Показания и противопоказания к краткосрочной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показания и противопоказания к краткосрочной терапии



Применимость краткосрочной терапии для данной пары основывалась на следующих факторах: они оба считают, что проблема в их отношениях заключается в различиях во взглядах и методах воспитания детей, а также в сохранении личных границ в этом вопросе; они оба согласны обратиться за помощью к психотерапевту; они оба способны понимать и выражать свои проблемы, и в состоянии принять психологическую концептуализацию их конфликта. Также очевидно, что их эго прекрасно функционирует и, несмотря на то, что на данный момент есть трудности, никто из них не страдает от глубоких и продолжительных личностных нарушений. Однако стоящие перед парой проблемы показали, что у партнеров существуют некоторые внутренние различия, а также трудности в отношениях и налаживании близости. Все эти проблемы – наследие раннего опыта, полученного в детстве и в последующих неудавшихся отношениях.

Явным показанием к краткосрочной терапии стало отсутствие серьезных патологий у Джессики и Гранта. В общем, они неплохо уживались. Оба думали о совместном будущем. Их предыдущие отношения и внешний стресс привели к нарушению механизма их психологической адаптации и способности разрешать конфликты. Воспроизведение старых непродуктивных паттернов взаимодействия усложнило текущую ситуацию. Они были убеждены, что разница во мнениях подразумевает недостаток любви: «Если бы ты меня любил/ла, то согласился/ась бы со мной». Хотя подобную идею чаще озвучивал Грант, Джессика соглашалась, позволяя ему решать, что правильно, а что нет.

Очевидно, что Джессика и Грант не страдают более серьезными расстройствами, описываемыми в конце главы 4. Им обоим повезло вырасти в полных семьях с нормальными родителями, пережить обычные детские трудности. Единственное, что осложняет их жизнь сейчас, это ребенок от предыдущего брака Гранта, и то, как связанный с этим стресс пересекается с прошлым. Серьезные проблемы, упомянутые в заключении к главе по диагностике, происходят от травм, дефицита внимания и пренебрежения родителей. Если не произвести вмешательство, психологические проблемы родителей обычно остаются нерешенными и переносятся на следующее поколение. Таким образом, Морган, будучи ребенком из распавшейся семьи, попадает под риск. Хотя, совершенно необязательно, что у него будут проблемы, особенно если Грант и Джессика примут во внимание его ситуацию и помогут мальчику справиться с ней. Грант был первым в семье, кто развелся, поэтому изначально его развод был воспринят как трагедия и вызвал неодобрение родителей. У его бывшей жены Мелоди были хорошие отношения с его матерью, которая до сих пор очень скучает по бывшей невестке. Следовательно, ей было нелегко принять Джессику. Такого рода семейные проблемы способны принести немало горя и страданий, но с ними можно легко справиться с помощью признания и обсуждения. Тогда как проблемы, описанные в параграфе о противопоказаниях к краткосрочной терапии пар, требуют гораздо более серьезной работы.

Общая оценка психотерапевта подтвердила отсутствие очевидных противопоказаний к краткосрочной терапии у Джессики и Гранта. Психотерапевт назначил им восемь сессий (после диагностической сессии) с подведением итогов на шестой сессии и возможностью пройти еще один курс через 6-8 месяцев. Психотерапевт заранее объяснил, что его роль в этом процессе – помощник, а не «судья» или «рефери».

В последующих разделах читателю будет дана возможность получить представление о том, как проходила работа с парой. Примеры будут представлены в форме коротких отрывков из восьми сессий, сопровождаемых комментариями. Читателю придется самому составить полную картину из этих отрывков. Приведенных сведений вполне достаточно для создания картины возможной последовательности сессий в краткосрочной терапии подобного рода.

СЕССИЯ ПЕРВАЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНТРАКТА

На первой сессии Грант и Джессика торопились каждый дать свою версию последних событий, теша себя иллюзией, что терапевт сразу распознает, что «мое мнение правильное» и, наконец-то, кто-то оценит «мое понимание вещей».

На приглашение психотерапевта описать существующую проблему, как она им представляется, начала Джессика, но вскоре ее прервал Грант. Они продолжили хором, перебивая друг друга и горя желанием донести свое мнение до терапевта. Психотерапевт позволил этому процессу продолжаться какое-то время, перед тем, как вмешаться. К этому времени пара продолжала наращивать темп ссоры, голоса становились громче; с обеих сторон ощущалось отчаяние.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Отрадно, что вы оба очень серьезно относитесь к данной проблеме. Я заметил, что в вашем желании высказать свое мнение, вы часто друг друга перебиваете.

(В этот момент Джессика и Грант останавливаются, и сессия продолжается следующим образом.)

ДЖЕССИКА: Вы правы. Думаю, мы оба так вспыльчивы, что порой не можем остановиться, чтобы выслушать друг друга.

ГРАНТ: Было бы гораздо проще, если бы ты дала мне высказаться и не прерывала на каждом слове.

ДЖЕССИКА: Удивительно, что каждый раз, когда мы пытаемся разобраться, ты всегда умудряешься сделать меня виноватой. Может, если ты перестанешь меня все время критиковать, я перестану тебе возражать.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Давайте здесь остановимся на время и посмотрим, что каждый из вас чувствует в данный момент.

Психотерапевт поворачивается сначала к Гранту, затем к Джессике. (Поворачиваясь поочередно к партнерам, терапевт показывает, что не занимает ничью сторону). 

Изучение их эмоционального состояния показало, что каждый из них чувствовал, что его не понимают и им пренебрегают. Психотерапевт попросил Джессику и Гранта говорить поочередно, таким образом, чтобы каждый из них мог высказаться и быть услышанным. Наконец они поняли, что у каждого из них будет шанс высказаться, и смогли остановиться и выслушать партнера.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Джессика, что вы чувствуете в данный момент?

ДЖЕССИКА: Злость, обиду, нападки…

ПСИХОТЕРАПЕВТ: А вы, Грант? Что вы чувствуете?

ГРАНТ: Злость и то, что меня не понимают.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Еще что-нибудь?

ГРАНТ: Думаю, еще грусть, потому что все так знакомо. Мы ходим по кругу, и все закончится обидой и разочарованием.

(Психотерапевта воодушевило то, что Джессика и Грант так быстро признали и выразили свои чувства, и что намерение говорить открыто о своих переживаниях присутствует у них уже на первой стадии лечения. Позднее на сессии Джессика и Грант снова начали ссориться, и снова с бессознательным намерением получить помощь.)

ГРАНТ: И еще одно – ты всегда приходишь с работы такая усталая и занятая мыслями о своих клиентах, что никогда не замечаешь, что происходит вокруг тебя.

(В этом месте психотерапевт вмешался, прежде чем Джессика успела ответить характерными ей защитными, слегка агрессивными репликами.)

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Грант, не могли бы вы поподробнее остановиться на том, что вы чувствуете, когда Джессика приходит домой усталая и озабоченная?

(Целью было прервать поток обвинений и перейти к четким «я-высказываниям». Психотерапевт также отметил употребление Грантом слов «всегда» и «никогда», а также других громких слов со слишком общим значением, но пока решил отложить эту конфронтацию на будущее.)

Целью психотерапевта на этой первой сессии было сфокусироваться на общении и создать психотерапевтическую атмосферу, в которой каждый из партнеров уважал бы право другого высказываться и быть услышанным. Таким образом, психотерапевт создает более продуктивный процесс взаимодействия, который может быть перенесен за пределы терапевтического контекста.

К концу первой встречи Джессика, Грантом и психотерапевт четко сформулировали условия контракта.

Общие положения терапевтического контракта для Джессики и Гранта можно сформулировать следующим образом:

· сфокусироваться на отношениях с Морганом для того, чтобы найти подходящий для них обоих путь действий;

· справиться со стрессом из-за невозможности иметь собственного ребенка и научиться выражать свои чувства, не обижая друг друга.

Они согласились, что для того, чтобы разрешить текущий конфликт, в процессе терапии они должны изучить различия между ними.

Отношения между контрактом и терапевтическими целями и задачами видятся в таком ключе: психотерапевт по-прежнему придерживается гипотезы, что партнеры испытывают трудности в принятии и уважении систем взглядов и ценностей друг друга, что выражается в разногласиях по вопросу воспитания детей; он определил, что работу необходимо начать с несовпадения их взглядов именно в этом вопросе, но вскоре перейти к изучению невыраженных и непризнанных страхов, разочарований и ожиданий друг от друга; он также предупредил, что возможно понадобится проработать с ними влияние предыдущего брака Гранта на их семью.

Также в задачи терапевта входит обеспечение партнерам безопасной терапевтической обстановки, в которой они могли бы осознать скрытые чувства и воспоминания, мешающие их способности успешно вести диалог о практических проблемах, связанных с Морганом. Психотерапевт будет следить за блокирующими и нарушенными коммуникативными паттернами, которые каждый из партнеров привносит в данный процесс. В дополнение к обучающим аспектам терапии, появляется возможность для исцеления застарелых эмоциональных ран. При успешном завершении этого процесса у партнеров появится возможность жить дальше более полной жизнью, без «груза» прошлого, омрачающего настоящее.

Несмотря на разногласия в начале первой сессии, на этапе заключения контракта была заложена прочная основа для успешного терапевтического процесса. Джессика и Грант показали преданность друг другу и желание сохранить брак. Они также были готовы справиться со своими различиями и наладить отношения. Каждый из них чувствовал необходимость и желание долгосрочных моногамных отношений и считал, что они подходящие для этого партнеры. Психотерапевт сделал вывод, что способность сформулировать задачи контракта так четко, как это сделали они, очень поможет в работе всем троим. Большинство людей в нашем обществе не в состоянии выразить или обсудить конфликтную ситуацию. В этом плане психотерапия и консультирование – большое подспорье, поскольку там можно этому научиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.009 с.)