Сессия третья: фокусировка на решении проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сессия третья: фокусировка на решении проблем



На этой сессии психотерапевт предложил сосредоточиться на способах решения проблем. Несмотря на то, что Грант и Джессика выслушали друг друга, им все еще было сложно отнестись с уважением ко взглядам друг друга на проблему, вызванную присутствием Моргана в их доме. Для психотерапевта было ясно, что хотя в настоящий момент суть проблемы была в Моргане, но неумение решать проблемы повлияло и на другие области отношений Джессики и Гранта.

Учитывая различные ожидания от отношений с Морганом, открывшиеся на второй консультации, Грант и Джессика согласились на третьей встрече обсудить, о чем в реальности можно договориться по поводу Моргана. Джессика пришла к пониманию роли Гранта как отца и того, как он определяет свои обязанности и ответственность, связанные с этой ролью. Грант, в свою очередь, осознал, что поскольку Джессика не имеет собственных детей, у нее нет непосредственного опыта родительствования, несмотря на то, что по работе ей и приходится общаться с подростками.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мы с вами решили, что начнем сегодняшнюю встречу с обсуждения организации каникул Моргана. Для этого нам нужно сосредоточиться на конкретных задачах и обязанностях для каждого из вас.

ГРАНТ: Прежде чем мы это сделаем, я бы хотел убедиться, что вы все правильно понимаете.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мне бы хотелось придерживаться нашей договоренности. Вы готовы обсуждать подготовку к приезду Моргана или вы хотите внести изменения в контракт?

(Психотерапевт следует намеченной задаче, при этом для себя отмечая сопротивление Гранта, которое нужно будет проверить позднее.)

ДЖЕССИКА: Я много об этом думала, и предлагаю, когда Морган приедет, сесть и обсудить с ним, чем он хочет заниматься во время каникул. Так он сможет участвовать в планировании, и нам не придется навязывать ему свои планы.

ГРАНТ: Ничего хорошего из этого не выйдет…ему захочется в ночные клубы, кататься на лыжах, поездки в Брайтон, билеты на концерты. Я прямо все это вижу.

ДЖЕССИКА: Я совсем не это хотела предложить. Я просто хочу, чтобы он участвовал в обсуждении планов на равных.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Если вы согласитесь на такую беседу с Морганом, то у каждого из вас будет шанс ясно высказать свои пожелания.

Казалось, оба партнера рассуждали логично и рационально, что надо всего лишь сесть и обсудить проблему, но для психотерапевта было ясно, что настоящие чувства должны были вот-вот проявиться. Как обычно Грант отвечал на каждое предложение Джессики «Да, но…». В этот момент психотерапевт решил остановиться на процессе принятия решения, а не на самом содержании ссоры. У пар много поводов для ссор – деньги, секс, родственники, семейные праздники, друзья и т.д. В психотерапии определение и раскрытие процесса, лежащего в основе ссоры, помогает избежать разбора множества мелких проблем, которые используются как повод для ссоры. Психотерапевт обратил внимание на то, как Грант говорит «да, но…» на каждое предложение Джессики, и при этом слегка перефразирует сказанное ею.

ДЖЕССИКА: Я уверена, что надо решать вместе с Морганом.

ГРАНТ: Идея кажется отличной, но на самом деле мы не можем договориться, даже когда всего лишь решаем перекусывать перед кино или нет. Сомневаюсь, что у нас получится.

ДЖЕССИКА: Я просто предложила, а ты тут же не согласен. Ты все время отвергаешь мои идеи, Грант.

ГРАНТ: Ничего я не отвергаю. Ты такая чувствительная, все принимаешь близко к сердцу, что бы я ни сказал, воспринимаешь как отказ или критику.

ДЖЕССИКА: Видимо, я для тебя недостаточно хороша.

(Психотерапевт понял, что это их любимый конек и решил пресечь его в зародыше.)

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Джессика, что вы имеете в виду, говоря «недостаточно хороша»?

ДЖЕССИКА (со слезами на глазах и с позиции жертвы): То, что он заставляет меня ужасно себя чувствовать. 

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Боюсь, мне непонятно, как кто-то заставляет кого-то себя чувствовать. Что происходит с вами, Джессика, когда Грант отвергает все, что вы предлагаете?

ДЖЕССИКА: Я начинаю чувствовать себя маленькой испуганной девочкой, и вспоминаю, как меня дразнили братья, мать постоянно упрекала в чем-то, придиралась во всем, а отец никогда глаза от газеты не отрывал.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: И что потом происходит?

ДЖЕССИКА: Я себя чувствую просто ужасно, и мне кажется, что со мной что-то на самом деле не так.

(Психотерапевт решает вернуться к этой теме позднее и не углубляться в детские воспоминания сейчас, поскольку более полезным будет на данном этапе придерживаться проблемы общения пары.)

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Итак, Грант постоянно (делая акцент на слове) заставляет вас чувствовать себя незначительной и никчемной?

ДЖЕССИКА (понимая свою роль в процессе): Думаю, только когда он такой необщительный.

Помимо вопроса решения проблем на данной сессии рассматривались и такие темы, как налаживание общения между партнерами, разбор основных проблем и стремление пары зарабатывать очки перед терапевтом. Несмотря на присутствие всех этих трудностей в отношениях, к настоящему моменту Грант и Джессика почувствовали себя более расслабленными и стали доверять психотерапевту. Они также стали ловить себя и друг друга на своей любимой игре и даже стали относиться к этому с юмором. Юмор – это хороший источник энергии и поддержки в психотерапии. С помощью юмора можно легко и эффективно осуществлять конфронтацию или говорить на трудные темы. Когда клиенты начинают относиться к проблемам с юмором, это значит, что они способны взглянуть на себя со стороны и стать объективными, и в то же самое время использовать «игровое пространство», созданное психотерапевтическим контекстом.

ГРАНТ (собираясь поймать Джессику на противоречии в ее видении событий): Я хотел тебя спровоцировать, чтобы вывести на чистую воду. Боюсь, это очередная семейная игра, в которой отец был так силен. Я ей научился, хотя всегда старался увильнуть и самому не попадаться!

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Отлично, Грант! Вы сейчас осознали очень важный момент.

Очень важно выделять положительные и сильные стороны партнеров, и в то же самое время конфронтировать бесполезным. Умение решать проблемы – одна из сильных сторон этой пары, так же как и довольно высокая степень самосознания и понимания проблемы. По результатам данной консультации психотерапевт решил, что на следующем сеансе необходимо переходить к более глубоким проблемам. Он понимает, что если не выявить и не проработать проблемы, лежащие на более глубоких уровнях, они будут возникать снова и снова, и соответственно мешать закреплению долгосрочного результата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.007 с.)