Глава 6. Серийная «латвия» из латвии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Серийная «латвия» из латвии



Огромная конструкторская и экспериментальная работа с микроавтобусами не осталась без внимания со стороны «партийного руководства страны», и для развития производства микроавтобусов заводу были выделены необходимые финансовые ресурсы. В результате подготовки серийного производства конструкция микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль» претерпела ряд изменений, а получившийся в результате микроавтобус получил наименование РАФ-977 «Латвия».

Самые первые 10 серийных рижских микроавтобусов РАФ-977 «Латвия» были изготовлены в 1958 году в канун ХХI съезда КПСС. Они предназначались для перевозки делегатов съезда. Можно считать, что с этого момента в СССР началось производство микроавтобусов.

Первый серийный микроавтобус «Латвия» получил наименование РАФ-977. По колесам от ГАЗ-21 «Волга» хорошо видно, чья агрегатная база легла в его основу.
РАФ-977 на машиностроительной выставке на ВДНХ СССР в 1959 году.

Микроавтобусы РАФ-977 первого поколения продержались в производстве до 1960 года, когда им на смену пришли модернизированные РАФ-977В.

После модернизации 1960 года микроавтобус стал называться РАФ-977В. Отличить эту модификацию можно по более толстой стойке после передних дверей и специальному лючку в «юбке» кузова для размещения запасного колеса.

По сравнению с РАФ-977, РАФ-977В имел ряд значительных улучшений. Большое внимание конструкторов было обращено на повышение надежности и упрощения обслуживания модернизированного микроавтобуса. Изменениям снова подверглась конструкция полунесущего основания кузова, в результате микроавтобус РАФ-977В обзавелся ровным полом. Каркас основания кузова «977В» изготовлялся из простых профилей, соединенных точечной сваркой, без применения заклепок. Настил пола делали из 7-мм бакелизированной фанеры, приклепанной к каркасу. Запасное колесо разместилось в специальном кожухе под полом основания слева в пределах базы. Створки задней двери, открывающиеся верх и вниз, на РАФ-977В были заменены одной широкой одностворчатой дверью, открывающейся влево. Полностью изменилась система вентиляции кузова, для которой использовались три потолочных люка. На первых машинах РАФ-977В около люков были установлены отражатели набегающего потока воздуха из «дымчатого» (тонированного) органического стекла. С целью усиления слабого места всех «рафиков» - передней подвески, стандартные спиральные пружины автомобиля «Волга» были заменены спиральными пружинами большей жесткости. Но и этот микроавтобус, так же как и РАФ-977, продолжали изготавливать почти «на коленке» в старых и тесных цехах.

Микроавтобус РАФ-977В после многолетней эксплуатации.

Что бы значительно увеличить выпуск микроавтобусов требовалось полностью пересмотреть технологию их изготовления. Именно для этого была разработана новая модель РАФ-977Д «Латвия» с более технологичным кузовом. Ее поточное производство удалось организовать с сентября 1961 года в новых цехах на улице Дунтес.

РАФ-977Д «Латвия».

РАФ-977Д отличался от РАФ-977В совершенно новым кузовом, очень похожим на кузов опытного микроавтобуса РАФ-978 «Спридитис» образца 1960 года.

Модернизированный микроавтобус РАФ-977Д имел большое сходство с последним вариантом опытного РАФ-978 «Спридитис» образца 1960 года.

На новой машине двигатель был смещен чуть-чуть назад относительно передней оси - это решение позволило несколько уменьшить нагрузку на перегруженный передний мост. Отличительной особенностью ранних автомобилей РАФ-977Д выпуска до 1965 года включительно были застекленные скаты крыши и панорамные окошки в задних стойках, доставшиеся ему по наследству от РАФ-977В, но после 1965 года от этих «излишеств» отказались, а это изменение никак не отразилось на наименовании РАФа. И почти одновременно с исчезновением застекленных скатов крыши с микроавтобусов исчезли декоративные накладки на бамперах.

Со временем на РАФ-977Д отказались от застекленных скатов крыши и задних стоек. На индексе микроавтобуса это никак не отразилось.
Салон раннего РАФ-977Д.

В 1962 году сборка микроавтобусов РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском автосборочном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Это начинание не получило большого распространения, но известно, что в 1963 году в Луганске было собрано 30 микроавтобусов ЛАРЗ-977.

Микроавтобус ЛАРЗ-977Д имел оригинальное оформление передней части.

Впервые за границей микроавтобусы РАФ демонстрировались в 1960 году на 30-ой Женевской автомобильной выставке. А уже к концу 1960-х годов микроавтобусы РАФ стали известными во многих странах мира. Они экспортировались на Кубу, в Иран, в Болгарию, в Венгрию и другие страны. Небольшое их количество попало в Финляндию. Экспортные требования позволили существенно поднять качество выпускаемых автомобилей.

Серийные микроавтобусы РАФ-977Д сразу были представлены на ВДНХ в Москве.
Микроавтобус РАФ-977Д на выставке на ВДНХ. Снимок сделан 9 мая 1965 года.

В 1968 году Рижским автобусным заводом было изготовлено 2600 микроавтобусов и 35 автопоездов.

С 1962 года микроавтобусы РАФ-977Д стали использовать как «Маршрутное такси».

Технические характеристики РАФ-977, РАФ-977В и РАФ-977Д «Латвия»

  РАФ-977 РАФ-977В РАФ-977Д
Рабочий объем двигателя, куб.см      
Мощность двигателя, л.с.      
Длина, мм      
Ширина, мм      
Высота, мм      
База, мм      
Колея передних колес, мм      
Колея задних колес, мм      
Дорожный просвет, мм      
Размер шин 7,00-15 7,00-15 7,00-15
Масса в снаряженном состоянии, кг      
Максимальная скорость, км/ч      
Контрольный расход топлива, л/100 км 12,0 12,0 12,0

 

Глава 7. Специализация

С 1962 года на базе микроавтобуса РАФ-977Д в небольших количествах стали изготавливать туристическую модификацию - РАФ-977Е «Турист». Эта «люксовая» машина предназначалась в основном для перевозки иностранных туристов и отличалась от базовой модели девятиместным салоном и отдельным местом для гида, оборудованного микрофоном. Часть крыши у этого микроавтобуса была сделана раздвижной, выполненная из органического стекла.

Один из первых туристических микроавтобусов РАФ-977Е сохранился и будет отреставрирован в рижском мотор-музее.

С 1962 года на основе базовой версии в Риге выпускался и медицинский автомобиль РАФ-977И. Медицинский микроавтобус оборудовался носилками и специальным погрузочным устройством, с помощью которого носилки с больным закреплялись в транспортном положении. Кузов автомобиля был также рассчитан на размещение дополнительных носилок для лежачего больного и носилок для перевозки больного сидя. Для медицинского персонала и сопровождающих в кузове устанавливались три откидных сидения. Кабина водителя отделена от заднего помещения перегородкой с окном из органического стекла. Автомобиль оборудовался радиостанцией АРС-2, а также дополнительными приборами наружного освещения: фарой-искателем с управлением из кабины, сигнальным маяком для предупреждения транспорта и специальным прожектором, обеспечивающим освещение пространства позади автомобиля во время погрузки больного. В комплект медицинского оборудования входили: набор шин, кислородный ингалятор КИ-3М, аппарат для искусственного дыхания ДУ-2, ящик с фигманометром, ящик для хозяйственных предметов, медицинский ящик.

РАФ-977И имел только по четыре боковых окна с каждой стороны, в то время как у базового микроавтобуса их было пять.
Медицинский автомобиль РАФ-977И, переделанный пожарными для своих нужд.

Естественно, ранние микроавтобусы РАФ-977И, так же как и туристические РАФ-977Е, аналогично базовой модели изготавливались с застекленными скатами крыши.

Тогда же, в 1962 году, был изготовлен опытный образец фургона РАФ-977К на шасси микроавтобуса «977Д». Фургон предназначался для перевозки промышленных и продовольственных товаров в торговой сети и сети общественного питания. В кузове фургона устанавливалась глухая перегородка, отделяющая грузовое отделение от помещения водителя и экспедитора. Грузовое отделение имело две двери: боковую, расположенную справа, и заднюю. Обе двери одностворчатые, в открытом положении фиксировались. На закрытых дверях могли быть навешены пломбы, закрываемые специальными крышками. Пол и внутренние стенки кузова были защищены деревянными рейками, установленными по высоте на 710 мм от пола. Кузов фургона освещался двумя плафонами, один из которых был смонтирован на перегородке, а другой установлен над задней дверью. Плафоны включались автоматически при открывание одной из дверей грузового отделения. В кабине водителя предусмотрен дополнительный выключатель плафонов кузова. На щитке приборов устанавливалась контрольная лампочка, сигнализирующая о самопроизвольном открывании одной из дверей грузового помещения. Кузов автомобиля был оборудован принудительной вентиляцией, осуществляемой через жалюзи на каждой боковине кузова. Внутренние стенки, пол и крыша грузового отделения покрывались противошумной мастикой, предохраняющей кузов от коррозии и снижающей шум от вибраций. Грузоподъемность фургона определили как 850 кг.

Опытный фургон РАФ-977К.

Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть серийное производство фургонов. Через некоторое время (в 1966 году) модификацию РАФика с кузовом фургон грузоподъемностью 800 кг освоили в производстве в Ереване (Армения), где специально для его производства построили новый автосборочный завод. На этом пути РАФа и ЕрАЗа разошлись навсегда, и истории ЕрАЗа логичнее посвятить отдельный рассказ.

Специальный автомобиль на базе РАФ-977И. Но его назначение пока так и осталось невыясненным.

Глава 8. Автопоезда «Рига»

Наверное, самой интересной модификацией в первом поколении микроавтобусов РАФ по праву может считаться пассажирский автопоезд «Рига» РАФ-980/979. Этот автопоезд, состоящий, как правило, из автомобиля тягача и двух прицепов, был предназначен для эксплуатации в выставочных комплексах, парках и на перронах аэропортов.

Первые опытные экземпляры автопоезда появились в 1959 году на базе РАФ-977, а его серийное производство началось в 1960 году на базе микроавтобуса РАФ-977В и, соответственно, с внешним видом этого микроавтобуса.

Один из опытных образцов автопоезда «Рига» 1959 года.
Автопоезд РАФ-980/979 образца 1960 года. На этой фотографии хорошо видно как была застеклена крыша на тягаче и вагончиках.

Причем, даже после перевода производства базовой модели в 1961 году на новую производственную площадку на улицу Дунтес, автопоезда «Рига» продолжали собирать на старом месте, и их внешний вид продолжал соответствовать РАФ-977В, а не РАФ-977Д.

Один из ранних серийных автопоездов РАФ-980/979 в эксплуатации на ВДНХ СССР.
Автопоезд «Рига» РАФ-980/979 образца 1961 года с одним прицепом в аэропорту Омска.

Лишь только с 1962 года внешний вид РАФ-980/979 унифицировали с РАФ-977Д, и далее выпуск автопоездов продолжался на этой базе под наименованием РАФ-980Д/979.

Автопоезд РАФ-980Д/979 с одни вагоном на ВДНХ СССР.
Автопоезд РАФ-980Д/979 с двумя вагонами на ВДНХ СССР.

 

Автопоезда РАФ-980Д/979 запомнились всем в основном тем, что эксплуатировались на территории ВДНХ СССР, хотя география их эксплуатации была значительно шире.

С 1969 года автопоезда «Рига» стали изготавливать на базе модернизированного микроавтобуса РАФ-977ДМ. Такие автопоезда имели наименование РАФ-980ДМ/979 «Рига» и производились вплоть до 1975 года.

Автопоезда РАФ-980ДМ/979 на ВДНХ СССР еще можно было встретить в эксплуатации в начале 1980-х годов, но эти экземпляры уже доживали свои последние дни.

Автопоезд в полном составе (тягач + 2 вагона) имел 64(!) посадочных места. Максимальная скорость поездов ограничивалась 15 км/ч, так как тормоза имелись только на тягаче - на прицепах они отсутствовали.

Один из самых последних серийных автопоездов «Рига» РАФ-980ДМ/979.

В 1964 году предприятием был организован выпуск еще одной узкоспециализированной модификации автопоезда - грузопассажирского варианта РАФ-988/725, специально для соледобывающих шахт Солигорска. Автопоезд имел 26 посадочных мест. На нем устанавливался двигатель мощностью 52 л.с. от автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». Максимальная скорость автомобиля была ограничена 20 км/ч. Более подробных сведений по этой машине найти не удалось, но, по непроверенной информации, это были автопоезда с вагончиками РАФ и переделанным тягачом из ГАЗ-69.

Технические характеристики РАФ-980ДМ/979 «Рига»

  РАФ-980ДМ (тягач) РАФ-979 (прицеп)
Рабочий объем двигателя, куб.см   -
Мощность двигателя, л.с.   -
Длина, мм    
Ширина, мм    
Высота, мм    
База, мм    
Число мест для сидения    
Размер шин 7,00-15 500-150
Масса в снаряженном состоянии, кг    
Максимальная скорость, км/ч   -
Контрольный расход топлива, л/100 км 22,0 -

Глава 9. Модернизация

В 1968 году на смену базовому РАФ-977Д пришла модернизированная модель РАФ-977ДМ. Габариты модернизированной машины остались прежними, хотя при беглом взгляде создавалось впечатление, что автобус как будто немного вырос. Это результат хорошо продуманной реконструкции кузова микроавтобуса - стала шире входная дверь в салон, появились новые широкие окна с раздвижными форточками.

Ранний опытный образец РАФ-977ДМ. На этой машине уже сделали попытку унифицировать панели боковин, но при этом оставили узкую входную дверь в салон. Заодно на этой машине опробовали новое решение для передней части, которое на серийных автомобилях не применялось. Снимок сделан в Москве в октябре 1966 года.
Опытный образец РАФ-977ДМ, который уже полностью соответствовал серийной машине.

В салоне установлены новые кресла, и за счет грамотной планировки салона количество посадочных мест в салоне увеличилось до 11 человек (10 пассажиров и водитель). Располагавшееся ранее в салоне кресло, справа от входной двери, исчезло - когда сделали широкую дверь и большие подножки - ему просто не осталось там места. Теперь первый ряд составляют три сиденья, из которых одно (правое по ходу) откидное. В следующем ряду - двухместное и через проход одноместное сиденья, еще трое пассажиров, как и раньше, смогут устроиться на заднем ряду, а место десятого пассажира - рядом с водителем.

Все кресла микроавтобуса были облегчены. Это дало возможность несколько снизить и общий вес машины. Если раньше упругими элементами сидений служили металлические пружины, то сейчас их успешно заменила губчатая резина.

Серийные микроавтобусы РАФ-977ДМ.

У новой модели лучше стала обзорность - ведь исчезли многочисленные оконные переплеты. Вместо пяти окон с одного бока стало только три.

Двери и панели кузова нового автобуса стали одинаковыми по ширине. Что это дало? С технологической точки зрения, прежде всего то, что теперь стало возможным делать заготовки боковин на одном штампе. Внешние и конструктивные изменений кузова потребовали нового решения и для других деталей, например, иную форму приобрели бамперы.

Серийные микроавтобусы РАФ-977ДМ.

На микроавтобусе РАФ-977ДМ стали применяться новые тепло- и шумоизоляционные материалы, которые были призваны улучшить комфортабельность и эксплуатационные качества новой машины.

На этой фотографии из Горького машина не совсем соответствует заводскому состоянию (переварена «юбка» кузова и отсутствует эмблема на задней двери), но зато она нам дает представление как этот микроавтобус выглядел сзади.

РАФ-977ДМ эксплуатировались не только как служебные микроавтобусы, очень большое количество этих машин использовалось в качестве маршрутного такси. Причем специальной модификации для этого в Риге не производилось - на маршрутах работали стандартные микроавтобусы с нанесенными на борт «шашечками».

Микроавтобус РАФ-977ДМ на выставке специального транспорта для «Трансагенства» в октябре 1971 года.
Микроавтобус РАФ-977ДМ в качестве маршрутного такси в Риге, сентябрь 1975 года.

Технические характеристики РАФ-977ДМ «Латвия»

Рабочий объем двигателя, куб.см  
Мощность двигателя, л.с.  
Длина, мм  
Ширина, мм  
Высота, мм  
База, мм  
Колея передних колес, мм  
Колея задних колес, мм  
Дорожный просвет, мм  
Размер шин 8,20-15
Масса в снаряженном состоянии, кг  
Максимальная скорость, км/ч  
Контрольный расход топлива, л/100 км 12,0

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.023 с.)