Раскройте значение физической культуры в жизни людей старшего и пожилого возраста, перечислите задачи, направленность, основные формы, средства и методические особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте значение физической культуры в жизни людей старшего и пожилого возраста, перечислите задачи, направленность, основные формы, средства и методические особенности.



Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте. Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключается в том, чтобы: Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключается в том, чтобы: 1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности; 2) не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их, сформировать необходимые; 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физ. воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения. Частные оздоровительные и дополнительные задачи определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта. Средства. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упр., оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упр., которые не только способствуют поддерживанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физ. упр., которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке. К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнастических упр. и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используется дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упр. циклического характера. Эффективными являются такие циклические упр., которые выполняются не менее 10 мин. с интенсивностью, приводящей к легкому утомлению. Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения. 1. Улучшить дыхание во время выполнения физ. упр.: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умения дышать правильно, оказывая тем самым постоянно массирующее воздействие на внутренние органы. В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранным видом спорта и участвовать в соревнованиях различного уровня среди ветеранов в своей возрастной группе. Формы. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самостоятельных началах и осуществляется при различных формах организации занятий: коллективные; туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия. Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2 – 3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физ. подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 мин., с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60 – 75 мин. Такая продолжительность обусловлена замедленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физ. нагрузкам. В содержание самостоятельных занятий физическими упр. входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упр. циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания; различные игры по упрощенным правилам; спортивные упр., но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др. Человек, самостоятельно занимающийся физическими упр. с целью укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку. Методические особенности. Для большинства занятий в группах здоровья и секция общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упр. комплексные занятия дают большой эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. При проведении занятий с лицами пожилого и старшего возраста необходимо придерживаться следующих методических правил:

1. Применяемые физ. упр. должны быть строго дозированными по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений.

2. Упр. с силовыми напряжениями следует чередовать с упр. на расслабление.

3. После каждой группы из 3 – 4 упр. общеразвивающего характера необходимо чередовать с упр. на расслабление.

4. Во избежании перегрузки необходимо чередовать упр. для верхних конечностей с упр. для нижних конечностей или для туловища, упр. для мышц-сгибателей – с упр. для мышц-разгибателей.

5. У нетренированных людей в начале занятий физ. упр. пульс недолжен учащаться более чем на 30 уд./мин. по сравнению с частотой пульса в состоянии покоя.

6. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должен превышать 100 – 120 уд./мин.

7. Во время занятий физ. упр. сердце должно работать с определенной, но не максимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упр.


Дайте определение гибкости и перечислите, от каких морфологических и физиологических характеристик она зависит. Ответьте, за счет чего улучшается гибкость при «разогревании» мышц и выполнении упражнений на растяжение.

Гибкость определяется, как способность совершать движения в суставах с большой амплитудой, т.е. суставная подвижность она зависит от способностей к управлению двигательным аппаратам и его и морфофункциональных особенностей (вязкость мышц, эластичности связочного аппарата, состоянии межпозвоночных дисков). Гибкость улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде. Она снижается в сонном состоянии и при утомлении. Величина гибкости минимальна утром и достигает максимума в середине дня (12 – 17 часов). Улучшение гибкости происходит, когда во время предстартового возбуждения повышается ЧСС, нарастает кровоток через мышцы и в результате разминки происходит их разогревание. Различают активную гибкость при произвольных движениях в суставах и пассивную гибкость – при растяжении мышц внешней силы. Пассивная гибкость обычно превышает активную. У женщин связочный – мышечный аппарат обладает большой гибкостью по сравнению с мужчинами, им легче осваивать многие сложные упражнения на гибкость (например, поперечный шаг). У лиц зрелого и пожилого возраста раньше всего снижается гибкость позвоночника, но гибкость пальцев и кисти сохраняется дольше всего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.006 с.)