Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальный характер американцев

Поиск

На каждой монете, отчеканенной в США, можно найти три слова по-латыни: Е pluribus unum («из множества един­ство»). Это девиз США, подчеркивающий то обстоятель­ство, что США — одна страна, состоящая из многих сос­тавляющих.

На одном уровне — эти составляющие — 50 штатов на Североамериканском континенте, на другом уровне — эти составляющие — представители разнообразных наций, предки которых прибыли в Северную Америку почти из всех уголков планеты. На третьем уровне — эти составля­ющие — разнообразные географические черты Северной Америки от холмов долины реки Пеноскот (the Penoscot River Valley) в центре штата Мэн до покрытых снегами вершин Каскадных гор на западе штата Вашингтон и от окаймленных пальмами пляжей штата Флорида до разно­цветных пустынь штата Аризона. Это, безусловно, единая страна, которую объединяет единое правительство, нацио­нальный язык (английский), национальная денежная сис­тема и многое другое. Однако очень трудно судить о стра­не как о едином целом, настолько разнятся части этой страны. Прежде всего существуют довольно выраженные культурные различия.

Принято выделять определенные районы внутри США. Очень часто выделяют шесть основных районов:

Новая Англия, состоящая из пяти штатов, расположен­ных вдоль Атлантического побережья, плюс штат Вермонт и части штата Нью-Йорк. Среднеатлантический район или


Среднеатлантические штаты: Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд. Юг, простирающийся от штата Вирджиния к югу до Флориды и к западу до цент­рального Техаса. В район входит также Западная Вирджи­ния, Кентукки, Теннесси, Арканзас, Луизиана и значи­тельные части Миссури и Оклахомы.

Юг играл большую роль в американской истории. Сюда до начала Гражданской войны было завезено из Африки много рабов для работы на хлопковых плантациях. Вопрос об отмене рабства был одной из основных причин Граж­данской войны (1862—1865). В результате войны Юг потер­пел поражение, рабы обрели свободу, но в большинстве южных штатов были приняты законы, укрепившие сегре­гацию. В 1950—1960-е годы, когда негры стали требовать предоставления им гражданских прав, равных с белыми, Юг стал ареной жестоких столкновений, в которых актив­ную роль играл Ку-клукс-клан. Сейчас Юг в сознании большинства американцев предстает как регион, где семья более прочная, где люди сохранили хорошие манеры и нравственные ценности, основанные на христианских принципах; его иногда называют»библейским поясом», так как здесь сосредоточено большинство фундамента­листских церквей. Большинство южан говорит с сильным акцентом, несколько «тягуче»; их диалекты (drawls) слегка разнятся в каждом штате. Юг также ассоциируется с кон­серватизмом, косностью и иногда невежеством.

Средний Запад, район в центральной части страны, к которому относится множество штатов, простирается на запад от Огайо до Небраски и на юг от Северной Дакоты


до Канзаса, включая восточную часть штата Колорадо. Это один из крупнейших сельскохозяйственных регионов мира (выращивание кукурузы, свиноводство, молочное и мяс­ное животноводство).

Юго-запад США, включающий западную часть штата Техас, части штата Оклахома, Нью Мехико, Аризону, Не­ваду, южные районы Калифорнии.

Этот район особенно известен своеобразным стилем зданий, украшений и мебели, сложившимся под влиянием индейского и мексиканского искусства. В массовом созна­нии ассоциируется с жилищами из необожженного кирпи­ча (adobe), сочетанием коричневого и темно-оранжевого цветов и стилизованными под индейские орнаментами.

Запад включает штаты Колорадо, Вайоминг, Монтана, Юта, Калифорния, Невада, Айдахо, Орегон, Вашингтон, Аляска, Гавайи.

Помимо основных шести регионов выделяют несколько подрегионов. Центром некоторых из них являются долины рек: так, историки и географы выделяют долину реки Мис­сисипи, долину реки Огайо или Сакраменто. Центрами других подрайонов являются горы типа гряды Голубых гор или графства, такие как Вирджиния или Озарк в Арканза­се и Миссури.

Чем отличаются районы США друг от друга? На этот вопрос много ответов и ответы эти разные для разных час­тей страны.

Конечно, такие вещи, как продукты питания, практичес­ки одинаковы в любом уголке США. Однако есть некото­рые блюда или продукты, характерные для определенной


местности. Так, одно из довольно популярных блюд — абалоне (abalone), большой моллюск, вылавливаемый в водах Тихого океана. Популярный десерт — пирог с ягода­ми «бойзенберриз» (boysenberries), полученными путем скрещивания малины и черной смородины. Едва ли мож­но встретить эти блюда в меню ресторана в Новой Анг­лии. И может случиться, что если спросить о них у офи­цианта, то окажется, что он никогда о таких блюдах и не слышал.

Значительно различаются районы США и своими диа­лектами, тем, как говорят на американском варианте анг­лийского языка в каждом из них. Некоторые местности страны славятся немногословностью своих жителей (на­пример, некоторые сельские районы Новой Англии).

Несколько различаются районы и по взглядам на жизнь, политическими и культурными пристрастиями. Так, в раз­ных районах страны по-разному относятся к международ­ным новостям. Считается, что на востоке страны, где взгляды людей обращены к противоположному берегу Ат­лантического океана, в газетах уделяется больше внимания новостям из Европы, Северной Африки и западной Азии. В поселках и городах, расположенных вокруг Мексикан­ского залива, пресса проявляет больше интереса к Латин­ской Америке. В Калифорнии, граничащей с Тихим океа­ном, средства массовой информации уделяют больше вни­мания событиям в Восточной Азии и Австралии.

Трудно говорить о характере американцев, как трудно говорить о характере любого другого народа в целом. Сколько людей, столько и характеров. Однако какие-то


наиболее типичные черты или нормы поведения, безус­ловно, отличают один народ от другого. У американцев та­кими обобщающими чертами являются независимость, энергичность, предприимчивость и трудолюбие.

Независимость американцев зиждется на убеждении, что каждый человек лучше всего сам позаботится о своих интересах. Корни этого убеждения уходят в протестант­скую религию, которая утверждает, что каждый человек отвечает перед Богом за свои деяния и что Богу угодны люди, добросовестно работающие и многого достигшие. Поэтому в системе воспитания в США акцент делается на индивидуальном развитии каждой личности. Отсюда и дух соперничества даже в отношениях между друзьями, и стремление молодежи как можно раньше начать самосто­ятельную жизнь, и многие другие особенности.

Американцы рассматривают добросовестный труд как путь к достижению личного успеха и материального бла­гополучия. У американца с детства сформировано убеж­дение, что каждый человек, благодаря настойчивости, таланту и, главным образом, добросовестной работе, мо­жет достичь в жизни необычайно многого. Именно по­этому поощряется желание детей подработать, высоко ценятся такие качества, как аккуратность, пунктуаль­ность, профессионализм.

Возможно поэтому в современной Америке так много людей, которых называют "workaholics" (трудоголики). Возможно по этой же причине в Америке не получила та­кого распространения система блата. Когда кто-то просит устроить на работу родственника или знакомого, то в от-

11 В. Ощепкова 305


вет часто может услышать: «А какова его квалификация и личные качества как работника?»

Равенство чрезвычайно важно для американцев. Пред­полагается, что у всех людей равные возможности достичь жизненного успеха. Это определяет характер взаимоотно­шений между людьми: не подчеркиваются классовые раз­личия, разница в возрасте, служебном положении. Амери­канцы, даже малознакомые, обращаются друг к другу по имени.

Нередко раскованность американцев, простота их обра­щения шокируют иностранцев. Американцы — большие патриоты. Они уважают свой герб, свой флаг, свой гимн. Если в стране возникает некий политический конфликт, как, например, недавний спор, воевать или не воевать в Персидском заливе, американец покупает национальный флаг и вывешивает на своем доме. Это означает, что он поддерживает правительство. В школе день начинается с салюта американскому флагу и исполнения государствен­ного гимна.

Но в то же время американцы не дадут государству сесть себе на шею: обязанности перед государством ограничива­ются уплатой налогов.

Американцы гордятся монолитностью своей страны. За­коны в каждом штате свои: тут можно охотиться — там нельзя, тут разрешены игорные дома — там запрещены, тут допускаются аборты — там преследуются, но закон об ар­мии, скажем, един. И, гордясь своей независимостью, каждый штат еще больше гордится тем, что он часть вели­кой страны, гордится своей звездочкой на ее флаге.


Перманентный достаток и высокая технология быта накладывают отпечаток на повседневный стиль жизни, на психологию. Американцы доброжелательны. Доброжела­тельность повсеместна, а не только на Юге, где в поговор­ку вошла фраза, обращенная к озадаченному незнакомцу: «Чем я могу помочь?»

Американцы правдивы, врать не принято, уличение во лжи рушит репутацию. Не принято шпаргалить в школе, в университете, при любой сдаче экзаменов. Тот, кого ули­чили в таком действии, опозорит себя.

Американец при всей своей расчетливости доверчив, его легко обмануть, что не раз уже доказали наши иммигран­ты последней волны.

Американцы не любят медлить, заглядывать очень дале­ко вперед. Они быстро остывают к проектам, которые не дают отдачи в течение 1,5—2 лет, и это надо иметь в виду при деловых с ними отношениях. У американцев есть ка­кое-то простодушное убеждение, что с любой сложностью можно справиться, если владеешь методикой «ноу-хау».

Средний американец с подозрением относится к неудач­никам. Если известный поэт, писатель, интеллектуал не достиг финансового успеха, то, по их мнению, как профес­сионал он не состоялся.

Американец жизнерадостен или по крайней мере улыб­чив, особенно на работе. Начальник должен показать под­чиненным, подчиненные — клиентам, посетителям, поку­пателям, что все идет о'кей! Быть угрюмым на работе — это все равно, что быть грязно одетым.

Американцы — народ веселый, улыбчивый, жизнерадо-


стный. Шутки их, как правило, незатейливы. Они говор­ливы, будут долго, дотошно объяснять, когда все уже ясно.

Они очень любят всякие банкеты и приемы, на кото­рых, как у нас выражаются, можно выпить и закусить «на халяву». Проявляют активность и расторопность. Во­обще, если можно не тратить денег, не потратят. Боль­шие рационалисты.

И все-таки главное отличие американцев от нас, да и от многих других — это поразительная, если можно так вы­разиться, замкнутость общества. Их не только мы не ин­тересуем (хотя нередко, как бы из вежливости, спрашива­ют: «Ну как там Горбачев, Ельцин? Путин?»), их никто в мире не интересует.

У них свои, «домашние» кумиры: великие бейсболисты, регбисты, знаменитые журналисты и писатели (точнее, авторы знаменитых книг), свои рок-группы, комики, ки­нозвезды.

Любопытны некоторые особенности в поведении аме­риканцев. Не принято на людях часто касаться друг дру­га. По отношению к мужчинам это может быть истолко­вано как проявление гомосексуализма. Женщины не хо­дят под руку друг с другом. Хорошие друзья, особенно ес­ли они расстаются надолго, при прощании обнимут друг друга, но никогда не целуются.

Есть темы, на которые говорить не следует. К ним, например, относятся доходы собеседника, его полити­ческие и религиозные взгляды, возраст и состояние здо­ровья собеседника, не принято спрашивать, есть ли у вас семья и дети.


С другой стороны, несколько непривычно для нас спо­койное обсуждение в компаниях таких тем, как ранняя сексуальная активность подростков, гомосексуализм, СПИД и др.

Периоды времени американцы обычно измеряют не в месяцах, а в неделях. Например, они говорят: вместо пол­года — 24 недели, вместо полутора месяцев — 6 недель, а вместо 3 или 4 лет можно услышать 36 или 48 месяцев.

Свист на спортивных состязаниях и на политических митингах для американцев является признаком одобрения. Иностранцу может показаться странным одновременное сочетание аплодисментов и свиста.

Мужчины снимают шляпы в церквях, ресторанах, част­ных домах, учреждениях — фактически во всех обществен­ных местах. В лифте жилого дома или отеля мужчина сни­мает шляпу, когда входит женщина, и надевает ее в кори­доре. Коридор приравнивается к улице, а лифт — к комна­те в жилом доме, где в присутствии женщины не принято быть в головном уборе. В то же время лифт в учреждении, магазине и т.п. считается общественным местом, и шляпы в нем не снимают.

В отличие от европейцев, американцы во время еды дер­жат вилку в правой руке, меняя ее на нож по мере необхо­димости. В процессе еды американец может пить кофе, в то время как в других странах кофе обычно пьют после еды. Американцы едят суп с края ложки, а англичане — с конца. Не принято оставлять ложки в суповых тарелках или кофейных чашках.

Если гость остается в доме на ночь или на уикэнд, при-


нято после отъезда благодарить хозяев в письме, которое обычно называют "bread-and-butter letter"; к письму обыч­но прилагают небольшой подарок — коробку конфет или цветы.

В американском этикете не считается невежливым, раз­говаривая с кем-либо, в том числе и с женщиной, сидеть, вытянув ноги вперед или положив их на стол, на подлокот­ник кресла, держать руки в карманах, курить.

С точки зрения американца, неприлично причесываться на виду у всех, как это делается, например, в вестибюлях наших театров (для этого существуют дамские комнаты — powder rooms). Мужчины обычно не носят с собой расче­сок. Нельзя смотреться в зеркало на людях.

Жесты и мимика американцев тоже несколько непри­вычны. Такси или попутную машину останавливают под­нятым вверх большим пальцем правой руки или поднятым вверх зонтом. Официанта в ресторане приглашают подня­той на уровне плеча рукой или подзывают пальцем, что в русском общении считается неприличным. Поднятый ука­зательный палец — жест, передающий желание и готов­ность отвечать на заданный преподавателем вопрос в шко­лах, колледжах, институтах.

Указательный и большой палец, соединенные в виде буквы "О", означают «Все отлично», «Все о'кей». Знак по­беды {victory) — указательный и средний палец правой ру­ки разомкнуты, принимая форму буквы V.

Если указательные пальцы обеих рук касаются закрытых глаз, правая ладонь закрывает рот, а обе ладони — уши (ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не ска-


жу), то это комплексный жест, говорящий, что человек полностью отключился.

Опущенный вниз большой палец - муж находится у же­ны под башмаком. Неоднократное сгибание большого пальца правой руки — недоверие при получении какой-то информации. Накрывание ладонью рта, почесывание, по­глаживание носа с правой или левой стороны, почесыва­ние кончиков ушей — тоже жесты недоверия.

Чтобы избежать сглаза, несчастья, американцы, как и мы, стучат по дереву.

Часто американцы носят с собой центовую монетку в кармане или записной книжке. Со счастливой монеткой, по их поверьям, нельзя расставаться. Особенно счастливой считается гнутая монетка или монетка с дыркой. Если вы дарите записную книжку, вложите в нее монетку на счастье и для дарящего, и для того, кто этот подарок получает. Что­бы застраховать себя от аварий, водители такси и грузови­ков вешают в кабине пару крошечных детских башмачков.

Студенты считают, что на экзамене приносит счастье старый галстук. Конский каштан, который носят как та­лисман, по поверьям американцев, не только приносит счастье, но и снимает боль, особенно головную.

Очень популярна в США астрология. Многие газеты и журналы публикуют материалы по астрологии. Падающая звезда считается дурным предзнаменованием. Однако если до ее исчезновения успеть три раза произнести слово "money", то она приносит счастье в виде денег. Счастли­вым предзнаменованием считается радуга.

Библия остается настольной книгой, особенно в фер-


мерских семьях южной части Среднего Запада, в так назы­ваемом «библейском поясе».

Дурные приметы: рассыпать соль на столе, положить на тарелку нож поперек вилки, услышать крик совы или ку­кареканье петуха ночью, уронить гребень, разбить зеркало, наступить на трещину в тротуаре, рассмеяться до завтрака.

Некоторые суеверия имеют огромную силу, например несчастливое число 13. В театрах нет кресел под этим но­мером, в хоккейных командах — игроков с номером 13. В несчастливый день, пятницу, не начинают никаких работ, не отправляются в поездку. Особенно несчастливой счита­ется пятница, выпавшая на 13 число.

Американцы, приглашая в гости, часто ограничиваются такими неопределенными фразами, как Come back and see us soon — «Приезжайте поскорее»; Drop in any time — «Захо­дите в любое время». Их не следует понимать буквально, особенно если речь идет о жителях больших городов. У американцев (исключение для близких родственников и друзей) не принято приходить в гости без предварительно­го звонка. Поэтому в любом случае о своем визите необхо­димо сообщить письменно или по телефону, удостоверив­шись, что приглашение остается в силе.

Приведем стереотипные представления о США и амери­канцах, бытующие в Великобритании. США у многих бри­танцев ассоциируются с позицией силы в международных вопросах, Голливудом и его влиянием, деньгами и покло­нением им, насилием. Британцы с некоторой завистью от­носятся к лидирующему положению США в мире; с раз­дражением к тому, что американцы, полагая, что они уп-


равляют миром, в то же время мало знают обо всем, что лежит за пределами их собственной страны. Британцы по­лагают также, что для американцев деньги значат больше всего на свете, что они любят выставлять свое богатство и благополучие напоказ. Жители Великобритании убеждены, что США — небезопасная для жизни людей страна, здесь нельзя пройтись по улицам или проехать в метро без рис­ка нападения. В то же время многие британцы хотели бы побывать в Америке в отпуск. Молодые британцы обычно более положительно воспринимают все американское.

Британцы часто судят об американцах по тем туристам, которые приезжают на Британские острова. Обычно это американцы среднего возраста или старше, богатые, на них кричаще-яркие рубашки или клетчатые брюки, они страдают от избыточного веса, поскольку едят вредную для здоровья пищу (типа гамбургеров), довольно дружелюбны, но быстро раздражаются и становятся грубыми. У жены такого стереотипного туриста-американца волосы с хими­ческой завивкой, на ней короткие белые носочки, леггин­сы или облегающие тренировочные брючки и дорогой и элегантный плащ «Берберри» (Burberry) на случай дождя. Она полагает, что все британское «премиленькое» (cute) или «чудное» (quaint), особенно все, что касается королев­ской семьи. Муж и жена говорят громко, с сильным аме­риканским акцентом. Британцев забавляют некоторые ти­пично американские восклицания типа "Gee, honey!" или "Have a nice dayl" Британцы находят забавными и претен­циозными принятые в США имена с номерами: Вильям Д. Хэнкок Третий.


Британцы полагают также, что у американцев нет куль­туры и что, за исключением нескольких интеллектуалов, они и не слишком интересуются культурой; что американ­цы проводят свободное время у телевизоров, наблюдая трансляцию игр своих любимых бейсбольных и футболь­ных команд.

Если они жаждут культуры, то смотрят британские теле­визионные программы Би-би-си. Однако, серьезно говоря, они находят и много положительных черт в национальном характере американцев. Те из них, кто посетил США, счи­тают, что американцы дружелюбны и гостеприимны, они не так озабочены классовыми соображениями, как британ­цы, они много и упорно работают, у них очень высокий уровень жизни и технологии быта, у них непредвзятое от­ношение к жизни. Эти стереотипные представления были созданы белыми британцами о белых американцах, и, ко­нечно, нельзя забывать, что США, а в наши дни и Вели­кобритания представляют собой полинациональные, поли­этнические, поликультурные общества, с огромным разно­образием жизненных ценностей, установок и проблем, ко­торые они влекут за собой.

Обобщая, можно сказать, что американцы испытывают теплые и сентиментальные чувства к британцам и Брита­нии, имеют в большинстве своем очень смутное представ­ление о Европе и европейцах, испытывая к ним (особенно к восточно- и южно-европейцам) некоторое недоверие, испытывают также некоторое недоверие к японцам и их жизненной философии.

К канадцам у американцев отношение особое. Канаду


полушутливо иногда называют пятьдесят первым штатом США, поскольку большая часть населения Канады живет на расстоянии 160 км от границы с США. Сама эта грани­ца — самая длинная неохраняемая граница в мире, суще­ствует постоянная миграция канадцев и американцев по обе стороны границы, множество фирм со смешанным американо-канадским капиталом и т.д. В связи с этим аме­риканцы не слишком склонны относиться к Канаде как к другой стране. Жители обеих стран одинаково одеваются, канадский английский незначительно отличается от аме­риканского английского и т.д.

Задания

1. Изучив материал раздела, составьте перечень черт
национального характера жителей Новой Англии,
южан, жителей среднего запада и запада.

2. Определите, какие из них совпадают и не совпада­
ют у жителей Новой Англии и южан.

3. Составьте перечень черт русского национального
характера и сопоставьте его с чертами характера
американцев.

4. Определите, какие, по вашему мнению, стереотип­
ные представления об американцах в целом, о жи­
телях Новой Англии, американцах-южанах, жителях
среднего запада, жителях запада США бытуют в
нашем обществе.

5. Приведите примеры из книг, фильмов, опыта лич­
ного общения, подтверждающие или опровергаю­
щие стереотипные представления.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.220.201 (0.011 с.)