Глава 4. Опыты с микроавтобусами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Опыты с микроавтобусами



В начале 1950-х годов на западном рынке набирает популярность новый тип автобусов, созданных на базе легковых автомобилей, и очень наглядный пример – микроавтобус Volkswagen Type 29, рассчитанный на 7 пассажиров и выпускавшийся в Германии с 1951 года. Он был создан на несколько удлиненной платформе самого обычного «Жука» (ВW1200) и сочетал в себе комфорт автобуса и скорость легкового автомобиля. После посещения автомобильной выставки в Женеве главный инженер РАФа Лаймонс Клеге (Laimonis Klege) и конструкторы Я. Оситис (J. Ositis) и Г. Силс (G. Sils) решили организовать производство микроавтобусов у себя в Риге.

Несмотря на многочисленные просьбы директора РАФа о рассмотрении вопроса по переходу на выпуск новой продукции, министерство каждый раз отклоняло эти предложения. В Москве считали, что страна нуждается в больших автобусах и предприятиях, производящих их ремонт. Тогда группа заводских конструкторов-энтузиастов, возглавляемая Лаймонсом Клеге, используя только собственный потенциал, стала воплощать свою идею в жизнь. Правда, этому коллективу была оказана поддержка из НАМИ в Москве. Именно по инициативе НАМИ в Ригу был направлен для детальной проработки пассажирский микроавтобус Фольксваген. Только конструкция немецкого микроавтобуса мало соответствовала задумке конструкторов с РАФа. Его двигатель находился в задней части машины, и к тому же в Советском Союзе выбор мощных компактных двигателей был весьма ограничен. Единственным наиболее приемлемым вариантом считался двигатель от автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», и то если его расположить в передней части кузова. Следовательно, весь рижский микроавтобус должен был быть совершенно другим по конструкции, чем Фольксваген.

Первый рижский опытный образец микроавтобуса был построен коллективом из семи человек. При создании этой машины все участники работали единой командой, не разделяя работу между собой. Рядом с собираемым образцом висели наброски, рисунки, чертежи будущего микроавтобуса. В процессе создания некоторые элементы конструкции пересматривались прямо на месте. При необходимости здесь же вытачивались детали на токарном станке. Сварочные работы взялся выполнять главный инженер Л. Клеге. Необычность выполняемой работы заключалось еще и в том, что это был первый микроавтобус в СССР, до этой машины подобных конструкций в стране просто не существовало и многое приходилось делать впервые. Микроавтобус закончили в 1957 году, поэтому новинка получила название «Фестиваль» (Festival), в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

РАФ-10 «Фестиваль» - первый отечественный микроавтобус.

В конструкции маленького автобуса использовался не только двигатель от ГАЗ-М20 «Победа», но и многие другие узлы и агрегаты этого автомобиля: трансмиссия, передний и задний мосты, рулевой механизм, колеса. Сварной цельнометаллический несущий кузов вагонной компоновки нового РАФа вмещал 10 пассажиров (отсюда и наименование РАФ-10 - десять посадочных мест). Боковую дверь в салон выполнили двухстворчатой - явно по образцу Фольксвагена. В скатах крыши установили «дымчатые» стекла, по четыре с каждой стороны – это уже дань моды 1950-х годов. Передок машины украсила оригинальная объемная фигурка. Назначение машины было определено как служебный автобус или маршрутное такси.

Естественно, первая машина получилась достаточно «сырой» и вызвала многочисленные нарекания, прежде всего по надежности кузова, поэтому ее после первых показов очень быстро переделали, и в 1958 году на ВДНХ СССР показывали уже в новом обличии.

РАФ-10 «Фестиваль» - первый отечественный микроавтобус.

Заодно на автомобиль установили новый двигатель от ГАЗ-21 «Волга». В целом, обновленный РАФ-10 «Фестиваль» сохранил размеры и пропорции первенца, а внешне отличался от него иным расположением фар головного света и формой решетки радиатора. Всего до конца года было изготовлено 11 экземпляров РАФ-10 «Фестиваль».

Технические характеристики РАФ-10 «Фестиваль»

  образец 1957 года образец 1958 года
Рабочий объем двигателя, куб.см    
Мощность двигателя, л.с.    
Длина, мм    
Ширина, мм    
Высота, мм    
База, мм    
Колея передних колес, мм    
Колея задних колес, мм    
Дорожный просвет, мм    
Размер шин 6,70-15 6,70-15
Масса в снаряженном состоянии, кг    
Максимальная скорость, км/ч    
Контрольный расход топлива, л/100 км н/д 18,5

Глава 5. Мальчик с пальчик

Почти одновременно с «Фестивалем» в Риге в 1958 году создали микроавтобус, базирующийся на узлах и агрегатах легкового автомобиля «Москвич-407». Более легкая и компактная машина получила название РАФ-08 «Спридитис» (Spriditis), что в переводе с латышского - «мальчик с пальчик», маленький ловкий сказочный герой.

Первый вариант РАФ-08 «Спридитис».

Действительно, «Спридитис» получился очень компактным: длинна 4,4 метра, ширина 1,8 метра, высота 2 метра. Кузов микроавтобуса - цельнометаллический, несущей конструкции, вагонного типа. В нем размещаются кроме водителя еще 8 пассажиров: один справа от водителя, два во втором ряду, три в третьем и два в четвертом. При необходимости заднее сидение быстро снималось для перевозки объемного багажа. В нижней части перегородки, отгораживающей водителя от пассажирского салона, располагался отопитель кузова. В передней части под потолком находился воздуховод, по которому поступал в кузов свежий воздух, забираемый через отверстия в козырьке над ветровым стеклом.

РАФ-08 - компактный микроавтобус на 8 пассажиров.

На микроавтобусе устанавливался верхнеклапанный двигатель «Москвич-407» со стандартным сцеплением и коробкой передач. Все остальные узлы и агрегаты тоже стандартные, но в заднем мосту от автомобиля «Москвич-407» вместо опорных тормозных дисков установлены колесные редукторы с нормальными цилиндрическими шестернями имеющих передаточное отношение 1:1,45. Такое конструктивное решение обеспечивало максимальную скорость автобуса 85 км/ч и расход топлива на уровне 13 л/100 км. К колесным редукторам крепились рессоры автомобиля «Волга». Передняя подвеска также от автомобиля «Волга», но с дополнительными спиральными пружинами внутри стандартных пружин. Колеса, шины, тормозной привод использован от автомобиля «Волга». Небольшой микроавтобус прошел заводские испытания и был предоставлен на испытания в Москву, в НАМИ, где получил в целом положительный отзыв.

РАФ-08 «Спридитис» демонстрировался на ВДНХ в Москве.

27 ноября 1958 года микроавтобус был показан в Кремле и осмотрен, как тогда писали, «товарищами Н. С. Хрущевым, А. И. Кириченко, Л. И. Брежневым, руководящими работниками ЦК КПСС и Госплана Союза ССР». При осмотре тогда присутствовали и министр автотранспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР Либерт Э. Ю., директор завода РАФ Белизов С Т., конструкторы завода Клеге Л. Р. и Лапинь А. В. В результате «Спридитис» был рекомендован для производства, а первую партию из трех микроавтобусов завод должен был изготовить для обслуживания делегатов ХХI съезда КПСС. Серийное производство должно было начаться в 1960 году. В процессе подготовки производства маленький микроавтобус получил новый кузов, максимально унифицированный с кузовом микроавтобуса РАФ-977 и новый индекс - РАФ-978.

Вскоре «Спридитис» получил новый индекс РАФ-978, а его кузов был максимально унифицирован с кузовом микроавтобуса РАФ-977.

А еще «Спридитис» обрел свое собственное «лицо», заметно отличающиеся от РАФ-977. Прежде всего, это четырехфарная система освещения дороги, другая решетка радиатора и «юбка» кузова. Такие машины изготовили в 1960 году небольшой промышленной партией.

«Спридитис» из промышленной партии с тульскими номерными знаками на стоянке в Москве. Снимок сделан в мае 1968 года.

Но не успели еще толком начать производство «Спридитисов», как конструкция микроавтобуса снова подверглась кардинальным изменениям, в основном это касалось кузова. РАФ-978 с новым кузовом был изготовлен в середине 1960 года. Машина получила панорамное лобовое стекло, новое стилевое решение всего передка, на котором была сохранена четырехфарная система головного света, но сами фары установили несколько иначе. Для наружной отделки микроавтобуса использовались алюминиевые или окрашенные детали, без лишней хромировки. Кроме четырехфарной системы, все остальные новшества были настолько удачными, что впоследствии были использованы на серийном микроавтобусе РАФ-977Д (о всех машинах семейства «977» будет рассказано чуть ниже).

Максимально обновленный «Спридитис» появился в середине 1960 года. В серию он так и не пошел, зато послужил образцом для модернизации кузова семейства РАФ-977.

Применение на обновленном «Спридитисе» передней подвески автомобиля «Волга», позволило унифицировать его рулевое управление с находящейся в производстве моделью РАФ-977В. Одновременно с этим, у РАФ-978 была упрощена конструкция и повышена надежность механизма переключения передач, сам механизм устанавливался на основании пола, а рычаг располагался с правой стороны на рулевой колонке. Стояночный тормоз барабанного типа расположили на валу ведущей шестерни главной передачи, чтобы его использование не вызывало дополнительных нагрузок на карданную передачу. Из-за частого обрыва троса привода дросселя, насколько возможно, повышена его надежность. Уменьшено передаточное число колесных редукторов - это позволило увеличить максимальную скорость автомобиля до 85 км/ч.

РАФ-978 «Спридитис» на ВДНХ СССР в Москве.

В результате постоянных модернизаций, унификаций и частичной замены «москвичовских» агрегатов на аналогичные «волговские» микроавтобус РАФ-978 уже настолько мало отличался от своего старшего собрата РАФ-977, что его производство становилось неактуальным.

Последний вариант «Спридитиса» можно было видеть летом 1960 года на ВДНХ СССР в Москве.

И, в конце концов, от проекта «Спридитис» отказались в пользу увеличения выпуска более надежной и вместимой «Латвии». По истине, лучшее – враг хорошего...

Технические характеристики РАФ-08 (РАФ-978) «Спридитис» образца 1959 года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.)