Дайте определение и опишите критерии «координационных способностей». Какие физиологические характеристики их определяют.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте определение и опишите критерии «координационных способностей». Какие физиологические характеристики их определяют.



Координационные способности рассматриваются как вторичное качество, зависящее в основном от комплексного развития силы, быстроты и выносливости. Для из развития большое значение имеет функциональное состояние ЦНС. Непрерывно из меняющаяся обстановка в некоторых видах спорта (сп. игры, единоборства) предъявляет высокие требования к скорости обработки поступающей информации от сенсорных систем и к скорости программирования ответных движений. В результате длительной тренировки по развитию координационных способностей увеличивается подвижность нервных процессов и обеспечиваются более быстрое включение разл. мышц в работу и быстрые переходы от сокращения к расслаблению. При выполнении спец. упражнений повышается координация деятельности разл. отделов ЦНС, что ведёт к совершенствованию сокращения и расслабления мышц – антагонистов, а также более значительному трофическому влиянию нервов на работающие мышцы, а это способствует поддержанию их работоспособности в течение более длительного времени. Развитие координационных способностей тесно связано с формированием двигательных навыков, т.е. освоением спортивной техники движений. Координационные способности определяют уровень развития физического качества ловкости. Ловкость - это двигательное качество, характеризуется умением управлять силовыми, временными и пространственными параметрами движений. Одним из проявлений ловкости является точность ориентации в пространстве. Эта способность к пространственной ориентации проявляется уже в возрасте 5 – 6 лет. Успех развития этой способности отмечается уже от 7 до 10 лет. В 10 – 12 лет она стабилизируется, а в 14-15лет (подростковый возраст) несколько ухудшается, а в 16-17 лет качество ловкости достигает уровня взрослых лиц. К 13-14 годам способность воспроизводить заданный темп движений улучшается и приближается к уровню взрослых лиц. К качеству ловкость относится также способность дифференцировать мышечные усилия. Наиболее совершенная дифференцировка уровня мышечного напряжения характерна для юношей 15-17 лет. Высокая степень развития координации движений и качества ловкости помогает развитию совершенствованию других физ. качеств.

 

Перечислите факторы развития и формы проявления координационных способностей, задачи по развитию координационных способностей, средства, методы, методические приемы и критерии оценки координационных способностей.

Координационные способности – это способность быстро овладеть новыми движениями и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5)смелости и решительности; 6)возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. Факторы появления: — ЦНС: восприятие и анализ спортсменом своих движений; — моторная (двигательная) память; — эффективность внутримышечных и межмышечных координаций; — функциональное состояние и адаптация деятельности сенсорных систем организма в соответствии со спецификой спортивной деятельности; — индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности занимающихся; — техническая и тактическая подготовленность (арсенал двигательных навыков и умений использовать их в различных ситуациях). При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально – прикладной физ.подготовки. в первом случае требования к ним опред. спецификой избранного вида спорта, во втором – избранной профессией. Для развития координационных способностей в физ. воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно – повторного упр.; 2) вариативного упр.; 3) игровой; 4) соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно – повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. К первому относятся следующие разновидности методических приемов: - строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, напр. прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.); - изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упр. с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот); - изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.); - «зеркальное» выполнение упр. (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.); - выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (напр., упр. в равновесии сразу после вращения, кувырков); - выполнение упр. с искл. зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (напр., упр. в равновесии, ведение мяча и бросков в кольцо). Методические приемы не строго регламентированного варьирования связанны с использованием необычных условий естественной среды(бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров. Эффективным методом воспитания координационных способностей явл. игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упр. либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенным двигательным действиями и т.п. соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически подготовлены в предлагаемом для состязания упр. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упр. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Основным средством воспитания координационных способностей являются физ. упр. повышенной координационной сложности содержащие элементы новизны. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упр. динамического характера, одновременно охватывающие основы группы мышц. Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффектив. средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. Особую группу средств составляют упр. с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упр. по выработке чувства пространства, времени, степени развеваемых мышечных усилий. На спортивной тренировке применяются две группы таких средств: а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; б) развивающие, направленные на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (напр., в баскетболе спец. упр. в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяч от партнера и бросок в корзину и др.). Критерии оценки. Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используются различные показатели, наиболее важными из которых являются: 1. время, затрачиваемое на основе нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности; 2. время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуации. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей; 3. координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упр. с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте чел.;4.точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным); 5. сохранение устойчивости при нарушении равновесия; 6. стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания. Ее оценивают, напр., по показателям целевой точности – количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т. п.

57. Раскройте значение формирования личности в процессе физического воспитания. Перечислите задачи, содержание и средства интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания для людей, занимающихся физическими упражнениями.

Воспитание – это процесс и рез-т усвоения и активного воспроизводства соц-ми субъектами общ-го опыта, которое охватывает их широкое, многостороннее вз/действие между собой, с соц-й средой и окр-й природой. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развития нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение. Задачи: — формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующих с нормами высокой марали; — формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.); —формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно-оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности и др.); — воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.). К средствамнравственноговоспитания относится: содержания и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) и др. Умственное (интеллектуальное) воспитание. В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами. Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания. С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта. С другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношениях нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. Основнымизадачамиумственного воспитанияявляются:— обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения; — развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности; — стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию. Средствамиумственноговоспитания являются, прежде всего, физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др. Кроме того, к средствам умственного воспитания относятся специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физ. упр., разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ принятия решения и др.). Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физ. культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в практической деятельности, жизни. Взаимосвязь физ. воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой – эстетич. воспит. повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упр. Задачи: — воспитание эстетических чувств и вкусов в области физ. культуры; — воспитание эстетической оценки тела и движений человека; — воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке. К средствамэстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания явл. также обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений искусства) и т.п.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.007 с.)