Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раскройте роль естественно-средовых гигиенических факторов в физическом воспитании.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большое значение в физ. воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Их общее значение в качестве неотъемлемых условий жизни хорошо известно. Есть два пути включения этих факторов в процессе физ. воспит.: 1) организация занятий физическими упр. непосредственно в условиях природной среды, благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физ. упр., так или иначе изменяя их эффект; 2) организация спец. процедур закаливающего характера. Для повышения оздоровительного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь. Естественносредовые факторы только тогда приобретают значение средств физ. воспит., когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которых на физ. состояние, здоровье и работоспособность может быть, как положительным, так и отрицательным. Есть еще один аспект, который важно иметь в виду при оценке роли естественных факторов в физическом воспитании. Проведение занятий в условиях естественной среды с ее благотворным влиянием на эмоциональный мир чел. в немалой степени обуславливает привлекательность занятий, побуждает позитивные эмоции, способствует формированию здоровых эстетических восприятий. Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содействующих реализации задач физического воспит., один, как известно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительной позиций, другие не посредственно связаны с обеспечиванием оптимальных условий для занятий физ. упр. Ясно, что в совокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физ. воспит. Они ориентированы на охрану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средства, широко используемые в процессе физ. воспит., явл. средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов. Хотя гигиенические факторы не относятся, к спецификам средствам физ. воспит., их содействующее значение трудно переоценить. В физ. воспит. предусматривается овладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формированию навыков практического использования их.
Рассмотрите формирование двигательных навыков с позиции теории функциональных систем. Опишите основные стадии их формирования. В процессе жизнедеятельности человека формируется различные двигательные навыки, составляющие основу его поведения. Развитие двиг.навыка различно от пола. У мужчин лучше развивается сила, скорость, скоростно – силовые качества, у женщин – гибкость, ловкость, координация. Физиол.основа формирования двиг.навыка заложена Сеченовым и Павловым. В основе их учения лежит рефлекторная теория возникновения двиг.навыка. После них Гейнштейн ввёл понятие о программировании, Фарфель добавил понятие автоматизма, Анохин ввёл понятие функциональной системы, в которую входит система управления, система движения и жизнеобеспечения. Двигательные навыки - это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными знаниями. На первом этапе формировании двигательного навыка возникает замысел действий, осуществляемый ассоциативными знаниями коры больших полушарий. В начале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникает, либо при показе движения другим лицом (тренером), либо после словесной инструкции. Формирование такой наглядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом и образа тех мышечных действии, которые необходимые для достижения цели. На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отличаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия Генерализации: происходит иррадиация нервных процессов из очага возбуждения и генерализация возбуждения, формирование генерализованных ответных реакций с вовлечением мышечных групп; 2) стадия концентрации: уменьшение генерализации возбуждения и формирование концентрации процессов возбуждения в определённых зонах коры, улучшение межмышечной координации и выработка стереотипа движений; 3) стадия стабилизации навыка, запоминание, программирование и автоматизация движения. Тренируемость у разных лиц выражена неодинаково. Надо учитывать морфологические особенности, состояние вегетативных функций и специфическую тренируемость, которая свойственна тому или иному виду двигательной координации в упражнении. Важно выделить возрастные (сенситивные) периоды в жизни, когда тренируемость в данном виде особенно высока. Физиологическим механизмам, благодаря которому формируются новые двигательные действия, являются временные связи, возникающие условно-рефлекторным путем. Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал является безусловной или ранее приобретенной. Но при двигательном акте оперативные временные связи. Формирование двигательного навыка сопровождается образованием временных связей, способствующих более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов. Моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В простых навыках раньше формируется двигательные компоненты, а в сложных вегетативные. В процессе формирования двигательного навыка отдельные фазы движения складывается в цепь определенного динамического стереотипа. Под динамическом стереотипом понимается функциональных характер, т.е. образование, закрепление, угасание. Дин. стереотип позволяет оперативно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. После закрепления динамического стереотипа - выполнение двиг. навыка протекает стандартно. Дин. стереотип > характерен для циклических движений. В единоборствах и сп. играх он образуется при выполнении отдельных эл-тов. В сложных комбинациях он не образуется, т.к. спортсмен в зависимости от ситуации быстро импровизирует новое движение. Это явление называется экстраполяцией. Экстраполяция - способность нервной системы на основе имеющегося опыта, адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Она характерна не только для новых, но и привычных двигательных актов. Способность человека к экстраполяции в небольшой степени обусловлена генетически и в значительной – образованием временных связей. Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действиями сбивающих факторов. Устойчивость навыка и длительность его сохранения зависят от типа НС. Поэтому тренировки должны быть без длительных интервалов. При формировании двигательного навыка имеют место и афферентные (обратимые) связи, которые называют сенсорными коррекциями. Это внутренние обратимые связи. Но для формирования двигательного навыка важна и сторонняя информация, которая является «срочной». Двигательный акт на всех стадиях связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов: мотивация, памяти обстановочной информации, пусковой информации. Автоматизация двигательного навыка - выполнение его без участия сознания. Двигательная память – зависит от эмоциональности занятий, от наследственных данных, от величины интервалов отдыха и от функционального состояния. Программирование – создание очередности фаз, ритмичности движения и пространственного рисунка движения. Без него не возможно освоение движения. Необходимо многократное повторение движений.
Укажите цель этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. Перечислите задачи и особенности методики закрепления двигательного навыка. Укажите основные ошибки, возникающие на данном этапе и пути их исправления. Укажите, каким образом осуществляется контроль и оценка на данном этапе. Решаемые задачи. На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый целевой результат, намечаемый в пределах относительно завершенного цикла обучения отдельно взятому действию. В рассматриваемом случае это предполагает, кроме прочего, такую отработку действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. 1) довести процесс освоения всех сторон действия (ориентировочной, собственно исполнительной и контрольной) до уровня превращения умения в навык; 2) обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники действия; 3) гарантировать необходимое соответствие между техническими характеристиками движений и двигательного уровнем развития двигательных качеств (способностей) применительно к условиям эффективного использования действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности. Реализация перечисленных задач связана с существенными преобразованиями как ООД, так и механизмов непосредственного управления движениями. ООД в этой стадии формирования действия как бы свертывается — часть «опорных точек», на которых ранее концентрировалось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что, однако, не исключает возможности вновь брать их под сознательный контроль, коль скоро этого требуют обстоятельства), закрепляется динамическая стереотипия в построении движений, действие автоматизируется в определенных операциях и вместе с тем остается целенаправленным. Эти процессы превращения двигательного умения в навык внутренне противоречивы. Если нарушается мера в соотношении стереотипности и вариативности, осознанности и автоматизированности движений, формируемы указанные задачи, необходимо, следовательно, обеспечить целесообразное соотношение этих различных сторон навыка, с тем, чтобы он был стабильным и динамичным, в достаточной степени автоматизированным и вместе с тем вполне управляемым разумом. Не менее важно обеспечить становление навыка в единстве с й навык оказывается неполноценным. Решая совершенствованием двигательных качеств, требующихся для эффективного выполнения действия (иначе навык окажется пригодным лишь при заниженном уровне проявления функциональных возможностей). Это значит, что процесс обучения действию на рассматриваемом этапе необходимо особенно тесно сочетать, органически соединяя, с воспитанием двигательных способностей, чтобы гарантировать надежность и вариативность техники движений наряду с заданным уровнем результативности действия. Типичные средства и методы. Комплекс средств и методов, используемых на этом этапе обучения, в основном остается тем же, что и на этапе углубленного разучивания. Однако соотношение отдельных из них, место, отводимое им в этом комплексе (удельный вес), и характер применения меняются. Дополнительно вводятся новые факторы совершенствования действия в соответствии с логикой реализации очередных задач. Это выражается преимущественно в дальнейшем увеличении удельного веса, разнообразия и интенсивности воздействия факторов практической отработки действия. Применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий действия. Возрастает и удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения. Шире используются также игровой и соревновательный методы. Многократное воспроизведение разученного целостного действия, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования двигательного навыка, при известных условиях служит одновременно и фактором развития двигательных качеств, определяющих его эффективность. Идеомоторное упражнение и аналогичные методы (самоанализ, самоубеждение и т. п.) используются на этом этапе не столько как способ уяснения, основ действия, сколько как способ самонастройки на совершенное выполнение его, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на действие теснее связывается с активной установкой на его результативность и санкционирующими командами — самоприказами. Определяющие черты методики. Завершающая отработка ООД. На завершающем этапе обучения действию обеспечивается преобразование его ориентировочной основы в таком направлении, чтобы она приобрела качества, необходимые для становления и эффективного использования двигательного навыка. Главным при этом становится свертывание ООД в определенном отношении, увеличение степени ее обобщенности, что выражается, кроме прочего, в возможности заблаговременно предвидеть ход и результат действия в различных условиях, а также все более избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия не на его деталях, а на решающих операциях и переменных условиях его выполнения. Выполнение заданий по точному предвидению параметров действия. Конкретное содержание задания может состоять, например, в том, чтобы по возможности точно назвать время, которое будет затрачено на выполнение действия, скорость, с которой будет преодолена дистанция (или отрезки дистанции) в беге либо ином локомоторном упражнении, дальность прыжка или броска снаряда и т. д.; отметить после выполнения действия, насколько верен оказался прогноз, и в случае значительных расхождений постараться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий внимание концентрируется не на деталях действия, а на его общей результативности, что соответствует особенностям функционирования ООД в стадии навыка. Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках действия. Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с фактическим выполнением действия. Выполнение по ходу действия дополнительных так называемых отвлекающих заданий. Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций на обстановку действия, помогают освободить сознание от ненужной теперь сосредоточенности на них и сконцентрировать его на решающих моментах и условиях достижения цели. Общая регламентация режима упражнений. Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завершающую отработку действия, могут возрастать в принципе в широких пределах. Конкретно же это зависит от принятой общей системы занятий, уровня совершенства действия и других условий. Пока не достигнута необходимая степень прочности навыка, нецелесообразны длительные перерывы в выполнении действия — желательно повторять его в каждом очередном занятии. Хорошо же закрепленный навык не утрачивается и при больших перерывах, что позволяет использовать «разреженную» систему упражнений для поддержания его на определенном качественном уровне. Поскольку большинство двигательных действий, являющихся предметом обучения, входит затем в состав более сложных форм двигательной деятельности (игровых, спортивных, трудовых, бытовых), то с завершением отработки отдельного действия упражнение в нем, как правило, не прекращается — оно воспроизводится так ! или иначе в совокупности с другими действиями в физическом воспитании или жизненной практике. Предупреждение и устранение ошибок; контроль. Соблюдение всех положений методики завершающей отработки действия — решающая гарантия его совершенствования на этом этапе. Практически, однако, здесь все же допускаются ошибки. К наиболее распространенным из них относятся следующие. 1. Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания (как обучающего, так и обучаемого) на контроле за деталями действия, что тормозит целесообразную автоматизацию его, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения действия. Это исключается при своевременном введении и постепенном увеличении доли управлений, выполняемых с установкой на достижение общего целевого результата, использованием методических приемов, способствующих переключению внимания на результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации, а также снятием излишней опеки со стороны преподавателя — предоставлением обучаемому самостоятельности в практическом применении действия. 2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка, либо, наоборот, нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется, недостаточно устойчивый навык. Оптимальное сочетание стандартной повторности и вариативности упражнений, направленных на отработку действия, последовательное изменение их удельного веса по мере стабилизации навыка, как уже говорилось, позволяет избежать этих ошибок. Если же они допущены, требуется установить, в чем именно нарушена мера, и соответственно изменить методику, отдав предпочтение тем или иным формам упражнений и методическим приемам, помогающим исправить отклонения, добиться необходимой стабильности и вариативности навыка. 3. Нарушение соответствия между отработкой двигательного навыка и воспитанием двигательных качеств, что может выражаться, с одной стороны, в преждевременном и чрезмерном закреплении навыка при недостаточно высоком уровне проявления функциональных возможностей организма, а с другой — в излишне форсированном увеличении скорости движений, интенсивности и продолжительности усилий, из-за чего нарушаются оправданные технические характеристики действия. Контроль за формированием навыка и совершенствованием действия в целом на заключительном этапе включает преимущественно определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых в решающей мере зависит его надежность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и других контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность действия оценивается посредством стандартизированных контрольных упражнений (тестов-испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях — с принятыми в спорте критериями достижений. На этой основе определяется, естественно, лишь самая общая внешняя результативность действия, которая весьма важна для суждения о его практической эффективности, но не выявляет отдельно основные составляющие, от которых она зависит. Один из интегральных критериев эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его общей результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого по результатам тестирования в упражнении, являющемся технически упрощенным вариантом действия. Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, в частности по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на иные объекты и задачи, а также упражнений, связанных с ограничением зрительного и вообще экстерорецепторного контроля. О степени надежности приобретенного навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством контрольных упражнений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.014 с.) |