Сессия седьмая: контракты на будущее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сессия седьмая: контракты на будущее



ДЖЕССИКА: Я беспокоюсь за наше будущее… Не уверена, что у нас получится без терапии. (Психотерапевту) Вы нам очень помогли, но я боюсь, мы снова скатимся без вас.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Поэтому очень важно, чтобы мы сегодня закрепили все, чему научились за это время. Давайте рассмотрим план действий.

ГРАНТ: Я тут думал о наших контрактах на будущее. Мне понравилась ваша идея об «эмоциональной грамотности». Мне бы хотелось, чтобы мы продолжили, как договаривались, делиться нашим недовольством вместо того, чтобы копить его и потом недели или месяцы спустя, вываливать друг на друга. Знаю, что виноват в этом не меньше тебя, Джессика. Нам надо еще договориться делиться и положительными эмоциями – приятно было слышать слова благодарности после недовольства.

ДЖЕССИКА: Давай сначала я выскажусь, а вы (обращаясь к психотерапевту) последите за нашими переговорами. Все это звучит очень разумно и по-взрослому, Грант, но когда ты злишься, сразу забываешь обо всех договоренностях. Хорошо бы придумать какой-то сигнал, чтобы подавать его, когда мы будем приближаться к опасной зоне. Я готова организовывать «честные поединки», чтобы разбираться с одной проблемой за раз, как мы тут научились делать.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы оба единодушны по поводу ваших контрактов на будущее. Подумайте, что еще важно для налаживания ваших отношений?

При организации сессий подобного рода необходимо оставить время на закрепление того, чему партнеры научились на сеансах, знания об их сильных и положительных аспектах, а также об опасных зонах и трудностях, которые еще могу возникнуть. Поскольку краткосрочная терапия стала для них хорошим опытом, они всегда могут вернуться, зная, что получат реальную помощь и поддержку. Краткосрочная фокусная терапия имеет действие, схожее с кризисной интервенцией, и дает возможность для роста и развития. Кризис, который заставил пару искать помощи, уже ослабил защитные механизмы и механизмы адаптации, таким образом, высвободив энергию для перемен. Очень важно отпустить их с положительным опытом.

СЕССИЯ ВОСЬМАЯ: ЗАВЕРШЕНИЕ

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Завершая наши с вами встречи, давайте коротко вспомним, чему каждый из вас научился во время терапии. Затем вы сможете сформулировать свои договоренности на будущее.

ГРАНТ (сразу вступая): Для меня это был огромный и богатейший опыт. Прежде чем поблагодарить вас (поворачиваясь к психотерапевту), я бы хотел сказать, как я ценю вашу прямоту и готовность заниматься со мной и Джессикой. На самом деле, если бы не ваша настойчивость и прямота, я бы не выдержал этого курса. Я столько приобрел… самое главное – это, наверно, понимание того, как важно выражать свои чувства прямо и решать проблемы сразу. Недовольство, копившееся годами, и разочарование убили все положительные чувства к Мелоди. Все что осталось с обеих сторон – это горечь, злость и много боли. С тобой, Джессика, с самого начала было по-другому, но последнее время я начал думать, что история повторяется. Я хочу быть уверен, что этого не случиться. Для начала, давай будем больше времени проводить вместе…

ДЖЕССИКА: Я тоже этого хочу… больше времени проводить вместе. Еще я предлагаю устаивать семейные собрания – например, раз в неделю, собираться всем троим, ты, я и Морган и разговаривать о разных вещах. Для себя я открыла, как важно то, что я пережила в детстве, и как это отражается на моей жизни сегодня. Благодаря вам (поворачиваясь к психотерапевту), я смогу лучше справляться с трудностями и больше не буду чувствовать себя жертвой. А если снова начну, я хочу чтобы ты, Грант, помог мне от этого избавиться, при этом меня не унижая.

ГРАНТ (улыбаясь): Что я могу сказать тебе, Джессика, чтобы ты не восприняла это как критику или унижение?

ДЖЕССИКА: Просто напоминай мне тоном, каким сейчас говоришь, что я застряла в позиции «жертвы».

ГРАНТ: Хорошо. Попробую. Если начну раздражаться и молчать, просто спроси меня, на что я злюсь.

Они продолжили обсуждать перемены, которые они хотят привнести в общение друг с другом, а также в свой образ жизни и восстановленные семейные отношения.

Затем они снова поблагодарили психотерапевта, который завершил сессию следующими словами:

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мне было приятно с вами работать. Я считаю вас очень смелыми и откровенными людьми, и восхищаюсь тем, как вы оба справляетесь с ситуацией, которая не так проста, как могло показаться на первый взгляд.

(В словах психотерапевта чувствуется симпатия и уважение к клиентам. Как уже упоминалось, уважение очень важно в контрпереносе, и если оно сопровождается искренней симпатией и теплотой по отношению к клиентам, тем лучше.)

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Помните, жизнь полна неожиданностей, если вам понадобится безопасное место, чтобы обсудить какие-то сложности, я буду рад выделить для вас время.

Этим психотерапевт показывает, что если не случится что-то из ряда вон выходящее, им вряд ли понадобится еще один курс психотерапии. Хотя время от времени, им может понадобиться место, куда они смогут прийти и разрешить свои разногласия, связанные, например, с Морганом или с другими семейными проблемами.

В этом примере из практики, психотерапевт доволен результатом краткосрочной терапии. Когда Грант и Джессика уходили, терапевт про себя улыбался. Он подумал, что во время спокойного и беззаботного отдыха, может случиться «незапланированная» беременность, что подарит им то, о чем они так давно мечтали – ребенка, который укрепит отношения в этой любящей семье.

Такой оптимистичный исход нередок в краткосрочной терапии. Хотя отношения Джессики и Гранта были довольно здоровые и нормально функционирующие, пара погрязла в ссорах и стояла на пороге отчуждения. Более того, получилось так, что Морган одновременно и манипулировал ими и был жертвой напряжения между ними.

Как уже было упомянуто, цель терапии состоит не в том, чтобы добиться сказочной концовки – «и жили они долго и счастливо», а скорее, чтобы разобраться в нерешенных проблемах, лежащих в основе конфликтов. В данном случае лечение было направлено на психологическое наследие Гранта от первого брака, а не на его детские проблемы. Ранние проблемы Джессики оказались более существенны для их взаимодействия, и ее текущего душевного состояния. Однако ни у кого из них в детстве не было серьезной травмы или пренебрежения родителей. Вместе с тем, даже в случаях более серьезных ранних повреждений, остается возможность для более интенсивной терапии и влияния на пострадавшую систему жизненных взглядов, которая отражается на отношениях между людьми.

К сожалению, в книгу вошли только несколько примеров из работы, проделанной с Джессикой и Грантом, так что читателю придется самому дополнить недостающее. Авторы книги надеются, что дали достаточно информации о преимуществах такой работы, чтобы заинтересованные специалисты смогли включить данную модель в свою уже существующую практику.

перевод: Наталья Карамушко

 


ГЛАВА 13
СУПЕРВИЗИЯ КРАТКОСРОЧНОЙ ТЕРАПИИ ПАР

При супервизии краткосрочной терапии пар к супервизору предъявляются особые требования. Важно понимать, что, чтобы практиковать этот метод, несмотря на его сжатые временные рамки, психотерапевт должен быть основательно подготовлен. Использование метода краткосрочной терапии пар требует глубоких знаний и обширного клинического опыта, получить которые можно лишь за долгие и долгие годы практики. Только очень опытные психотерапевты обладают достаточно развитыми способностями быстро и эффективно оценивать ситуацию, имеют в своем арсенале необходимый набор интервенций и обширную теоретическую базу. Далее будут рассмотрены основные вопросы, касающиеся супервизии краткосрочной терапии пар.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)