1/2 четверти);

 

– шестнадцатая нота (1/4 четверти);

 

Ударения. Подобно ударениям в словах, в любом музыкальном произведении отдельныеноты звучат более громко и отчетливо, т.е. являются ударными. Для того, чтобы правильно вести подсчет, преподавателю гимнастики необходимо слышать ударные звуки в любом музыкальном произведении. В марше к примеру, они совпадают с шагом левой ноги.

Такт. Расстояние от одного ударения до последующего называется тактом. Каждый такт можно разбить на несколько одинаковых по длительности долей. Ударная доля называется сильной, остальные слабыми. Количество долей такта и их длительность составляют его размер: 2 доли – двухдольный, 3 доли – трехдольный. Следовательно, в музыкальных произведениях двухдольного размера сильные и слабые доли чередуются через равные промежутки времени, а в произведениях трехдольного размера на каждую сильную долю приходятся две слабые.

Как двух–, так и трехдольные размеры называются простыми. Два или больше тактов простого размера, объединенных в один, образуют такт сложного размера (два двухдольных такта составляют четырехдольный). При этом самая первая доля такта остается сильной, все остальные сильные доли простых тактов – относительно сильными.

Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается не с сильной, а со слабой доли. В таких случаях такт получается неполным называется он (затакт) и счет следует вести с сильной доли первого полного такта, пропуская затакт.

Ритм. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, который является чередованием и соотношением звуков различной длительности. Мерой ритма, средством его измерения является метр – такой ритм, в котором все длительности равны, а ударения одинаковой силы появляются через равные промежутки времени. Во время исполнения музыкального произведения мы подсознательно отсчитываем все доли метра, что помогает постичь ритм исполняемого произведения.

Схематично это можно изобразить таким образом: И.О. Дунаевский «Легко на сердце»

– доли метра (ноты одинаковой длительности)

 

– ритмическая организация звуков (ноты разной длительности)

 

Фразировка. Человеческая речь состоит из предложений, отделяющихся друг от друга паузами. Музыкальные произведения в отличие от речи, более равномерны и упорядочены. Предложение может состоять даже из одного слова, тогда как музыкальные фрагменты («предложения»), используемые в гимнастике, как правило, равномерны и носят название квадрата. Примером произведений квадратной структуры могут служить марши, песни, танцевальная музыка (полька, галоп, мазурка, вальс).

Музыкальная фраза – самая маленькая часть квадрата, занимающая обычно 2 такта в четырех – и 4 такта в двух– и трехдольных размерах. На слух фраза воспринимается как простое предложение в разговорной речи, отделенное запятой, за которым следует дальнейшее развитие мысли. Если считать по четвертям, то на фразу в музыкальном произведении двух– и четырехдольного размеров приходится 8 счетов, трехдольного – 12 или 4 счета по тактам.

Две фразы составляют предложение, два предложения – период, являющий собой законченную музыкальную мысль.

Преподавателю гимнастики очень важно уметь ориентироваться в структуре музыкальных произведений. Это умение дает возможность грамотно проводить занятия с музыкальным сопровождением, составлять упражнения, вести счет, вовремя подавать команды.

Счет. Если счет ведется на «раз–два», то начинать его можно с любого такта двух– и четырехдольного размеров, лишь бы счет «раз» совпадал с сильной долей. При счете на «четыре» счет «раз» должен совпадать с первой долей такта четырехдольного размера. Когда счет ведется на «восемь», то счет «раз» должен попасть на первую долю такта, с которого начинается музыкальная фраза.

 

 

Проведение различных упражнений с музыкальным

Сопровождением

Ходьба. Для ходьбы обычно побираются музыкальные произведения двух– и четырехдольного размеров: марш, полька, песня. Если ходьба чередуется с подскоками, целесообразно использовать произведения танцевального характера.

Счет ведется по четвертям. Для остановки движения на 1-й счет последней фразы музыкального периода подается команда «Группа», на 5-й «СТОЙ!».

Бег. Для бега используются музыкальные произведения двух– и четырехдольного размеров: галоп, полька, песня.

Счет ведется по четвертям. Поскольку обычно бег заканчивается не остановкой, а ходьбой, для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды: «Шагом (бегом)» – на 1-й (допустимо на 5-й), «МАРШ!» – на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

Подскоки. Для подскоков подходит музыка, которая используется и для бега. Счет ведется в основном по четвертям, реже – по восьмым.

Подскоки завершаются ходьбой. Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда «шагом» – на 5-й и «МАРШ!» – на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

Разновидности передвижений и упражнения в движении, очень разнообразны, тем не менее, музыкальный материал используется такой же, как для ходьбы, бега, подскоков (2-х и 4-х дольного размеров).

Счет ведется по четвертям, по восьмым, в зависимости от способа передвижения группы. Если упражнение начинается или изменяется во время движения группы, то первоначально дается предварительная команда, в которой изменяются требования к занимающимся, затем – исполнительная команда – «МАРШ!», которая приходится на 7-й счет последней фразы музыкального периода, или «Упражнение» на 1-й счет, «Начи»– на 5-й и «Най» – на 7-й счет. Для окончания упражнений подаются команды: «Обычным» – на 5-й счет и «МАРШ!» – на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются самые разнообразные музыкальные произведения: вальс, галоп, полька, мазурка, народные танцы (венгерский, молдавский, испанский, цыганский и другие).

Подсчет здесь ведется на каждое движение, следовательно, по восьмым: «раз» – «и» – «два» – «и». Шаг вальса и шаг мазурки состоят их трех движений, соответственно и счет ведется по четвертям: «раз», «два», «три». Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (галоп, полька), то подается команда: «Шагом» – на 5-й счет, «МАРШ!» – на 7-й счет. Для прекращения танцевального движения подается команда «Стой!» с последним счетом последней фразы музыкального периода.

Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения проводятся под музыку любого размера, важно, чтобы ритм легко прослушивался. Трехдольный размер рекомендуется для плавных упражнений (приседания, медленные наклоны назад и т.п.), для которых важна слитность и равномерность движений. Этому способствует то, что в трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями слабо выражены.

Для рывковых движений руками, выпадов, пружинящих наклонов и т.п. больше подходит музыка двух– и четырехдольного размеров, поскольку здесь этот контраст очень легко определить.

В произведениях двух– и четырехдольного размеров счет, как правило ведется по четвертям, иногда по половинам (это зависит от темпа упражнения). Музыка написанная в трехдольном размере считается по тактам, совпадая с сильными долями. В случаях, когда упражнение состоит из трех движений, используется музыкальное произведение трехдольного размера в медленном темпе, и счет ведется по четвертям. Если упражнение выполняется в медленном темпе и счет ведется по половинам, то он будет совпадать с сильными долями такта. При проведении двухфазных упражнений (фаза основного действия и возвращение в исходное положение), счет «раз» должен совпадать с сильной, а «два» со слабой долей такта.

Например: И.П. – О.С., руки в стороны;

1 – мах ногой вперед с хлопком под ней;

2 – И.П.

Обычное упражнение на четыре счета повторяется 4–8 раз. Для его прекращения подается команда «Стой!» с последним счетом музыкального предложения или периода.

В практике проведения уроков гимнастики с музыкальным сопровождением в школе (без аккомпаниатора) удобно пользоваться магнитофонными записями, имея набор компакт–кассет с музыкой для ходьбы, бега, подскоков, различных по характеру и темпу общеразвивающих и танцевальных упражнений. При наличии двух магнитофонов или одного двухкассетного быстро включать нужную музыку с минимальной потерей времени.


ГЛАВА 14. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА

НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ

 

Обеспечение безопасности занятий – одна из основных задач педагога. И то, что гимнастика относится к числу травмоопасных видов связано прежде всего c содержанием упражнений – непривычными для повседневной жизни движениями, сложными по координации, выполняемыми с большой скоростью. Поэтому учебно–воспитательный процесс должен проводиться при строгом соблюдении мер безопасности, исключающим или по крайней мере сводящим к минимуму вероятность падений, срывов, ударов.

 

 

14.1. Основные причины травматизма

 

1. Изъяны в организации занятий: несоблюдение Правил техники безопасности, неудовлетворительная расстановка снарядов и их эксплуатация, неисправное состояние инвентаря и оборудования, превышение количественных норм состава учебных групп, правил перемещения их, нехватка мягких матов, отсутствие страховочных средств и т.п.

2. Нарушения в методике обучения: несоблюдение дидактических принципов и правил, грубые отклонения от рациональной технологии и последовательности прохождения учебного материала, отсутствие индивидуального подхода к занимающимся, форсирование подготовки и участие в соревнованиях без должной технической, физической и психологической готовности, неправильное применение приемов страховки (особенно группового ее варианта).

3. Отсутствующий или неудовлетворительный врачебно–педагогический контроль: нарушение санитарно–гигиенических условий, несвоевременный формолизованный медицинский контроль, не выполнение рекомендаций врача о режиме нагрузок после перенесенной болезни, травмы и иных причин большого перерыва в занятиях.

Каждый занимающийся должен знать о причинах травм и простейших профилактических мерах.

Травмы у неопытных занимающихся могут оказаться следствием переоценки своих возможностей – игнорирования помощи и страховки, или использования для страховки неподготовленных к этой роли партнеров, небрежность в укладке матов – плохая их стыковка, оставление щелей.

К печальным результатам, как правило, приводит недисциплинированность. Грубым нарушением в этой связи будет самовольный (без разрешения преподавателя) вход в зал, тем более, самовольные упражнения на снарядах.

Вероятность травм непостоянна на протяжении учебного года. Пик травматизма наблюдается в начале учебного года (сентябрь–октябрь) после летнего отдыха. Другой пик, приходящийся на апрель–май, можно связать с психо–физическим состоянием занимающихся в конце года (накопление эмоциональных перегрузок, гиповитаминоз, снижение работоспособности). Пятая часть травм в гимнастике связана с неудачным выполнением соскоков со снарядов по причине недостаточной надежности опорно–двигательного аппарата, усугубляемой огрехами в технике.

Казалось бы нижние конечности и тазовый пояс «застрахованы» от неприятностей, т.к. обладают повышенным запасом прочности. Здесь самые мощные мышечные массивы – четырехглавые мышцы, ягодичные мышцы. Однако высокие ударно–динамические нагрузки, испытываемые занимающимися при использовании стопорящем отталкивании, при выполнении акробатических, опорных прыжков, и приземлением с большой высоты в соскоках – все это серьезные испытания на прочность для позвоночника и его помощников – стопы, коленных и тазобедренных суставов.

Перегрузки опорно–двигательного аппарата и прежде всего его стержня – позвоночника – чаще всего кратковременны, но могут проявляться в суммированном виде, порождающем его «усталость» – состояние повышенной потенциальной уязвимости.

Вот почему в профилактике перенапряжений и травм опорно–двигательного аппарата большое внимание следует уделять с одной стороны, овладению правильной техникой приземления, укреплению мышечно–связочного аппарата, ног, тазового пояса. С другой стороны, необходимо регулярно включать в учебные занятия разгрузочные упражнения. Это плавные глубокие прогибания, висовые упражнения на гимнастической стенке. Помогает физиологической разгрузке позвоночника отдых лежа на спине на жесткой поверхности. И, конечно, если есть возможность, полезно включить в реабилитационную программу плаванье, гидроаэробные комплексы.

От травм не застрахован никто. Каждый занимающийся хотя бы раз, но испытывал на себе неприятные последствия ушиба, удара, растяжения связок или мышечных микротравм.

В случае местной, локальной травмы не следует прерывать занятия. Нужно лишь видоизменить их содержание, поддерживая общее состояние работоспособности. При травме руки, к примеру, акцент нагрузки смещается на загрузку здоровой руки, мышц ног, туловища. В таком переключении заложен механизм «перекрестного воздействия с своеобразным «активным отдыхом» способствующим восстановлению травмированного участка.

Обобщая передовой опыт специалистов, можно сформулировать некоторые методические правила предупреждения травматизма при физическом переутомлении и перенапряжении:

– избегать изучения рискованных координационно трудных движений к концу занятия, на фоне утомления;

– для повышения работоспособности использовать серии хорошо освоенных движений или комбинаций с исключенными из них координационно трудными и требующими больших напряжений элементами;

– не подменять полноценную разминку высокоэмоциональными играми (футболом, баскетболом, гандболом). Дух соперничества, слабоуправляемая эмоциональность игры – благоприятный фон для перенапряжений и травм.

 

 

14.2. Типичные травмы при выполнении упражнений на снарядах

 

На типологии травм сказываются конструктивные особенности снарядов и выполняемых на них движений. Особенностью упражнений в висе на перекладине, брусьях (брусьях р/в), кольцах является перегрузка ладоней. В результате трения страдают их кожные покровы, что вынуждает занимающихся использовать защитные накладки из брезента или толстой (чаще лосёвой) кожи.

В среде недостаточно подготовленных занимающихся травмы в упражнениях на брусьях, как правило, связаны с техническими ошибками, влекущими за собой удары о жерди, станину. Квалифицированные спортсмены хорошо владеющие техникой, на изучающие более сложные элементы (с поворотами, отпусканием жердей и перехватами) и трудные соскоки чаще всего при неудачном выполнении движений получают повреждения пальцев рук (вывих, перелом), растяжение мышц или связок стопы.

Статистика свидетельствует, что около 1/3 травм на кольцах, локализуются в области плечевых суставов. При выполнении выкрута вперед на махе назад, выкрута назад из виса согнувшись занимающиеся со слабой подвижностью плечевых суставов более подвержены растяжениям связочного аппарата. Вероятность травм усугубляется изъянами в технике («обрыв» в плечах, при прохождении нижней вертикали в висе).

Ушибы и ссадины преимущественно в области коленных суставов часто сопутствуют разучиванию перемахов, скрещений на коне с ручками. В прыжковых же упражнениях (акробатика, опорные прыжки) весьма уязвима стопа с ее нежным податливым связочным аппаратом; реже страдают ахилловы сухожилия и крестообразные связки коленных суставов (преимущественно в связи с выполнением соскоков на винтовой основе).

 

 

14.3. Организационно–воспитательные меры предупреждения травматизма

 

В целях улучшения организационно–воспитательного обеспечения занятий гимнастикой и на этой основе предотвращения причин травматизма преподавателям гимнастики рекомендуется:

– строго контролировать соблюдение всеми занимающимися Правил техники безопасности, утверждаемых руководством любого физкультурного учреждения, культивирующего гимнастику;

– неукоснительно соблюдать четкость реализации расписания и планируемого в занятии материала;

– воспитывать у занимающихся осознанную дисциплину, не оставляя без внимания ни одного случая самовольных, необдуманных поступков;

– правильно размещать занимающихся, обеспечивая хороший обзор, исключающий столкновение при перемещениях во время разбега, в местах приземления.

 

 

14.4. Роль помощи, страховки, самостраховки в предупреждении

травматизма

 

Умелое оказание помощи и страховки – это не только мера предупреждения возможных травм, но и эффективный методический прием обучения технике, способствующий уточнению представлений об изучаемом двигательном действии. Для того, чтобы помощь и страховка были эффективны страхующему необходимо прежде всего:

– иметь верное представление о технике разучиваемого упражнения, предвидеть наиболее опасные моменты при выполнении его;

– уметь предугадывать поведение занимающегося в опасных ситуациях и правильно выбрать место для оказания помощи или страховки;

– уметь своевременно (порою мгновенно) среагировать на опасность и оказать необходимую помощь.

Помощь при обучении особенно в начальной стадии формирования двигательного навыка одновременно является и страховкой, т.к. оказывая занимающемуся физическую помощь, преподаватель (или страхующий партнер) вместе с тем предупреждает возможность падения, ушиба. После овладения техникой упражнения, как правило, занимающийся не нуждается в помощи.

Изучение приемов физической помощи и страховки тесно связано с изучением техники упражнений.

В практике наиболее популярны такие формы помощи как: проводка (оказание физической помощи по ходу изучаемого движения; поддержка (фиксация наиболее трудных поз); подталкивание (кратковременное физическое воздействие, помогающее занимающемуся выдержать требуемое направление движений или прочувствовать потребную динамику усилий), подкрутка (придание необходимого импульса к вращению).

Следует однако помнить о вреде излишней опеки. Злоупотребление помощью и страховкой формирует «иждивенческие» привычки, лишая исполнителя самостоятельности, решительности, уверенности в своих силах.

Страховка – это готовность преподавателя (тренера) своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачного выполнения. Она имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском.

В зависимости от сложности изучаемых упражнений страховка может осуществляться одним человеком (традиционная индивидуальная страховка) или несколькими (групповая страховка). Последняя, как правило, применяется при разучивании сложных соскоков. Важным условием группового страхования является четкость распределения функциональных обязанностей каждого страхующего. В противном случае при хаотичном перемещении страхующих, вреда может быть больше, чем пользы.

В целях безопасности занятий наряду с оказанием помощи и страховки необходимо научить занимающихся правилам самостраховки.

Самостраховка – комплекс мер, принимаемых гимнастом самостоятельно для выхода из опасных положений. Если в движении допущена грубая ошибка, которая может повлечь за собой падение или травму – лучшим способом уберечь себя от неприятностей – будет прекращение выполнения упражнения или заранее продуманный вариант соскока со снаряда. Важно научить учащихся «гасить» инерционные силы во время упражнения, изменяя положение ОЦТ относительно оси вращения сгибательно–разгибательными движениями рук, ног, туловища. Квалифицированные гимнасты продумывают даже запасные варианты продолжения своих соревновательных комбинаций на случай непредвиденного «сбоя». Избежать травм при неудачном выполнении соскока помогает умение «технично» падать. При падении назад после прихода на ноги следует, плавно приседая (снижение ОЦТ), перевести движение в хорошо знакомый вариант переката назад. При падении вперед, избыток вращения легко преобразовать в кувырок вперед. Избегая опасного скручивания позвонков и коленных суставов при боковом падении нужно постараться плавно сгруппироваться, фиксируя напряжение мышц–сгибателей рук, ног, туловища.

 

 

14.5. Приемы страховки и помощи при выполнении упражнений программы многоборья

 

В упражнениях на снарядах – перекладине, кольцах, брусьях р/в большая часть движений выполняется махом, с высокой скоростью и выраженным действием инерционных сил. Поэтому падение вследствие разрыва хвата кистей или выхода из строя защитной накладки (например, при разрыве ремешка), явление не редкое. Опытный страхующий все время в движении – быстро перемещается, встречая исполняющего упражнение на махе вперед и на махе назад. При соскоке он переходит к месту приземления, которое совпадает с местом вероятного срыва и внимательно контролирует надежность хвата за гриф, или кольца. Страховка может осуществляться с возвышения (например, стоя на гимнастическом коне, установленным под перекладиной, ближе к одной из стоек). При групповой страховке (рискованный соскок) – может использоваться прочный брезентовый тент или набор поролоновых кубов, матов.

Особенности страховки и помощи на перекладине

Рассмотрим несколько примеров поведения страхующего при обучении упражнениям на низкой перекладине такого популярного элемента как подъем правой (левой) после спада назад из упора ноги врозь. Известно, что при освоении движение спиной вперед в первой части упражнения часто получается очень скованным, что ограничивает амплитуду движения. Во второй (основной) части упражнения гимнасту мешает перейти в упор нарушенный ритм маха. Страхующий, находясь сбоку от ученика, одной рукой поддерживает снизу ногу у колена, другой рукой под спину обеспечивает «проводку», навязывая правильный ритм и облегчая переход в упор (рис.185).

 

Рис.185

 

Если после выхода в упор продолжается движение вперед, необходимо захватить свободной рукой одноименную руку исполнителя у плеча, а другой рукой ближнюю к себе ногу, помогая зафиксировать позу конечного положения.

С высокой эффективностью используется прием страховки и помощи при выполнении оборота вперед из упора ноги врозь на низкой перекладине (рис. 186).

 

Рис.186

 

Страхующий рукою, обращенной ладонью назад, снизу (из–под перекладины) держит исполнителя за запястье, а другой – во второй части оборота мягко подталкивает под спину. Для остановки вращения (если оно избыточно), страхующий сняв руку с запястья, придерживает исполнителя под плечо или грудь, другой притормаживает движение ноги.

При соскоке дугой из упора на низкой перекладине страхующий стремиться повлиять на динамику перераспределения кинетической энергии и тем самым навязать исполняющему требуемый ритм и траекторию полетной фазы (рис.187).

 

Рис. 187

 

Особенность страховки и помощи на кольцах – в возможности преподавателя свободно перемещаться сбоку от выполняющего упражнение ученика и даже под ним. Так, понимая психологический дискомфорт ученика, выполняющего соскок дугой из виса согнувшись (рис.188) без визуального контроля (спиной к полу), страхующий, стоя сбоку одной рукой должен оказать поддержку под лопатки, а другой – подтолкнуть под поясницу, облегчая вращение. В случае «перекрута» и падения вперед поддержка оказывается под грудь или живот.

 

Рис.188

 

Осваиваемый выкрут вперед согнувшись на махе назад, может стать серьезной проблемой, если мах назад выполняется неуверенно, что нередко объясняется ограниченной подвижностью в плечевых суставах. Преподаватель (страхующий) может помочь преодолеть трудность. Находясь сбоку, он одной рукой захватывает руку исполняющего чуть выше локтя, а другой сопровождающим движением под бедро усиливает мах назад кверху, снимая тем самым нагрузку на плечи и способствуя правильному выполнению выкрута.

Опасность в выполнении спада вперед в вис согнувшись из упора углом на кольцах связана с боязнью отрыва от колец в момент перехода в вис. Такое случается, если опускание совершается очень быстро и без разворота кистей кнаружи (супинация). Помогающий должен смягчить опасный момент поддержкой рукой под ближайшее плечо, а другой рукой оказать поддержку под бедро (рис.189).

 

Рис.189

 

Особенности страховки и помощи на брусьях

В упражнениях выполняемых в упоре или из упора страхующий обязан и помощь, и страховку обеспечивать снизу, из–под жердей, мирясь с неудобствами. Нельзя подставлять руки под тело исполнителя над жердями, так как в случае падения, руки страхующего окажутся в опасности.

Подъем разгибом из упора на руках согнувшись в сед ноги врозь – одно из базовых упражнений начальной подготовки. Для правильного использования реактивных сил исполнитель должен держать «в поле зрения» и направление разгибания и ритм этого движения, что затруднительно. Помощь преподавателя оказывается сбоку: одной рукой снизу под лопатки до завершения сгибания тела, а другой под поясницу, чтобы ученик прочувствовал приподнятое положение таза перед разгибанием. Во время основных действий (разгибания) усилием руки под поясницу задать направление разгибание (рис. 190).

 

Рис. 190

 

Кувырок вперед из стойки на плечах. Страхующий стоит лицом к брусьям: одной рукой поддерживает исполнителя под ближнее плечо во время сгибания тела до упора на руках согнувшись, затем эту руку перемещает на лопатки, а другой рукой поддерживает под поясницу, не допуская опускания таза.

Махом назад из упора стойка на плечах. При разучивании на низких брусьях страхующий находится сбоку от занимающегося. Одной рукой встречает ближнее плечо снизу под жердью, с другой – подталкивает под бедро у колен, помогая зафиксировать стойку (противодействуя сгибанию).

САМОСТРАХОВКА: осуществляется следующим образом, если при выходе в стойку мах окажется чрезмерным («завал» вперед) необходимо удерживая локти разведенными в стороны, быстро сложиться с разведением ног в стороны и выполнить знакомый элемент – кувырок в сед ноги врозь.

Особенности страховки и помощи в опорных прыжках

Помогающий стремится захватить исполняющего прыжок еще в момент опоры руками о снаряд, физически облегчить ему перелет через него. Лучше всего осуществить это в прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, поскольку страхующий находится впереди снаряда и немного сбоку от места приземления. Так он не мешает действиям исполнителя, не вызывает у него боязнь задеть страхующего.

Оказания страховки в прыжке углом через коня в ширину облегчается небольшой скоростью разбега. Страхующему следует стоять на стороне приземления у опорной руки (вокруг которой исполнитель поворачивается, чтобы принять положение угла). При прыжке углом влево, левой рукой захватить левую руку исполнителя выше локтя, а правой поддержать за поясницу и провести над конем, чтобы помочь зафиксировать четкое положение угла.

Особенности страховки и помощи в акробатических упражнениях

Кувырок вперед из стойки на руках технически несложный элемент, если занимающийся владеет вариативным навыком кувырка вперед. В противном случае реальна опасность повреждения шейного отдела позвоночника, где локализованы нервные центры жизненно важных функций – дыхания и движения. Учитывая это, страхующий, находится сбоку (в положении ноги врозь – для большей устойчивости), обеими руками удерживает ученика за голени, облегчая выполнение и смягчая опору шеей и лопатками в момент смещения плеч вперед (рис.191).

 

Рис. 191

 

Переворот вперед с опорой на руки и голову относят к упражнениям «малой акробатики» (рис.192). В самом начале разучивания (обычно с горки матов) рекомендуется оказывать помощь вдвоем (с двух сторон).

 

Рис. 192

 

По мере освоения упражнения помощь и страховка производятся одним: одной рукой под плечо (облегчая нагрузку на шею), другой рукой помогая активно выполнить разгибание.

Последовательность действий страхующего при выполнении наиболее трудной первой части переворота в сторону иллюстрируется (рис. 193).

 

Рис. 193

 

 


 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И

ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ И МАССОВЫХ

ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

 

ГЛАВА 15. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ГИМНАСТИКЕ

 

Соревнования по гимнастике – органическая часть учебно–тренировочного процесса. Это своеобразный экзамен, в ходе которого подводятся итоги работы за определенный период, проверяется качество учебно–тренировочного процесса, сопоставляются достижения с достижениями товарищей по команде или участников других команд, приобретается опыт соревновательной борьбы.

Соревнования имеют большое дисциплинирующее и воспитательное значение. Участники развивают волевые качества, учатся преодолевать трудности, согласовывать свои действия с интересами коллектива, они радуются успехам и стойко переносят неудачи. Соревнования по гимнастике всегда зрелищны и служат эффективным средством популяризации физической культуры и спорта.

 

 

15.1. Виды соревнований

 

В зависимости от цели, формы, масштаба и характера соревнования по гимнастке делятся на следующие виды:

1. По направлению (цели): учебные, отборочные, первенства по выявлению сильнейших гимнастов, команд и коллективов, матчевые встречи, массовые соревнования (по облегченной программе).

2. По форме зачета личные, командные и лично–командные.

3. По масштабу: районные, городские, областные и др.

4. По представительству: территориальные и ведомственные.

5. По характеру: классификационные, неклассификационные, закрытые, открытые, конкурсы, соревнования с листа.

В конкретных случаях возможны различные совмещения проводимых соревнований.

 

 

15.2. Документация соревнований

 

Для проведения соревнований необходимы соответствующие документы. Их целесообразно разделить на две группы. В первую входят так называемые руководящие документы:

1. Единая классификационная программа Республики Беларусь.

2. Единый календарь республиканских спортивных мероприятий.

3. Правила соревнований по спортивной гимнастике – документ, определяющий все вопросы организации и проведения соревнований в республике Беларусь.

4. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ – документ утверждаемый организацией, проводящей его. По этому документу регламентируется подготовка участников и должностных лиц. Положение разрабатывается в соответствии с календарем спортивных мероприятий и рассылается участвующим коллективам не позднее, чем за 3 месяца до начала соревнований. В положении указываются:

1. Цели и задачи;

2. Место и сроки проведения;

3. Руководство соревнованием;

4. Программа.

В зависимости от задач, состава участников и условий проведения соревнований программы могут быть различными. Например, для определения технической подготовленности и получения звания гимнаста того или иного спортивного разряда существуют государственные (квалификационные) программы. Наряду с государственными программами могут использоваться программы, составленные организациями, проводящими соревнования (общеобразовательные школы, ДЮСШ и др.). В таких случаях соревнования могут проводиться по облегченным или упрощенным правилам.

5. Допуск участников и определение победителей;

6. Награждение победителей.

Во вторую группу входят рабочие документы, создаваемые в процессе подготовки и проведения соревнования:

1. Заявки, представляемые после получения положения о соревновании. Каждая организация, претендующая на участие в соревнованиях, обязана в сроки, указанные в положении, представить:

а) предварительную заявку на участие;

б) окончательную, или именную заявку.

Предварительные заявки представляются заблаговременно, а окончательные (именные) – по приезду на соревнования.

2. ГРАФИК – основной рабочий документ, определяющий распорядок соревнования. Все основные и вспомогательные мероприятия планируются в соответствии с составленным графиком.

3. Сводные таблицы по спискам членов команд.

4. Судейские протоколы, заполняемые судейскими бригадами по видам многоборья.

На основании перечисленных документов секретариат выводит окончательные итоги первенства как командного, так и личного.

5. Сводные протоколы секретариата, составленные на основании протоколов по видам многоборья. В них отражены все результаты выступления каждого участника команды по всей программе.

6. Отчет о проведенном соревновании, составленный секретариатом на основе данных, собираемых по ходу соревнований. При четком ведении сводных протоколов и хорошо налаженной работе всего аппарата он может быть закончен в течение одного–двух часов после окончания соревнований (в зависимости от масштаба и количества участников).

ОТЧЕТ – это не только итоговый документ о соревновании, но и официальный источник, позволяющий анализировать полученные результаты.

 

 

Подготовка и проведение соревнований

Подготовительная работа к предстоящим соревнованиям, независимо от их масштаба, должна проводиться задолго до его начала. Всю работу целесообразно разделить на три этапа.

На первом этапе определяются сроки, масштаб, место для проведения соревнования и утверждается главная судейская коллегия (или главный судья), разрабатывается план подготовки и проведения соревнований. В плане предусматриваются:

а) вопросы обеспечения (подготовка мест и инвентаря, прием участников и зрителей, обслуживающий персонал и т.п.);

б) план проведения соревнований, составляемый главным судьей; календарь соревнований по дням (по предварительным данным о составе участвующих команд или коллективов) и график соревнований.

Имея заблаговременно график соревнований, участвующие команды корректируют режим тренировочной работы.

На втором этапе подготовки соревнования уточняется график; подбираются и коллегии судей; готовится необходимая рабочая документация.

Подготовительная работа ведется организацией, проводящей соревнования (педсовет школы, кафедра физического воспитания) и главной судейской коллегией.

Наиболее сложная работа – подготовка мест для соревнований и обеспечение качественным инвентарем. При выборе помещения или открытой площадки следует предусмотреть возможности для рациональной расстановки гимнастических снарядов и размещения зрителей. Крайне важно позаботиться, о выделении помещений для судей и секретариата, рабочего места для врача.

Подготовительная работа проводится главной судейской коллегией и предусматривает:

– составление схемы расстановки снарядов и утверждение кандидатуры коменданта соревнований;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.74 с.)